Трактор Т-16

Трактор Т-16— продукт харьковского завода ХТЗ, являющийся модернизированной версией ДСШ-14. Планировался в качестве самоходной и универсальной техники для сферы сельского хозяйства и промышленности.

Ценится за простоту, отличную маневренность и проходимость, бережную обработку почвы и возможность применения многих видов навесного оборудования. Ниже кратко рассмотрим историю создания, технические характеристики и модификации транспорта.

История создания

Трактор Т-16

В 1950-х на тракторном заводе в Харькове стартовал процесс изготовления и сборки ДСШ-14. В тот период это была мощная самоходная машина с продуманной конструкцией и оптимальными характеристиками. Ее особенностью стало заднее расположение мотора и установка впереди трубчатой рамы со специальной аппаратурой. Мощности в 14 «лошадей» было достаточно для движения со скоростью 13.7 км/ч. Мотор работал в паре с 6-ступенчатой КПП, а общий вес составлял 1.67 т.

Модификация ДСШ-14 производилась на протяжении двух лет, после чего завод перешел на изготовление усовершенствованной версии ДВСШ-16. Такой вариант техники имеет меньшую на 200 кг массу и стал быстрее на 17 км/ч. Последующие шаги по оптимизации шасси привели к появлению новой версии Т-16 в 1961-м.

Важно

В новой модификации устанавливался более мощный 16-сильный 2-цилиндровый силовой агрегат. Вес Т-16 увеличился до 1.685 т, и появилась возможность перевозить груз до 0.75 т. Транспорт смог разгоняться до 19.5 км/ч. На базе техники производились разные машины, а именно краны, вышки и т. д.

Модель Т-16 была на конвейере в течении 6-ти лет. За это время было изготовлено более 600 000 модификаций, которые производились до 1995-го. Техника применялась для с/х работ, перевозки стройматериалов, вывоза мусора и решения прочих задач с учетом применяемого оборудования.

Технические характеристики трактора Т-16

Перед рассмотрением особенностей техники выделим характеристики Т-16:

Технические характеристики Значения
Общая масса, т 1.685
Габариты (ДхШхВ), м 3.82х1.55-2х2.6
Мощность, л.с. 16
Частота вращения коленвала, об/мин  1750
Ход поршня, см 12
Расход горючего, г/кВт*ч 272
Грузоподъемность, т 0,75
Клиренс, см 56
ВОМ, об/мин  533

Для наглядности рассмотрим особенности и параметры разных элементов трактора, которые достойны наибольшего внимания: мотор, трансмиссия и ходовая часть.

Двигатель

Двигатель

Разработчики предусмотрели улучшенный двигатель трактора Т-16 с 16-ю лошадиными силами.  Мотор имеет стандартное водяное охлаждение и отличается предкамерным методом подготовки рабочей смеси. Из плюсов конструкции стоит выделить чугунные цилиндры, оборудованные ребрами охлаждения. Для правильного монтажа цилиндров на картере был центровочный пояс. 

Головка цилиндров изготовлена с применением серого чугуна, крепится к цилиндру с применением двух пар шпилек. В качестве прокладки между блоком и ГБЦ применяется кольцо из меди. Сами поршни сделаны из сплава алюминия.

Для увеличения камеры сгорания и оптимизации подготовки горючей смеси разработчики предусмотрели углубление в поршне. Смазывающая система универсальная. Предусматривает поступление масла под давлением по специальным каналам, а на остальные элементы смазка попадает посредством разбрызгивания. Для упрощения пуска предусмотрен декомпрессор.

Трактор Т-16

Дополнительные особенности:

  • топливный фильтр со сменным фильтрующим элементом;
  • двухсекционный топливный насос;
  • пусковая система с помощью стартера СТ-204 и АКБ 6СТ-68;
  • центробежная пусковая форсунка;
  • тяговый класс — 0.6;
  • мощность и обороты — 16 л. с/ 1750 об/мин;
  • диаметр цилиндра / ход поршня — 9.5 / 12 см.

Преимуществом двигателя стала простота эксплуатации, надежность и неприхотливость. Небольшого расхода топлива удалось добиться, благодаря особому подходу к образованию рабочей смеси. 

Коробка передач

В паре с мотором Д-16 работает 8-ступенчатая КПП с 7-ю передними и 1-й задней скоростью. Коробка трактора Т-16 выделяется продуманной конструкцией. Валы в трансмиссии расположены поперечно, что обеспечили большую компактность. Дополнительно применяются гидравлические шестеренки, обеспечивающие передачу вращения дифференциалу.

Коробка передач

Особенности трансмиссии Д-16:

  • особый блокировочный механизм, не позволяющий переключать скорости при отключенном сцеплении;
  • полунезависимый ВОМ, который находится слева от корпуса основной передачи;
  • замкнутое сцепление, имеющее один диск и фрикционное исполнение;
  • разный диаметр передних и задних колес и т. д.

Сцепление трактора Т-16 конструктивно состоит из двух 1-дисковых узлов, предназначенных для передачи момента от КПП и регулирования ВОМ. Устройство обеспечивает плавность работы и имеет продуманную конструкцию.

Ходовая часть

Конструктивно ходовая часть состоит из рамной части, двух мостов, а также колесами. Имеющаяся рама предназначена для крепления навесной аппаратуры и расширения функционала транспорта. Представляет собой жесткую конструкцию, которая состоит из пары сварных труб с поперечными брусьями спереди и сзади. 

Ходовая часть

Спереди в брусе предусмотрена пара втулок, выступающих в роли опоры для моста. Мост передней оси состоит из балансирной части и пары поворотных кулаков. Задняя мостовая часть является ведущей.

Колеса сзади состоят из обода, дисковой части и покрышек. Внутри предусмотрены стойки для фиксации диска. Колесо фиксируется на ступицах с помощью болтов, которые идентичны для передней и задней оси. При монтаже важно быть внимательным, ведь от соблюдения правил установки зависит контакт с поверхностью.

Рулевое управление бывает двух типов с ГУР или простое. В механической версии усилие передается к передним колесам с помощью валов, шестерней и секторов. При наличии ГУР оно направляется к хвостовику дозатора, который отправляет рабочую жидкость от насоса к гидравлическому цилиндру. Последний действует на колеса через поворотный рычаг. 

Кабина трактора Т-16

Первые модификации трактора Т-16 шли без кабины. Впоследствии на тракторе появился специальный каркас, обеспечивающий защиту оператора в случае переворачивания техники. Со временем машину еще раз оптимизировали и добавили дополнительные элементы. Появилась крыша, стеклянные панели, дверцы и т. д. Такая конструкция не только защищала от переворачивания, но и защищала водителя от негативных воздействий природы.

Кабина

Главной особенностью кабины трактора Т-16 является возможность разобрать конструкцию и оставить только каркас. Это особенно актуально в теплое время года, когда на улице высокая температура. Для крепления каркаса к раме предусмотрены амортизаторы, установленные в нескольких местах.

Водитель размещается на удобном кресле с подвеской. В сиденье возможность регулирования под габариты оператора. Дополнительных опций в виде вентилятора или кондиционера нет. Приборная панель максимально проста и имеет базовый набор приборов с переключателями.

Дополнительное удобство — возможность регулирования рулевой колонки по длине и углу. Это обусловлено продуманной конструкцией, а именно креплением, наличием подшипников двух валов и карданного узла соединения.

Навесное оборудование

Главным преимуществом трактора Т-16 является универсальность и способность работы с разными видами навесной аппаратуры. Такое оборудование является неизменной частью такой спецтехники. Применение устройств способствует расширению потенциала машины и делает ее более универсальной.

 

Навесное оборудование

В состав основного навесного оборудования можно включить:

  • плуги;
  • культиваторы;
  • сеялки;
  • косилки для заготовки сена;
  • экскаваторная аппаратура для работы с почвой;
  • опрыскиватели;
  • картофелесажалки;
  • бороны и катки;
  • аппаратура для подкормки и удобрения почвы.

Также с трактором можно использовать погрузчики, сварочное оборудование, помпы для воды, транспортные прицепы и платформы. Благодаря широким возможностям, транспорт можно использовать для подготовки почвы к посадке, при уборке урожая, для выполнения строительных и коммунальных работ. Также трактор может применяться в сфере ЖКХ и других отраслях.

Навесное оборудование работает, благодаря агрегатной гидросистеме, которая нужна для управления и контрольных функций. Конструктивно система состоит из гидравлического насоса / распределителя, расширительного бачка для смазки, пары гидроцилиндров и маслопроводов.

Модификации

Навесное оборудование

Модель Т-16 производилась в период с 1961-го по 1967-й. В дальнейшем разработчики модифицировали транспорт и выпустили усовершенствованные версии. К основным стоит отнести:

  • Т-16М — модернизированный вариант трактора, который выпускался в период с 1967 по 1995 год. Имеет самоходное шасси и 25-сильный мотор. Появилась возможность монтажа каркасной кабины с тентом и дверьми. Техника имеет эксплуатационный вес 1.81 т и 8-ступенчатую коробку передач. Максимальная скорость техники составляет 23.2 км/час. За время производства с конвейера сошло свыше 470 тысяч машин. Дополнительной особенностью стало появление каркасной кабины, оборудованной тентом и дверьми. Разработчики предусмотрели уменьшитель хода, который позволил снизить скорость до 1.6 км/ч. Такая опция полезна в сферах с/х, ЖКХ и коммунальном секторе.
  • Т-16 МГ — новая версия с дизельным 25-сильным мотором Д-21А1. Правки коснулись множества узлов и механизмов, из-за чего повысилась надежность техники. Трактор производился в течение девяти лет с 1986 по 1995 годы. Вес техники составляет 1.73 т, максимальная скорость движения увеличилась до 40 км/ч. Габаритные размеры трактора составляют 3.7х1.55х2.5 м. Рабочий клиренс позволяет использовать транспорт в условиях бездорожья и составляет 56 см. Кузов-самосвал способен принять груз до 1 тонны. Для применения навесной аппаратуры задействуется ВОМ синхронного и независимого типа.

К категории аналогов относятся разные виды тракторов. К примеру, для производителя ХТЗ это Т-25, для МТЗ — 311М, 321М, 320.4, 320, 421 и другие. Для ВТЗ — Т25А.

Заключение

Т-16

Вторичный рынок переполнен такой техникой, поэтому купить трактор Т-16 не составляет труда. При выборе техники необходимо смотреть на год выпуска, модификацию, цену и состояние. К примеру, покупка Т-16 МГ в рабочем состоянии обойдется в 2500-3000 долларов. Некоторые модификации обойдутся дороже — до 4000-5000 долларов.

Многое зависит от навесного оборудования, которое идет в комплекте.Трактор получил популярность, благодаря простоте эксплуатации, удобству технического обслуживания и ремонта, компактным размерам и хорошей маневренности.

Имеет небольшой вес, что исключает повышенное давление на почву при с/х работах. Большим полюсом является возможность применения навесного оборудования. Не удивительно, что транспорт до сих пор востребован во многих сферах.

Рейтинг: 26
Всего оценок: 10 Комментариев: 5 Просмотров: 1127
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 08-11-2022 / Обновлено: 09-11-2022
Поиск запроса "трактор т-16" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Камила Каспийск 09.11.2022

У трактора Т-16 хорошая мощность, довольно старая машина, его особенностью является использование предкамерного способа смесеобразования. Охлаждение воздушное, пуск двигателя осуществляется с помощью стартера, непосредственно из кабины, модификации этого трактора выпускались до 1995 года.

0
0
Ответить
Мария Москва 09.11.2022

Сейчас его вроде не используют, по крайней мере, в московской области. А машина хорошая, может выполнять большие объемы работы. Минусом назову уровень комфортности - даже если летом частично разобрать кабину, от солнцепека это не убережет. Но учитывая давность модели, и не стоит требовать от нее климат-контроля и прочего.

1
0
Ответить
Снежана Санкт-Петербург 25.10.2023

Я помню такой трактор с кузовом впереди. Когда я была маленькой, у дедушки, жившего на нашей улице, был такой. Он часто ездил на этом тракторе куда-то по делам, а я маленькая смотрела на это и думала, что этот трактор выглядит очень странно. Теперь я думаю, что так даже практичнее.

1
0
Ответить
Андрей Бендеры ПМР 09.08.2024

Жаль что сейчас подобных тракторов в России не производят. Малые трактора всегда нужны в ЖКХ и сельском хозяйстве!

0
0
Ответить
Георгий Село 27.08.2024

Умора и только с таких писак, На таком самоходном шасси выпуска середины- конца 70- х годов, я после окончания 1- го курса ПТУ работал на перевозке зёрна с кзс-5 в зерносклады. На тот момент шасси имело : КПП с 6- ю передачами и + реверс к ним, привод на задние колёса, передок ведущий может и был, но у нас даже не слышали. Грузоподъёмность 900 кг, на три стороны, ВОМ спереди, рулевое управление- механическое, поэтому известный автоэксперт Иван Зенкевич здесь мне не авторитет, а салаженок, как и по управлению ЗиЛа-157. ДВС воздушного охлаждения 2- цилиндра, визуально как на Т-25

1
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: