Когда же качество спецтехники в России станет предметом гордости
Проблема роста цен на автотранспорт и спецтехнику и строительное оборудование всколыхнула российский бизнес. Это не стало неожиданностью.
Но всё же в радушное первое десятилетие нынешнего века наступила некая успокоенность и уверенность в будущем.
Когда в сфере предпринимательства стало понятно, что кризисные явления конца 2014 года – это надолго, начались лихорадочные поиски пути выхода.
Вопрос обновления автопарка становится всё более острым. Ведь эксплуатировать любой спецтранспорт больше года без серьёзных вложений никак не получится. Через год «Автостат» отмечает чрезмерную активность вторичный рынок автотранспорта. Одни стараются сбросить имеющиеся машины, пока их техническое состояние ещё представляет какую-либо ценность и немного добавив, купить новую спецтехнику.
Другие от идеи приобретения машины с конвейера отказались совсем. Единственный выход обновления автопарка – спецтехника и строительное оборудование б/у. Или другой вариант – новое строительное оборудование, приобретённое на отечественных предприятиях.
Спецтехника в России: проигрышные позиции
Уровень продаж строительной техники отечественного производства оставляет желать лучшего. Однако, стоит ли винить в этом кризис. Ведь и в лучшие времена очередь за нашими погрузчиками не наблюдалась. Генеральный директор Института комплексного проектирования жилых и общественных зданий (ЦНИИЭП Жилища) Станислав Николаев уверен, что в отношении конструкционных и технических характеристик спецтехника в России способна на многое.
Но что касается эксплуатационных затрат, то эта статья расходов бьёт все рекорды по сравнению со своими зарубежными аналогами. Сюда входит стоимость ремонта техники, приобретение запчастей и комплектующих в течение всего срока эксплуатации, техническое обслуживание. Уровень организации сервиса – из ряда вон! Например, для замены подъёмной системы крана потребуется значительный период времени, на который будет заморожена вся стройка. Зарубежные партнёры такого себе никогда не позволят. Они понимают, что их техника предназначена для работы, а не для простоя.
Ещё одна позиция, которая играет против производителя спецтехники в России. Это желание получить сверхприбыль. Зарубежные предприятия планируют окупаемость не ранее, чем через 5 лет. В сочетании с доходом в 10-15% это является хорошим показателем. Отечественные машиностроители закладывают прибыль на все 100, а некоторые уверенно прогнозируют и на 200%. Причём обеспечить доходность требуется не позднее чем через 3 года.
В итоге цена спецтехники в России завышается. Её стоимость ненамного ниже зарубежных машин и оборудования такого же класса. Строительные и транспортные компании – основные потребители продукции машиностроительной отрасли тоже научились считать деньги. Поэтому ищут спецтехнику с оптимальным соотношением «цена-качество». И находят. Как правило, это спецтехника б/у от зарубежного производителя.
Корень зла
В Институте Жилища уверены: с конвейера наших заводов выходит низкопробная техническая продукция потому, что её производство оторвано от науки. В своё время в Советском Союзе был сформирован триединый подход к решению проблем в транспортной и строительной отраслях, который основывался на следующих составляющих: технологические разработки – конструкторская деятельность – эксплуатация.
Первый этап начинался с исследовательских институтов и конструкторских бюро. На эти организации были возложены функции по созданию строительной, дорожной техники и оборудования. В 90-х годах была остановлена работа огромного числа научных коллективов по все стране.
Советское – не значит плохое, скорее наоборот. И тем не менее были уничтожены за ненадобностью традиционные номенклатурные СНиПы и ГОСТы. Новые стандарты, которые пришли им на смену, себя не оправдали. Результатом стало комплексное отставание по всем направлениям: гидравлика и пневматика, электроника и телематика, энергосбережение и экологичность. Всё это успешно применяется в зарубежном машиностроении. В то время как русские машины только-только получают современную оснастку для массового потребителя.
Производители спецтехники в России по-прежнему пытаются собирать всю технику на одной площадке. Мировое производство основано на разделении труда. Его масштабы порой носят международный характер. Одно предприятие производит рамы, на другом заводе испытывают гидравлику, сторонняя компания предлагает собственные разработки систем управления.
Каждый отвечает за свой набор комплектующих. На основе долгосрочных партнёрских соглашений создаётся конечный продукт высокого качества. Ни одно предприятие не согласится ни при каких условиях выпасть из этого процесса. Ему тут же найдут замену. Новая попытка встроиться в систему обречена.
Вывод
Чтобы строительные организации и транспортные компании сделали выбор в пользу отечественного транспорта, спецтехники и оборудования требуется поставить её производство на научную основу. Сегодня при Московском государственном строительном университете планируется открытие Федерального инновационного строительного исследовательского центра.
Вероятно, он сможет заменить технические группы и отделы когда-то существовавшие на заводах и сокращённые впоследствии, как казалось, за ненадобностью. Требуется вмешательство правительства. Разработки инновационных технических решений ведутся прежде всего в государственных интересах.
Примером служит КАМАЗ. Грузовики пользуются стабильным спросом и в России, и за рубежом. Имеют определённые достижения в ралли. Бренд широко известен за пределами страны. Если камский автозавод завоюет позиции флагмана отечественного машиностроения, следовательно, в стране появится лидер, равняться на которого станет делом чести.
- Я китайский экспедитор, и я хочу знать, как обстоят дела в этой отрасли в России.
- Поиск спецтехники в аренду без посредников
- Белорусские права в России
- Перевозка груза из Сербии в Россию.
- Предлагаю аренду сайта по аренде спецтехнике в СПБ
- Когда же качество спецтехники в России станет предметом гордости
- Фрезерные комбайны Vermeer в России: обзор и цены
- Специфика покупки подержанной спецтехники в лизинг
- Анализ цен на мини-погрузчики в России
- Перспективы рынка спецтехники в России
Очень правильный вывод сделан по поводу научной основы. Но открытие Федерального инновационного строительного исследовательского центра еще ничего не означает. Науку и исследования нужно финансировать, только тогда будет толк.
Большие эксплуатационные затраты и стремление к сверхприбыли говорит о наличии проблем в вопросах организации бизнеса, именно здесь и стоит находить резервы.
Если известны проигрышные позиции российской спецтехники, возможно их исправить, но удивляет, почему руководство предприятий не торопится осуществлять это. Конечно, модернизацию данной отрасли следует поставить на научную основу.
Для научной основы и модернизации необходимо достаточное финансирование, но если известны проблемы, должны решаться. Техника не должна простаивать из-за постоянных ремонтов.
Очевидно, что для выхода из кризиса и повышения продаж отечественной техники, для начала следует снизить максимальное ее себестоимость, раз уж с обслуживанием обстоят такие проблемы.
Честно говоря, ситуация с ростом цен на спецтехнику и строительное оборудование ожидаема, особенно в свете экономических потрясений последних лет. Ощущение дежавю, когда вспоминаешь кризис 2014 года, которое подтолкнуло многих предпринимателей к пересмотру своих стратегий. Как и несколько лет назад, на вторичном рынке наблюдается оживление — кто-то избавляется от старой техники, а кто-то ищет более экономичные решения. Интересно, что в статье упоминается КАМАЗ как успешный пример, и это действительно вдохновляет. КАМАЗ — это не просто бренд, это показатель того, что при должных усилиях и инвестициях отечественное производство может быть конкурентоспособным на международной арене. Однако, проблемы с организацией сервиса и высокими эксплуатационными расходами остаются. Это напоминает ситуацию с отечественным автопромом, где новые машины часто уступают в качестве и долговечности зарубежным аналогам. Если наши производители смогут перенять международный опыт разделения труда и партнерских соглашений, как это делают, например, в Германии, где каждая компания отвечает за свою часть процесса, у нас есть шанс изменить ситуацию. В любом случае, необходимо также учитывать и государственную поддержку, ведь без неё сложно говорить о серьёзных изменениях. Открытие инновационного центра при МГСУ может стать первым шагом в этом направлении. Главное — не останавливаться и продолжать работать над улучшением качества продукции.
Ситуация с российской спецтехникой напоминает борьбу за выживание. Без инноваций и снижения эксплуатационных затрат трудно конкурировать с зарубежными производителями. Надеемся, что создание новых исследовательских центров поможет в решении этой проблемы.
Интересно, что многие компании обращают внимание на б/у технику из-за её большей доступности. Это говорит о том, что рынок требует гибкости и адаптации. Возможно, стоит больше внимания уделить качеству сборки и постпродажному обслуживанию, как это делают лидеры отрасли.