За что лишают водительских прав в РФ
Согласно данным статистики, по итогам 2021 года судебные инстанции РФ лишили прав более 300 тысяч водителей.
Оглавление
- Самые частые причины лишения прав
- Кто лишает водительских прав
- Процедура лишения водительского удостоверения
- Нюансы протокола об административном нарушении
- Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения
- Медицинское освидетельствование на алкоголь
- Элементы состава правонарушения
- Как оспорить лишение водительского удостоверения
- Видео "Как вернуть водительское удостоверение после лишения"
Многие такие решения были законными, однако нередки случаи, когда нарушение, совершенное шофером, не предполагает столь суровой меры наказания, как лишение водительского удостоверения. Постараемся разобраться с тем, из-за чего в России могут отобрать права, и по каким причинам это случается чаще всего.
Самые частые причины лишения прав
Под понятием лишения водительских прав подразумевают наложение судом запрета на управление человеком автомобиля и любого иногоТС. После вступления такого решения в действие удостоверение необходимо сдать в местное отделение ГИБДД на срок, указанный в судебном постановлении. Продолжительность лишения зависит от тяжести правонарушения, совершенного водителям. В ряде случаев права отбираются пожизненно.
Наиболее распространенными причинами лишения водительского удостоверения считаются:
- Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения либо под действием наркотических веществ.
- Отказ от прохождения освидетельствования по требованию сотрудника ГИБДД.
- Повторное управление авто, не зарегистрированного в предусмотренном законом порядке.
- Превышение допустимой на данном отрезке пути скорости движения больше, чем на 60 км в час.
- Отсутствие на машине номерных знаков, либо если эти номера подложные или скрыты с помощью специальных устройств.
- Несоблюдение правил транспортировки опасных грузов.
- Несоответствие регламенту установленных на транспортом средстве осветительных элементов.
- Незаконная установка на машине спецсигналов – мигалок, сирен и пр.
- Пересечение железнодорожных путей в объезд закрытого шлагбаума или на запрещенный сигнал семафора, если шлагбаум отсутствует.
Кроме того, права могут отобрать, если водитель на протяжении продолжительного промежутка времени не оплачивает штрафы, наложенные на него за те или иные проступки, не платит алименты и не вносит прочие платежи, предусматривающие возможность их взыскания посредством судебных приставов.
Особо злостных неплательщиков приставы вправе ограничить в возможности управлять автомобилями. Подобное прописано в ст. 67. Федерального закона об исполнительном судопроизводстве.
По данным из официальных источников, на протяжении 2021 года в России прав лишили более 170 тыс. человек, из них за передачу машины для управления лицом, пребывающим под действием алкоголя или наркотиков – 2400 чел., за отказ пройти освидетельствование – 120 тыс.
Кто лишает водительских прав
Отобрать водительские права вправе исключительно судебная инстанция своим решением, вынесенным после изучения дела по существу. Исключением являются лишь случаи, когда действие удостоверения приостанавливается за долги, тогда работают судебные приставы согласно соответствующему решению суда и ряду нормативно-правовых актов.
Что касается сотрудников ГИБДД, то у них такой прерогативы нет, единственное, что могут сделать инспекторы, остановив, например, пьяного человека, который находится за рулем транспортного средства в нарушение закона – это отстранить его от управления авто.
ВажноВ Административном кодексе четко расписаны ситуации, когда водитель может быть отстранен от вождения автомобиля.
Кроме уже упомянутого выше алкогольного или наркотического управления речь идет об:
- Отсутствии водительского удостоверения как такового.
- Неисправности тормозной системы ТС.
- Вождении без водительского удостоверения.
В любом из перечисленных случаев документ, разрешающий управление ТС, остается у водителя на руках до тех пор, пока иное не окажется прописанным в судебном решении – инспекторы ДПС не могут отбирать документ на месте событий.
Процедура лишения водительского удостоверения
Отвечая на вопрос о том, как именно происходит лишение прав после поимки их владельца на нарушении действующего законодательства, отметим, что, в первую очередь, проводится проверка водительского удостоверения. Совершенное водителем правонарушение фиксируется в протоколе и с помощью современных устройств – методами фото- и видеофиксации.
Наличие цифровой аппаратуры является обязательным особенно в тех случаях, когда инспекторы действуют без понятых. Все сделанные в процессе оформления протокола записи с использованием любых существующих на сегодняшний день носителей необходимы для изучения в ходе судебного разбирательства.
Составление протокола сотрудником ГИБДД выполняется непосредственно в момент обнаружения правонарушения. Если нарушитель не предоставил удостоверение личности, и требуется время для получения о нем более детальных сведений, протокол может оформляться на протяжении двух суток, но ни в коем случае не позднее этого времени. Документ является серьезным доказательством, которое используется против нарушителя во время судебных тяжб.
Нюансы протокола об административном нарушении
Если человека остановили за управление транспортным средством инспекторы ГИБДД, необходимо быть предельно внимательным и следить за происходящим. Иногда, испугавшись, люди упускают из вида ряд нюансов, которые впоследствии оказываются важными и влияют на ход дела.
Если водитель трезв, если он уверен в том, что не нарушал правила, привлечь его к ответственности или обвинить в чем-либо невозможно. Однако необходимо четко знать свои права, это позволит отстоять интересы в суде, если до него дойдет, или же обеспечит возможность правильно составить жалобу на сотрудника ГАИ, если он превысит свои полномочия.
Итак, важные моменты:
- Водитель имеет право детально изучить протокол и предоставить свои объяснения или возражения в письменном виде. Для этого в документе предусмотрено специальное поле.
- В процессе составления протокола человеку обязаны подробно рассказать о его правах. Ставя подпись под документом либо игнорируя это требование, водитель фактически предоставляет согласие на содержимое протокола. Если инспектор не разъяснил права, и это удалось доказать, протокол будет признан незаконным.
В документе, о котором идет речь, указывается ФИО и должность сотрудника ГИБДД, детальные данные о водителе, обо всех свидетелях, а также о потерпевших в случае их наличия. Также там прописывается точное время и место совершения преступления.
Водителю под расписку вручается копия подписанного им и представителем Госавтоинспекции протокола. Если человек, управляющий автомобилем, отказывается расписываться в документе, это в обязательном порядке фиксируется в письменном виде. Однако на самом деле подпись водителя под протоколом особой роли не играет, ведь она фактически показывает, что человек ознакомился с информацией, указанной в этом документе.
Опытные правозащитники рекомендуют не мешать инспектору делать ошибки во время заполнения документа – это можно будет использовать в суде для признания данного протокола недействительным. К примеру, если сотрудник правоохранительных органов забыл дать протокол человеку на подпись, этого человека могут освободить от ответственности по вполне законному, хоть и формальному, принципу.
Заполненный протокол вместе с собранными в момент фиксации правонарушения административными материалами в течение трех дней направляется мировому судье. Дело рассматривается не дольше 2 месяцев, но если суд посчитает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, указанные сроки продляются по решению судебной инстанции. Максимальный срок продления – 1 месяц.
Допускается так называемое изменение подсудности – когда водитель направляет ходатайство о том, чтобы дело об административном правонарушении рассматривалось по месту жительства человека, обвиняемого в совершении админнарушения. Правда, для этого должны найтись уважительные причины.
После рассмотрения дела суд выносит решение, где указано, что человек лишен водительских прав. Постановление вступает в действие спустя 10 дней. Водительское удостоверение после лишения необходимо сдать в местное отделение ГИБДД, на что отводится три дня.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения
Наиболее серьезные штрафы по водительскому удостоверению предусмотрены за вождение транспортного средства в пьяном виде. Если остановивший машину инспектор подозревает, что шофер пьян, он должен в этом убедиться, отправив того на освидетельствование, которое бывает 2 видов.
Когда речь идет об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, имеется в виду процедура, которая проводится на месте остановки с применением алкотестера (на него в обязательном порядке надевается новый одноразовый мундштук). Устройство печатает чек с итогами проверки.
Если уровень алкоголя в воздухе, который выдохнул водитель, составил более 0,16 мг, человека можно считать пьяным. Результаты такого освидетельствования прописываются в акте, копия данного документа выдается подозреваемому.
Медицинское освидетельствование на алкоголь
А вот эта процедура проводится в лабораториях, и выполняют ее профильные специалисты. На медосвидетельствование человека могут отправить в следующих случаях:
- Отказался пройти тестирование алкотестером на месте остановки.
- Отрицает результаты, выданные алкотестером.
- Имеются явные признаки опьянения, но результат проверки алкотестера отрицательный.
На медосвидетельствование человека отвозят сотрудники правоохранительных органов, однако для этого необходимо привлечь двух понятых.
Когда таковых нет, процесс сопровождается видеофиксацией. Отсутствие записи либо понятых является серьезной причиной, способной послужить основанием для отмены результатов проверки. После освидетельствования составляют акт, под которым расписывается врач. Каждая страница данного документа нумеруется.
Элементы состава правонарушения
Обязательными признаками состава административного преступления являются такие элементы:
- Человек, который совершил проступок (нарушитель).
- Лицо или группа лиц, в результате правонарушения пострадавшие.
- Вина нарушителя.
- Наличие незаконного действия или преступное бездействие.
Если отсутствует хотя бы один из указанных элементов, считается, что отсутствует и сам факт правонарушения.
Как оспорить лишение водительского удостоверения
Лишение прав оспаривается двумя путями – без суда (пообщавшись с инспектором и указав ему на допущенные ошибки в процессе составления протокола) или же в судебном порядке.
Во втором случае придется посещать заседания и доказывать невиновность всеми возможными способами – привлечением фото-, видеодоказательств, свидетелей и пр. Для этого целесообразно заручиться поддержкой грамотного адвоката.
Итог
Лишение прав – серьезная неприятность, которую проще не допустить, чем потом бороться с последствиями.
Чаще всего водительское удостоверение отнимают за вождение в пьяном виде, поэтому необходимо выработать правило: выпил – не садись за руль ни в коем случае. Если же прав лишили незаконно, нужно оспаривать такое решение в предусмотренном законом порядке.
- Что такое обрешетка, какие грузы подлежат обязательной упаковке в обрешетку?
- Белорусские права в России
- Грузоперевозки в условиях карантина из-за коронавируса.
- Время пришло менять АКБ, что нового в не дорогом сегменте?
- Что нового для перевозчиков ждать в Новом году?
- Вводятся ужесточенные наказания за непропуск автомобилей со спецсигналами
- Наказания за неоднократное нарушение ПДД 2015
- Управлять авто смогут несовершеннолетние
- Как выбрать автомобильное кресло, чтобы спастись от неприятностей
- Чем грозит водителю за предупреждение встречных водителей о засаде ГИБДД?
Лишают за не дисциплини́рованность водителей на дороге. У нас водители до сих пор не выполняют элементарные правила управления автомобилей тем самым нарушают закон и ПДД. Вот и наказывают таких горе водителей лишением прав.
Многие водители устанавливают осветительные элементы несоответствующие регламенту, не слышала, чтоб за это лишали водительских прав. Ситуации бывают разные и важно правильно заполнять протокол.
Что бы не лишали прав надо соблюдать правила дорожного движения, а уж про пьянку за рулём и говорить нечего, это просто преступление. И хоть за это законы ужесточили, я бы ещё строже за это наказывала.
Вот когда читаю такие статьи, то все вроде понятно, все правильно. Но в жизни бывают разные ситуации, забирают права сразу, и потом человек долго ходит, и разбирается. Если бы все сотрудники соблюдали эти правила, было бы честнее.
Недавно удивился, когда узнал, что до сих пор встречаются люди, которые, даже не будучи пьяны, отказываются от освидетельствования. Часто их инспекторы убеждают так делать. Вот уж бред, в таких случаях 99% лишение.
Считаю, что необходимо ужесточать меры, относительно злостных нарушителей и брать их под строжайший контроль в дальнейшем. Знаю множество случаев, когда водители, лишенные водительских прав, продолжают и без них управлять транспортным средством, в селах это вообще обычная практика.
Не знала, что права могут отобрать из-за невыплаты алиментов. Считаю такую меру правильной, ведь от алиментов уклоняется немало мужчин. Что касается вождения в пьяном виде, думаю, после 2-3 случаев задержания по этому поводу, права стоит отобрать пожизненно. Человек вряд ли исправится, а вот навредить окружающим может с катастрофическими последствиями.
Люди будьте благоразумны, взаимовежливы и рассудительны, не нарушайте элементарных правил, ведь последствия могут быть гораздо серьезней, и обернуться не только лишением.
Полностью согласен с автором статьи. Лучший способ избежать лишения водительских прав - это чёткое соблюдение требований всех пунктов Правил дорожного движения. Они всё написаны кровью. А если уж выпил, то точно не стоит садится за руль. Это закон!
Честно говоря, эта статья вызвала у меня смешанные чувства. С одной стороны, она действительно подробно описывает процесс лишения водительских прав и все его нюансы, что, безусловно, полезно для любого водителя. Особенно интересно было узнать о юридических аспектах, связанных с протоколами и доказательствами. Это похоже на то, как в медицине важно правильно задокументировать каждый шаг лечения, чтобы избежать ошибок или недоразумений. Однако, с другой стороны, мне кажется, что проблема не всегда в самих нарушениях, а в том, как они фиксируются и трактуются. Часто бывает, что человеческий фактор играет решающую роль, и здесь вступает в игру компетентность сотрудников ГИБДД. Например, в случае с медицинским освидетельствованием, о котором упоминается, важно, чтобы оно проводилось строго по правилам, иначе результаты могут быть оспорены, как это происходит в лабораторных исследованиях, где любые отклонения от протокола могут привести к неверным выводам. В целом, статья оставляет ощущение необходимости быть предельно внимательным на дороге и отстаивать свои права, если ты действительно уверен в своей правоте.
Интересная статья, но возникает вопрос: насколько часто действительно происходят ошибки в процессе лишения прав? Зачастую слышишь истории о несправедливых решениях, но доказать это бывает крайне сложно. Возможно, стоит больше говорить о правах водителей и как они могут себя защитить в таких ситуациях. В конце концов, осведомлён значит вооружён.
Статья хорошо описывает процесс, но кажется, что основной проблемой остаётся человеческий фактор. Даже при наличии всех протоколов и законов, ошибки и недоразумения всё ещё имеют место быть. Это как в других сферах — технологии есть, но если человек не внимателен, то результат может быть непредсказуемым. Думаю, нам нужно больше работать над снижением таких рисков.