Зимнее содержание дорог
Зима со свойственными ей погодными условиями вносит свои коррективы в содержание дорожного полотна. Из-за морозов и частых температурных перепадов, образования наледи и снежного наката, как следствие – вследствие формирования колеи, воздействия ветров и обильных осадков повышаются риски ускоренного износа российских дорог, учащаются случаи ухудшения их состояния.
Оглавление
- Комплекс мероприятий для зимнего содержания дорог
- Работа дорожно-эксплуатационных служб
- Факторы, возникающие на дороге в зимний период
- Борьба со снегом и гололедом
- Противогололедные материалы
- Особенности содержания городских магистралей в зимний период
- Виды спецтехники для уборки снега
- Видео "Зимнее содержание автомобильных дорог"
Промерзшая почва, толстый слой снега, гололедица заметно замедляют скорость движения ТС, а это влечет за собой снижение пропускной способности, ведет к удорожанию стоимости пассажирских перевозок и доставки грузов. Помимо всего прочего, сложные условия эксплуатации ведут к повышению опасности езды и вызывают рост количества дорожно-транспортных происшествий.
Комплекс мероприятий для зимнего содержания дорог
Чтобы минимизировать перечисленные выше негативные факторы, организациям, отвечающим за обслуживание дорожного полотна, необходимо надлежащим образом готовиться к сезону и уделять внимание зимнему содержанию дорог.
Под содержанием дорог в зимний период подразумевают ряд систематически выполняемых мер, в частности, защита автотрасс от заносов, систематическая их очистка от выпавшего снега, защита от схождения лавин (актуально для горной местности), борьба с наледью. Все эти мероприятия выполняются профильными службами и направлены на то, чтобы движение дорогами любого значения было бесперебойным, максимально безопасным, соответствующим строжайшим нормам Технических правил ремонта и содержания.
Дабы указанные требования выполнялись в полной мере, профильные службы (в России - организация, именуемая Росавтодор) с наступлением первых холодов обязаны обеспечивать необходимый уровень содержания дорожного покрытия и строить обслуживание автодорог так, чтобы, во-первых, до предела упростить, ускорить и удешевить их содержание, а во-вторых, создать все условия для бесперебойного движения транспорта. Чтобы достичь поставленных целей, в комплекс мер по зимнему содержанию автомобильных дорог включили:
- Профилактические мероприятия, направленные на то, чтобы воспрепятствовать формированию наледи и снежных заносов либо при плохой погоде свести риск их формирования к минимуму. Сюда входит снижение снегозависимости, обработка полотна противогололедными средствами, специальными химреагентами.
- Защитные мероприятия. Под ними подразумевают специальные сооружения, препятствующие попаданию на дорогу снега и льда – защита от метелепереноса, наледного обледенения, лавин, и пр. Ключевой показатель качества снегозащиты – исключение риска формирования перечисленных выше отложений на дорогах для того, чтобы технике, выполняющей дежурную очистку, оставалось лишь удалить свежевыпавший снег.
- Мероприятия по удалению сформировавшегося слоя снега и льда, минимизации их негативного воздействия на интенсивность и бесперебойность движения транспортных средств. Включают обработку покрытий соответствующими материалами и веществами, способствующими лучшему сцеплению автопокрышек полотном.
Касательно требований к зимнему содержанию дорог, то на них влияют несколько факторов, включая состояние асфальта в зимние месяцы.
Оно зависит от климатических условий региона, особенностей и характеристик покрытия, уровня защиты от заносов, качества ухода и уровня организации работ по ликвидации последствий непогоды. Немаловажную роль играет также расчетная скорость движения автотранспорта на том или ином участке, интенсивность трафика, а также значение конкретной иной автомагистрали.
Работа дорожно-эксплуатационных служб
Меры, предпринимаемые профильными службами в рамках содержания автомагистралей зимой, направлены на то, чтобы обеспечить их (магистралей) стабильную бесперебойную работу, эффективную эксплуатацию всеми видами транспорта, гарантия создания должных условий для того, чтобы езда по дороге была полностью безопасной.
Даже в непогоду состояние дорожного полотна должно отвечать ГОСТ, описывающему требования к зимнему содержанию дорог. Вот почему ДЭС обязаны управлять дорожным хозяйством на надлежащем уровне.
Функции дорожно-эксплуатационной службы состоят в обеспечении, поддержании, а если надо – в улучшении состояния автомобильных магистралей. С этой целью ведется госучет и паспортизация собственно дорог и вспомогательной инфраструктуры, учет трафика, систематическая оценка состояния полотна на отдельных участках.
Обеспечивается надлежащий технический уровень дорог, максимальная безопасность всех, кто находится на дороге, независимо от того, транспорт это или пешеходы.
Принимаются меры по исключению риска образования заторов, непроезных отрезков, сезонного разрушения и деформации полотна и вспомогательных сооружений, по оперативной ликвидации последствий негативных погодных явлений.
Факторы, возникающие на дороге в зимний период
Зима – сложнейший период в эксплуатации автомагистралей. Обеспечить бесперебойное движение в данный период достаточно сложно, ведь на состояние полотна в это время оказывает влияние минусовая температура, сильные ветра, обильные осадки в виде ледяного дождя и снега, гололедица, метель и туманы. В горных районах серьезнейшую опасность представляет увеличенный риск схождения лавин.
Существует несколько факторов, имеющих место на зимних дорогах:
- Так называемый спокойный снегопад, под которым подразумевают выпадение снега, ложащегося ровным слоем и не сдувающегося ветром. О таком явлении можно говорить, когда снег падает в тихую погоду, или когда скорость ветра не превышает 3 м/секунду. В центральной части России толщина снега, выпадающего за один такой снегопад, колеблется от 1 до 5 см.
- Иногда при обильных снегопадах формируется слой в 35 см. В горах толщина слоя, выпавшего за один раз, может достигать 1 метра. Плотность снега, который только-только выпал, небольшая, до 0,12 грамм на кубическим см, поэтому бороться с ним легко. Работы по уходу за дорожным покрытием усложняются после выпадения мокрого снега, чья плотность варьируется в пределах 0,2-0,25 г/см кубический.
- Низовая метель – перенос снега, который выпал ранее, при том, что в данный момент времени осадки не наблюдаются. Слабая низовая метель, когда снег разносится не далее, чем на 30 см, называется поземкой. При обычной низовой метели дальность переноса способна достигать 10 метров.
- Верховая метель наблюдается, если снег идет в ветреную погоду, а высота перемещения снежинок в вертикальном слое способна достигать ста метров.
- Двойная метель – совокупность верховой и низовой метелей: свежепадающий снег перемещается в разных направлениях, смешиваясь со слоями, сформированными ранее. Такое явления является наиболее опасным и сложным для организации зимнего содержания дорог.
- Снежные заносы – толстые слои снега высокой плотности. На отрезках с небольшими насыпями толщина заносов равна 0,6-1 м, при этом мелкие выемки покрываются снегом целиком, а в глубоких слой может достигать 6 метров. Плотность покрова в заносах способна достигать 0,35 грамм на см кубический.
- Зимняя скользкость, такая как гололед, гололедица и накат, образовавшийся из свежевыпавшего и хорошо укатанного снега.
Борьба со снегом и гололедом
Следом за короткими зимними оттепелями, на смену которым приходит мороз, в воздухе наблюдается повышенное содержание влаги. Это ведет к образованию гололеда. Нередко он становится следствием дождя, падающего на холодное дорожное полотно: капли, ударяясь об замерзший асфальт, молниеносно замерзают, превращаясь в лед.
Для образования гололедицы при определенных погодных условиях достаточно 1-2 часов, корка может сохраняться на полотне до 2-3 дней, если, конечно, не бороться с ней надлежащим образом.
Для борьбы со снегом и гололедицей привлекают снегоуборочную технику. С целью достижения максимального эффекта в обязательном порядке учитывают метеорологические данные, получаемые от метеостанций.
Перед сильными снегопадами на дежурство выходит эвакуационный спецтранспорт, который находится на протяжении всего периода непогоды на опасных участках пути – подъемах и спусках. Выполняется регулярная расчистка снега и обработка полотна антигололедными реагентами.
Противогололедные материалы
Под понятием противогололедных материалов подразумевают сыпучие смеси и жидкости, направленные на устранение сезонной скользкости. Они бывают следующих видов:
- Химическими (ацетаты, хлориды, нитраты, карбамиды, формиаты, природные рассолы).
- Комбинированными (они же – фрикционные) – смесь песка и соли, мраморно-химические смеси и пр.
- Фрикционными (соединение песка и гравия, шлак, песок, мелкий щебень).
Особенности содержания городских магистралей в зимний период
Городские дороги зимой нуждаются в надлежащем уходе не меньше, чем автомагистрали за пределами населенных пунктов. Более того: с их уборкой возникают определенные сложности, связанные с высоким трафиком, ограниченной площадью, наличием объектов, препятствующих движению снегоочистительной техники и спецтранспорта.
В комплекс мероприятий по уходу за автомагистралями в городской черте входят профилактика формирования снежных заносов, своевременная очистка от снега, устранение наледи. С дороги удаляется снег и наледь, выполняется обработка полотна антигололедными средствами, очищаются тротуары, пешеходные зоны, остановки общественного транспорта.
Чтобы город был готов к зиме, и при первом же обильном снегопаде на его улицах не произошел транспортный коллапс, еще до наступления холодов необходимо сделать следующее:
- Провести профилактику, направленную на снижение зимней скользкости, улучшение сцепления авторезины с поверхностью дороги.
- Подготовить на обочинах и тротуарах сложных участков запас сыпучих материалов, которые могут быть использованы для обработки дорожного полотна в критических ситуациях.
Виды спецтехники для уборки снега
Для уборки снега и ухода за автомобильными дорогами в зимний период используется снегоуборочная спецтехника, вид и особенности которой зависят от явлений, с которыми ланируется бороться в каждом конкретном случае, а также от погодных условий в тот или иной момент времени:
- Одноотвальные щеточно-плужные снегоочистители. Эффективны при толщине снежного покрова в 30-70 см и плотности снега до 0,3 г/см кубический. Привлекают для патрульной очистки и расширения очищенной полосы.
- Двухотвальные снегоочистители плужного типа применимы при толщине покрова в 60-80 см и плотности снега до 0,4 г/см куб. Справляются с устранением заносов средней толщины.
- Двухотвальные тракторные снегоочистители борются со снегом толщиной в 1-1,2 м, если его плотность не превышает 0,6 г/см кубический. Используются для формирования снегозащитных траншей на полях, способны пробивать колонные пути в сложных условиях.
- Снегоочистители роторного и фрезерно-роторного типа. Пробивают проход в снежных заносах любой толщины, работают послойно, отлично зарекомендовали себя в борьбе с мокрым и плотным снегом.
- Автогрейдеры – справляются со снежными отложениями в 50-60 см плотностью до 0,6 г/см ку. Устраняют утрамбованный снежный покров, ровняют и полностью удаляют снежные валы, если используются в сочетании со снегоочистителями роторного типа.
- Разбрасыватели – привлекаются для уборки снежных валов и расчистки завалов плотностью в 0,6 г/см куб. и толщиной до полутора метра.
Заключение
Надлежащая организация ухода за автомобильными дорогами в зимний период является гарантией бесперебойного движения автомагистралями в любую погоду. От эффективности снегоочистки и борьбы с гололедицей зависит не только качество и интенсивность эксплуатации дорог, но и безопасность всех участников движения.
- Зимняя резина для гор. Подходит?
- Замена летней резины на зимнюю.
- Выбор зимней резины
- Отзывы о зимней резине на липучке
- Какое соотношение воды и антифриза допустимо в системе охлаждения в зимнее время?
- Своевременная уборка и вывоз снега - залог безопасности зимних дорог
- В Чебоксарах оперативно готовятся к зиме
- Весовой контроль перегородил пути перевозок
- Снегоуборочные машины - 6 причин для установки GPS-трекера
- Асфальт заменят на бетон
Правила содержания зимних дорог есть, но вот что толку от этого? Далеко не в каждой области все делают своевременно. У нас например, в Саратовской области, только в городах следят за дорогами, но стоит выехать на трассу - там полнейшая ж... В других регионах не знаю.
Очень грамотная статья! Считаю, что зимнее содержание дорог просто необходимо практически на всех участках движения. Так как в это время очень часты аварии. И как здорово, что для этого есть спецтехника и люди, знающие свою работу!
Надеюсь, наши дороги готовы к зиме, и подготовка шла по плану, рассказанному в статье. Чаще, наблюдаем другую картину, в которой зима приходит внезапно. В крупных городах все есть, и реагенты, и дорожная техника. А вот регионам, обычно, достается по полной.
Коммунальщики и автомобилисты должны готовиться к морозам заранее, ведь холода могут наступить уже осенью. Снег то убирают, а с гололедицей бороться сложнее и она является причиной многих аварий в зимнее время. На скользкой дороге намного легче попасть в ДТП.
Зима всегда была непростым периодом для дорожных служб, и статья отлично освещает все тонкости содержания дорог в это время. Сравнивая с опытом северных стран, таких как Норвегия или Швеция, видно, что у нас есть чему поучиться. Там, например, активно применяют системы подогрева дорожного покрытия на критически важных участках, что значительно снижает риск образования наледи. В статье упоминается использование противогололедных материалов, что, безусловно, важно, но такие решения, как подогрев, могли бы добавить надежности. Также интересно, что в статье делается акцент на использовании различных типов спецтехники. Это напоминает подходы, применяемые в Канаде, где в зависимости от погодных условий используют как легкие, так и тяжелые машины для уборки снега. Однако, важно помнить, что даже самая современная техника не справится без должного планирования и координации. Важен не только выбор правильной техники, но и своевременность ее применения. В статье это хорошо подчеркивается через упоминание подготовки обочин и тротуаров. Мне кажется, что такие практики, как мониторинг погодных условий и прогнозирование, должны стать стандартом для всех регионов. Это позволит не только более эффективно использовать ресурсы, но и повысить безопасность на дорогах. В целом, статья дает хороший обзор проблематики и возможных решений, но, возможно, стоило бы добавить больше практических примеров из международного опыта.
Статья очень подробно описывает все аспекты зимнего содержания дорог. Особенно понравилось, как описаны различные виды снегоуборочной техники и их применение. Это напомнило мне о подходах, используемых в Восточной Европе, где также активно применяют подобные методы. Надеюсь, наши дорожные службы смогут взять на вооружение некоторые из представленных идей.
Отличная статья, которая поднимает действительно важные вопросы зимнего содержания дорог. Приятно видеть, что упоминаются не только традиционные методы, но и современные технологии. Особенно впечатлило внимание к деталям, таким как использование различных типов снегоуборочной техники. Вспоминается опыт Финляндии, где также активно используют комбинацию техники для различных задач.