Аналог системы «Платон» будет отслеживать морские контейнерные перевозки
С 1 октября участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) будут передавать информацию таможенникам через портал «Морской порт» о ввозе товаров в Россию по морю.
Распоряжение было подписано главой правительства России Дмитрием Медведевым в конце сентября.
Новшества коснутся в первую очередь в портах Владивостока, Новороссийска и Петербурга в качестве эксперимента. Однако участники ВЭД опасаются, что у импортеров с нововведениями увеличатся накладные расходы, которые связаны с таможенным оформлением груза.
В результате может произойти отток контейнерных грузов из порта Санкт–Петербург в Прибалтику и Финляндию, где власти пытаются упростить бюрократические процедуры. Кроме того, портал «Морской путь» содержит большое количество недоработок, участниками ВЭД было сделано около 180 замечаний, хотя федеральная таможенная служба на разработку портала потратила в течение 5 лет из бюджета 48 млн. рублей.
Также новая система требует представлять для таможни непомерный объем информации. Получается, что кроме номенклатуры товара, веса, стоимости придется вводить многие другие параметры груза. По правилам Таможенного союза, всю информацию о грузе должен вводить перевозчик или лицо, им уполномоченное.
Отсюда возникают первые проблемы, так как у морских перевозчиков нет требуемых таможенных кодов товарной номенклатуры ВЭД, да и значений таможенной стоимости товаров внутри перевозимых контейнеров тоже нет. К тому же у них не должно быть таких данных, получается им нужно их придумывать.
Стоит отметить, что перевозчик принимает товар в закрытых контейнерах и он не может посмотреть товар, заглянув во внутрь, даже если захочет проверить, совпадает ли товар с указанием на документах. Так что не все так просто – система явно нуждается в доработке.
- Продажа морских контейнеров из Украины для перевозки грузов
- Форд транзит для перевозок
- Поиск попутчика для контейнерной перевозки ЖД транспортом
- Организация пассажирских перевозок.
- Думаю купить ГАЗель для пасажирских перевозок.
- Проблемы грузоперевозок с точки зрения юридического аспекта
- Аналог системы «Платон» будет отслеживать морские контейнерные перевозки
Как обычно все хотим как лучше, а прогнозы опять бюрократические, пока не поздно поправлять нужно чтобы цены вверх не поползли.
Дорабатывать систему необходимо срочно, ведь потери от возможного оттока контейнерных перевозок сведут на нет все приложенные ранее усилия.
Главное отчитаться: "вот какие мы молодцы, ввели систему Платон". А как, что и зачем, пусть голова болит у таможенников и перевозчиков.
Введение неотработанной системы усложнила работу морским перевозчикам. А если нет данных, есть риски искажения информации. Конечно, необходима доработка.
На мой взгляд, внедрение портала "Морской порт" — это попытка шагнуть в сторону цифровизации и повышения прозрачности таможенных процедур. Однако, как и в любой другой сфере, нововведения неизбежно сталкиваются с рядом проблем на начальном этапе. Помню, как несколько лет назад в Европе внедряли подобную систему для автомобильных перевозок — изначально было много недовольства и ошибок, но со временем процесс был отлажен. Все это говорит о том, что при должном внимании и доработке портал может стать эффективным инструментом. Но сейчас, конечно, необходимо учитывать опасения импортеров и перевозчиков, особенно в свете возможного увеличения накладных расходов. Непомерный объем информации, требуемый новой системой, действительно вызывает вопросы. В идеале, следовало бы разработать более упрощенные процедуры, которые не перегружали бы участников ВЭД ненужными данными. К тому же стоит обратить внимание на проблему отсутствия у перевозчиков необходимых кодов и стоимостных данных. Это можно сравнить с попыткой управлять автомобилем без руля — данные, которые должны быть у перевозчиков, попросту отсутствуют, и это уже серьезный вызов для всех участников процесса. Возможно, стоит обратить внимание на опыт других стран и адаптировать лучшие практики для российской реальности, чтобы избежать оттока контейнерных грузов в прибалтийские и финские порты. В общем, пока система не доработана, будет сложно получить от нее ожидаемую отдачу.
Пока что портал "Морской порт" вызывает больше вопросов, чем ответов. 180 замечаний — это серьезный сигнал о проблемах в системе. Если сравнить с запуском аналогичных систем в других странах, то видно, что нужна оперативная доработка и тестирование. Надеюсь, что вскоре всё наладится.
Внедрение портала "Морской порт" напоминает мне ситуацию с электронными очередями в поликлиниках: идея хорошая, но исполнение вызывает вопросы. Похоже, что на данный момент система больше усложняет жизнь участникам ВЭД, нежели упрощает её. Надеюсь на скорейшее исправление недочетов.