Наконечники рулевых тяг
Наконечник рулевой тяги—один из узлов рулевой системы автомобиля, гарантирующий перемещение и поворот колеса.
Оглавление
Работает на шаровом принципе, фиксируется с одной стороны к тяге, а с другой к поворотному кулачку. В процессе эксплуатации боится воды, загрязнений, низкого качества дорог и агрессивного вождения. Ниже разберемся с назначением узла, негативными факторами, признаками выявления поломок и нюансами их устранения.
Назначение шарнирного наконечника
Задача детали состоит в передаче вращения от рулевого колеса и управляемой колонки к колесам. Конструктивно наконечник представляет собой шарнир с подвижными элементами. В зависимости от марки / модели транспортного средства таких узлов может быть четыре или шесть.
Функциональность шарнирного наконечника объясняется простой конструкцией, обеспечивающей надежность и легкость обслуживания. В большинстве случаев в состав девайса входят следующие элементы:
- кожух — закрывает конструкцию от негативных погодных условий;
- палец с нарезанной резьбой для монтажа;
- крышка — используется для закрытия корпуса и защиты от попадания внутрь грязи;
- неопреновый чехол — оберегает систему от попадания мусора со стороны пальца;
- тефлоновый вкладыш — фиксирует и исключает движение пальца;
- кольцо — закрепляет чехол по периметру;
- пружина —участвует в креплении чехла к кожуху;
- гайка — используется на нарезном пальце.
Важно понимать, что наконечник поперечной рулевой тяги и продольного элемента — единая подвижная система. В комплекте она позволяет менять направление движения автомобиля в левую и правую сторону.
Конструктивно палец наконечника — надежный элемент, который изготавливается из стали литьевым или штамповочным методом, а потом шлифуется. В виде вкладышей применяются стойкие к износу элементы. Кожух отличается высокой надежностью, способен выдерживать большое давление и защищен от появления ржавчины.
Характер конструктивных нагрузок на деталь
Во время поездок автомобиля наконечник испытывает постоянную нагрузку. На него влияет множество факторов:
- Удары при движении. Их сила зависит от качества дорожного покрытия, из-за которого возможно растяжение тяг и ослабление крепящей гайки. Дополнительным фактором может стать повреждение пыльника, изменение положения сферы и нарушение целостности втулки.
- Негативные погодные факторы. Кроме конструктивных нагрузок, вызванных движением по плохим дорогам, на состояние наконечника влияет попадание разных реагентов с дорожного покрытия. «Химия» на пыльнике и чехле ускоряет их износ. В случае их повреждения ресурс наконечника снижается.
- Агрессивное вождение (на этом факторе остановимся ниже).
ВажноЕсли не учитывать рассмотренных выше моментов, наконечник почти не испытывает нагрузок из-за продуманной конструкции и шарнирного соединения.
По строению он напоминает сустав человека, а именно палец, вращающийся в защищенном корпусе. Для продления ресурса элемента достаточно мыть автомобиль после поездок по зимним дорогам и проверять состояние наконечников и пыльников.
Нагрузки на рулевой наконечник, связанные с манерой езды
Главный фактор, влияющий на наконечник рулевой тяги — манера езды автовладельца. Средний ресурс, который заявляет производитель, находится в пределах 60-80 тысяч километров. В среднем этот пробег эквивалентен пяти годам эксплуатации. На практике деталь приходится менять чаще — раз в 100 000 км и ранее.
Указанный пробег актуален для спокойной езды. Если автовладелец любит активный драйв, замена наконечников рулевых тяг может потребоваться через 20-25 тысяч километров. Причины следующие:
- резкие движения «баранки», из-за чего рулевая система испытывает повышенные нагрузки;
- вхождение в контролируемый или неконтролируемый занос;
- поездки по «убитым» дорогам на большой скорости или резкие повороты в попытке объехать ямы.
В комплексе такие факторы создают повышенную нагрузку на деталь и снижают срок службы. Во избежание негативных последствий, связанных с вождением, важно следовать ряду рекомендаций:
- исключите резкие вращения рулевого колеса на обездвиженной машине;
- всегда объезжайте ямы на дороге;
- не заезжайте ведущими колесами на бордюр при повернутом рулевом колесе;
- снижайте скорость при движении по плохому дорожному покрытию;
- меняйте пыльник наконечника в случае нарушения его целостности;
- раз в 15 000 км заезжайте на СТО для осмотра элемента рулевой системы;
- избегайте агрессивной мойки, которая может негативно повлиять на целостность узла.
Любителям агрессивной езды важно проверять состояние пыльника и наличие внутри смазки. В некоторых наконечниках защиту можно отодвинуть и добавить смазывающий состав (если это возможно).
Опасность обрыва рулевого наконечника
В определенных обстоятельствах наконечник продольной рулевой тяги (или поперечной) может не выдержать нагрузки и повредиться. Ситуация может произойти в случае попадания машины в яму на большой скорости. Если не заметить проблему и продолжить эксплуатацию, в дальнейшем может произойти обрыв. Если поломка имеет место в движении, высок риск вылета в кювет или на «встречку».
Нахождение наконечника на грани обрыва ведет к другим негативным последствиям. Он может влиять на развал-схождение и, соответственно, неправильное позиционирование колес друг относительно к другу. Результатом является повышение износа покрышке, которые через 3-4 тысячи километров придется менять.
Параллельно ухудшается уровень комфорта при движении на автомобиле. Причиной обрыва рулевого наконечника может быть совокупность нескольких факторов, к примеру, бракованного изделия и агрессивной езды. На практике такие ситуации встречаются редко.
Как проверить исправность наконечника
Во избежание обрыва наконечника важно контролировать его состояние и своевременно менять неисправный элемент. Существует ряд признаков, позволяющих распознать неисправность:
- посторонние стуки при движении по небольшим ямам;
- увеличение люфта руля на обездвиженной машине;
- постукивание в рулевом колесе при движении по ухабам;
- отклонение машины влево или вправо при езде;
- отдача в педаль акселератора;
- слишком простое вращение руля;
- невозможность регулировки развал-схождения.
Упомянутые выше признаки могут возникать при повреждении рулевой рейки, шаровой и других неисправностях. Чтобы убедиться в неисправности наконечника придется выполнить отдельную проверку. Она может проводится со снятием с машины или без этого.
Проверка без демонтажа:
- Установка автомобиля на смотровой яме. Ее ширины должно быть достаточно, чтобы достать до левого и правого шарнира. Если рабочая яма узкая, может потребоваться перемещение колеса в одну и другую сторону.
- Фиксация машины с помощью башмаков под задние колеса.
- Подергивание тяги возле наконечника. Движения должны быть вверх и вниз на факт наличия люфта. Наличие сопротивления свидетельствует об отсутствии проблем и правильную работу пружины. Свободное движение ощущается сразу.
- Попытка поворота тяги вокруг оси. Если это происходит легко, наконечник стоит поменять.
- Осмотр состояния пыльника наконечника рулевой тяги на факт повреждений. Если таковые имеются, требуется замена. Проверку можно провести и без смотровой ямы. Достаточно поднять каждую из сторон с помощью домкрата и посмотреть на состояние чехла. Наличие дырки и выходящей из нее смазки свидетельствует о повреждении.
Для более точной проверки деталь лучше снять. Для работы требуется щетка, торцевой ключ, плоскогубцы, молоток и съемник. Алгоритм такой:
- Очистка наконечника от загрязнений щеткой с металлическим ворсом.
- Ослабление гайки, которая удерживает рулевой наконечник.
- Демонтаж гайки, фиксирующей палец.
- Проверка состояния элементов.
- Вдавливание шарнира в корпус. Движение даже при незначительных воздействиях свидетельствует об износе.
Если деталь оказалась целой, используйте шприц для добавления внутрь смазки и верните наконечник на место. Аналогичным способом можно выполнить проверку других узлов. В случае замены устройства важно сделать развал-схождение, без которого высок риск быстрого износа шин и появленияпроблем в управлении.
Заключение
Наконечники — неизменный элемент рулевой системы, обеспечивающий ее правильную работу и поворот колес.
Игнорирование признаков неисправности узла может привести к обрыву во время движения автомобиля и, соответственно, попаданию человека в ДТП. Во избежание таких последствий важно избегать агрессивной езды, периодически проверять состояние наконечников и менять их в случае необходимости.
- пропала тяга на тракторе Беларусь
- Пропала тяга у двигателя ЯМЗ-534
- Ремонт и диагностика Фольксваген Туарег
- Рулевое управление грузового автомобиля
- Рулевая рейка: устройство, виды, неисправности
- Грузовой Mercedes-Benz 100
- Наконечники рулевых тяг
Если ездить аккуратно, о работе наконечника можно и не думать, так как он однозначно будет долго служить. А вот лихачам стоит быть повнимательнее. В конце концов, это очевидный вопрос безопасности. Подведет важная деталь в самый опасный момент - и что тогда?
Очень информативная статья, мне как водителю полезно было прочитать, особенно узнать о том, как можно распознать неисправность наконечника, спасибо!
Агрессивное вождение вообще гробит машину, поэтому я езжу аккуратно, и предпочитаю потратить больше времени на объезд, чем поехать по короткой, но ухабистой дороге. А вот от реагентов никуда не деться, в Москве их активно используют зимой, чтобы трассы не стали скользкими.