Виды рыболовных судов: способ ловли и оборудование
Рыболовные суда — морские или речные транспортные средства для добычи рыбы, морепродуктов и иной «живности» в морях и других водоемах. Они оснащаются разнообразным оборудованием для поиска, ловли и переработки «добычи». Ниже подробно рассмотрим понятие, разберемся с каждым из видов таких конструкций и особенностями.
Оглавление
Понятие рыболовного судна
К категории речного или морского рыболовного судна можно отнести любое плавсредство для добычи водных ресурсов. В их число входит рыба, моллюски, ракообразные и иные обитатели. Главная цель— ведение промысла, что часто включает лов, хранение, обработку или транспортировку.
ВажноРыболовные суда бывают самых разных размеров и типов: от небольших лодок для прибрежной деятельности до крупных океанских траулеров. Последние способны проводить длительные экспедиции в открытом море.
Каждое рыболовное судно оборудовано с учетом задач, которые выполняет. Это может быть установка для лова рыбы, к примеру, траловые сети, неводы, крючковые снасти.
На более крупных судах предусмотрены холодильные камеры или перерабатывающее оборудование. Позволяют сохранять улов свежим и даже обрабатывать его на борту. Подход особенно актуален для дальнего промысла, когда судно находится вдали от портов.
Виды рыболовных судов
Рыболовные суда различаются по техническому оснащению и способу эксплуатации. Прибрежные варианты работают в пределах территориальных вод.
Здесь ресурсы возобновляются быстрее, а условия лова более стабильны. Океанские суда, напротив, специализируются на глубоководном промысле. Они способны добывать рыбу в открытом море или даже на больших глубинах. Ниже попробуем разобраться с основными вариантами.
Сейнер
Используется для добычи рыбы сетями, которые называются кошельковыми неводами. Название происходит от английского «seine», что переводится как невод. Суда широко используются для промышленного лова рыбы. Они имеют несколько особенностей, отличающих их от иных типов рыболовных судов:
- Специализация на кошельковом неводе. Дает возможность захватывать большие косяки рыб, например, сельдь, скумбрию или сардину. Сеть опускается вокруг интересующего места, а затем «закрывается» по принципу ловушки.
- Компактные размеры. Такое промысловое судно обычно имеют средние габариты. Это позволяет маневрировать в прибрежных водах и открытом море. На борту имеются лебедки и барабаны для управления неводами.
- Сейнеры отличаются по размеру и специализации. На их борту установлено мощное оборудование, сейнерная и поворотная площадки. Для поиска косяков рыбы часто используются эхолоты и радары для поиска косяков.
Типы сейнеров:
- стерновые — сети сбрасываются и выбираются с кормы;
- бортовые — работа с неводом происходит через борт.
В разных странах сейнеры могут адаптироваться к конкретным видам рыб и условиям лова. Например, в Средиземном море их используют для ловли тунца, а в северных морях — для добычи сельди.
Преимущества сейнеров:
- эффективность ловли;
- мобильность и универсальность;
- возможность работы как в прибрежной зоне, так и в открытом море.
Минусы:
- зависимость от крупных косяков рыбы;
- негативное действие на морскую среду;
- ограничения на использование в некоторых зонах из-за природоохранных правил.
Траулер
Это легкое промысловое судно со специальной сетевой снастью, буксируемой за судном. Такой тип считается одним из самых распространенных в коммерческом рыболовстве. Объясняется высокой производительностью и способностью работать в открытом море.
Основное оборудование — трал. Это большая сеть, которая опускается в воду и собирает рыбу. Бывает разных видов в зависимости от добычи:
- донный — для рыбы, обитающей у дна (треска, камбала);
- пелагический — для рыбы, обитающей в толще воды (скумбрия, сельдь).
Траулеры комплектуются мощной лебедкой для управления тралом. На борту имеется рыбообрабатывающая аппаратура и морозилки для сохранения улова. Часто предусмотрено оборудование для первичной обработки и устройства для обеспечения автономности.
Виды траулеров:
- малые — работают в прибрежной зоне;
- промысловые — выходят в открытое море или на глубоководные участки;
- обрабатывающие — имеют оборудование для переработки рыбы прямо на борту;
- рыбозаводы — крупные суда с полноценными производственными линиями.
Траулеры подходят для промысла различных видов морских обитателей: рыбы, креветки, моллюски и другие. Процесс лова проходит в несколько этапов.
Сначала определяется лучшее место. Потом траловый мешок опускается на дно, а по факту заполнения поднимается на борт. Дальше улов сортируется по виду и размеру, охлаждается или замораживается для хранения.
Плюсы:
- высокая производительность;
- способность добывать рыбу на больших глубинах;
- многофункциональность;
- автономность.
Минусы:
- высокие затраты;
- негативное влияние на морскую среду в виде разрушения дна;
- случайное вылавливание ценных пород рыбы.
Дрифтер
К категории относятся суда, предназначенные для лова рыбы с помощью плавных сетей. Последние свободно дрейфуют в воде, удерживаясь за лодку. Такой метод позволяет эффективно ловить рыбу в открытом море или океане. При этом снижается влияние на дно и обитателей.
Характерные черты:
- Длина — от 20 до 60 метров. Встречаются и меньшие суда, адаптированные к локальным условиям.
- Палубное оборудование — лебедки и механизмы для управления сетями.
- Мощные моторы. Необходимы, чтобы поддерживать маневренность при постановке сетей в зоне лова.
Принципа работы прост. Сначала сетка выбрасывается за борт. Дальше рыба попадает в сеть и путается в ячейках. На следующем этапе судно выбирает сетку для доставки улова.
Современные дрифтеры имеют системы для точного определения координат, контроля сетей и оценки рыболовных запасов. Они также применяются для хранения улова в свежем или замороженном виде на борту. Основные виды рыбы для «охоты» — сельдь, сайра, скумбрия и лосось (в некоторых регионах).
Преимущества дрифтеров:
- возможность ловить большие объемы рыбы за короткий промежуток времени;
- не разрушают морское дно и кораллы;
- простота эксплуатации сетей.
Минусы:
- риск случайного захвата лишних и ценных видов животных;
- ограничение по районам и времени года для ловли.
Ярусолов
Еще один вид, входящий в классификацию промысловых судов. Применяется для промысла рыбы с использованием ярусов. Последние представляют собой длинные лески, к которым прикрепляются множество крючков на поводках.
Такие суда используют ярусный метод лова, который эффективен для добычи многих видов рыб. В их число входит треска, палтус, макрель, мерлуза и другие.
Конструкция включает в себя:
- лебедки и механизмы для монтажа и выборки ярусов;
- барабаны для хранения лески;
- машины для механизированного насаживания наживки на крючки;
- рефрижераторные трюмы для сохранения рыбы;
- установки для первичной обработки улова.
На лодках установлены современные эхолоты и гидроакустические устройства для обнаружения рыбных косяков. Также стоят автономные навигационные системы для работы в открытом океане.
По особенностям применения ярусоловы бывают прибрежными, океаническими и специализированными.Они делятся на классические, глубоководные и крупнотоннажные. Последние способны дольше всего находиться в море.
Преимущества:
- возможность добывать рыбу на значительных глубинах;
- минимальный риск прилов нежелательных видов по сравнению с сетями;
- работа в разных климатических условиях;
- способность настраиваться на определенную глубину и тип наживки;
- минимальное воздействие на природу.
Минусы:
- высокая цена;
- сложности с побочным уловом;
- зависимость от погоды.
Шаланда
Это небольшое судно для промысла рыбой в прибрежных водах. Шаланды широко используются, благодаря маневренности, компактности и способности работать в условиях мелководья.
Базовые характеристики:
- большая длина — составляет от 6 до 15 м;
- упрощенная конструкция с плоским или слегка изогнутым днищем;
- корпус из дерева, стали или современных пластиковых материалов.
Как правило, шаланды оснащаются небольшими дизельными или бензиновыми ДВС. Последние обеспечивают достаточную мощность для промысловых задач. В практическом применении машины используются для постановки сетей, сбора рыбы из ловушек или тралового лова. Они частооборудуются грузовыми площадками для хранения улова и лебедками.
Обычно шаланда управляется 2–3 рыбаками, чего достаточно для эффективного управления и обработки улова. Такие суда популярны в приморских зонах, где требуются маневренные и устойчивые плавсредства. Это может быть Черное, Азовское и Каспийское моря.
Плюсы:
- возможность входа в мелководные районы;
- небольшая стоимость строительства;
- маневренность;
- легкость управления.
Минусы:
- небольшая дальность плавания;
- непригодность для ловли в открытом море;
- плохая устойчивость на волнах.
Байда
Это самодельное промысловое судно с парусом и без него, которое использовалось в основном на реках и озерах. Получило популярность в северном Каспии. Его конструкция, форма и способы применения отличались в зависимости от региона. При этом есть общие черты, которые позволяют выделить байду как отдельный вид судна.
Основные характеристики:
- небольшая длина 4–8 м;
- широкое днище для устойчивости на воде;
- низкие борта, что облегчает заброс сетей или удочек.
Байда имеет обтекаемую форму с закругленным носом и кормой. Это делает ее маневренной на мелководье. При этом конструкция позволяет легко управляться веслами. Она оснащена веслами, но может быть оборудована мотором или парусом. Может иметь небольшие стойки для крепления рыболовных снастей.
Традиционно изготавливалась из дерева (дуба, сосны или других пород). Современные байды могут делаться из алюминия или композитных материалов. Они оснащаются мощными лампами для ночной ловли.
Такие лодки активно использовалась для рыболовства, охоты на водоплавающую птицу. Они также применялись для перевозки небольших грузов. В прошлом они были популярны у казаков, которые активно занимались рыболовством на реках и лиманах. Легкость и простота конструкции делали их удобным средством для повседневного использования. В наше время байды встречаются реже, но все еще используются в некоторых регионах.
Плюсы:
- маневренность на мелководье;
- отличная грузоподъемность;
- легкость в ремонте и изготовлении;
- низкая цена.
Минусы:
- плохая устойчивость на большой воде;
- репутация браконьерской лодки;
- боязнь плохой погоды;
- небольшая дальность.
Заключение
Промысловые морские и речные суда различаются по конструкции и назначению. При этом они создаются для эффективного лова рыбы в различных водоемах. Их дизайн зависит от условий эксплуатации. Это могут быть небольшие традиционные лодки, такие как байда для рек и озер, так и крупные промысловые траулеры с новыми технологиями для океанического рыболовства.
Каждый тип оптимизирован для выполнения конкретных задач, включая транспортировку улова, установку сетей или глубоководный лов. Они играют ключевую роль в рыбной промышленности и гарантируют обеспечение людей необходимой для жизни пищей.
- ОБМЕН навесного оборудования для Bobcat 630 и 650
- Перевозки между Украиной и Россией
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Карьеры (песчаные и гравийные) Московская область
- Виды рыболовных судов: способ ловли и оборудование
Рыбалка в море при помощи рыболовных судов происходит для ловли рыбы на продажу в ближайшие страны или же для реализации на собственном рынке. Суда для рыболовного промысла должны быть в надлежащем виде и без поломок. По этому профилактика ремонта судов, должна быть у фирм добывающих рыбу.
Очень интересная статья, которая расширит кругозор. Многие любят рыбу, было интересно узнать каким образом она добывается.
Статья действительно интересная и дает хорошее представление о разных типах рыболовных судов и их назначении. Автор неплохо объясняет, как и для чего используются эти суда, от маленьких шаланд до больших траулеров, что помогает понять, как разнообразен рыболовный промысел. Важно, что затрагиваются экологические вопросы. Негативное влияние некоторых методов ловли на морскую среду — серьезная тема, и хорошо, что она не обошла стороной. Ответственность перед природой и обществом — это то, о чем нужно помнить всем в этой сфере. В целом, статья полезна для тех, кто интересуется рыбалкой и хочет узнать больше о технологиях и экологии. Она помогает понять, как рыболовные суда играют важную роль в обеспечении продовольственной безопасности и сохранении водных ресурсов.
Прочитав статью, я вспомнил, как обсуждался вопрос эффективности траулеров на одном из семинаров по рыбной промышленности. Эти суда действительно являются рабочими лошадками в мире рыболовства. Особенно впечатляет их способность работать на больших глубинах и автономность, что делает их незаменимыми для дальних экспедиций. Однако, как и упоминается в статье, их влияние на морскую среду вызывает беспокойство. Разрушение дна и прилов ценных пород рыбы – серьёзные проблемы, которые нельзя игнорировать. В этом плане ярусолов кажется более экологичным вариантом, так как он минимизирует риск прилова и не разрушает морское дно. Но его высокая стоимость и зависимость от погодных условий могут стать ограничивающими факторами для многих рыбаков. Также заметил, что дрифтеры, по сравнению с другими судами, оказываются более щадящими к окружающей среде, что не может не радовать. Учитывая современные требования к устойчивому развитию, такие подходы становятся всё более актуальными. В общем, статья хорошо освещает разнообразие судов и их особенности, но хотелось бы больше узнать о современных инновациях, которые могли бы снизить негативное воздействие на экосистему.
Интересно, что сейнеры, несмотря на их зависимость от крупных косяков, продолжают оставаться популярными благодаря своей универсальности. Их способность работать как в прибрежной зоне, так и в открытом море – это большой плюс. Аналогичная ситуация наблюдается и с траулерами, которые, несмотря на ряд минусов, остаются основным выбором для промыслового лова.
Шаланды, как ни странно, напомнили мне о старых добрых временах, когда рыболовство было более ручным и зависело от мастерства рыбаков. Их малая стоимость и маневренность делают их отличным выбором для прибрежного лова, особенно в условиях мелководья. Однако для более серьёзных операций они, конечно, не подойдут.