Вакуумный усилитель тормозов: принцип работы, неисправности
Вакуумный усилитель тормозов (сокращенно — ВУТ) —устройство, необходимое для создания дополнительного усилия и повышения эффективности тормозной системы в целом.
Оглавление
Формирует единый блок с главным цилиндром, имеет надежную конструкцию, но может выходить из строя. Ниже рассмотрим, для чего нужен этот механизм, как он устроен и по какому принципу работает. Отдельно разберемся с признаками неисправности, тонкостями самостоятельной проверки работоспособности и замены.
Для чего нужен вакуумный усилитель тормозов
Главное назначение вакуумника, как его называют автовладельцы —повышение эффективности тормозной системы при резком нажатии на тормоз. Дополнительным бонусом является уменьшение усилия, которое должен приложить водитель при нажатии на педаль. Коэффициент усиления составляет в среднем 3-5 крат.
Он достигается за счет действия разряженного воздуха, создаваемого в коллекторе впуска или с помощью специального насоса. Благодаря этой особенности, ВУТ обеспечивает рост КПД и облегчает процесс нажатия на тормоз.
Устройство и принцип работы
Конструктивно вакуумник состоит из корпуса, внутри которого находится диафрагма, клапан, толкатель педали и возвратная пружина. Здесь же имеется шланг вакуумного усилителя тормозов и шток поршня. С помощью диафрагмы внутренняя полость делится на две индивидуальные секции:
- Вакуумная — находится со стороны цилиндра.
- Атмосферная — установлена ближе к педали.
В задачу обратного клапана входит соединение вакуумной полости с устройством, обеспечивающим созданием вакуума, к примеру, коллектором впуска. Эти два элемента объединяются с помощью упомянутого выше шланга.
В современных автомобилях для вакуумного усилителя тормозной системы предусмотрен отдельный насос. Он бывает механическим и электрическим. В первом случае в качестве приводного механизма выступает распредвал мотора, а во втором — электродвигатель. Применение отдельного насоса повышает общую надежность, но приводит к удорожанию.
ВажноРабота вакуумного усилителя базируется на создании разности давлений в двух секциях устройства. В нормальном положении в обеих камерах давление идентично. Как только водитель нажимает на тормоз, происходит передача усилия к клапану. Последний закрывает проход между двумя секциями.
Давление в атмосферной части падает, а возникшая разница воздействует на диафрагменную часть, преодолевает усилие пружины и смещает поршневой шток в направлении главного цилиндра тормозов. Чем сильней нажатие на педаль, тем эффективнее работает вакуумник. Он обеспечивает усилие в 2-5 крат, после чего вакуум обеспечивается за счет увеличения величины диафрагмы и количества камер.
Признаки неисправности усилителя
В процессе эксплуатации автомобиля важно знать признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов, ведь это позволяет вовремя распознать повреждение и выполнить ремонт или замену устройства (если это требуется).
К основным симптомам, свидетельствующим о наличии проблем с вакуумником, стоит отнести:
- Необходимость прикладывания большего усилия при нажатии на тормоз. Если педаль, наоборот, легко нажимается, это свидетельствует о появлении воздуха в системе.
- Шипение при нажатии на тормоз. Свидетельствует о повреждении одного из элементов, к примеру, диафрагмы вакуумника, шланги или резиновых элементов клапана.
- Изменение режима работы мотора. Неисправность ВУТ может выражаться изменением характеристик работы силового агрегата. Это может происходить в ситуации, если в коллектор проникает лишний воздух, меняющий состав горючей смеси.
- Посторонний звук при торможении. Появляется периодически из-за проблем с фиксацией мембраны.
- Стук насоса. При повреждении механического насоса ВУТ можно услышать гул и ошибка Р1479. Для электронного мотора характерна неисправность, связанная с перегревом.
Появление одного или более признаков может свидетельствовать о неисправности устройства и необходимости ремонта вакуумного усилителя тормозов. В наиболее сложных случаях может потребоваться его замена.
Как самому проверить усилитель тормозов
Перед выполнением каких-либо шагов в отношении ВУТ необходимо проверить его работоспособность. Это можно сделать своими руками в условиях гаража или даже в уличных условиях.
Алгоритм действий такой:
- Сделайте четыре-пять нажатий на тормоз без запуска мотора.
- При последнем нажатии оставьте педаль в сработанном состоянии.
- Заведите мотор и удерживайте его работу на ХХ.
- Обратите внимание на педаль тормоза, которая должна немного опуститься. Это легко ощутить новой.
- Если педаль не меняет своего положения при пуске мотора, имеет место разгерметизация.
Существует еще одна проверка, которая проводится при работе ВУТ и появлении изменений в функционировании двигателя. Сделайте следующие шаги:
- Отбросьте трубопровод от коллектора впуска.
- Закройте штуцер с помощью хомута или резиновой трубки.
- Запустите мотор и дайте ему нагреться.
- Жмите на тормоз два-три раза.
- Обратите внимание на количество оборотов. Если этот параметр не меняется в сторону увеличения / снижения, значит, имеет место разгерметизация. Если же обороты падают, это свидетельствует о нормальном функционировании ВУТ.
При выявлении разгерметизации нужно продолжить проверку и попробовать устранить неисправность. Для этого нужно проверить качество хомутов на шлангах системы, герметичность в местах зажимов, целостность уплотнителя клапана вакуумного усилителя тормозов. Если осмотр ничего не показал, рекомендуется просто поменять все трубки с хомутами.
При появлении подозрений на обратный клапан его также можно проверить после снятия или на машине с заведенным мотором.
С помощью демонтажа:
- Снимите клапан.
- Подуйте в штуцер, подключенный к усилителю.
- Убедитесь, что поток проходит без проблем, что свидетельствует об исправности устройства.
- Попробуйте втянуть воздух в обратном направлении, в себя. Если клапан исправен, движения не будет. Проверку можно выполнять ртом или с помощью специальной воздушной груши.
Без снятия:
- Запустите мотор и оставьте его в таком положении 1-2 минуты.
- Жмите на тормоз до упора и заглушите двигатель.
- Обратите внимание на обратный клапан. Если он целый, то закроется. При этом в педали не будет появляться усилия, пытающегося выдавить ее на место. Если тормоз резко тянет вверх, это свидетельствует о повреждении клапана.
Замена усилителя, выбор производителя, цены
При выявлении неисправности самого устройства может потребоваться замена вакуумного усилителя тормозов. Процесс выполнения работы может отличаться в зависимости от модели автомобиля. Рассмотрим работу на примере Газель и замены тормозного цилиндра:
- Ослабьте хомут отверткой.
- Демонтируйте шланг, обеспечивающий подвод вакуума. Как вариант, достаньте его сразу со штуцером.
- Демонтируйте стопорную шайбу.
- Зафиксируйте болт проушины с помощью ключа на «19».
- Берите ключ на «17» и выкрутите гайку.
- Достаньте болт из проушины толкателя, а после еще пару пластиковых втулок.
- С помощью головки на «13» выкрутите четыре крепежные гайки ВУТ (те, что крепят устройство к перегородке).
- Демонтируйте узел.
- Снимите прокладку.
- Поставьте новый ВУТ по обратному алгоритму.
- Отрегулируйте позицию болта, предназначенного для регулировки. Для этого зафиксируйте толкатель ключом на «8», а инструментом на «10» выкрутите контрящую гайку.
- Ключом на «8» путем вкручивания / выкручивания добейтесь позиции, при которой зазор между плоскостью ВУТ и болтом будет находиться на уровне 1.35-1.65 мм.
- Протяните контрящую гайку, одновременно придерживая болт.
- Смажьте втулки, изготовленные из пластика, и отрегулируйте педаль. Зафиксируйте толкатель инструментом на «8», а потом ключом на «14» выкрутите контргайку.
- Установите расстояние между центром отверстия и поверхностью корпуса усилителя в районе 13,1-13,3 см.
- Поставьте главный цилиндр и убедитесь, что ход педали составляет около 3-5 мм.
Цена вакуумного усилителя тормозов составляет около 2000-3000 рублей в зависимости от производителя и назначения. Устройство высокого качества обойдется в сумму 3500-4000 рублей и более. К наиболее популярным производителям стоит отнести продукцию компаний Bosch, VAG, TRW и других. Есть более бюджетные варианты, к примеру, для Газель можно использовать продукцию компании Пекар.
Заключение
Важность ВУТ в автомобиле сложно переоценить, ведь от его правильной работы зависит КПД и эффективность тормозной системы, а также легкость нажатия на педаль тормоза. Чтобы избежать проблем, важно обращать внимание на любые признаки неисправности, и при их появлении сразу проводить проверку.
В случае выхода из строя каких-либо элементов желательно купить вакуумный усилитель тормозов и заменить его. Сделать это можно самому или обратиться на СТО, где работу выполнят за сумму от 1000 рублей.
- Нанять на работу нескольких диспетчеров
- Работа перевозчиков в январе
- Уберите надпись: Работает в сервисе .... месяцев. Вводите людей в заблуждение!!!
- Ищу водителя/слесаря погрузчика Комацу в Смоленске. Разовая работа.
- Есть ли диспетчера, которые работают как УТЭП?
- Вакуумный усилитель тормозов и вакуумный насос в автомобиле, неисправности
- Тормозная система грузового автомобиля: назначение, устройство и принцип работы
- Дроссельная заслонка
- Грузовик Foton Auman BJ 1163
- Соболь Фермер, помощник в хозяйстве
Это устройство реально очень важное, поскольку иногда именно от него, по сути, зависит ваша безопасность и безопасность окружающих. Думаю, многие попадали в ситуации, когда приходилось резко нажать на тормоз по разным причинам.
Меня не устраивала работа стандартного вакуумного усилителя. Как-то туговато шла педаль, и не очень было понятно, когда настанет момент блокировки колес. Пришлось менять, сейчас все гораздо лучше функционирует.
Считаю, что лучше на этом вопросе не экономить, а поставить нормальный вакуумный усилитель. Ведь качественная работа тормозной системы во многим обусловлена именно этим фактором.
Лучше заменить целиком...