Удержание груза перевозчиком: порядок и особенности

В практике многих грузоперевозчиков случались ситуации, когда услуга по транспортировке груза была оказана, но клиентом не оплачена. В таких случаях транспортная компания может удержать груз и, тем самым побудить заказчика, как можно быстрее рассчитаться с перевозчиком за проделанную работу. Процедура удержания транспортируемого объекта неоднозначна и имеет много особенностей. В статье расскажем, в каких случаях можно на законном основании удержать груз и на какие моменты необходимо обратить внимание при проведении процедуры удержания.      

как правильно удержать груз в логистике

Удержание груза, как гарант выполнения контракта

Удержание груза заказчика, который отказался оплатить его перевозку - один из действенных и распространенных инструментов выполнения обязательств по контракту. Любая транспортная компания вправе воспользоваться этим инструментом, согласно ГК РФ. Процедура оставления груза также может быть прописана в договоре между заказчиком и грузоперевозчиком.

Если и после удержания груза заказчик не погасил свой долг, то грузоперевозчик имеет право реализовать объект перевозки третьим лицам или распорядиться грузом по своему усмотрению. Стоит отметить, что ограничений по типу удерживаемого груза нормативными актами не предусмотрено. Но грузоперевозчик обязан придерживаться условий, при которых возможно оставление груза, а именно:

  • в контракте нет пункта о запрете на удержание груза;
  • объект транспортировки на момент удержания принадлежит грузоотправителю;
  • основанием для оставления груза служит договор на транспортировку;
  • на момент удержания уже есть просрочка по оплате за транспортировку.

Что касается стоимости груза и размером долга, то формально соотношение этих показателей законом не регулируется, но не стоит забывать об их соразмерности. Факт ареста груза транспортной компанией фиксируется документально, а контрагенту отправляется письменное уведомление. Если обращение не было отправлено заказчику, то он вправе, посчитав груз утерянным, направить грузоперевозчику претензию.

Как уведомить заказчика

Цель удержания перевозимого объекта грузоперевозчиком – обеспечение выполнения заказчиком своих обязательств по контракту. Процедура удержания проводится на основании ГК РФ (обычно п. 4 ст. 790).

В уведомлении неплательщику по договору перевозки, отражаются следующие позиции:

  • название транспортной компании (ИП перевозчика);
  • ФИО руководителя компании-контрагента;
  • дата составления уведомления и его исходящий номер;
  • суть уведомления.

При изложении ситуации необходимо прописать:

  • дату заключения договора грузоперевозки;
  • название груза, его количество и сумма;
  • номер накладной;
  • срок оплаты за выполненную услугу;
  • сумму, на которую была оказана услуга;
  • факт неполучения, указанной суммы на дату составления уведомления.

В письме следует уведомить контрагента, что если задолженность по договору грузоперевозки не будет погашена в срок, установленный грузоперевозчиком, то на удерживаемый груз будет обращено взыскание, согласно ГК РФ.

Процедура взыскания

Если грузоперевозчик и грузовладелец не смогли разрешить спор во внесудебном порядке, а удержание груза не стало стимулом для неплательщика оплатить перевозку, то решением вопроса начинает заниматься арбитраж. Для этого, грузоперевозчик должен подать заявление в соответствующую инстанцию. Установленный срок подачи заявления для транспортной компании достаточно продолжительный – три года со дня просрочки оплаты услуг грузоперевозки контрагентом.

В случае, когда заказчик не оплатил перевозку, но сторонам договора удалось разрешить ситуацию во внесудебном порядке, грузоперевозчик может или продать груз, или использовать его по своему усмотрению. Если дело дошло до суда, то по его решению удержанный груз реализуется только на публичных торгах. В интересах, как грузовладельца, так и транспортной компании, все нюансы по просрочке оплаты услуг грузоперевозки прописать в контракте.

Что может пойти не так

Принимая решение об оставлении груза клиента-неплательщика, грузоперевозчик обязан понимать, что:

  • Удержанный груз должен храниться в условиях, которые обеспечат его исходное состояние. Если в этот период груз будет поврежден, то грузоперевозчик должен возместить ущерб.
  • Арест груза, произведенный экспедитором, возможен только, когда ситуация с просрочкой прописана в договоре на транспортировку. Грузоперевозчик действует на основании ГК и только в случае, когда процедура не запрещена договором.
  • Грузоперевозчик не вправе удерживать груз до наступления даты оплаты транспортных услуг, указанный в договоре. В ином случае, эти действия могут быть классифицировано судом, как неправомерные.
  • Если компания-должник проходит процедуру банкротства, а удерживаемый груз является ее крупным активом, то велика вероятность, что суд обяжет грузоперевозчика вернуть арестованное имущество владельцу.

Удержание груза транспортной компанией по причине неоплаты его транспортировки – серьезный шаг, на который стоит идти, взвесив все «за» и «против». Применение этой меры может затянуться на довольно долгое время, кроме того, существует риск потери репутации. Чтобы избежать подобной ситуации, сторонам сделки необходимо, уже на стадии составления договора, детально обсудить условия по оплате транспортных услуг, в частности по просрочке и неоплате.

Рейтинг: 4
Всего оценок: 1 Комментариев: 6 Просмотров: 3208
Автор статьи: / Дата публикации: 27-04-2020
Поиск запроса "как правильно удержать груз в логистике" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Валерий Мурманск 28.04.2020

С удержанием нужно осторожней, соблюдать все тонкости, чтобы не нарваться на штраф.

0
0
Ответить
Олег Торжок 28.04.2020

Тема очень щепетильная, так как такой способ побуждения к оплате не всегда может сыграть в нужную пользу, десять раз взвесить нужно все, прежде чем его применять.

0
0
Ответить
Михаил Altai 13.06.2023

Удержание груза перевозчиком является эффективным инструментом для обеспечения выполнения контракта. Грузоперевозчики могут удержать груз, если заказчик отказывается оплатить услугу перевозки. В Российской Федерации такая процедура регулируется Гражданским кодексом. Важно отметить, что удержание груза должно быть прописано в договоре между сторонами. Если задолженность не погашена после удержания, грузоперевозчик имеет право реализовать груз или распорядиться им. Нет ограничений по типу груза, но необходимо соблюдать условия, включая наличие просрочки по оплате. Арест груза должен быть задокументирован, а контрагенту отправлено уведомление. Цель удержания груза - обеспечение выполнения контракта. Процедура взыскания начинается, если спор не решается во внесудебном порядке. Грузоперевозчику необходимо подать заявление в арбитражный суд в течение трех лет со дня просрочки оплаты. Если дело доходит до суда, удержанный груз реализуется на публичных торгах. 

0
0
Ответить
Пимен 09.12.2024

Интересная статья, актуальная для многих в нашей индустрии. Удержание груза как способ обеспечения выполнения контракта – это, конечно, палка о двух концах. С одной стороны, это легитимный инструмент, который защищает интересы перевозчика. С другой стороны, всегда есть риск ухудшить отношения с клиентом или даже потерять его. Вспоминается случай из личного опыта, когда компания, с которой мы работали, решила удержать наш груз из-за задержки платежа. Это привело к длительным переговорам и даже судебным разбирательствам, что отразилось на репутации обеих сторон. Интересно, что в статье упоминается, что процедура удержания не прописана по типу груза, и это действительно важно, так как некоторые грузы могут быть более уязвимы к хранению, особенно если они требуют специальных условий. Пункт о необходимости документального фиксирования факта ареста груза и уведомления контрагента тоже стоит подчеркнуть. Без этого можно легко нарваться на претензии, что груз утерян, как было у одного из моих коллег. Важно помнить, что в случае судебных разбирательств груз реализуется только на публичных торгах, и это может быть невыгодно для обеих сторон. В целом, удержание груза – это крайняя мера, и, как правильно указано в статье, лучше всего предусмотреть все возможные нюансы в договоре еще на этапе его составления. Это поможет избежать многих неприятных моментов в будущем.

0
0
Ответить
Одинец 10.12.2024

Статья классная, но вызывает много вопросов. Например, как часто на практике удается решить всё до суда? Учитывая, что в нашем бизнесе часто работают с постоянными клиентами, удержание груза может сильно испортить отношения.

0
0
Ответить
Шалом 11.12.2024

Меня всегда интересовало, как транспортные компании оценивают соразмерность стоимости груза и долга. Ведь если груз стоит значительно дороже, чем долг, возникает большой риск судебных разбирательств. Статья затрагивает важные моменты и подчеркивает необходимость прописывать все в договоре.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: