Автомобильные бензины, маркировка
Бензин – это то, без чего нельзя ехать.
Оглавление
И в зависимости от особенностей конкретной силовой установки определяют, какое горючее в нее заливается. Сегодня поговорим о существующих на современном рынке бензинах, их особенностях, маркировке и прочих важных моментах.
Что такое бензин
Теоретически каждый среднестатистический обыватель знает, что называют бензином, но все же обратимся к терминологии. Итак, согласно Всемирной энциклопедии, речь идет о легко воспламеняемой жидкости, в основе которой лежат легкие углеводороды, чья плотность варьируется в пределах 0,71-0,77 г/кубический сантиметр. Замерзает жидкость при температуре -60 градусов, кипеть начинает после нагрева до 33-205 градусов в зависимости от вида и марки.
ВажноИспользуют бензин преимущественно в качестве топлива, в виде сырья для производства целого ряда изделий, в процессе изготовления лакокрасочной продукции, мастики, а также парафина, этилена и прочих веществ.
Предмет нашей беседы – это не что иное, как наиболее легкая фракция при перегонке нефти. Его используют в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания, независимо от того, автомобиль это, мотоцикл или самолет.
Как получают бензин
Делают бензин из нефти, именно она является основной. Подвергая нефть перегонке, получают горючие смеси (и бензин – далеко не единственная изо всех возможных), а также прочие вещества с широкой сферой применения, например, мазут.
Для получения бензина применяют разные способы и технологии производства. Наиболее широкое распространение получила прямая перегонка и ряд других технологий, а именно:
- Термо-крекинг.
- Каталитический крекинг.
- Риформинг с помощью катализаторов.
- Гидрориформинг.
- Платриформинг.
Независимо от выбранной технологии, обязательным этапом является очистка сырой нефти, подразумевающая ее деление на фракции и прочие компоненты. Далее следует первичная переработка, состоящая в атмосферном фракционировании. Оно осуществляется под воздействием определенной температуры, подбирающейся таким образом, чтобы не допустить разрушения углеводородных веществ.
Следующий этап – вторичная переработка, позволяющая получить несколько видов топлива. На этой стадии углеродные молекулы модифицируются и превращаются в формы, которые удобны для последующего окисления.
Не меньшее распространен еще один метод получения из нефти бензина – так называемая прямая перегонка, когда для разделения нефти на фракции ее подвергают влиянию различных температур.
Когда нефть нагреваются, образуется пар, который конденсируется в теплообменнике. В результате перегонки формируются топливные дистилляты и вторсырье в виде мазута, который в дальнейшем применяется как топливо для паровых котельных.
Основные характеристики
Говоря о бензине для двигателей машин и механизмов, следует затронуть его основные характеристики, от которых зависит качество продукта:
- Содержание серы.
- Содержание бензола.
- Содержание кислорода.
- Содержание углеводородов.
- Давление паров (зимой и летом).
- Содержание оксигенов.
- Содержание эфиров.
- Доля монометиланилина.
Огромное значение имеет класс экологичности, который наряду с другими параметрами четко прописан в Государственном стандарте. Этот показатель указывает, не несет ли топливо вреда окружающей среде.
Есть в списке характеристик и температура возгорания в баке авто, которая в зависимости от марки и качества колеблется в диапазоне 250-300 градусов. Также существует понятие вспышки бензина. Вопреки распространенному мнению, это отличный от температуры возгорания показатель, свидетельствующий о том, при достижении какой температурной отметки может возникнуть пожар за пределами автомобильного бака – в процессе перевозки или хранения вещества. Как правило, это 20-40 градусов.
Следующий показатель – температура испарения, которая зависит от условий хранения и множества иных факторов, включая условия окружающей среды. Температура кипения, подразумевающая показатели при контакте с открытым пламенем и под прямым воздействием солнечных лучей. Обычно это диапазон от 30 до 200 градусов.
Температура горения, варьирующаяся от 900 до 1100 градусов. Говоря о ней, имеют в виду температуру, при которой топливо загорится в силовой установке. Если речь идет о горении после контакта с открытым пламенем, то это не более 800 градусов.
Определение октанового числа (ОЧ)
Ключевая характеристика любого топлива – его октановое число – критерий, указывающий, насколько горючая смесь детонационно устойчива. Чем этот показатель выше, тем большее давление необходимо для запуска химической реакции с последующим воспламенением. Эталонными в данном случае являются такие углеводороды:
- изооктан (его октановое число равно 100 процентам или единице), который не самовоспламеняется ни при каких условиях.
- Н-гептан, октановое число которого равно 0. Это значит, что углеводород самовоспламеняется, даже если давление минимально.
Приведем наглядный пример. Если содержание изооктана в топливе находится на уровне 95 процентов, тогда как н-гептана в нем всего 5 процентов, это тот самый 95 бензин, получивший сегодня наиболее широкое распространение. Измеряется октановое число в октановых единицах, а в сопроводительной документации оно маркируется литерами ОЧ.
Примечательно, что в Европе маркировка иная. Если на российских заправках 95 бензин помечается как АИ-95, то на территории европейских государств аналогичное топливо продается под маркировкой К5.
Что касается механизма определения октанового числа, то для этого используются 2 технологии, но в каждой из них задействован одноцилиндровый контактный двигатель.
Итак, первая технология носит название исследовательской и предусматривает имитацию движения транспортного средства со средними нагрузками на 600 оборотах в минуту.
Вторую технологию называют моторной, при ней имитируемые нагрузки максимальны, они составляют не менее 900 оборотов в минуту. Октановое число оказывает непосредственное влияние на расход бензина и его стоимость.
Виды бензина
По состоянию на сегодняшний день выпускается несколько видов бензинов, у каждого из них - свои особенности и сфера применения. Поговорим конкретнее о наиболее распространенных.
Автомобильный
Выпускается в соответствии с ГОСТ 32513-2013 и включает в себя такие марки, как 80, -92, -95, -98, -100, -101 и -102.
- Бензин АИ-80, именуемый «нормаль». В соответствии с исследовательским методом, его октановое число равно 80, тогда как моторный метод насчитал 76. Это не этилированный бензин, относящийся ко второму классу.
- Бензин АИ-92 – «регуляр». Октановое число, соответственно, 92, хотя в соответствии с моторным методом оно равно 83. Также относится к категории не этилированных.
- Бензин АИ-95 – «премиум-евро» с октановым числом 95 или 85 (по исследовательскому и моторному методу соответственно. Также является не этилированным бензином.
- Бензин АИ-98 – «супер-евро» с октановым числом 98 (88 – по моторному методу исследования). Не этилированный.
К другим бензинам относятся:
- А-92. Моторный метод обнаружил в нем октановое число 72, такой бензин выпускался в советское время, сегодня он снят с производства.
- АИ-76 = АИ-80. Октановое число в соответствии с моторным методом равно 76. Топливо больше не выпускается.
- АИ-91 – то же самое, что и АИ-92, с октановым числом 82,5. Относится к категории неэтилированных, тоже давно снят с производства.
- А-92 – наследие СССР, которое ранее выпускалось на экспорт, а сегодня снято с производства. Фактически считается аналогом АИ-92.
- АИ-93 = АИ-95 в соответствии с моторным методом. Октановое число равно 82,5, тогда как исследовательский демонстрирует более высокие результаты на уровне 93. Был этилированным и неэтилированным, но тоже давно снят с производства.
Авиационный керосин
Этот вид бензина выпускается по ГОСТ 1012-2013.
Характеризуется более высоким октановым числом, стабильностью структуры в химическом плане, улучшенными эксплуатационными характеристиками. Содержит минимальное количество примесей и не оказывает негативного влияния на элементы топливной системы.
Растворители
Нашли свое применение в химической промышленности. Используются для экстрагирования – получения из канифоли, озокерита, растительных масел и пр. требуемых компонентов, а также для удаления пятен, применяются в качестве разбавителей для лакокрасочной продукции.
Цвет бензина
Качественный бензин обладает светло-желтым цветом, он обязательно должен быть прозрачным. Это аксиома, не требующая доказательств. Если цвет иной, или в жидкости присутствует осадок, если она мутная, в качестве топлива в большинстве случаев стоит усомниться. Правда, некоторые крупные сети подкрашивают свой бензин, чтобы избежать подделок, но при использовании красителей существуют определенные правила:
- А-80 подкрашивается желтым.
- Для идентификации АИ-92 используют оранжево-красный краситель.
- Для АИ-98 применяют синий.
Маркировка бензина
В соответствии с техрегламентом и Государственным стандартом, в России бензин маркируется буквенно-цифровым обозначением. В маркировке присутствуют две буквы и две цифры. В ряде случаев используется еще одна цифра, указывающая на дополнительные свойства топлива.
Приведем наглядный пример. В бензине АИ-92/4 буквы и цифры говорят о следующем:
- А – значит, автомобильный.
- И – октановое число определяли исследовательским методом. Если «И» в маркировке нет, значит, ОЧ проверяли моторным способом.
- 92 – собственно, октановое число.
- 4 – степень экологичности.
Как проверить качество бензина
Существует множество методик, позволяющих определить качество бензина – как с применением специализированного оборудования, так и подручными средствами. Приведем самые доступные.
Находясь на заправке, нужно провести пальцем внутри заправочного пистолета, а затем потереть и пальцы. Если топливо качественное, оно испарится моментально.
В случае наличия на пальцах маслянистого следа от заправки здесь лучше отказаться. Нанести каплю бензина на белую бумагу, подождать 1-2 минуты. Если на листе не осталось следа, топливо хорошее, если видны темные круги – качество оставляет желать лучшего.
Заключение
Подводя итог под сказанным выше, отметим, что качественный бензин является гарантией нормальной работы топливной системы ТС, его мотора и других важных узлов. Экономить на топливе и при этом не вредить машине, невозможно. Если есть хотя бы малейшие подозрения в том, что с бензином что-то не так, от его покупки лучше отказаться.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Маркировка рекламы?
- Мошенники в автомобильных международных грузоперевозках
- Поднимутся ли цены на бензин к Новому году?
- Куда жаловаться на некачественный бензин на заправках?
- Какие бывают бензовозы для перевозки топлива
- Перевозка топливных грузов
- Что запрещено перевозить и почему?
- Хранение грузовых шин
- Автомобильные бензины, маркировка
Бензин - это точно то, без чего нельзя ехать. Но хотелось бы, чтоб совершенно точно был уверен, что поедешь. А то в последнее время качество бензина немного удручает. Заправишься и полдороги глохнешь. Если всё прописано в Государственном стандарте, то почему так много некачественно. Способы как проверить прямо на заправке взял себе на заметку.
Тоже не знала о способах проверки бензина: если белую бумагу не каждый раз понесешь с собой на заправку, то проверить качество на пальцах можно всегда. Хотя на столичных заправках сейчас вроде следят за качеством, сто лет не сталкивалась с заливкой плохого бензина.
Мне как-то подарили карманный девайс для проверки бензина. Буду надеяться, что он врал, ибо бензин не соответствовал тому, что было указано на заправке. А вообще, как бы ни рекламировали электро автомобили, ближайшие годы бензиновые машины они не заменят. По крайней мере у нас в стране. Так что ездим на старых добрых двигателях внутреннего сгорания и надеемся на честность производителей бензина.
На заправках должны следить за качеством бензина, но также встречала совет, что заправляться нужно в проверенных местах, так как возможны подделки топлива и других товаров. Покупайте бензин у известных и надежных поставщиков и бензозаправочных станций, так как они, как правило, соблюдают стандарты качества и контроль за топливом.
Статья очень подробно и грамотно объясняет все тонкости производства и характеристики бензина. Приятно видеть, как авторы уделяют внимание таким важным факторам, как октановое число и его влияние на производительность двигателя. Это напоминает мне о том, как важно выбирать правильное топливо для своего автомобиля, чтобы избежать проблем с детонацией. Интересно, что в статье упоминается прямая перегонка и различные методы крекинга, которые применяются в нефтепереработке. Надо признать, что аналогичные технологии используются и в производстве авиакеросина, где стабильность и чистота особенно важны. Важно, что статья упоминает про экологические стандарты, особенно в современном мире, где экологичность топлива становится критерием выбора для многих. Это можно сравнить с тем, как в Европе переходят на более строгие экологические нормы, такие как Евро-6, которые требуют более чистого топлива.
Отличное объяснение про октановое число! Давно искал информацию, которая бы так четко разъясняла, почему оно так важно для двигателя. Понравилось сравнение с изооктаном и н-гептаном, теперь все стало намного понятнее.
Коротко, но емко о маркировке бензина. Никогда не задумывался о том, как все эти цифры и буквы обозначают свойства топлива. Теперь понятно, что не только октановое число важно, но и экологичность, и метод определения. Полезная информация для автолюбителей!