Мощные болотоходы на гусеницах: 5 лучших отечественных моделей
Россия – огромная страна, растянувшаяся на сотни тысяч километров и характеризующаяся самым разнообразным рельефом. На периферии у нас много регионов, где вместо дорог есть одни только направления, и по направлениям этим люди вынуждены как-то ездить, кто-то – на рыбалку или на охоту, а кто-то – и по долгу службы.
Но проехать, к примеру, в болотистой или покрытой толстым слоем снега местности порой бывает крайне непросто, и здесь на помощь приходит особый вид техники, именуемой болотоходами, которые бывают двух видов – на огромных колесах и на гусеничном ходу.
Оглавление
Подобные ТС разработаны специально для перемещения по бездорожью, они позволяют людям не зависеть от обстоятельств и прокладывать себе путь там, где никогда не ступала нога человека. Темой нашего сегодняшнего разговора станут гусеничные болотоходы, их особенности и технические характеристики.
Что такое болотоход
Болотоход на гусеничном ходу – это особый тип вездехода, который может перемещаться по любой труднодоступной местности, но разрабатывался он, в первую очередь, для езды по заболоченным участкам.
ВажноТам, где другой вездеход даже с места не сдвинется, болотоход справится без усилий, он доставит небольшой груз или людей в самые отдаленные точки страны.
Проедет там, где невозможно ни пройти, ни пробраться каким-либо другим видом транспорта. Некоторые модели упомянутых нами вездеходов способны передвигаться и по рыхлому снегу, их называют гусеничными снегоболотоходами.
Назначение
Читайте также: Металлические гусеницы для спецтехники
Сфера применения техники, ставшей темой нашего разговора, широка и разнообразна. Купить гусеничный болотоход целесообразно службам МЧС, которые регулярно нуждаются в доставке специалистов в отдаленные труднодоступные места.
Такая техника не будет лишней на балансе нефтегазовых компаний, она пригодится егерям и лесникам, полярникам и геологам, которые проводят исследования и забор образцов в сложных условиях. Люди, которые организовывают туристические поездки на рыбалку и охоту в отдаленные уголки страны, также по достоинству оценят повышенную проходимость, мощность и безотказность подобной техники.
Вездеход болотоход гусеничный неприхотлив в обслуживании, он отличается надежностью и высоким КПД.
Применяется этот вид транспорта в условиях сложного бездорожья, в глуши и таежной чаще. Комплектацией предусмотрено наличие ручного либо автоматического привода, возможна установка дополнительного монтажного оборудования.
Классификация
Классификация снегоболотоходов осуществляется по целому ряду параметров, в частности:
- С точки зрения типа движителя (бывают колесными, гусеничными, на воздушной подушке, а также шнеково-роторные модели).
- По типу мотора (бензиновые или дизельные).
- В зависимости от вида преград (сухопутные или водные, их еще называют амфибиями).
- По применению (пассажирские (для перевозки людей), грузо-пассажирские и вездеходы-тягачи).
- По типу рамы (сочлененные, шарнирные или на единой раме).
На гусеницах и на колесах: в чем разница
Тип шасси является решающим фактором при выборе болотохода. Первым вездеходом отечественного производства, который поступил на рынок в конце 40-х годов прошлого века, была гусеничная модель.
Это вполне объяснимо, т.к. в те времена гусеницы транспортных средств создавали незначительную нагрузку на почву и отличались повышенной проходимостью. Если говорить о гусеницах болотоходов, то они складываются в 2-х плоскостях, обеспечивая тем самым плавность хода, а значит, и должный уровень комфорта.
Но и у колесных моделей есть свои преимущества, это меньший вес ТС по сравнению с гусеничными аналогами, хорошая ремонтопригодность, меньший урон, который наносится в процессе движения окружающей среде и, в частности, растительности, повышенная грузоподъемность и возможность перемещаться в воде
Еще один неоспоримый плюс колесных моделей – топливная эффективность, которая во время движения в труднодоступной отдаленной местности играет архиважную роль, удельный расход горючего у них гораздо ниже.
Популярные модели и их технические характеристики
На современном рынке представлен достаточно большой выбор вездеходов как отечественного, так и импортного производства. Справедливости ради стоит отметить, что продукция российского производства обладает отличными эксплуатационными характеристиками и способна составить конкуренцию многим заграничным аналогам.
При этом цена гусеничного болотохода, который сошел с конвейера в нашей стране, гораздо ниже стоимости зарубежных моделей. Опишем пять наиболее популярных вездеходов, которые нашли свое применение в самых отдаленных уголках РФ.
МТ-ЛБ
Маневренная и легкая машина на гусеничном ходу, характеризующаяся высокой проходимостью и используемая преимущественно в народнохозяйственных целях. Модель давно устарела и снята с производства, информации о ней в Сети крайне мало, но известно, что именно она легла в основу усовершенствованной версии, получившей название МТ-ЛБ.
Речь идет о легком бронированном тягаче-транспортере, предназначенном для перевозки людей и грузов в труднодоступных районах. ТС нашло широкое применение и в гражданской сфере, и в армейских целях, в частности, оно используется в качестве артиллерийского тягача. Выпускался этот болотоход с 1964-го года, затем на его базе стали производить гражданский вездеход ХТЗ-3Н, который до сих пор изготавливают на тракторном заводе в Харькове (Украина).
Технические характеристики:
- Вес – 9,7 тонны.
- Грузоподъемность – 2,5 тонны.
- Габариты: 6,4 на 2,8 на 1,8 м.
- Пассажировместимость – 2+11 человек (в кабине и в кузове соответственно).
- Мотор - ЯМЗ-238.
- Максимальная скорость – 61 км/час.
ГАЗ 3409 «Бобр»
Гусеничный вездеход повышенной проходимости, который используется для доставки грузов в районах с отсутствующим транспортным сообщением. Разрабатывалась машина для восполнения нужд Таможенной службы и МЧС, но в итоге она активно используется во многих других отраслях, находясь «на вооружении» геологов, компаний и организация нефтегазовой отрасли и т.д.
В последнее время интерес к модели проявляют также любители экстремального отдыха, рыбалки и охоты в отдаленной местности. Высокий спрос обусловлен универсальностью ТС, удобным салоном с неплохим техническим оснащением, возможностью переоборудовать вездеход в авто специального назначения. Машина может двигаться не только по суше, но и по воде, развивая при этом скорость до 5-ти км/час.
Технические характеристики:
- Вес – 3,6 т.
- Габариты – 4,6 на 2,4 на 2,8 м.
- Пассажировместимость – 6 чел.
- Двигатель объемом 2,8 л, мощность. 130 л.с.
- Максимальная скорость – 63 км/час.
ГАЗ-34039 «Ирбис»
Этот вездеход считают «младшим братом» модели, описанной нами выше. Выполняется он в пассажирской и в грузовой версии, причем, в последнем варианте представляет собой тентованную платформу, предназначенную для транспортировки грузов веслом до 600 кг.
Примечательно то, что кроме классических модификаций завод-производитель предлагает на суд потребителя версию «Премиум» - комфортабельный снегоболотоход, оснащенный удобными сидениями, стильным салоном с отделкой из натуральной кожи и современной системой мультимедиа.
«Ирбис» - это машина, характеризующаяся огромным количеством модификаций. Есть в линейке и станции взрывных пунктов, и самоходные буровые установки на гидроприводе, и мобильные станции пожаротушения, которые незаменимы во время ликвидации аварий в отдаленных труднодоступных районах.
Технические характеристики:
- вес – 5 т.
- Пассажировместимость в базовой версии – 12 человек (в т.ч. 4 спальных места).
- Грузоподъемность – 2 т.
- Двигатель – объем 4,7 литра, мощность – 122 л.с.
- Габариты – 6,3 на 2,5 на 2,9 м.
- Максимальная скорость движения – 60 км/час.
ДТ-30 «Витязь»
Это уникальное транспортное средство, отличающееся повышенной проходимостью и предназначенное для использования в труднодоступных районах. Модель надежна и безотказна, она отлично справляется со своими функциями в самых суровых условиях эксплуатации, поэтому и используется обычно на Дальнем Востоке, в Сибири и Заполярье.
Вездеход работает при температуре от +40-ка до -50-ти градусов Цельсия, он представляет собой двухзвенную машину на гусеничном ходу, которая способна преодолевать любые препятствия, работать на почве с низкой несущей способностью, на снегу, болоте и на целине, с легкостью пересекать водные преграды, медленно, но верно двигаться в сложнейшей дорожной обстановке.
Технические характеристики:
- Вес – 28 т.
- Пассажировместимость – 5 человек.
- Грузоподъемность – 30 т.
- Двигатель мощностью 800 л.с.
- Максимальная скорость – 47 км/час.
ТТМ-3 «Тайга»
Плавающий снегоболотоход на гусеничном ходу, предназначенный для перевозки людей и грузов, а также способный буксировать прицепы, вес которых не превышает 2 тонны. На современном рынке представлено несколько модификаций данного транспортного средства, в частности, машина технической помощи, исследовательская лаборатория, передвижная пожарная станция, установка зондирования почвы и т.д.
Технические характеристики:
- вес – 6,8 т.
- Грузоподъемность – 2,5 т.
- Пассажировместимость – 14 человек, в т.ч. 6 спальных мест.
- Габариты – 6,4 на 2,9 на 2,6 м.
- Двигатель – дизельный 4,5-литровый Cummins-4 ISBe 185 мощностью 185 л.с.
- Максимальная скорость – 50 км/час.
Цены гусеничных болотоходов
Отвечая на вопрос о том, сколько стоит гусеничный болотоход, важно отметить, что ценообразование в данном случае зависит от многих факторов, в частности, от модели ТС, года выпуска, технических характеристик, модификации, состояния и т.д.
Так, изучив предложения продавцов на тематических интернет-площадках, мы пришли к выводу, что, к примеру, модель ТТМ 3902 ПС 2007 г.в. можно приобрести за 2,5 млн. руб.
Аналогичная машина, но 2006 года выпуска, с мощностью двигателя в 80 лошадиных сил, которая, по заявлению продавца, находится в хорошем техническом состоянии, стоит почему-то всего 1 миллион 600 тысяч рублей.
Итог
Снегоболотоходы с гусеничными движителями – это незаменимое средство передвижения в условиях бездорожья, которое позволяет добраться туда, где еще не ступала нога человека. ТС объединяют в себе несколько функций – организация пассажирских перевозок, перемещение грузов и оборудования по болотам, а также преодоление водных преград, в том числе и в экстремальных условиях эксплуатации.
- Колёсный или гусеничный экскаватор?
- Гусеничный или колёсный трактор?
- Движение гусеничной техники?
- Новые сюрпризы от китайской спецтехники
- Колесная техника для труднодоступных и заболоченных мест
- Что собой представляет современный бульдозер
- Металлические гусеницы для спецтехники
- Гусеничный бульдозер Shehwa HBXG TY165
Гусеничные болотоходы - техника узкоспециализированная. Радует то, что отечественный автопром успешно конкурирует в этом сегменте с зарубежными производителями.
Интересная статья. Вообще, отечественные болотоходы - однозначно лучшие в мире, по крайней мере по соотношению цены/качества. Что касается МТ-ЛБ - это знаменитая на всем постсоветском пространстве армейская "мотолыга". Их было выпущено больше 50 000, и это не считая большого количества различных машин на базе основной модели. Активно использовалась во многих военных конфликтах, включая Афган, Приднестровье, Донбасс. Безотказная лошадка. Единственный недостаток для гражданского применения - большое потребление топлива.
"Витязь" конечно своей мощности просто впечатляет. Мне интересно как создавалась эта машина изначально. Почем такого рода машина. А движок 800 лошадок, не маловат ли будет?