Ксеноновые фары на грузовиках - сколько это стоит?
Ксеноновые фары стали очередным этапом эволюции осветительных устройств для транспортных средств. Впервые они были выпущены компанией Филипс в 1992-м, а сегодня активно устанавливаются на грузовики, легковые автомобили и специальную технику.
Оглавление
Ниже рассмотрим, как устроены такие лампы, в чем их плюсы и минусы, каково отличие от биксенона, как оформить установку и во сколько это обойдется. Отдельно поговорим о ведущих производителях подобных девайсов.
Устройство ксеноновых фар
Ксеноновые фары на грузовиках имеют стандартную конструкцию и представляют собой колбу, заполненную смесью ксенона и солей металла. Для создания дуги внутри установлена пара электродов, на которых появляется потенциал 23-30кВ для обеспечения свечения инертных газов. В дальнейшем требование к напряжению уменьшается и достаточно всего 85 В.
Принцип работы фар с ксеноновыми лампами имеет следующий вид:
- Создание потенциала от 23 до 30 тысяч Вольт, обеспечиваемых специальным блоком розжига.
- Создание электрической дуги.
- Ионизация газа и прохождение через него потенциала под высоким напряжением.
- Создание белой вспышки, ионизация, активация электродов.
- Возбуждение атомов находящегося внутри газа и переход электронов на другую орбиту.
- Возвращение с начальной позиции и создание фотонной энергии, обеспечивающей насыщенность и интенсивность свечения.
ВажноБлагодаря высокому давлению внутри колбы, гарантируется хорошая яркость света ксеноновых фар и отличная видимость в темное время суток. Чем больше габариты емкости, тем большее давление необходимо внутри.
Ксенон и биксенон
На многих грузовиках устанавливаются так называемые биксеноновые фары, которые работают на рассмотренном выше принципе. Их главное отличие в том, что внутри полости предусмотрен электрический магнит. В его функции входит контроль фокуса для создания ближнего и дальнего освещения.
Иными словами, простой ксенон светит в одной яркости, а в биксеноне яркость может меняться, благодаря действию соленоида. При этом переключение режима происходит обычным способом — с применением переключателя.
Конструктивно биксеноновые фары имеют такую же конструкцию и блок розжига, обеспечивающий высокое напряжения для первого импульса. Главное отличие — необходимость установки блока розжига, контролирующего и стабилизирующего напряжение.
Для лучшего понимания приведем краткую схему подключения биксеноновых фар:
- Установка блока розжига.
- Подключение проводов от этого блока к лампам и использование разъема для включения контроллера.
- Соединение провода-разъема соленоида на лампе с контроллером.
- Подключение 3-контактных разъемов контроллера и лампы.
- Подача на контроллер напряжения с АКБ.
После установки ксенона и биксенона выполняется регулировка, чтобы свет грузовика не слепил встречные автомобили.
Достоинства и недостатки
Необходимость замены галогеновых фар на ксеноновые обусловлена желанием производителей грузовиков улучшить качество свечения в темное время суток. Это особенно важно для водителей-дальнобойщиков, которым приходится преодолевать большие расстояния ночью.
Плюсы ксенона:
- яркий световой поток, обеспечивающий лучшее освещение;
- отказ от нити накаливания, что позволяет не переживать об их повреждении при движении по плохим дорогам;
- мягкий и комфортный свет, который меньше «давит» на глаза;
- приближенность по характеристикам к обычному дневному свету;
- меньшая степень нагрева, что исключает повреждение при попадании воды на поверхность фары грузовика;
- меньшее рассеивание света в дождь, что сохраняет видимость на оптимальном уровне;
- долгий срок службы — до 10 лет, что много больше галогенных ламп;
- потребление меньшего количества электроэнергии в сравнении с галогенными моделями (где-то на 60-80%).
Недостатки:
- сложная конструкция и необходимость монтажа блока розжига;
- высокая цена;
- повышение расхода топлива где-то на 0,1 л на 100 км;
- невозможность установки в фары, которые не предусмотрены для таких лампочек;
- риск получить штраф или даже лишиться прав (при самостоятельной установке);
- необходимость калибровки света с помощью автоматического корректора.
Технические, функциональные и законодательные ограничения
При установке ксеноновых ламп на грузовой автомобиль необходимо учитывать ряд ограничений, касающихся таких ламп. Они обусловлены более ярким свечением, риском ослепления других участников движения и, соответственно, ДТП.
Базовые требования по цветности:
- 3000 К — противотуманные фары;
- 4300 К — оптимальный цвет для освещения дороги и обочины, обеспечивает достаточную видимость при движении в плохих дорожных условиях;
- 5000 К — часто используется водителями грузовиков при движении по ночным дорогам, но эффективность освещения при тумане или сильном дожде снижена;
- 6000 К — имеет максимальную яркость и голубоватый оттенок, но редко применяется из-за низкой эффективности.
По действующим правилам штатные ксеноновые фары должны иметь автоматический корректор угла наклона, а также устройство для очистки поверхности стекла. Эти требования важно учитывать при монтаже устройства на грузовик. На отражателе фары должен стоять символ «D», что свидетельствует о возможности установки ксенона (при условии выполнения рассмотренных выше правил).
Что касается ксенона в грузовиках с позиции ПДД, многое зависит от способа установки. Если монтаж выполнялся на заводе-изготовителе, претензий со стороны работников ГИБДД быть не может. Иное дело, если такие фары установлены кустарным методом в ближайшем гараже / сервисе без дальнейшего оформления.
В КоАП РФ (ст. 12.5, ч. 3) сказано, что за установку световых приборов, не соответствующих требованиям базовых положений закона, влечет за собой лишение прав на срок 6-12 месяцев. Это касается не только основных фар грузовика, но и ПТФ. Проверка на соответствие действующим нормам проводятся сотрудниками технадзора на стационарных постах.
Порядок оформления установки ксеноновых фар
После самостоятельной установки ксеноновых фар такую процедуру необходимо узаконить, чтобы избежать потери прав. Алгоритм действий достаточно сложный и подразумевает прохождение нескольких этапов:
- Обращение в НАМИ для проведения экспертизы и определения возможности установки ксенона в фары грузовика. Для получения заключения необходимо оформить заявление и указать в нем ФИО директора заведения и свое, марку / модель машины, данные техпаспорта грузового авто и описание изменений. После исследования выдается заключение о возможности установки ксеноновых фар. В документе указываются данные грузовика, внесенные изменения и описание работ.
- Составление заявления в ГИБДД с указанием подразделения, просьбы внесения изменений, сведений о грузовике (марка, модель, цвет, кузов), данные в собственнике. Юридические лица должны указать название компании, адрес регистрации, ИНН и номер телефона.
- Передача пакета документов. Вместе с заявлением передается ПТС, паспорт собственника, свидетельство о регистрации и решение НАМИ.
- Покупка оборудования, соответствующего необходимым требованиям.
- Установка аппаратуры. Монтаж ксеноновых ламп на грузовик производится с привлечением специалистов сервиса или самостоятельно.
- Получение документа, где должны быть сведения об организации-установщике, номер лицензии, данные грузовика, описание изменений, характеристики машины, указание соответствия ТС сертификации с номером документы и экспертному заключению, дата и подпись, печать. При самостоятельном монтаже декларация также заполняется с учетом правила.
- Прохождение техосмотра и получение свидетельства с отметками о внесенных правках.
При выполнении работы может возникнуть ряд сложностей с получением сертификатов на установленное оборудование. Это происходит при сотрудничестве установщиков с посредниками, а не напрямую с представителями производителей. При самостоятельном монтаже могут возникнут трудности с заполнением декларации.
Учтите, что все данные в документах должны соответствовать реальным. Любая ошибка или неправдивые сведения могут привести к отказу. Кроме того, после установки фар необходимо пройти их настройку и регулировку.
Стоимость оформления и установки фар
Процедура узаконивания ксеноновых фар на грузовиках далеко не бесплатная, и за нее придется заплатить немалую сумму. Базовые расходы:
- экспертная оценка НАМИ — около 4000 р;
- подача заявления в ГИБДД — 0 р;
- покупка оборудования — 30-50 тыс. р;
- установка — около 5000 р, а при самостоятельном монтаже — 0 р;
- регулирование фар — от 1000 р;
- заверка копий сертификатов — от 2000 р;
- техосмотр — от 700 р;
- передача сертификата соответствия — от 500 р;
- внесение правок в ПТС и свидетельство — 500 р.
Общие расходы при желании купить ксеноновые фары и узаконить их —от 43 до 60 тысяч рублей.
Ведущие производители
Сегодня многие производители занимаются выпуском и продажей такого оборудования. К наиболее популярным брендам стоит отнести:
- Osram, Neolux — Германия;
- Viper, MTF, Clear Light — ЮжнаяКорея;
- Vizant, SVS — Россия.
Все представленные компании выпускают лампочки в ксеноновые фары, соответствующие действующим требованиям. Они имеют большой срок службы и при правильной установке и монтаже могут прослужить не меньше 3000 часов.
Средняя мощность осветительных устройств этих брендов составляет около 35 Вт, а рабочее напряжение — 85 В. При выборе необходимо учитывать конструктивные особенности, требования и возможность установки на определенный грузовой автомобиль.
Заключение
Популярность ксеноновых фар на грузовиках обусловлена отсутствием нитей накаливания, лучшим качеством освещения дороги и более долгим сроком службы.
Но если с заводской установкой все ясно, то при самостоятельном монтаже нужно проходить узаконивание ксенона. Если этого не сделать, возможны последствия в виде лишения прав на срок до года. При этом сама процедура оформления с покупкой и установкой может вылиться в сумму от 43 000 рублей и более.
- Перевозки на грузовике ГАЗ-63
- Работа на праворульном грузовике манипуляторе Mitsubishi
- Страховка без ограничения на полгода
- Где можно раздобыть список авторемонтных мастерских на трассе Москва-Санкт-Петербург?
- пропала тяга на тракторе Беларусь
- Внешние световые приборы грузового автомобиля
- Надёжная светотехника для перевозчиков
- Mercedes Actros L – грузовик с повышенной зоной комфорта
- Омыватель фар грузового автомобиля
- MAN TGS—семейство строительных грузовиков
Ксенон, конечно, лучше светит по сравнению с галогенкой. Но, по-моему, на грузовиках со светом и так все неплохо. Если устанавливать, то нужно это делать у профессионалов, поскольку если не поставить соответствующую оптику, то эффекта не видать.
Цена на такие фары высоковата, но вообще тут во многом вопрос безопасности, ведь они и мощнее, и надежнее, так что автомобиль на ночной дороге будет заметнее.
Порядок оформления для установки ксеноновых фар муторный и этим будут заниматься единицы. В дневное время ксенон не опасен, но в ночное можно спровоцировать аварию. Если ксеноновые фары будут светить ярче, чем заводские, водителя могут прав лишить. Возможно повезет, тогда отделаетесь штрафом в 500р.
Недавно столкнулся с вопросом установки ксеноновых фар на свой грузовик, и эта статья была весьма полезной. Приятно видеть, что технология продолжает развиваться, и ксеноновые фары становятся популярнее благодаря их яркому свету и долговечности. Это действительно шаг вперед по сравнению с галогеновыми лампами. Однако, как и во многих других случаях, есть свои подводные камни – от высокой стоимости до бюрократических процедур узаконивания. Интересно, что производители, как Osram и Neolux, уделяют внимание выпуску качественной продукции, что немного успокаивает по поводу долговечности и безопасности. Но, конечно, пугает возможность лишиться прав из-за неправильной установки. Это напомнило мне о проблемах с адаптивными фарами, которые в свое время тоже вызвали много вопросов у законодателей. В целом, хороший материал для тех, кто рассматривает ксенон как опцию, но я бы рекомендовал тщательно изучить все правовые аспекты перед установкой.
Интересная статья! Никогда бы не подумал, что установка ксеноновых фар может быть столь сложной процедурой. Это напоминает мне о тех временах, когда LED-технологии только начинали набирать популярность и тоже требовали множества согласований. Важно помнить, что соблюдение законодательства – это не просто формальность, а реальная защита на дороге.
Я сам не раз задумывался о ксеноновых фарах, но, честно говоря, цена и сложность процесса немного отпугивают. Тем не менее, преимущества в виде яркого света и долгого срока службы делают их привлекательными. Спасибо за полезную информацию, теперь буду знать, на что обращать внимание, если решу все-таки их установить.