Затраты на приобретение новой спецтехники должны быть оправданы
Оживление рынка сельскохозяйственной спецтехники происходит столь медленно, что российские аграрии вновь бьют тревогу.
Правительство, ссылаясь на изменение рыночной конъюнктуры, потихоньку сворачивает программы государственной поддержки.
Финансирование, призванное компенсировать затраты на приобретение новой спецтехники, сокращается. При этом обеспеченность фермерских хозяйств сельхозмашинами составляет не более 20% от требуемого. Производители спецтехники рассчитывают на то, что решить проблему поможет сложившаяся за годы экономического кризиса ситуация отложенного спроса. Но статья расходов на приобретение новой сельскохозяйственной спецтехники в самое ближайшее время вряд ли будет обеспечена финансами.
В настоящее время технопарк аграриев продолжает «стареть». Увеличивается доля машин, старше 15 лет, которые продолжают активно эксплуатироваться. В среднем, каждую тысячу гектаров российской пашни обрабатывает 6,2 единиц тракторов и комбайнов. Для сравнения, в Казахстане данная цифра приближается к 15-ти, в Белоруссии к 20-ти, а в США - к 50-ти.
Чтобы достичь оптимальной степени обеспеченности новой спецтехникой, нашим аграрием следует приобрести свыше 250 тыс. единиц сельхозмашин. Безусловно, производители рады бы закрыть все потребности фермеров, но дефицит бюджета каждого из них не способен нести столь высокое бремя расходов.
Приобретение новой спецтехники сельскохозяйственного назначения сопряжено с участием в кредитных или лизинговых программах. Успешная реализация финансовых продуктов в данный момент возможна лишь при участии государства. Учитывая, что меры господдержки постепенно сокращаются, следует ожидать снижения доли продаж на внутреннем рынке.
Эксперты отмечают, что среди производителей новой спецтехники наметилась устойчивая тенденция к завышению отпускной цены. После появления на рынке очередной видоизменённой модели, завод объявляет ее стоимость и провозглашает неделю, месяц, а то и весь сезон «территорией скидок». При этом компания-изготовитель преследует две цели: во-первых, привлекает покупателей, а во- вторых подстраховывается на случай недополучения финансирования по программам господдержки.
По мнению аграриев, наиболее лоббистской силой, представляющей интересы отечественных машиностроителей сельскохозяйственной спецтехники, является ассоциация «Росагромаш». Константин Бабкин, её руководитель, не устаёт пропагандировать преимущества российских сельскохозяйственных машин.
Считает, что производительность наших предприятий сельхозмашиностроения существенно сдерживает приверженность некоторых чиновников к продукции зарубежных компаний. В частности, речь идёт о белорусских комбайнах «ПАЛЕССЕ», под которые «Росагролиэинг», в своё время, успешно продавал финансовые продукты, хотя требованиям по локализации производства данные машины не соответствуют.
Впрочем, представители лизинговой системы смогли доказать свою непредвзятость по отношению к белорусской спецтехнике. Поскольку сборка машин осуществляется в Брянске, на территории РФ, следовательно, продукция попадает под действие российского законодательства.
Здесь же стоит привести в качестве примера знаменитый инвестконтракт, который позволил себе заключить Минпроторг РФ с немецким предприятием CLAAS - признанным мировым производителем спецтехники сельхозназначения. Краснодарское сборочное предприятие, специализирующееся на выпуске зерноуборочных комбайнов Tucano и Mega-350/360/370, тракторов Xerion 3300 Trac, Axion Atles 946 RZ, должно получить до конца 2019 года 750 млн рублей, которые пойдут на увеличение производственных мощностей за счёт открытия второй технологической линии.
Взамен, немецкие партнеры получают право на полноценное участие в программе «1432», наравне с российскими заводами. Последствия такого «равенства» предсказать несложно. Затраты на приобретение новой немецкой спецтехники, пусть даже российской сборки, более оправданы, нежели средства, направленные на покупку отечественных машин.
«Росагромаш» пытается осуществить искусственное вмешательство в конкурентную борьбу между российскими и зарубежными машиностроителями. Данный акт отнюдь не красит отечественного производителя, продукция которого пока не отвечает международным требованиям. В «Росагролизинге» считают, что в России необходимо наладить полноценное конкурентоспособное производство новой спецтехники, финансовые затраты на которую полностью себя оправдают.
Важно развивать востребованные направления. Аграрии остро нуждаются в тракторах малой мощности, в специализированных машинах для садоводческой отрасли, в самоходных свеклокомбайнах и телескопических погрузчиках. Пока на российский сегмент техники в данной области рассчитывать не приходится. А получить дотацию на зарубежные поставки не позволяет правительственная экономическая политика.
«Росагромаш» продолжает сетовать на разрушенную в 90-е годы базу российского сельхозмашиностроения. Хотя с тех пор благополучно минуло порядка 20 лет. Поэтому списывать явную техническую отсталость существующей отечественной спецтехники на сложности постперестроечного периода, по меньшей мере, некорректно.
Российские аграрии до сих пор не имеют однозначного понятия об автоматической трансмиссии, навигационных системах, инновационных программах автономного управления. Хотя передовые страны ЕС, США, Японии, Китая и Канады повсеместно, в штатном режиме используют достижения современной науки.
Но сегодня не о таких машинах мечтают на селе. Заполучить бы питерский «Кировец». Ещё год назад техника Петербургского тракторного завода стала дефицитом. Предприятию просто не хватало промышленных мощностей, чтобы закрыть все заказы. И несмотря на стабильный спрос, завод продолжает поиски решения для создания современной техники, способной вывести отечественное сельское хозяйство на новый производственный уровень и в максимальной степени оправдать вложенные аграриями средства на покупку отечественной спецтехники.
- Ваши советы по спецтехнике
- Предлагаю аренду сайта по аренде спецтехнике в СПБ
- Нужен надёжный диспетчер для спецтехники
- Поиск диспетчера по аренде спецтехники, где найти?
- Перед Новым Годом снижение цен на перевозки?
- Когда же качество спецтехники в России станет предметом гордости
- Спецтехника в частных руках – не было бы счастья…
- Специфика покупки подержанной спецтехники в лизинг
- Ошибки при покупке или аренде новой спецтехники
- Новые сюрпризы от китайской спецтехники
Затраты на приобретение техники огромны и без поддержки государства сложно что либо предпринять, а тут ситуация странная, экономика ещё решает кого поддерживать из производителей техники
Точно, на селе лишь мечтают о сельхозтехнике с различными современными наворотами, даже простые трактора аграриям не по карману. Фермерство, вообще, рискованное занятие. Чтобы сельскохозяйственные продукты возить не из Китая, государство должно помочь в приобретении техники.
Создается такое впечатление, что российское правительство намеренно старается убить аграрную промышленность. А всю вину можно свернуть на кого угодно - на санкции, на распад советского союза и т.д. - поле для этого большое.
Любое вложение денег требует тщательных расчетов, а в сельском хозяйстве, с его рисками для фермера, необоснованные инвестиции могут привести к серьезным последствиям для бизнеса.