Автомобильный одометр
Автомобильный одометр — прибор, используемый для измерения пройденного километража машины. Устанавливается на приборной панели возле указателя частоты вращения коленвала или скорости движения.
Оглавление
Позволяет ориентироваться в пробеге транспортного средства, подсчитать расход и решить другие задачи. Ниже рассмотрим, в чем польза прибора, каких видов он бывает, и на каком принципе работает. Отдельно разберемся, можно ли подделать его показания, и как распознать попытку обмана.
Одометр – важный прибор в автомобиле
Важность в машине сложно переоценить. Он дает точную информацию о пробеге и позволяет решить следующие задачи:
- Выбор авто при покупке. По показаниям одометра можно сделать вывод о состоянии транспортного средства и актуальности сделки. Покупатель может понять, в каком состоянии находится двигатель и ходовая часть, когда необходимо делать очередные ремонтные работы, сколько придется потратить на ТО в будущем и т. д.
- Определение расстояния. Возможности одометра позволяют определить, сколько километров между разными населенными пунктами. В дальнейшем такие знания помогают построить логистику и спланировать расход топлива.
- Оценка прожорливости транспортного средства. Автовладельцы часто используют одометр, чтобы оценить реальные расходы автомобиля. Для этого они заправляют полный бак, проезжают определенное расстояние, а потом снова заезжают на АЗС для заливки топлива «до горлышка». Полученное количество литров делится на пройденный путь. К примеру, если водитель проехал 100 км и долил 6 литров, реальный расход составит 6 л на «сотню».
От показаний одометра напрямую зависит стоимость машины при ее продаже. По этой причине многие продавцы пытаются скрыть этот параметр. Для скрытия пробега люди идут на скручивание показаний и иные хитрости. Как от этого защититься, рассмотрим в отдельном разделе.
Принцип действия одометра, что он измеряет
ВажноВне зависимости от конструктивных особенностей любой одометр отображается пройденный путь.
Механический девайс функционирует с помощью тросика, который соединяется с валом КПП. Вращение обеспечивается путем связки с передними колесами. В результате на механическом приборе меняются цифры и их можно зафиксировать.
В электронно-механических приборах принцип работы более сложный. Здесь также используется тросик, вращение которого фиксируется с помощью электронного прибора. Если же устройство полностью электронное, для подсчета расстояния применяется датчик Холла. Данные собираются, обрабатываются ЭБУ и передаются на БК.
Последний вид одометров считается наиболее точным. В нем данные считываются с магнитного датчика, смонтированного возле зубчатого колесика на входе вала КПП. При совершении полного круга колесом устройство считывает импульсы.
В ряде автомобилей вместо магнитного датчика предусмотрен оптический, как у компьютерной мышки. Считается, что одометр измеряет пройденный машиной путь. Но это не корректное заявление. На практике он считает число оборотов колеса. Разницу легко увидеть в случае изменения диаметра шины.
Типы устройств
Вместе с оптимизацией автомобилей совершенствовались одометры, которые устанавливались на транспортные средства. Они прошли путь от самых простых до сложных электронных устройств, контролируемых блоком управления. Ниже рассмотрим особенности каждого из вариантов.
Механический
Первый тип одометра — механический. Он имеет простейшую конструкцию и состоит из шести колес одного диаметра. Каждое из них имеет разметку под любую из цифр — от «0» до «9».
С прохождением расстояния элементы поворачиваются к лицевой части и по горизонтали.Погрешность прибора — 5-10%, а следующим шагом после 999 999 км является обнуление прибора. Из-за устаревания конструкции и легкости скрутки все производители отказались от таких видов одометров в пользу более совершенных.
Электронно-механический
Очередным этапом в развитии одометров стали «смешанные» устройства. В них совмещается электронный и механический тип. Такие девайсы отличаются меньшей погрешностью, ведь фиксируются обороты колеса транспортного средства с механическим приводом. Сведения принимаются датчиками, а после корректировки выводятся на экран.
В показаниях прибора заложена погрешность в пределах 2-5%, которая обусловлена снятием информации с колеса, низкой прочностью или износом механической составляющей конструкции. Такой вид одометров также почти не устанавливается на современных автомобилях из-за низкой точности.
Электронный
Самый новый тип счетчика, отличающийся простотой и точностью. В нем нет механических элементов, что приводит к снижению погрешности. Такие девайсы выдают показания с точностью до 98-99%.
Конструктивно электронный одометр состоит из следующих элементов:
- экран — устанавливается на приборке автомобиля;
- магнитный датчик — измеряет обороты колеса;
- счетчики — контроллер, который фиксирует обороты в километрах.
Электронные одометры выдают собранные данные в цифровом виде. Такая особенность улучшает видимость реального пробега при осмотре панели. В отличие от более простых моделей, здесь формируются разные виды пробега: суточный и общий.
Корректировка одометра
Негативной особенностью любого одометра является погрешность, которую можно «перекрыть» с помощью корректировки. Из-за сложности процесса многие автовладельцы обращаются на СТО. Если человека не пугают трудности, и он готов сделать работу самостоятельно, можно использовать следующие приборы:
- Импульсный намотчик OBDII. Устройство подключается к генератору, который формирует импульсы. Последние имитируют сигналы датчика скорости и корректируют параметры прибора.
- Крутилка АБС — устройство, позволяющее скорректировать информацию бортового компьютера. С его помощью можно сымитировать скорость вращения колес и поменять параметры одометра.
Для работы с электронными приборами российских и заграничных брендов применяется ПО 5 PRO. В качестве самой популярной программы применяется Stool. Она снимает показания с устройства через порты ELM-327 или M-Bus. Такие операции могут проводиться на машинах Ваз, Хендай, Киа, Тойота, Мазда и других.
Как определить скрутку одометра
В зависимости от типа счетчика километража меняются и подходы к скрутке. Проще всего обмануть механический одометр, и даже новичок-механик может решить этот вопрос. Для решения задачи достаточно отбросить тросик от шестеренки в области трансмиссии, а после крутить его в другую сторону. Для этого трос крепится в патроне шуруповерта. Как только нужные показания получены, схема собирается на место.
Для выявления скрутки механического одометра достаточно спуститься под авто и осмотреть место соединения троса с шестеренкой трансмиссии. Если элементы одометра загрязнены и пыльные, а место соединения троса с шестеренкой чистое, это свидетельствует о скрутке.
В электронно-механических одометрах скрутить километраж еще проще. Для этого требуется снять приборную панель и открыть корпус устройства. После нужно отбросить шестерни механизма считывания и выставить требуемую величину за небольшой промежуток времени.
Определить вскрытие электронно-механического устройства несложно. Во время осмотра стоит обратить внимание на место соединения кожуха. При открытии устройства хитрец оставляет следы повреждений, поэтому заметить скрутку не составит труда.
С электронными одометрами ситуация сложнее. Для скрутки прибора достаточно ноутбука, специального ПО и подключения к диагностическому разъему. В некоторых случаях придется отбрасывать платы и проводить паяльные работы. Для этого потребуется определенный опыт.
Определить скрутку электронного одометра невозможно, если мошенник не разбирал приборную панель. В таком случае придется использовать косвенные методы:
- Изучите сервисную книжку. В этом документе СТО проставляет километраж и указывает замененные детали. Если в документ вносились какие-либо изменения, это плохой признак.
- Обратите внимание на педали и руль. Если эти части машины затерты, а на одометре меньше 100 000 км, это свидетельствует о скрутке. Об этом же свидетельствует плохое состояние «родных» ковриков.
- Измерьте высоту протектора. Если колеса ни разу не менялись с момента покупки, высота рисунка позволяет просчитать ориентировочный износ и узнать пробег.
- Обращайтесь на СТО. Если есть сомнения в скрутке одометра, лучше обратиться на сервис и попросить специалиста сделать проверку. Мастера с опытом легко определят накрутку на 20 000 км и более.
Заключение
Одометр — неизменный элемент любого автомобиля. С первых дней он становится неизменным помощником владельца в определении расстояния и расчете точного расхода топлива. В процессе покупки он позволяет определить состояние машины, а также сделать выводы по актуальности сделки.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Мошенники в автомобильных международных грузоперевозках
- Автомобильная лебедка: какой трос выбрать?
- Автомобильные спидометры, классификация
- Заблуждения о мониторинге автомобилей
- Грузовик ГАЗ-56, история советского автопрома
- Автомобильный одометр
- Автовозы — устройство и разновидности
Узнала много нового из этой статьи. Много слышала про то что недобросовестные продавцы машин скручивают пробег автомобиля, но как это делается технически не знала. Спасибо автору всё подробно объяснил. Конечно при покупке машины не стоит доверять показаниям одометра, надо внимательно осматривать все системы автомобиля.
Адометр одно из самих важных штука в машине без него сложно водить машины.
Одометр отличный всем рекомендую заказал примерно год назад радует своей точностью и долговечьностью