«Возможно, кому-то придется уйти»: перевозчики и эксперты о надвигающемся кризисе

Распространение коронавируса не могло, не повлиять на экономику, что уже привело к масштабной рецессии на мировом рынке транспортно-логистических услуг. Как отразится негативный сценарий на российских грузоперевозчиках, рассказали эксперты – специалисты аналитических компаний и представители отрасли автомобильных грузоперевозок.

как коронавирус повлиял на грузоперевозки

Перевозчики на удаленке?

По словам Михаила Устюжанина, владельца транспортной компании «ЛидерТранс», стоит вспомнить кризис 2014-2015 годов, когда наблюдалась схожая картина с падением валютного курса и цен на нефть. Сегодня, так же, как и в те годы, панические настроения, но уже по поводу распространения коронавируса, обостряют кризисную ситуацию, падает потребительская способность населения. Тогда, как грузоперевозчики живут и развиваются в основном, благодаря росту спроса на товары. Падают объемы потребления – падают грузоперевозки.

Михаил Устюжанин напомнил, что в 2015 году почти год транспортные компании не имели возможностей для обновления своих автопарков. В 2016 году, привыкнув к подскочившему курсу валюты и подняв тарифы на перевозки, транспортники смогли отыграть свои затраты на новые грузовики. Михаил полагает, что нынешний кризис так же продержится на протяжении года, после чего перевозчики смогут покрыть убытки повышением тарифов. В чем-то этот момент можно считать позитивным, если учесть, что последний год, даже крупные транспортные компании работают в минус.

Если говорить о малом бизнесе, то многие перевозчики могут уйти с рынка, поскольку из-за карантина потеряют возможность расплачиваться с кредитами. Закредитованы и крупные компании, но к ним лизингодатели будут относиться более лояльно. Руководитель «ЛидерТранс» рассказал, что особых трудностей компания пока не испытывала. Были задержки транспорта на границе с Казахстаном, которые длились не более суток. Но часть сотрудников планируется перевести на удаленную работу, как это уже произошло с московским офисом «ЛидерТранс».

Рост внутренних поставок и падение международных перевозок

Управляющий партнер M.A.Research Людмила Симонова рассказала, что темпы роста мирового ВВП только за одну неделю упали с 2,4% до 0,4%. В РФ наблюдался незначительный рост в 0,1%, который не исключает риска ухода в минус. Номинальный рынок услуг по грузоперевозкам показывает положительные цифры, но без учета инфляции, которая при вычете так же смещает транспортников в минус (96%). При этом автоперевозки показывают рост, что можно объяснить ажиотажным спросом на продукты питания, наблюдающимся в регионах.

По мнению Людмилы Симоновой, больнее всего кризис ударит по рынку международных автоперевозок. Разрыв цепочек доставки неминуемо приведет к сокращению объемов международных поставок, значительная часть которых осуществляется автомобильным транспортом. Еще один важный фактор негативных последствий для грузоперевозчиков, работающих на международных направлениях  – девальвация. На внутренних маршрутах можно будет избежать сильной просадки, если удастся сохранить крупные инвестиционные проекты и их составляющую – автоперевозку строительных материалов.

Мнения разделились

О том, что не все эксперты транспортно-логистической отрасли разделяют неизбежность негативного сценария, рассказал председатель ОПР РФ, Сергей Владимиров. Обсуждая грядущие изменения, члены Объединения российских перевозчиков, выдвигают различные прогнозы: кто-то считает сложившуюся ситуацию поводом для оправданного повышения тарифов, кто-то – новым кризисом, который пагубно скажется на отрасли.

Безусловно, правы и те, и другие. Закрываются производства, вводится строжайший контроль на границах, распределительные центры не принимают водителей без средств защиты, вследствие пандемии. По словам председателя ОПР, зафиксированы случаи, когда водителей не принимали на разгрузку из-за отсутствия масок, которые сегодня сложно найти в аптеках.

В то же время, нельзя сказать, что ситуация с распространением коронавирусом нанесла непоправимый урон сфере автомобильных перевозок, такой, как туристической или гостиничной отраслям. В некоторых случаях, грузоперевозчики, даже получили преференции, к примеру, за исключением ряда регионов, были отменены ежегодные весенние ограничения для большегрузов.

Государственная поддержка необходима

Впрочем, здравый смысл говорит о том, что кризиса в экономике не избежать и нужно быть готовыми к продолжительной инерции, которой обладают происходящие события. И до пандемии многие транспортные компании уже работали на грани рентабельности, не удивительно, что вышеупомянутые проблемы доведут их до разорения. Несмотря на то, что сегодня отрасль автомобильных грузоперевозок не считается самой пострадавшей, ей необходима помощь государства.

Эксперты говорят не столько о финансовых вливаниях, сколько об изменении существующего климата в отрасли, который необходимо сделать более благоприятным для грузоперевозчиков. В первую очередь, стоит обратить внимание на факторы, существенно осложнившие работу грузоперевозчиков - система «Платон» и ужесточение весового контроля. Принятие данных мер было продиктовано защитой дорог от разрушения, что в данный момент не столь актуально.

Конечно, отмена «Платона» маловероятна, так как, помимо взимания платежей за пользование автодорогами, система выполняет функцию мониторинга. Но вполне осуществима, пусть не полная отмена, а символическая оплата, которую можно ввести временно, на период нынешних ограничений. Так же стоит поступить и с нормами весового контроля, которые не так давно были существенно ужесточены. Не отменяя контроль полностью, необходимо изменить правила в сторону их послабления.

По мнению экспертов, небольшой список факторов роста рынка автоперевозок включает активное развитие отечественного сервиса доставки. Это может удержать на плаву транспортные предприятия, имеющие парк легких грузовиков. В период пандемии спрос на доставки «от двери до двери» растет. При этом нельзя гарантировать такой же спрос после отмены карантинных мер. В любом случае, без господдержки, только своими силами, грузоперевозчикам будет сложно.  

Рейтинг: 6
Всего оценок: 2 Комментариев: 3 Просмотров: 2449
Автор статьи: / Дата публикации: 27-04-2020
Поиск запроса "как коронавирус повлиял на грузоперевозки" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Кирилл Москва 28.04.2020

Да, вирус задел все сферы и грузоперевозки не исключение, как везде остановят свою деятельность и закроются мелкие организации.

0
0
Ответить
Алекс Самара 28.04.2020

Только крупные перевозчики останутся на рынке грузоперевозок. А мелкие конторы уже одна за другой разоряются. Многие, взявшие кредиты зимой, вынуждены продавать за бесценок свою технику, чтобы хоть с кредитами расплатиться и не попасть в ещё большую долговую яму.

0
0
Ответить
Михаил Москва 03.06.2023

Если бы это был единственный кризис. Как показало время, кризисные периоды цикличны и перед перевозчиками возникают еще более строгие ограничения и испытания. Надеюсь, этот опыт с коронавирусом научил нас находить варианты, новые возможности и нестандартные решения.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: