Специфика покупки подержанной спецтехники в лизинг
В кризисные времена объем вторичного рынка возрастает. Причиной является спад производства и санкции, из-за чего часть основных средств оказывается невостребованной. И для спецтехники это касается в полной мере. Особенно той, которая имеет значительный срок физического и морального износа. Покупка б/у машин в лизинг – это выгодное дело.
Российский вторичный рынок спецтехники
Особенность нашего рынка бэушной спецтехники заключается в малом количестве специальных магазинов и отсутствии системы аукционных продаж. Вместо этого «секонд-хенд» реализуют через знакомых, партнеров или торговые площадки в интернете. В то же время, в США или Европе на вторичном рынке спецтехники вращаются миллиарды долларов.
Одна из главных причин такого положения заключается в макроэкономических факторах, из-за которых Россия, как и другие государства СНГ, сами являются потребителями спецтехники б/у из указанных регионов. Продажи в обратном направлении (из России в Западную Европу или США) невозможны, ввиду плохого состояния машин и большой наработки мото-часов.
Тем не менее, зарубежный спрос все-таки есть. По словам реализаторов, российской спецтехникой б/у как зарубежного, так и отечественного производства интересуются восточноевропейские, среднеазиатские и монгольские компании. Но здесь другие преграды. Потенциальных клиентов отпугивают удаленность доставки и трудности на таможне.
В итоге сложилась ситуация, при которой главным потребителем подержанной спецтехники являются российские фирмы.
Основные различия между лизингом и кредитом
Если отбросить «экзотические» варианты, то на вопрос, где взять деньги на покупку спецтехники б/у, есть только три ответа: собственные средства, лизинг или кредит. С первым все понятно. Второй и третий заслуживают более подробного рассмотрения.
Суть лизинга (финансовой аренды) заключается в следующем. Клиент (лизингополучатель) выбирает конкретную спецтехнику. Для получения денег на ее приобретение, он связывается с лизинговой компанией. Эта компания покупает указанную технику и передает ее лизингополучателю. Он в течение определенного времени пользуется машиной и вносит ежемесячные платежи. После погашения долга техника переходит в его собственность.
По сравнению с кредитованием, лизинг более выгодный. При оформлении кредита, надо предоставить залог. Притом, банк старается получить не какие-нибудь старые станки, а ликвидную недвижимость. Лизинговая компания обычно не требует внесения залога. А зачем? Ведь купленная машина остается в ее собственности и, таким образом, сама является обеспечением сделки. Для получения кредита, клиент открывает расчетный счет, по нему проводятся финансовые операции – таким образом, покупатель «привязывается» к банку. Да и первоначальный взнос при лизинге намного меньше, чем по кредиту.
Сторонники кредитования возражают, что купленная в кредит бэушная спецтехника сразу становится собственностью клиента. И что это дает, кроме морального удовлетворения? Ведь она берется для того, чтобы работать, а не быть заложенной или перепроданной. Зато при лизинге покупатель получает довольно серьезные льготы относительно возврата НДС, а также начисления налогов на имущество и доход.
Государству финансовая аренда тоже выгодна. Развитие лизинга стимулирует производство. Организованные для этого вида займа налоговые льготы дополнительно подталкивают предприятия развивать инфраструктуру и наращивать объемы продукции, а не заниматься торговлей.
Есть, правда, у лизинга один минус. По действующему законодательству, кредитная организация не может одновременно быть и кредитором, и продавцом. Поэтому нередко процесс выглядит следующим образом. Фирма-посредник покупает машину у лизингового оператора. А потом снова ему ее продает. После чего техника передается лизингополучателю с заключением договора. Недостатком такой схемы является наличие посредника, которому надо выплатить определенное вознаграждение.
Оправдано ли ужесточение требований для б/у спецтехники в лизинг?
Как показывает статистика последних лет, покупка в лизинг спецтехники б/у не менее востребована, чем приобретение новой. В связи с этим потенциальные покупатели все чаще высказывают опасения, что при выдаче средств под бэушные машины кредитор выдвинет суровые требования по их техническому состоянию и возрасту. Да и сроки принятия решения о том, давать ли клиенту деньги, окажутся намного больше. Поскольку речь идет о значительных суммах, а оборудование частично или полностью уже отработало свой срок, эти сомнения кажутся вполне обоснованными.
В этой части статьи описаны нюансы финансовой аренды подержанной техники с точки зрения того, какие машины кредиторы считают ликвидными. И, соответственно, соглашаются на оформление договора по их приобретению в лизинг. Материал рассчитан на технических специалистов, поэтому тема «как доказать платежеспособность лизингополучателя» здесь не рассматривается. Этим должны заниматься профессионалы фирмы в экономической сфере. К тому же требования лизингодателей по отчетности для договоров по новой и бэушной спецтехнике почти одинаковы, так что бухгалтера предприятия наверняка знакомы со стандартным пакетом документов. А вот относительно предмета лизинга имеются особенности, которые будет не лишним знать инженерно-техническому персоналу.
Зачем кредитор проверяет спецтехнику?
Относительно подержанной спецтехники, разные лизинговые фирмы выдвигают различные требования. В большинстве случаев они касаются типа машины, наработки мото-часов и года выпуска. Иногда речь идет еще и комплектации. Все это делается с одной целью – кредитор желает убедиться в том, что техника находится в нормальном состоянии, то есть является более или менее ликвидной.
В связи с этим возникает, казалось бы, недоразумение. Зачем проверять машину, если будущий ее владелец, он же лизингополучатель, сам заинтересован в том, чтобы выбрать технику получше, с возможностью интенсивно использовать ее на своем предприятии. Однако никакого противоречия здесь нет. Как показывает практика (а точнее – отрицательный опыт кредиторов), всегда есть вероятность того, что закупка подержанной техники будет доверена недобросовестному специалисту. Да и с небольшими фирмами-лизингополучателями тоже надо быть осторожными.
Какие машины представляют интерес для лизинговых компаний?
Существует достаточно много типов спецтехники, к которым лизингодатель относится «доброжелательно». В качестве примера можно привести землеройную или дорожно-строительную технику (автокраны, погрузчики, бульдозеры, экскаваторы) в возрасте до 5 лет. На большинство наименований из указанных групп можно сравнительно легко оформить лизинг. Если кредитор убедится в стабильном финансовом положении клиента, то вероятный срок договора окажется не менее трех лет. И аванс может оказаться вполне приемлемым, всего 15 – 20% стоимости покупки. Если же берется подержанная спецтехника в возрасте более 5 лет, то аванс обычно составляет около 30%, а все остальное будет решаться в зависимости от технического состояния машины.
Если попытаться определить какие-то средние тенденции в принятии положительных решений по финансирования покупки спецтехники в лизинг, то можно отметить следующее. В большинстве случаев кредиторы охотно дают деньги на импортные машины б/у в возрасте до 10 лет, на отечественные – до 3-4 лет. По маркам самыми привлекательными являются те, которые продаются в нашей стране официально, имеют хорошие показатели реализации и развитую сервисную сеть. Зато, при желании купить спецтехнику «с хранения» или восстановленную, можно получить отказ. А если все-таки примут положительное решение, то в расчетах будет заложен повышенный аванс или более крупная ежемесячная ставка.
Относительно страны-изготовителя кредиторы больше всех «любят» американские, европейские, японские и южнокорейские марки. От «китайцев» обычно отворачиваются. Либо финансируют их покупку на короткий срок (не более одного-двух лет) и то, только в том случае, если машина будет работать в нетяжелых условиях. При желании купить подержанную российскую или белорусскую технику, можно вполне обоснованно рассчитывать на двух- или трехлетний лизинг. По белорусским машинам особенно популярны грейдеры, бульдозеры и другое оборудование на базе трактора МТЗ. Это связано с его большой популярностью в России и странах СНГ. В данном случае кредитор обычно интересуется комплектацией, особенно перечнем навесных рабочих органов.
Популярность марок новых автомобилей и бывших в употреблении связаны между собой напрямую. Если же сравнивать подержанные машины отечественного производства и те, которые были ввезены из-за границы, то спрос на них почти одинаковый. Причина заключается в их статусе и наработке. В кризисные годы (2008-2009) было отмечено резкое падение продаж бэушных самосвалов и автобетоновозов. По мнению специалистов, это связано с замораживанием масштабных проектов, ведущихся по технологии монолитного домостроения.
И еще надо отметить особое отношение к технике, сделанной в Китае. Мало того, что многие производственники ее недолюбливают, так еще и с запчастями да сервисом проблемы. В итоге, при желании продать китайскую спецтехнику на вторичном рынке, оказывается совсем нелегко сделать ей предпродажную подготовку.
Информация для кредитора: по техсостоянию спецтехники…
После того, как покупатель выбрал спецмтехнику для приобретения, он должен дать кредитору информацию о ее техническом состоянии. Один из лучших вариантов – заказать оценочный отчет. Он не является обязательным. Более того, кредиторы понимают, что это документ относительной точности. Тем не менее, охотно принимают его к сведению и его наличие положительно влияет на результат рассмотрения заявки. Лучше сразу поинтересоваться у лизингодателя, нужно ли представлять отчет независимого эксперта.
Если импортная машина в «возрасте» 2-х или 3-х лет приобретается у дилера, то в большинстве случаев отчет о ее техсостоянии не потребуется. Для лизинговой компании это самый оптимальный вариант. Такую технику, может быть, даже осматривать не будут. Но, в любом случае, в самом начале общения с кредитором, надо обязательно дать ему максимум информации по предмету лизинга. В частности, это может быть фотография машины с коммерческим предложением по ее продаже. Возможно, перед этим придется связаться с продавцом и кое-что уточнить, потому что лизингодатель обязательно захочет получить данные не только по году выпуска и наработке, но также по комплектации и условиях прежней эксплуатации.
Если по итогам мониторинга рынка получено несколько предложений по технике одного типа, приблизительно одинаковой по износу и техсостоянию, то надо показать лизингодателю все эти варианты.
После кризиса 2008-2009 годов лизинговые компании начали очень внимательно проверять техсостояние и сравнивать его с заявленной стоимостью машины. Поэтому не надо удивляться, если кредитор вдруг пожелает, чтобы его специалисты не только осмотрели технику, но еще и проверили ее в работе. На сегодняшний день привлечение таких сотрудников лизинговыми компаниями совсем не редкость – притом, это могут быть профессионалы высокого класса. По итогам осмотра они представят заказчику максимально точный отчет.
По условиям ее будущей эксплуатации…
Еще один важный момент заключается в том, что кредитор должен знать, для чего покупается техника и в каких условиях она будет работать. Об этом тоже надо рассказать поподробнее. Иногда бывает, особенно, если заключается сделка на крупную сумму, что лизинговая компания пожелает отправить представителя на предприятие покупателя. Ничего необычного – лизингодатель хочет убедиться в том, что клиент располагает парком техники, ремонтной базой и подготовленным персоналом. И еще – важно убедить кредитора в том, что покупатель имеет опыт работы со спецтехникой данного типа.
И по документам на нее
Если машина покупается у профессионального дилера, то на нее следует предоставить технический паспорт. Если нет, то возможно будет организовано проведение дополнительной юридической экспертизы. Тогда потребуется накладная от последнего хозяина, счет-фактура и договор купли-продажи. Наличие всех необходимых документов дает возможность рассчитывать на лучшие условия по сроку лизинга и по авансу. А может быть, даже и по размеру процентной ставки. А еще - столь серьезная подготовка представляет лизингополучателя в выгодном свете. На него смотрят как на ответственного заемщика и более доверяют при последующих сделках. Что, в свою очередь, сокращает возможные формальности.
Покупка подержанной спецтехники за границей
Если спецтехника б/у покупается за границей, то надо смотреть на статус продавца. Лучшим вариантом являются профессиональные поставщики «секонд-хенда». Приобретение техники у такого дилера все равно не отменяет требование по составлению оценочного отчета. Запрос на его подготовку можно дать непосредственно продавцу. Еще один подходящий вариант получения документа о техсостоянии покупки – заказать в местной инспекционной фирме, специализированной ремонтной компании или у дилера машин данного типа заключение о технической инспекции.
Покупая спецтехнику за рубежом, надо помнить следующее. С одной стороны, она обычно бывает в лучшем состоянии, чем аналогичная отечественная, с такой же наработкой. С другой – на Западе есть много фирм, не брезгующих откровенным мошенничеством. Всем известны случаи продаж очень старых машин, прошедших восстановительный ремонт. Или «утопленников» - такая информация была у всех на слуху после обширных наводнений в Западной Европе. Поэтому нет ничего удивительного в том, что спецтехника из-за границы вызывает у кредиторов серьезные опасения – они вполне обоснованы.
В настоящее время купить спецтехнику б/у на аукционе практически невозможно. Лучше сделать это в индивидуальном порядке. После того как техника прошла таможенную очистку, надо обратиться к кредитору и оформить обратный лизинг. Суть его в том, что человек, купивший спецтехнику за границей и пригнавший ее в Россию, формально продает ее лизингодателю. Это нужно для того, чтобы на документальном уровне поменялся собственник предмета лизинга. Сразу после этого кредитор отдает машину покупателю в пользование (реально машина и так все время находится у него, все «переходы» оформляются только по документам).
Поймите их правильно
Надо понимать, что осторожность лизинговых компаний возникла не на пустом месте. Специфика их деятельности такова, что они имеют огромный опыт закупок различной техники по разным схемам поставок. И этот опыт далеко не всегда положительный. Отсюда и происходят лишние, с точки зрения покупателя, меры предосторожности. Они, кстати, лизингополучателю только на пользу, поскольку страхуют и его от возможных неприятностей. Особенно это касается небольших предприятий, не имеющих серьезного опыта подобных закупок. Если кредитор не проявляет достаточно внимания по изложенным выше вопросам – это повод для беспокойства.
- По спецтехнике вопрос
- Для тех, кто продает или хочет приобрести спецтехнику!
- Системы пожаротушения для спецтехники
- Ваши советы по спецтехнике
- На какую спецтехнику можно установить насоса СЦН для перекачки жидкостей?
- Автомобильный рынок России будет во многом зависеть от господдержки
- Специфика покупки подержанной спецтехники в лизинг
- Отечественная спецтехника бьёт рекорды по стоимости
- Обзор лизинговых программ на рынке спецтехники
- Когда же объем продаж спецтехники начнет подниматься
Покупка подержанной спецтехники в лизинг, на мой взгляд отличное решение в начале расширения своего бизнеса. Моя компания, таким образом в значительной степени избежала больших затрат. Упрощенная процедура рассмотрения заявки и принятия решения, сокращенный срок оформления сделки, вот основные преимущества покупки спецтехники в лизинг.
В чем заключатся выгода банка в таких операциях понятно, а из чего будет складываться прибыль лизинговых компаний?
Брать в лизинг б/у технику - это почти единственный способ раскрутить свой бизнес на начальном этапе и по деньгам, и по условиям кредитования. А в чем дело, чего стесняться - в Европе и в Штатах тоже не все прям покупают сразу новую технику. Тоже есть и лизинг, и подержанная, и это нормально, так что пусть злопыхатели заткнутся.
Конечный выбор зависит от финансовых возможностей, целей и предпочтений. Часто предпочитают лизинг для более гибкого управления капиталом и обновления оборудования, в то время как кредитование может быть предпочтительным для тех, кто стремится к полной собственности и готовности к долгосрочным инвестициям.