ЗИЛ 131: довезем по любым дорогам

Темой нашего сегодняшнего разговора станет легендарная базовая модель грузового автомобиля, славное творение Московского автозавода – ЗиЛ-131, первый экземпляр которого сошел с конвейера в 1966-м году, придя на смену ЗиЛ-157.

История самого массового ЗиЛовского внедорожника

зил-131

Автомобиль выпускался на протяжении 2-х десятилетий и стал одной из наиболее известных моделей с беспрецедентной на то время проходимостью. Именно поэтому его называли первым советским внедорожником. 

Впервые модель показали в 1956-м в качестве опытного образца. После продолжительных испытаний, растянувшихся на долгих 5 лет, наконец-то было принято решение о запуске авто в массовое производство, но по непонятным причинам его, то есть запуск, вновь отложили, и первая партия ЗиЛ-131 сошла с конвейера только в 1966-м. 

Правда, за время испытаний конструкторы не стали зря терять время – они совершенствовали свою разработку, и в итоге машина оказалась настолько качественной, что произвела настоящий фурор. Как результат – ею заменили устаревший на тот момент ЗиЛ-157, который находился на вооружении Советской армии. 

ТС получилось отличным: высокая мощность, повышенная проходимость и грузоподъемность, невиданная на то время скорость движения, комфортабельная кабина – все эти качества сделали машину востребованной в различных отраслях народного хозяйства.

Ну а о надежности разработки советских инженеров может свидетельствовать хотя бы тот факт, что машины в рабочем состоянии часто попадаются на российских и не только дорогах даже в наше время, при нынешнем богатстве выбора. 

Технические характеристики ЗиЛ 131

Читайте также: История автомобилей ЗИЛ

зил-131

Длина автомобиля составляет 7 м, ширина и высота равны 2,5 и 2,5 либо 3 м (тентованные модели) соответственно. Величина дорожного просвета – 33 см, грузоподъемность – 3,5 тонны.

Силовая установка

Двигатель ЗиЛ-131 – это V-образный 8-мицилиндровый силовой агрегат объемом в 6 литров и мощностью в 150 л.с. Оперативному запуску мотора при минусовой температуре  способствовал предпусковой подогреватель. Более детально с характеристиками мотора можно ознакомиться в таблице ниже:

Наименование параметра Значение
Тип двигателя Карбюраторный четырехтактный
Число цилиндров 8
Тип охлаждения Жидкостное
Расположение клапанов В верхней части двигателя
Диаметр цилиндров 100 мм
Рабочий объем  6 л
Длина пути хода поршня 95 мм
Степень сжатия 6,5
Максимальная мощность 150 л. с.
Крутящий момент при 2000 об/мин 410 Н*м

Примечательно то, что работала машина исключительно на бензине (оптимальный вариант – А-76), ЗиЛ-131 дизель на рынок не поставлялся, моделей с двигателями на дизельном топливе разработано не было.

Сцепление у машины сухое однодисковое, КПП 5-тиступенчатая синхронизированная, необычайно износостойкая. Включение переднего моста осуществлялось в автоматическом режиме благодаря электропневматике. 

Модель оснащалась 2-мя топливными баками, емкость каждого из них – 170 л, причем иногда баки бывали разными. Расход бензина составлял от 35-ти до 40-ка л. на 100 км пути, максимально допустимая скорость движения – 85 км/час. 

Основные модификации ЗиЛ 131 и их назначение

зил-131

Выносливое шасси транспортного средства позволяло устанавливать разные надстройки, поэтому сфера его применения более чем широка. 

Так, бортовой ЗиЛ-131 представляет собой классический грузовик с замкнутыми деревянными бортами. Задний борт откидывается, в кузове по бокам установлены складываемые скамейки вместительностью до 16-ти человек.

Выпускался на базе этой модели и манипулятор – автомобиль повышенной прочности, базирующийся на конструкции из углеродистой стали. На эту модификацию обычно монтировали крановое оборудование, весьма популярными были лебедки ЗиЛ-131. 

Создатели автомобиля позаботились о том, чтобы их детище было максимально адаптировано для езды по бездорожью. Его проходимость ничем не уступала гусеничной технике, поэтому машина пользовалась огромным спросом у  военных. Так, к примеру, на ее шасси устанавливали легендарную «Катюшу»  и прочую военную технику. 

зил-131

Отдельного внимания заслуживает ЗиЛ КУНГ (аббревиатура расшифровывалась как кузов унифицированный нормального габарита). Эта модификация представляла собой крытый фургон, предназначенный для транспортировки обслуживающих станций и мобильных точек радиосвязи. 

Что касается ЗиЛ самосвала, то его история была недолгой. За все время с конвейера сошло всего несколько моделей, да и те были выпущены по индивидуальному заказу.

Активно использовался автомобиль в авиационной сфере – на его базе устанавливали спецоборудование для обслуживания самолетов.

Привлекали машину и для очистки территории от снега, вполне логично, что для этого на нее навешивали снегоочистительные агрегаты. Распространенной модификацией стал ЗиЛ пожарный, а также вариант цистерны для перевозки нефтепродуктов.

Плюсы и минусы машины

Ключевым преимуществом модели, ставшей темой нашего сегодняшнего разговора, было уникальное в своем классе шасси, благодаря которому стала возможна установка любого оборудования и, как следствие – создание всевозможных модификаций этого транспортного средства. Высокие технические характеристики позволяли использовать модель в любых климатических условиях – этакая «рабочая лошадка» не подводила ни в жару, ни в сильный мороз. 

зил-131

Машине не страшно бездорожье, она, словно танк, пробьется в любую глушь и выполнит поставленную задачу. Надежность автомобиля заслуживает наивысших похвал, он до сих пор активно используется как в военной отрасли, так и для восполнения гражданских нужд.

Важно

Что касается недостатков, то они есть, но в минимальных количествах. Единственный существенный минус – это то, что ЗиЛ-131 морально устарел и давно снят с производства.

Если бы не это, и если бы в свое время работы над усовершенствованием модели продолжились, вполне вероятно, что современный вариант легко дал бы фору большинству аналогичной техники даже импортного производства. Некоторые владельцы отмечают слишком высокий расход топлива, а также сетуют на отсутствие модификации с дизельным силовым агрегатом.

Актуальные цены на ЗиЛ 131

Как уже говорилось выше, конструкция модели устарела, но авто до сих пор пользуется немалым спросом. Естественно, так как оно давно было снято с производства, купить новым его невозможно, а вот что касается ЗиЛа-131 Б/У, то его стоимость зависит от нескольких факторов. Так, на ценообразование в данном случае повлияет год выпуска, модификация, пробег, техническое состояние и т.д. 

зил-131

К примеру, модель 66-го года выпуска с пробегом в 400 тыс. км стоит около 150-ти тыс. руб., более «свежие» экземпляры последних годов производства с меньшим пробегом (правда, найти такие весьма проблематично) продаются по цене от 400 тыс. руб. 

Важно отметить, что ключевое влияние на формирование стоимости машины оказывает модификация. Промониторив тематические интернет-ресурсы, мы обнаружили, что модификация с буровой установкой стоит полтора-два миллиона руб., купить ЗиЛ-131 автовышку можно не менее чем за 500 тыс.  

Подводим итоги

ЗиЛ – это надежный, выносливый, проверенный временем советский грузовик, который в свое время, уж простите за тавтологию, это самое время опередил. Несмотря на то, что с производства модель давно сняли, она до сих пор активно используется во многих сферах человеческой жизни, не раз выручала своих владельцев даже в самых сложных и непредсказуемых ситуациях.

Рейтинг: 14
Всего оценок: 4 Комментариев: 7 Просмотров: 5849
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 09-02-2021 / Обновлено: 15-09-2021
Поиск запроса "зил 131" по информационным материалам
Комментарии
Петр Череповец 09.02.2021

Являюсь владельцем машины 1986 года выпуска. Что могу сказать? Надежная и выносливая помощница, выдерживает большие нагрузки, в том числе и термальные. Не раз помогала мне в сложных, практически безысходных ситуациях, было дело – с помощью лебедки даже из-подо льда легковушку вытаскивали. Грузоподъемность авто – 6 тонн, хотя в процессе эксплуатации не раз убеждался в том, что для моего «Зилка» это далеко не предел. Говорят, расход топлива у него большой. Ничего подобного! Я не раз экономил благодаря этой машине на аренде спецтехники, да и время свое экономил, поэтому много бензина – это единственное, чем я могу отблагодарить свой грузовик.

1
0
Ответить
Виктор СПБ 09.02.2021

Купил ЗиЛ-131 более 5-ти лет назад, старая, видавшая виды машина. Соседи посмеивались, мол, зачем тебе этот хлам, а я молчал да чинил. Перебрал и отремонтировал все, что только можно было и в итоге получил надежную помощницу в работе. Перевожу ею все, что угодно, причем, достаточно быстро. Бездорожье для этого авто не проблема, поэтому я спокойно берусь за заказы в такой глуши, куда другим транспортным средством и не попадешь никак. Я покупкой доволен и пока не собираюсь менять это авто ни на что другое.

1
0
Ответить
Александр Киев 10.02.2021

Очень надежный и очень простой по конструкции двигатель автомобиля ЗиЛ-131. Я думаю об этом двигателе знают все кто служил в армии водителем, так как этот автомобиль был базовым в вооруженных силах СССР и остается одним из основных в вооруженных силах стран СНГ. Дам краткие характеристики - V- образный, 8 цилиндров, верхнеклапанный, бензиновый, остальное Вы всегда сможете найти в справочниках. За время работы с этими двигателями, а это около 15 лет, я не знал проблем, главное перед зимой сливать воду и наливать антифриз, иначе замерзнет и по выдавливает наружные стенки блока и головки блока цилиндров полопаются, но с головками бывает реже, а если все - таки произошло, то на первое время "холодной сварки" будет достаточно, чтоб добраться до мастерской, а там сваркой с электродами по чугуну Вы все исправите.

1
0
Ответить
Сергей Лабинск 03.03.2021

Где найти официальное подтверждение ЗИЛ 131 - самосвал (литература, а не писанина от себя), помогите.

0
0
Ответить
Иларий 09.12.2024

Обсуждая ЗиЛ-131, невозможно не отметить его роль как одного из самых знаковых грузовиков советской эпохи. В мире автомобилей, где постоянные инновации и совершенствования стали нормой, видеть, как машина, спроектированная десятилетия назад, все еще находит применение, удивительно. ЗиЛ-131, несомненно, стал эталоном надежности и выносливости. Его можно сравнить с легендарными американскими грузовиками, такими как Ford F-Series, которые также служат десятилетиями. Впечатляет, что ЗиЛ-131 смог удержаться в строю, несмотря на отсутствие современных обновлений и модификаций, которые могли бы сделать его более экономичным и экологичным. Впрочем, его высокая проходимость и грузоподъемность остаются неоспоримыми преимуществами, особенно в условиях пересеченной местности. Однако, учитывая растущие требования к экологичности и экономии топлива, можно понять, почему он морально устарел. Если бы инженеры продолжили развивать эту платформу, вероятно, мы бы увидели её в конкурентоспособном исполнении и сегодня. Несмотря на все это, ЗиЛ-131 остаётся символом своей эпохи, доказывая, что даже простые и надежные решения могут выдержать испытание временем. В мире, где всё больше внимания уделяется инновациям и технологиям, такие машины напоминают о ценности прочности и долговечности.

0
0
Ответить
Онисим 10.12.2024

ЗиЛ-131 для меня всегда был символом советской инженерной мысли, особенно когда речь идет о проходимости. Это как если бы сравнить его с советскими танками, которые также славились своей надежностью и способностью справляться с трудными условиями. Машина, способная проехать практически везде, всегда будет востребована, даже спустя десятилетия.

0
0
Ответить
Руслан 11.12.2024

Читал статью и вспомнил, как часто видел ЗиЛ-131 в деревне, где он использовался для самых разных задач. Эта машина действительно как рабочая лошадка, всегда готова к работе. Конечно, расход топлива высокий, но за такую мощь приходится платить. Жаль, что дизельной версии так и не сделали.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: