Удержание груза перевозчиком: порядок и особенности
В практике многих грузоперевозчиков случались ситуации, когда услуга по транспортировке груза была оказана, но клиентом не оплачена. В таких случаях транспортная компания может удержать груз и, тем самым побудить заказчика, как можно быстрее рассчитаться с перевозчиком за проделанную работу. Процедура удержания транспортируемого объекта неоднозначна и имеет много особенностей. В статье расскажем, в каких случаях можно на законном основании удержать груз и на какие моменты необходимо обратить внимание при проведении процедуры удержания.
Удержание груза, как гарант выполнения контракта
Удержание груза заказчика, который отказался оплатить его перевозку - один из действенных и распространенных инструментов выполнения обязательств по контракту. Любая транспортная компания вправе воспользоваться этим инструментом, согласно ГК РФ. Процедура оставления груза также может быть прописана в договоре между заказчиком и грузоперевозчиком.
Если и после удержания груза заказчик не погасил свой долг, то грузоперевозчик имеет право реализовать объект перевозки третьим лицам или распорядиться грузом по своему усмотрению. Стоит отметить, что ограничений по типу удерживаемого груза нормативными актами не предусмотрено. Но грузоперевозчик обязан придерживаться условий, при которых возможно оставление груза, а именно:
- в контракте нет пункта о запрете на удержание груза;
- объект транспортировки на момент удержания принадлежит грузоотправителю;
- основанием для оставления груза служит договор на транспортировку;
- на момент удержания уже есть просрочка по оплате за транспортировку.
Что касается стоимости груза и размером долга, то формально соотношение этих показателей законом не регулируется, но не стоит забывать об их соразмерности. Факт ареста груза транспортной компанией фиксируется документально, а контрагенту отправляется письменное уведомление. Если обращение не было отправлено заказчику, то он вправе, посчитав груз утерянным, направить грузоперевозчику претензию.
Как уведомить заказчика
Цель удержания перевозимого объекта грузоперевозчиком – обеспечение выполнения заказчиком своих обязательств по контракту. Процедура удержания проводится на основании ГК РФ (обычно п. 4 ст. 790).
В уведомлении неплательщику по договору перевозки, отражаются следующие позиции:
- название транспортной компании (ИП перевозчика);
- ФИО руководителя компании-контрагента;
- дата составления уведомления и его исходящий номер;
- суть уведомления.
При изложении ситуации необходимо прописать:
- дату заключения договора грузоперевозки;
- название груза, его количество и сумма;
- номер накладной;
- срок оплаты за выполненную услугу;
- сумму, на которую была оказана услуга;
- факт неполучения, указанной суммы на дату составления уведомления.
В письме следует уведомить контрагента, что если задолженность по договору грузоперевозки не будет погашена в срок, установленный грузоперевозчиком, то на удерживаемый груз будет обращено взыскание, согласно ГК РФ.
Процедура взыскания
Если грузоперевозчик и грузовладелец не смогли разрешить спор во внесудебном порядке, а удержание груза не стало стимулом для неплательщика оплатить перевозку, то решением вопроса начинает заниматься арбитраж. Для этого, грузоперевозчик должен подать заявление в соответствующую инстанцию. Установленный срок подачи заявления для транспортной компании достаточно продолжительный – три года со дня просрочки оплаты услуг грузоперевозки контрагентом.
В случае, когда заказчик не оплатил перевозку, но сторонам договора удалось разрешить ситуацию во внесудебном порядке, грузоперевозчик может или продать груз, или использовать его по своему усмотрению. Если дело дошло до суда, то по его решению удержанный груз реализуется только на публичных торгах. В интересах, как грузовладельца, так и транспортной компании, все нюансы по просрочке оплаты услуг грузоперевозки прописать в контракте.
Что может пойти не так
Принимая решение об оставлении груза клиента-неплательщика, грузоперевозчик обязан понимать, что:
- Удержанный груз должен храниться в условиях, которые обеспечат его исходное состояние. Если в этот период груз будет поврежден, то грузоперевозчик должен возместить ущерб.
- Арест груза, произведенный экспедитором, возможен только, когда ситуация с просрочкой прописана в договоре на транспортировку. Грузоперевозчик действует на основании ГК и только в случае, когда процедура не запрещена договором.
- Грузоперевозчик не вправе удерживать груз до наступления даты оплаты транспортных услуг, указанный в договоре. В ином случае, эти действия могут быть классифицировано судом, как неправомерные.
- Если компания-должник проходит процедуру банкротства, а удерживаемый груз является ее крупным активом, то велика вероятность, что суд обяжет грузоперевозчика вернуть арестованное имущество владельцу.
Удержание груза транспортной компанией по причине неоплаты его транспортировки – серьезный шаг, на который стоит идти, взвесив все «за» и «против». Применение этой меры может затянуться на довольно долгое время, кроме того, существует риск потери репутации. Чтобы избежать подобной ситуации, сторонам сделки необходимо, уже на стадии составления договора, детально обсудить условия по оплате транспортных услуг, в частности по просрочке и неоплате.
- Воровство груза водителем-грузоперевозчиком Копаевым Николаем Олеговичем 12.10.1987 г.р. Забрал груз в Московской области и пропал.
- Что такое обрешетка, какие грузы подлежат обязательной упаковке в обрешетку?
- Как получить лицензию таксиста в Москве?
- Какой максимальный размер груза можно вместить в газель?
- Доставка грузов в Калининград
- Главные машины на складе
- Удержание груза перевозчиком: порядок и особенности
- Как сократить издержки при перевозке железнодорожным транспортом
С удержанием нужно осторожней, соблюдать все тонкости, чтобы не нарваться на штраф.
Тема очень щепетильная, так как такой способ побуждения к оплате не всегда может сыграть в нужную пользу, десять раз взвесить нужно все, прежде чем его применять.
Удержание груза перевозчиком является эффективным инструментом для обеспечения выполнения контракта. Грузоперевозчики могут удержать груз, если заказчик отказывается оплатить услугу перевозки. В Российской Федерации такая процедура регулируется Гражданским кодексом. Важно отметить, что удержание груза должно быть прописано в договоре между сторонами. Если задолженность не погашена после удержания, грузоперевозчик имеет право реализовать груз или распорядиться им. Нет ограничений по типу груза, но необходимо соблюдать условия, включая наличие просрочки по оплате. Арест груза должен быть задокументирован, а контрагенту отправлено уведомление. Цель удержания груза - обеспечение выполнения контракта. Процедура взыскания начинается, если спор не решается во внесудебном порядке. Грузоперевозчику необходимо подать заявление в арбитражный суд в течение трех лет со дня просрочки оплаты. Если дело доходит до суда, удержанный груз реализуется на публичных торгах.