Трактор МУЛ-1221 для лесного хозяйства
Трактор МУЛ 1221— универсальный транспорт, предназначенный для сбора спиленных деревьев, сортиментов, хлыстов, а также создания пачек и выполнения иных работ в процессе ухода за лесом. Это надежная техника, способная выполнять задачи в любое время года на равнинной и пересеченной местности. Ниже рассмотрим назначение машины и ее технические характеристики, рассмотрим особенности кабины и навесного оборудования, выделим плюсы и минусы.
Оглавление
Назначение трактора МУЛ-1221
МУЛ 1221 — техника, созданная на базе трактора МТЗ 1221. Главной особенностью является наличие универсальной задней подвески, позволяющей работать в лесу и при выполнении задач в сельском хозяйстве.
Основное назначение спецтехники:
- сбор деревьев, хлыстов, сортиментов;
- создание пачек и их трелевка;
- штабелирование сортиментов;
- толкание бревен;
- расчистка дороги и площадок в лесополосе.
Для выполнения рассмотренных выше функций предусмотрен отвал повышенной мощности. Мощные и сверхпрочные шины выдерживают воздействие острых предметов, что важно при работе в лесу. Кабина водителя и другие узлы защищены от воздействия бревен и веток.
ВажноТрактор оптимизирован для применения 12 месяцев в году при температуре от -40 до +40 градусов Цельсия. Он хорошо справляется с задачами на равнинах, склонах и пересеченной местности. Не смущает технику и наличие снежного покрова толщиной до 50 см, камни или остатки поваленных деревьев высотой до 30 см.
Трактор хорошо справляется с задачами при любой видимости. Возможность выполнения задач машиной на базе МТЗ 1221 обусловлено хорошей комплектацией техники. Возможно применение дополнительного оборудования, на котором остановимся ниже.
Полуприцеп с гидроманипулятором
Для расширения функциональных возможностей МУЛ 1221 может оснащаться дополнительным полуприцепом с гидроприводом колес. К его особенностям стоит отнести:
- Небольшой вес, что обусловлено применением шведской стали «Стренкс». Она имеет повышенную прочность и позволяет снизить массу конструкции на треть.
- Отсутствие поперечной оси между колесами и применение более мощных балансиров.
- Более высокий клиренс — до 60 см.
Также на полуприцепе предусмотрен манипулятор повышенной производительности, способствующий увеличению объема вывозки на 30-60 процентов. Гидравлический механизм имеет стрелу с вылетом до 8,5 м и длину телескопического вылета — 3,3 м.
Возможности гидроманипулятора позволяют поднимать вес на максимально выставленной стреле до 450/520 кг, а на 4 м без грейферного захвата — 1050/1220 кг. В процессе работы устройство способно поворачивать на 380 градусов вокруг оси. При этом площадь грейферного захвата составляет 0,23 кв. метра. Общий вес гидроманипулятора — 900 кг.
Технические характеристики трактора МТЗ-1221
Отдельного внимания заслуживают характеристики МТЗ 1221, ведь по ним можно сделать вывод о функциональности, надежности и широких возможностях техники. К основным моментам стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Двигатель, мощность, кВт | Д-260.2 / Д-260.2С, 95,6 / 98 |
Номинальная частота вращения, об / мин | 2100 |
Удельный расход топлива, г/кВт*ч | 240 |
Скорость движения, км / ч | 29,6 |
Размеры (ДхШхВ), м | 6,36х2,23х3 |
Эксплуатационный вес, т | 7,02 |
Размер колеи передней / задней, м | 1,85 / 1,95 |
Топливный бак, л | 160 |
Минимальный клиренс, см | 37 |
Угол подъема с грузом / без груза, град. | 20 / 12 |
Максимальный боковой крен, град. | 10 |
Шины спереди / сзади | 420/70R24 или 520/70R38LS/ 30,5L-32LS |
Срок службы, лет | 10 |
Отдельное внимание уделим главным узлам трактора — силовому агрегату, трансмиссии и ходовой части.
Двигатель
На МУЛ-1221 установлен двигатель МТЗ 1221 собственного производства — Д-260.2. Это 4-тактный турбированный силовой агрегат мощностью 95,6 кВт или 130 лошадиных сил. Номинальный крутящий момент составляет 2100 оборотов в минуту. Цилиндры имеют рядное расположение, а всего их шесть. Двигатель позволяет развивать скорость до 29,6 км/ч при передвижении без груза, а по лесной дороге не более 8 км/ч. Расход топлива — 240 г/кВт*ч.
В качестве альтернативы может устанавливаться двигатель Д-260.2С. Это также 4-тактный мотор с турбонаддувом, но имеющий немного большую мощность — 98 кВт. Удельный расход топлива здесь немного меньше — 233 г/кВт*ч. Что касается крутящего момента и скоростей движения, здесь имеют место те же параметры.
Двигатели МТЗ-1221 имеют ряд особенностей, что делает их более надежными:
Применение стальной легированной вставки для установки компрессионного кольца (занимает верхнее положение). Наличие такой опции повышает стойкость к износу при работе в тяжелых условиях.
На поршнях предусмотрено только два компрессионных кольца, что снижает сопротивление вращению коленвала. При этом компрессия обеспечивается, благодаря 2-стороннему профилю верхнего кольца. Камера сгорания улучшена для повышения эффективности сгорания топливной смеси.
Трансмиссия
КПП МТЗ 1221— классическая «механика», состоящая из узла скоростей, блока шестеренок, а также группы валов: заднего хода, пониженных передач и вторичного. Дополнительно предусмотрены узлы гидросистемы и механизм управления. Общее количество диапазонов — шесть. Из них четыре вперед и два назад. Есть возможность переключения передач в каждом из диапазонов, для чего предусмотрены индивидуальные синхронизаторы.
Условно коробка передач трактора состоит из двух элементов:
- Блок для изменения скоростей.
- Устройство переключения диапазонов.
После включения определенной передачи рычаг выставляется в нужную позицию, а уже потом используется для установки требуемого диапазона. Общее количество передач вперед — 16, а назад — 8. Максимальная скорость движения — 2,1-33,8 км/ч / 4-15,8 км/ч соответственно.
Коробка передач МТЗ-1221 отличается повышенной надежностью и стойкостью к износу. Ее минимальный срок службы составляет три года при условии ежедневного использования. Для продления ресурса важно соблюдать правильный режим работы и обеспечить своевременную эксплуатацию. Важно контролировать объем масла / давление, соблюдать режим работы, контролировать правильность зацепления и т. д.
Надежность коробки перемены передач подкрепляется качественным сцеплением МТЗ 1221. В тракторе предусмотрена двухдисковая усиленная муфта, спрятанная в качественном корпусе. При этом сцепление относится к категории фрикционных и сухих.
Ходовая
Универсальность трактора обусловлена продуманной ходовой системой. В машине предусмотрен полурамный остов.
Колеса на передней и задней оси являются ведущими и комплектуются шинами повышенной прочности. Передний мост оборудован планетарно-цилиндрическими передачами и дифференциалом с возможностью самостоятельной блокировки. Задний оснащается колесными, планетарными редукторами.
Кабина МТЗ-1121
При разработке кабины трактора главное внимание уделялось безопасности и комфорту для оператора. Конструктивно она сделана таким образом, чтобы защитить водителя при случайном падении дерева диаметром до 20 см, измеренным на высоте около 130 см от основания. Кроме того, металлический каркас защитит человека в случае опрокидывания.
Интерьер салона хорошо продуман и имеет эргономичный дизайн. Основные элементы управления находятся с правой стороны от оператора. Он может управлять гидравликой навесного оборудования, подачей горючего, ПВМ и другими механизмами. Все рукояти, датчики и другие механизмы находятся в непосредственной близости и хорошо читаются. Рулевая система имеет гидравлический привод, что упрощает управление.
Одной из особенностей МУЛ-1221 является современное оформление кабины с упором на удобство / комфорт для водителя. Удобное кресло оператора покрыто качественной тканевой обивкой. Пластик приборной панели имеет неплохое качество и почти не дребезжит во время работы. Пыле- и шумоизоляция кабины сделаны на достойном уровне.
К дополнительным особенностям кабины МТЗ-1221 стоит отнести:
- Продуманная принудительная вентиляция.
- Наличие в крыше люка для проветривания кабины
- Панорамное остекление.
- Качественный козырек для защиты от солнечных лучей.
- Ремни безопасности для водителя.
- Система отопления, гарантирующая тепло при сильном морозе на улице.
- Возможность открытия заднего стекла для дополнительного проветривания.
- Удобство работы в реверсном режиме, благодаря правильной позиции переключателей.
Комплектация МТЗ-1221 может различаться в зависимости от цены. К примеру, в базовой версии не предусмотрен вентилятор и кондиционер для дополнительной циркуляции воздуха.
Навесное оборудование МУЛ-1221
Функциональность техники обеспечивается за счет возможностей применения разного навесного оборудования. К основным навескам МТЗ-1221 можно отнести:
- Толкатель. Крепится к передней части силового модуля.
- Лебедка. Изготовлена с применением мощного корпуса и оборудована упорным щитом с установленным внутри барабаном и тросом, гидравлической системой и другими механизмами. Крепится на заднее навесное устройство в трех точках. В качестве привода применяется карданный вал от заднего ВОМ модуля. Управление осуществляется с помощью специальной рукоятки.
- Грабли для сбора и перемещения остатков. Подъемный механизм обеспечивает монтаж оборудования на передней брус модуля, а также подъем / опускание устройства.
- Полуприцеп с гирдоманипулятором (рассматривался выше).
При необходимости может использоваться и другое навесное / прицепное оборудование для сбора, разгрузки и погрузки бревен / веток.
Преимущества и недостатки
Трактор МУЛ-1221 востребован в лесном и сельском хозяйстве, благодаря универсальности. К его плюсам стоит отнести:
- Широкая сфера применения.
- Высокая мощность двигателя.
- Возможность крепления самого разного навесного оборудования.
- Продуманная эргономика и дизайн кабины.
- Высокая производительность.
- Хорошая ремонтопригодность.
- Большой срок службы основных элементов.
- Богатая комплектация уже в «базе».
- Небольшой расход топлива.
- Доступная цена.
- Способность работать зимой / летом в любых условиях.
При рассмотрении стоит выделить и ряд недостатков. К таковым относится сравнительно небольшой объем топливного бака и забор воздуха для двигателя на уровне капота.
Последний минус приводит к быстрому забиванию фильтров и необходимости их частой замены. В остальном МУЛ-1221 почти не имеет аналогов в своем классе. Много вопросов касается комфорта в салоне, ведь кондиционер, вентилятор и ряд других функций не идут в «базе», а предусматриваются в качестве опций.
Заключение
МУЛ-1221 — неприхотливый и надежный транспорт для лесного хозяйства, построенный на проверенном временем тракторе МТЗ-1221.
С такой техникой можно смело выполнять задачи любой сложности и быть уверенным в безопасности. Кроме того, установка навесного оборудования позволяет существенно расширить возможности техники и сэкономить на покупке / аренде другого оборудования.
- Трактор для фермерского хозяйства
- Спецтехника трактор для хозяйства
- Трактор для поля
- Трактор и насадки
- Навеска к трактору МТЗ
- Трактор МУЛ-1221 для лесного хозяйства
Техника, предназначенная для сбора и перевозки деревьев, иных работ с лесопродукцией, является достаточно узкоспециализированной. Радует, что трактора МУЛ постепенно совершенствуются, помогая повысить рентабельность и качество таких работ.
Несмотря на некоторые недостатки, МУЛ-1221 – идеальный вариант в своем ценовом сегменте. Самое главное – работоспособность в любое время года, несмотря на температуру за бортом, шикарная базовая комплектация, недорогие, доступные запчасти и, главное, – комфорт для водителя.
Работаю в лесном хозяйстве, есть у нас такая техника Трактор МУЛ-1221, комфортно работать на этом тракторе, не значительные минусы с лихвой покрываются плюсами, погода практически не влияет на работу на тракторе.
Как по мне то что уже можно на нем работать в любой сезон многого стоит. Да, практически вся техника лесничества узконаправленная, но тут хоть есть уже хоть какое-то разнообразие. И нормальное удобство для водителя не малого стоит. Ведь он там проводит значительное количество времени.
Впечатляет, насколько продуманной и универсальной получилась модель МУЛ-1221. Она явно вобрала в себя лучшие черты своего предшественника МТЗ-1221 и даже превзошла его благодаря улучшенной подвеске и возможности работать в сложных условиях лесного хозяйства. Интересно, что шведская сталь «Стренкс», использованная в конструкции полуприцепа, позволила значительно уменьшить его вес, что, в свою очередь, увеличивает маневренность техники. Это напоминает мне инновации в автомобильной промышленности, где производители стараются облегчить вес автомобилей без ущерба для их безопасности и производительности. Также нельзя не отметить удобство кабины и продуманную эргономику, ведь в условиях леса комфорт водителя играет значимую роль. Всё это в совокупности делает МУЛ-1221 отличным выбором для тех, кто ищет надежную и многофункциональную спецтехнику.
Мне кажется, что такое внимание к деталям в конструкции и эргономике кабины — это важный шаг вперед. Например, наличие защитного каркаса в кабине, как у современных грузовиков Volvo, делает работу более безопасной. Однако отсутствие кондиционера в базовой комплектации — это минус, который следует учитывать.
МУЛ-1221 явно продуман до мелочей для работы в лесу. Особенно впечатляет возможность работы при экстремальных температурах от -40 до +40 градусов. Это напоминает возможности некоторых моделей Caterpillar, которые также славятся своей выносливостью. Правда, хотелось бы видеть больший объем топливного бака для более длительной автономности.