Завод ЯМЗ — 100 славных лет

ЯМЗ— аббревиатура названия «Ярославского моторного завода», имеющего мощную производственную базу и большую историю. Компания начинала деятельность с названия ЯАЗ, а сегодня известна под именем «Автодизель».

Ее двигателями снабжаются свыше 300 моделей транспортных средств: тракторы, автобусы, самосвалы, грузовики и другие. Ниже рассмотрим историю завода, поговорим об ассортименте, приведем особенности работы в военные годы, борьбу за выживание и текущую деятельность.

Основание предприятия

Завод ЯМЗ работает с 1916-го, а в роли его основателям выступил известный промышленник Лебедев В.А. Создание нового предприятия стало частью большой программы правительства по разработке новых мощностей в сфере производства двигателей. Первоначально было создано АО для изготовления машин по лицензии «Crossley» (Великобритания). 

Строительство ЯМЗ

На мощностях завода планировался выпуск 750 грузовиков и легковых машин ежегодно. Транспорт должен был комплектоваться двигателями с 4-мя цилиндрами объемом 4,478 куб. м. Разработчики планировали оптимизировать зарубежную технику, но реализовать задуманное не удалось. К 1917-му завод так и не начал деятельность.

В послереволюционное время было запущено производство по ремонту автомобилей, а в 1925-м стартовал выпуск грузовиков с двигателями АМО-Ф-15. Спустя год новая организация получила иное наименование — Ярославский государственный автозавод №3.

Сразу началась работа по реконструкции, строительству новых цехов и увеличению числа работников. Со временем на новом заводе стартовал выпуск самосвалов, а с 1933-го завод получил классическое название: Ярославский автомобильный завод.

Спустя два года на мощностях ЯАЗ был выпущено 10 000 грузовых автомобилей. Первоначально производились грузовики на 3-7 тонн типа Я-3, Я-5, ЯГ-3 и т. д. В дальнейшем появились троллейбусы, автобусы и другая техника.

Что выпускал ЯАЗ

Завод ЯМЗ

С момента появления Ярославский автомобильный завод занимался выпуском разных автомобилей, а также механизмов для них. К основной продукции стоит отнести:

  • грузовики «Лебедь» с грузоподъемностью 1.5 т;
  • большегрузные машины на 3-7 т — Я-3, Я-4, Я-5, ЯГ-3, ЯГ-4, ЯГ-5, ЯГ-6, ЯГ-10, ЯГ-12;
  • троллейбусы с одним и двумя этажами: в первом случае ЯТБ-1 и ЯТБ-4, а во втором — ЯТБ-3;
  • автобусная техника — ЯА-1 и ЯА-2;
  • шасси для троллейбусов и автобусов;
  • тягачи для артиллерии Я-11 и Я-12.

После завершения войны с 1947 года стартовал этап выпуска ярославских дизелей, а с 1958-го ЯАЗ переименовали в ЯМЗ. С этого момента завод занимается производством дизельных моторов и электрических агрегатов, 5-ти и 9-ступенчатых коробок передач, сцепления, запасных частей для V-образных моторов и т. д. 

Военные годы — несколько направлений работы

С началом 2-й мировой войны ЯАЗ стал одним из главных участником оборонной промышленности. С первых дней было дано указание перейти к выпуску товаров военного назначения. Было создано два цеха и шесть линий, предназначенных для обработки деталей. Ситуация усложнилась уходом на фронт более 1,6 тысяч опытных работников, которых пришлось заменять девушкам и юношам.

На заводе стартовало производство снарядов бронебойного и осколочного типа для разных видов орудий. В конце 1941-го началось производство деталей для миномета «Катюша», стали выпускаться ППШ. С 1942-го изготовление машин было полностью остановлено в пользу товаров военного назначения. Всего в 3-летний период с 1941 по 1944 год было изготовлено около 5,7 млн снарядов, почти 105 тысяч запчастей к «Катюше» и более 27 000 автоматов.

Завод ЯМЗ

С осени 1941-го на заводе велось производство СТЗ-5, но вскоре было остановлено в пользу танков. Также с 1943-го на ЯАЗ выпускалась оптимизированная версия тягачей Я-11, имеющих снаряженный вес 5,418 т, платформу в 2 т и скорость до 26.5 км/ч. В дальнейшем в серийное производство была запущена версия Я-12. Уже к завершению 1943-го с конвейера сошло почти 300 машин. Я-12 использовались для буксировки 122-миллиметровых пушек, 152-х и 203-миллиметровых гаубиц. 

Сразу после войны завод представил 7-тонный грузовой автомобиль, проектирование которого началось еще в 1943-м. С февраля 1947-го стартовал постепенный переход на дизельные моторы. Появился первый дизель ЯАЗ-204 на 110 «лошадей». 

"Автодизель", курс на дизельные двигатели

Завод ЯМЗ

В апреле 1958-го автозавод стал моторным, а основной сферой деятельности являются дизельные двигатели ЯМЗ. С 1960-го производитель ведет работу по производству 4-тактных силовых агрегатов мощностью 180-550 лошадиных сил. В зависимости от модификации они имели разное количество цилиндров: 6, 8 и 12.

С марта 1964-го запущен дополнительных литейный цех, что позволило коллективу улучшить характеристики мотора и добиться увеличения количества моточасов. В 1966-м был представлен первый газотурбинный 800-сильный двигатель. В 1971-м завод ЯМЗ был преобразован в «Автодизель».

Компания продолжила работу по изготовлению новых и более совершенных моторов для тракторов, автомобильных поездов, грузовиков и самосвалов. К середине 70-х существенно увеличился объем выпуска деталей для двигателей. К 1980-м в состав ПО «Автодизель» входило ЯМЗ, Тульский завод дизельных моторов и другие организации.

Развитие моторных линеек, потребители ярославских моторов

Завод ЯМЗ

Концерн «Автодизель» из Ярославля предлагает широкий ассортимент двигателей ЯМЗ. Пользователям доступно свыше 60 версий силовых агрегатов, которые устанавливаются наболее чем 300 моделях техники. В перечень входят магистральные грузовые автомобили, строительный транспорт, автобусы, вездеходы, комбайны, с/х и ж/д техника. Также моторы компании можно встретить в карьерных и строительно-дорожных машинах, а также дизельных генераторах.

Одним из главных клиентов ЯМЗ является производитель Газ. На грузовиках завода устанавливаются ярославские моторы. Модификации ЯМЗ 534 и 536, в том числе ЯМЗ-536 CNG (газовая версия), предусматриваются на городских автобусах Лиаз. Популярностью пользуются двигатели 534-й серии, которые устанавливаются на автобусах Паз и Вектор Некст. К наиболее новым потребителям относится Газон Некст и Урал Некст.

двигатели 534-й серии

Одним из крупнейших потребителей является RM-Terex. Компания активно монтирует моторы на снегоболотоходах ЗЗГТ-334, экскаваторной техники ТХ и WX 200. Двигатели ЯМЗ также устанавливаются на автомобильных грейдерах серии TGс модификациями 140, 180 и 200. Моторы ЯМЗ-536 встречаются на продукции следующих компаний: Брянский арсенал, Челябинские строительно-дорожные машины и Тверской экскаватор.

Дизельные моторы Ярославского завода также устанавливаются на продукции других производителей. Выделим основные модификации ЯМЗ и их назначение:

  • 536 — машины Костромского завода, занимающегося строительством судов;
  • 530 и 6585 — на продукции тракторного завода Петербурга;
  • 530 — комбайны Ростсельмаша;
  • ОМ646 сборки ЯМЗ — Мерседес Спринтер Классик и т. д.

Также моторы и коробки передач ЯМЗ встречаются на внедорожниках «Тигр», вездеходах «РЖД», специальном транспорте ООО «ЧТЗ Уралтрак». Двигатели Ярославского моторного завода популярны не только внутри страны, но и идут на экспорт.

двигатели 530-й серии

Одним из потребителей за границей является Минский автозавод, который заказывает дизели и газовые варианты ЯМЗ 534 и 536 для грузовых машин средних размеров и пассажирского транспорта.

Такие же моторы применяются на колесных тягачах. Модификация ЯМЗ-536 устанавливается на специальной технике «Амкодор», а 6565 и 6568 активно применяются на комбайнах «Гомсельмаша». Объем продукции, поставляемой в Беларусь, постоянно растет.

Борьба за выживание в 90-е

Как и другие компании, в период распада СССР «Автодизелю» пришлось пережить сложные времена, но без значительных финансовых проблем.В августе 1990-го в составе компании было сформировано подразделение по ремонту и обслуживанию транспорта. Параллельно в состав «Автодизель-сервис» вошли отделы гарантийного обслуживания, ТЭРЗ и другие подразделения. 

Важно

В 1993-м произошло преобразование ПО «Автодизель» в ОАО, а еще через год стартовало производство новых усовершенствованных моторов для машин Урал, Маз, Лаз, ХТЗ, Лиаз и других.

Сложный этап перестройки удалось пройти, благодаря высокому спросу на продукцию производителя и качеству двигателей. Параллельно расширялось производство комплектующих запчастей, к примеру, ТНВД ЯМЗ, сцепление и т. д.

Сегодняшний день ЯМЗ

После развала СССР начался новый этап развития. В 1991-1998-м стартовало производство моторов ЯМЗ моделей 846 и 847 для «Тополь-М». С 1994 года по 2005-й выпускались стационарные установки и электрические генераторы. В 1995-м появились моторы, соответствующие Евро-1, в 1997-м — Евро-2, а в 2008-м — Евро-3. 

936 серия

В 2007-м стартовало производство ЯМЗ-530, соответствующих классу Евро-4, а в 2009-м прошла массовая сертификация основных моделей. Спустя три года после начала выпуска мотор получил премию «Технологический прорыв». Параллельно на заводе начался монтаж аппаратуры, а в 2012-м стартовало серийное производство таких моторов.

В ноябре 2016-го было началось изготовление мотора ЯМЗ-530, соответствующего Евро-5. На специальной церемонии присутствовал также Президент РФ. Внедрение новой техники и применение метана позволило снизить затраты на 40-50% в сравнении с бензиновой и дизельной техникой. Ресурс новых двигателей достиг отметки в 1 млн километров.

Несмотря на расширение модельного ряда, производитель ЯМЗ не останавливается и продолжает совершенствовать продукцию. В 2017 году появилась 8-цилиндровая модель ЯМЗ-658 с мощностью 530 лошадиных сил, а также КПП с пятью ступенями. Для тракторов, судов и тракторов созданы моторы ЯМЗ-780, имеющие мощность от 120 до 550 лошадиных сил.

С 2019-м производство постепенно переориентируется на экологичные моторы, работающие на газе и соответствующие Евро-6. К этой категории относятся ЯМЗ моделей 534 и 536. Запущен серийный выпуск коробки передач ЯМЗ-1309 с девятью ступенями. Успешным продуктом стал мотор ЯМЗ-770, имеющий в зависимости от модификации мощность от 370 до 550 лошадиных сил.

Проведены успешные работы по увеличению мощностей моторов для Белазов с 730 до 1100 лошадиных сил. Такая особенность позволила увеличить грузоподъемность до 90 тонн. Параллельно разработчики компании развивают сотрудничество с канадо-итальянским производителем Westport.

ЯМЗ

Совместная разработка получила название Ямз-530. В дальнейшем появились газовые версии CNG версий 534 и 536 с мощностью 150-170 и 258-312 лошадиных сил соответственно. Установка таких моторов позволила существенно снизить себестоимость перевозок. Особенность в том, что метановые моторы ЯМЗ не выделены в отдельный цикл, а производятся одновременно с дизельными моторами ЯМЗ-530. Единственное, что пришлось сделать — переналадить некоторые станки.

В 2021-м в компании анонсировали создание собственного интернет-магазина, где планируется продажа свыше 5000 деталей для мотора.На 2022 год завод занимается выпуском многих модификаций двигателей, коробок передач и сцеплений ЯМЗ. На фоне санкций и ограниченном сотрудничестве с зарубежными компаниями отечественный производитель получил новое дыхание. Теперь его продукция стала еще более востребована.

Итог

«Автодизель» — один из крупнейших заводов по производству дизельных и газовых моторов в России. Продукция компании устанавливается более чем на 300 моделях грузовиков, тракторов и другой специальной техники.

Она отличается экологичностью, надежностью, большим ресурсом и ремонтопригодностью. Руководство завода старается учитывать замечания и устранять их по мере появления. Общее количество наименований продукции превысило 5300 единиц, а дилерская сеть представлена не только в РФ и странах СНГ, но и далеко за рубежом.

Рейтинг: 17
Всего оценок: 5 Комментариев: 3 Просмотров: 830
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 08-10-2022 / Обновлено: 09-10-2022
Поиск запроса "завод ямз — 100 славных лет" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Григория А Муром 20.10.2022

Не плохие двигатели выпускает ЯМЗ. Я когда работал на КАМАЗе, а было это году в 1989 сменил родной камазовыский двигатель на ярославский. Проездил на нем года 4 и ни каких проблем больших с ним не было. Возил грузы свыше положенного тоннажа. Двигатель не убиваемый!

0
0
Ответить
Роман Воронеж 25.10.2022

За продукцию ЯМЗ знаю многое и так думаю, что без движков этого завода наш автопром был бы совсем никакой. Оказывается и история у завода впечатляющая. Лебедев - молодец, ну и большевикам спасибо за то, что продолжили дело промышленника, а не похоронили его начинание. А то бы не было у меня сейчас Бычка.)

0
0
Ответить
Андрей Пенза 02.11.2023

Двигатели от ЯМЗ хорошо себя зарекомендовали. Не зря их устанавливают даже на военную технику. У нас в городе есть частная мастерская по ремонту автомобилей КАМАЗ. В этой мастерской родные "камазовские" двигатели снимают и ставят ЯМЗ, плюс усиливают передние и задние мосты. Водители любят ярославские моторы.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: