Витязь ДТ-30 — настоящий вездеход
Витязь ДТ-30 — автомобиль-вездеход, отличающийся улучшенной проходимостью и неприхотливостью в эксплуатации. Способен выполнять задачи, как при суровых морозах (до -50 градусов Цельсия), так и в жару — до +40. Отличается надежным гусеничным ходом и наличием двух звеньев: для пассажиров и груза.
Оглавление
Легко преодолевает снежные, водные, лесные или иные препятствия. Особенно востребован на Крайнем Севере, дальневосточном регионе РФ, а также в других частях планеты. Ниже рассмотрим, что это за техника, приведем ее технические характеристики, особенности кабины и органов управления.
История появления модели
Необходимость создания вездеходной техники появилась еще в периоды второй мировой войны, когда военным Белорусского фронта необходимо было форсировать речку Одер. На вооружении у Соединенных Штатов были специальные машины, а вот военным Советского Союза приходилось преодолевать преграды на самостоятельно изготовленных понтонах. Как правило, они делались с применением бревен, опилок и плащ-палаток.
Один из участников войны Константин Осколков после получения высшего образования по автостроению приступил к созданию вездеходной техники, ориентированной на перевозку ракетных установок. За основу был взять американский танк, а сам транспорт имел 2-элементное исполнение с возможностью движения в 3-х разных плоскостях. Связь между звеньями осуществлялась с помощью специального привода.
ВажноПервый ДТ-30 приступил к испытаниям в 1971-м, и проверка лишний раз доказала эффективность техники. Вездеход показал способность преодолевать любые препятствия. О машине заговорили в Соединенных Штатах. За свою работу разработчик техники получил в 1981-м орден Ленина.
При этом серийное производство было запущено в 1982-м. Первоначально планировалось применение техники для оборонного сектора, но военные сначала отказались от такого варианта в пользу танков.
Из-за отсутствия спроса в военной сфере вездеход получил применение в мирных областях. Он использовался и применятся до сих пор для бурения, аварийно-ремонтных работ, для преодоления последствий природных катаклизмов, для доставки персонала в удаленные точки и т. д.
Конструктивное исполнение
Главной особенностью вездехода Витязь ДТ-30 является уникальная конструкция, предусматривая наличие 2-х индивидуальных элементов, которые соединяются по принципу прицепа. Каждое из звеньев имеет свое предназначение:
1-е — использовалось для размещения людей, имеет отопительную и вентиляционную систему, вмещает шесть пассажиров и одного водителя;
2-е — соединяется с 1-м с помощью специального сцепного устройства, имеет вид грузовой платформы с тентованным покрытием, применятся для перевозки грузов.
Такое конструктивное исполнение обеспечивает способность перевозки большого веса и хорошую вместительность. Большим плюсом является маневренность на любых дорогах. Главной особенностью является возможность складывания гусеничных звеньев в вертикально-продольной плоскости.
Ключевым элементом машины является поворотное устройство для сцепки двух элементов. Устройство работает на базе 2-х гидравлических цилиндров, с помощью которых водитель вправе выполнять управление по вертикали / горизонтали. Это позволяет проходить препятствия, имеющие 1,5-метровую высоту и 4-метровую ширину.
Конструктивные особенности также зависят от модификации:
- ДТ-30 — базовый вариант. Наличие буквы «П» позволяет преодолевать водные преграды.
- ДТ-30-1 — используется для транспортировки грузов-длинномеров.
- ДТ-30 МН / ПМН комплектуются более мощным мотором ЯМЗ на 800 л. с.
- ДТ-30 ПМ — версия для военных, отличается наличием бронированной защиты.
- ДТ-30ПМ-Т1/Т2 — используются для транспортировки и обслуживания ракетных комплексов.
Всего предусмотрено более 10 модификаций такой техники, отличающейся конструктивными особенностями и функциональными возможностями.
Технические характеристики
Машина получила популярность, благодаря уникальным техническим характеристикам. Они могут немного отличаться в зависимости от модификации вездехода, но для основной модели характеристики ДТ-30 «Витязь» имеют следующий вид:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Двигатель | ЧТЗ В-46-5 |
Мощность, л. с. | 780 |
Трансмиссия | 4-ступенчатая МКПП или 6-ступенчатая АКПП |
Длина груза, м | 13 |
Глубина преодолеваемого препятствия, см | 180 |
Снаряженный вес, т | 28 |
Скорость на воде, км/ч | 5, а при включении специального винта — 15 |
Скорость при движении по земле, км/ч | 37 |
Число мест | 7 |
Вес перевозимого груза, т | 30 |
Давление на почву, кг/кв. см | 0,3 |
Запас хода без заправки, км | 500 |
Тип подвески | торсионная |
Угол подъема / спуска, град. | 30 |
Максимальный крен, град. | 15 |
Габариты (ДхШхВ), м | 15,9х3,1х3,3 |
Отдельного внимания заслуживают главные узлы вездехода — мотор, трансмиссия, подвеска, ходовая и тормозная часть.
Двигатель и трансмиссия Витязь ДТ-30
В зависимости от модификации, комплектации и года выпуска вездеход комплектовался разными моторами:
- ЧТЗ В-46-5/6. Это 4-тактный силовой агрегат с 12 цилиндрами, имеющий мощность 780 лошадиных сил при частоте вращения 2000 об/мин. Мотор имеет удельный расход топлива 245 г/кВт*ч, диаметр цилиндра размером 15 см, и ход поршня 18 см. Рабочий объем силового агрегата — 38,8 л. Нижний порог температуры для надежного пуска составляет 5 градусов Цельсия. Вес — 980 к. В устройстве применяется комбинированная система смазки и подогрева, жидкостная / закрытая система охлаждения. Пуск осуществляется с помощью электрического стартера от АКБ или внешнего источника тока.
- L 360 20 Cummins. Силовой 6-цилиндровый двигатель от известной компании Камминз. Имеет мощность 360 лошадиных сил, турбину и интеркулер. Максимальная мощность достигается при частоте вращения 2200 об/мин. Удельный расход топлива составляет 120 г/кВт*ч. Рабочий объем — 8,9 литра. Двигатель весит 680 кг. Имеет стандарт выбросов — Евро-2. К особенностям агрегата стоит отнести водяное охлаждение, возможно пуска без дополнительных систем при -25 градусах Цельсия и продуманная топливная система Бош Р7100. В некоторых модификациях устанавливаются другие моторы этого бренда — QSB на 6,7 л или С-173.
- ЯМЗ-8401.10 — еще один двигатель, который устанавливается на модификации ДТ-30 МН и ДТ-30 ПМН. Это V-образный силовой агрегат с 12 цилиндрами, имеющий ресурс 10 000 часов и мощность 650 (в некоторых версиях до 800) лошадиных сил. Соответствует классу Евро-1. Имеет 4-тактное исполнение, непосредственный впрыск горючего, жидкостное охлаждение. Диаметр цилиндра и ход поршня составляют 14 см.
Во всех случаях предусмотрена мощная система подогрева, позволяющая запустить мотор при температуре от -50 градусов Цельсия.
На ДТ-30 предусматривается один из двух видов трансмиссии:
- Четырехскоростная в полуавтоматическом исполнении.
- Шестискоростная коробка-автомат компании Allison.
Оба устройства имеют гидромеханическое исполнение, отличаются надежностью и простотой эксплуатации.
К особенностям 4-ступенчатой КПП относится наличие блокируемого дифференциала, что позволяет установить подходящий режим движения машины в разных дорожных условиях. Предусмотрен дополнительный трансформатор, в функции которого входит плавная передача момента крутящего момента.
Подвеска, ходовая часть и тормозная система ДТ-30
Вездеход ДТ-30 перемещается, благодаря четырем гусеничным обводам, оборудованным грунтовыми зацепами из металла. Конструктивная особенностью гарантирует улучшенные вездеходные качества и небольшое давление на почву. Кроме того, эта особенность уменьшает вред для растительности из-за минимального повреждения верхнего слоя.
К особенностям подвески «Витязя» относится уникальная мягкость, которую обеспечивает грамотное совмещение основных элементов ходовой части:
- торсионная подвеска;
- опорные катки;
- специальное покрытие на передних колесах (изготовлено из полиуретана);
- резиновые комплектующие в ходовой.
Обеспечение мягкости хода положительно влияет на ресурс ходовой и, соответственно, на расходы при ее обслуживании. Ведущие колеса имеют специальную защиту от намерзания льда. Разработчики предусмотрели расстояние между поперечными элементами, обеспечивающими автоматическую очистку от снежной и грязевой массы во время движения.
Особенности ходовой части ДТ-30 «Витязь»:
- Поперечины из стали на гусеничных лентах для уменьшения нагрузки на грунт и улучшения вездеходных качеств.
- Наличие торсиона с пористым наполнителем на основном катке.
- Полиуретан на ведущих колесах.
- Независимая подвеска, построенная на базе торсиона.
Торможение вездехода осуществляется с помощью ленточного тормозного механизма (плавающий тип). В качестве дополнительного элемента выступает механический привод, обеспечивающий управление тормозной системой.
Кабина и органы управления
В отличие от конкурентов, вездеход ДТ-30 имеет более удобное оформление салона и приборной панели. Оно больше напоминает интерьер грузового автомобиля нежели танка или другой военной машины. Кабина с легкостью вмещает до семи человека, но в реальности это количество может быть больше из-за большой ширины.
Управление осуществляется с помощью классического рулевого колеса. Необходимость его применения объясняется тем, что изменение направления движения происходит за счет излома сцепки. Для сравнения другие модели гусеничных вездеходов маневрируют за счет торможения левой или правой гусеницы.
Приборная панель буквально усыпана разными приборами и переключателям. Как и в грузовых автомобилях, имеется спидометр, указатель температуры масла и т. д. Все элементы управления расположены в непосредственной близости от водителя. На приборной панели напротив пассажиров предусмотрены бардачки для хранения вещей.
При желании купить ДТ-30 «Витязь» необходимо выложить сумму от 12 млн рублей в зависимости от комплектации. Некоторые модели 2021 года могут иметь цену до 14,5 млн рублей. Если стоимость новой техники кажется слишком высокой, можно присмотреть б/у варианты. К примеру, модель 1996 года можно купить за 2 млн рублей, а 2003-го — за 4 млн.
Итог
Вездеход «Витязь» ДТ-30 — универсальная машина, которая отличается уникальными ходовыми качествами и способностью преодолевать практически любые препятствия. Машина активно выпускается и имеет широкую сферу применения.
Ее активно используют для доставки персонала и специального оборудования к местам, находящимся в регионах со сложным климатом и труднопроходимым грунтом. Не удивительно, что машина до сих пор востребована, как в гражданской, так и в военной сфере. До сегодняшнего дня выпускаются новые экземпляры, которые легко найти в продаже.
- +7 (903) 799-30-92 Виктор КИДАЛОВО!!!
- Внедорожная спецтехника для российской глубинки
- Мощные болотоходы на гусеницах: 5 лучших отечественных моделей
- Витязь ДТ-30 — настоящий вездеход
Очень мощная и при этом абсолютно универсальная техника - как раз идеальный вариант для отечественного бездорожья. Очень хотелось бы своими глазами увидеть эти вездеходы изнутри - любопытно!
Какая мощь! Мне кажется, в первую очередь это все-таки военная техника. В мирной жизни такие машины могут помочь при разных стихийных бедствиях, например, при наводнениях.
Есть такие деревни в отдалённых уголках нашей страны, что туда только на Витязе доехать и можно) Соглашусь с предыдущим комментатором, что машина эта в основном для военных целей. А в мирное время отлично справится, например, с эвакуацией пострадавших из мест происшествий. Да и продукты и средства для восстановления инфраструктуры после стихийных бедствий и катастроф Витязь доставит без труда.
Читая статью о вездеходе Витязь ДТ-30, сразу вспоминается знаменитый шведский Bandvagn 206, который также был разработан для эксплуатации в экстремальных условиях. Оба вездехода показывают, насколько важна адаптация техники к суровым климатическим условиям. Витязь, как и его зарубежный аналог, имеет уникальную конструкцию, что позволяет ему быть незаменимым в условиях бездорожья. Особенно впечатляет возможность преодолевать водные преграды, что делает его универсальным решением для различных задач. Интересно, что в начале своей истории он был ориентирован на военное применение, но нашел свою нишу в гражданских сферах. Это показывает, насколько важна гибкость применения и адаптация к изменяющимся потребностям рынка. Надежность и многофункциональность делают его популярным выбором в регионах с труднодоступной местностью. В условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока, где такие машины особенно востребованы, ДТ-30 проявляет себя как незаменимый помощник. Что касается технических характеристик, то разнообразие двигателей и модификаций позволяет выбрать оптимальную модель под конкретные задачи. В этом плане Витязь напоминает канадский Armtrac 400, который также может похвастаться широким спектром версий и двигателей. Однако у Витязя есть своя уникальная черта — это возможность складывания гусеничных звеньев, что значительно улучшает его маневренность. Это решение, безусловно, выделяет его среди других вездеходов. В общем, ДТ-30 Витязь — это пример того, как инженерные инновации могут создать технику, которая будет востребована десятилетиями в самых разнообразных сферах.
Удивительно, как Витязь ДТ-30 справляется с задачами, которые другим вездеходам оказались не по зубам. Прекрасный пример техники, которая была создана для военных нужд, но нашла применение в гражданских областях. Это доказывает, что хорошие инженерные решения всегда найдут своё место. Конструкция, напоминающая принцип прицепа, делает его особенно уникальным.
ДТ-30 — это своего рода «швейцарский нож» среди вездеходов. Благодаря различным модификациям, он может выполнять широкий спектр задач, от транспортировки до участия в аварийно-спасательных операциях. Интересно, что такая техника, несмотря на свою военную историю, активно используется в мирных целях, демонстрируя свою универсальность и надёжность.