Вакуумный усилитель тормозов и вакуумный насос в автомобиле, неисправности

Считается, что вакуум, необходимый для работы тормозной системы в любом транспортном средстве, оснащенном двигателем внутреннего сгорания, образуется благодаря впускному коллектору. Мысль эта весьма распространенная, так что о существовании вакуумного насоса в автомобиле знает далеко не каждый человек. 

Однако во впускных коллекторах дизелей вакуума не хватает, и чтобы его создать, дизельные (да и некоторые бензиновые) силовые установки оснащаются отдельными устройствами, которые называются вакуумными насосами.

И речь сейчас идет не о вакуумном усилителе тормозов – это совсем иной агрегат, который также является обязательным элементом тормозной системы ряда машин. Что представляют собой эти детали, зачем каждая из них нужна – будем разбираться!

Вакуумный насос, для чего он нужен

Автомобильный вакуумный насос

Итак, первая часть нашего разговора будет посвящена дополнительным вакуумным насосам, которыми оборудуют целый ряд автомобилей, в частности:

  • Определенные модели, на которые установлены турбированные силовые установки, работающие на бензине. Из-за высокого давления во впускном коллекторе вакуумный усилитель тормозов при высоких оборотах мотора работает неэффективно, поэтому без допнасоса не обойтись.
  • Машины с бензиновыми моторами, которые соответствуют экологическому стандарту от Euro 4 и далее. Это необходимо для соблюдения требований экологов в автомобилях, в конструкцию которых внедрен специальный алгоритм работы движка «на холодную». Не будем углубляться в технические подробности, но в данном случае вспомогательный насос позволяет удерживать авто тормозами на внушительном подъеме или спуске, когда силовой агрегат еще достаточно не разогрелся. 
  • Обязательна установка дополнительного источника вакуума на моделях с системой «Старт-Стоп», мотор которых систематически глохнет, и с созданием естественного вакуума во впускном коллекторе начинаются перебои. 
  • Без допнасоса не обойтись в электромобилях, у которых классический для ДВС источник вакуума отсутствует.

Прежде чем описывать признаки выхода данной детали из строя, необходимо разобраться в принципе работы вакуумного насоса автомобиля. В подавляющем большинстве случаев деталь выполнена в виде лопастного нагнетателя с лопатками, которые в процессе вращения расходятся в стороны, подвергаясь действию центробежной силы. 

Обычно привод дополнительного вакуумного насоса осуществляется непосредственно от распредвала (классический вариант для дизельных моторов). В таком случае деталь устанавливают на голове силовой установки либо в блоке цилиндров.

Иногда на валу насоса присутствует шестеренка, приводимая в действие цепью внутри мотора. В некоторых случаях такие насосы представляют собой внешние навесные устройства и имеют ременной привод.

Важно

Наиболее широкое распространение получили вакуумные насосы, работающие автономно от собственного электромоторчика.

Они устанавливаются преимущественно на авто с бензиновыми силовыми агрегатами и обладают такими преимуществами, как полная независимость производительности, электронное управление и возможность установки под капотом, где угодно. 

Неисправности вакуумного насоса, их признаки и устранение

Хоть дополнительный насос и является в устройстве автомобиля важным узлом, выход его из строя не стоит считать непреодолимым препятствием для продолжения движения. Функции его скорее являются вспомогательными: педаль тормоза при поломке детали становится менее чувствительной, но если ехать медленно и спокойно, отказавшись от применения цикличного торможения, серьезных проблем можно избежать.

Автомобильный вакуумный насос

Более того: многие водители порой даже не замечают, что допнасос не работает. Чаще всего это случается, если деталь управляется логически, без обратной связи посредством датчика разрежения.

Несмотря на то, что подобные комплектующие выходят из строя крайне редко, поломки все же случаются, и самой типичной является неисправность вакуумного тракта или интегрированного в него датчика разрежения. Как следствие – практически непрерывная работа допнасоса, что грозит перегревом, прогоранием обмотки, разрушением лопастей и пр. 

Что нужно делать, если вакуумный насос вышел из строя

В подавляющем большинстве случаев насос ремонту не подлежит и при поломке меняется полностью. Стоит деталь недорого, ее можно купить и новой, и на вторичном рынке без существенного ущерба финансовому благосостоянию.

Если же и говорят о ремонте, то обычно имеют в виду попытки собрать вышедший из строй насос из нескольких б/у, но, во-первых, это надо уметь и любить заниматься подобными играми, а во-вторых, нужно иметь под рукой достаточное количество «доноров». Поэтому большинство любителей все же советуют не играться, а заменить деталь целиком – это и быстрее, и надежнее.

Устройство и особенности работы вакуумного усилителя тормозов

Пришло время поговорить о еще одном узле, от которого напрямую зависит эффективность работы тормозной системы ТС – усилителе тормозов. Его задача состоит в следующем:

  1.  Увеличение усилия давления водителя на педаль тормоза.
  2.  Повышение эффективности работы системы в случае экстренного торможения.

Требуемое усилие деталь создает благодаря разряжению, образование которого позволяет повысить КПД торможения, когда необходимо срочно остановить машину, двигающуюся на высокой скорости. 

Вакуумный усилитель тормозов

В плане конструкции усилитель состоит из герметичного корпуса с расположенным на нем главным тормозным цилиндром. Деталь этого типа монтируется в моторном отсеке непосредственно перед педалью тормоза. А вот когда в конструкцию авто включен гидровакуумный усилитель, он представляет собой часть гидравлики привода.

Усилители вакуумного типа состоят из таких элементов:

  •  Собственно корпус.
  •  Двухкамерная диафрагма.
  •  Клапан вакуумного усилителя тормозов.
  •  Толкатель.
  •  Шток поршня.
  •  Пружина.

Работает устройство следующим образом. У каждой из разделенных надвое частей корпуса своя задача: вакуумная, которая находится ближе к главному тормозному цилиндру, соединяется с источником вакуума посредством обратного клапана. Вакуум образуется во впускном коллекторе, по крайней мере, именно таков его источник присутствует у авто, оснащенных бензиновыми моторами. 

Усилитель тормозов вакуумный

В основе работы детали – разница давления в каждой из камер. Когда водитель оказывает воздействие на педаль тормоза, толкатель направляет усилие на следящий клапан, перекрывающий канал между камерами. В процессе дальнейшего движения клапана атмосферная камера соединяется с атмосферой посредством специального канала, что ведет к снижению разряжения. 

Из-за разницы давления перемещается шток поршня. При завершении торможения камеры соединяются, давление в них становится одинаковым, а диафрагма возвращается в исходное положение. Насос работает в соответствии с силой нажатия на педаль тормоза: чем она выше, тем выше и эффективность работы детали.

Неисправности усилителя тормозов

Как и любой другой конструктивный элемент автомобиля, вакуумник рано или поздно ломается. Признаком неисправности вакуумного усилителя тормозов является ухудшение торможения, что чревато увеличением тормозного пути: чтобы остановить машину, приходится с большей силой давить на педаль. Иногда на холостых мотор начинает «троить» из-за чрезмерного объема воздуха, который поступает во впускной коллектор, так как система усилителя тормозов негерметична.

Ремонт

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Есть несколько методов проверки, но проще всего запустить двигатель, дать ему поработать секунд 30, а затем заглушить. После этого нужно нажать на педаль тормоза. Когда усилитель исправен, первое нажатие будет привычным, а для последующих придется прикладывать большее усилие.

Если же первое нажатие слишком легкое или осуществляется с провалами, возможно, требуется ремонт вакуумного усилителя тормозов.

Ремонт усилителя тормозов

Если деталь вышла из строя, с ее ремонтом лучше не затягивать. При наличии опыта и требуемых навыков отремонтировать усилитель можно самостоятельно, ремкомплект стоит от 500 рублей в зависимости от марки и модели ТС.

Но при малейших сомнениях в своей способности решить поставленную задачу лучше обратиться за помощью к профессионалам. Чаще всего они предложат замену вакуумного усилителя тормозов, и учитывая тот факт, что стоит деталь в сборке не так уж и дорого, советуем соглашаться. 

Последствия неисправности вакуумного насоса и вакуумного усилителя тормозов

О том, что при неисправном дополнительном вакуумном насосе ездить можно, а порой о выходе его из строя автовладелец даже не догадывается, ощущая лишь легкий дискомфорт в процессе управления ТС, мы писали выше. Что же касается усилителя тормозов, то здесь все иначе. 

Безусловно, затормозить в случае поломки детали можно, но для этого придется приложить огромное усилие. К тому же работа многих современных систем безопасности авто зависит от силы торможения, и в экстренных условиях остановить машину будет куда сложнее. 

Итог

И вакуумный допнасос, и усилитель тормозов – важные узлы тормозной системы.

Если их наличие предусмотрено конструкцией транспортного средства, детали должны работать. Следовательно, при выходе из строя любой из них лучше сразу отправляться на СТО, ведь безопасность на дороге куда важнее незначительной экономии средств или времени.

Рейтинг: 8
Всего оценок: 2 Комментариев: 3 Просмотров: 269
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 26-03-2023 / Обновлено: 27-03-2023
Поиск запроса "вакуумный усилитель тормозов и вакуумный насос в автомобиле" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Анатолий Чугунов Екатеринбург 28.03.2023

Сталкивался недавно с неполадками, уже выходил из строя, при этом не сразу смог определить где именно кроется проблема. Педаль тормоза нажималась с усилием. Приобрёл в итоге новый и с лëгкостью заменил. Благодарю за полезные материалы, как начинающий автовладелец интересуюсь принципами работы механизмов и систем.

0
0
Ответить
Андрей Минск 03.04.2023

Вакуумный усилитель тормозов существенно упрощает процесс торможения. Тормозить легким нажатием на педаль легче, чем давить на нее всем весом. Соответственно, сильно увеличивается томозной путь автомобиля, а это уже безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.

0
0
Ответить
Лариса Курск 07.12.2023

Для точного диагноза и устранения неисправностей рекомендуется обращаться к руководству по эксплуатации, также помогут советы в статье. Если у вас нет опыта в ремонте автомобиля, однозначно лучше обратиться к квалифицированному технику или в сервисный центр и тогда тормоза не подведут.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: