«Автодор» хочет платить инвесторам ЦКАД по фактической инфляции
Госкомпания «Автодор» предложил плавающую ставку финансирования для секций центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) 3 и 4, в случае инфляции, которая определит платеж от государства инвестору.
Данная финансовая модель определяется по следующей формуле «инфляция плюс премия». Эти предложения пока не рассматривались, но внесены в правительство.
Если учесть то, что секции 3 и 4 начнут строиться на основании концессионных соглашений, то концессионеры вложат в этот проект порядка 40% инвестиций, да и потом необходимо будет содержать дорогу. Инвестором, конечно же, послужит государство.
Надежды были самые утешительные - «Автодор» рассчитывал на концессионеров, которые привлекут финансирование на строительство под 11, 25 % годовых. Но из-за того что рубль стал обесцениваться, ускорилась инфляция и повысились ключевые ставки, уже привлечь финансирование на строительство будет не так просто.
Потенциальные концессионеры не смогут профинансировать проекты при данных условиях действующей конкурсной документации. Да и при использовании ставки инфляции привлечение участника банковского рынка будет затруднено, так как для банков лучше использовать базовую ставку ЦБ или MosPrime.
По мнению партнера PwC Дмитрия Ковалева – « Использование ставки с привязкой к фактической инфляции усложнит привлечение финансирования, так как у банков нет пассивов под «инфляцию плюс». Для финансирования концессионерам выгодна фиксированная ставка, например 20%.
Если «Автодор» решится на данную финансовую модель, то государство, в случае снижения стоимости денег в будущем, станет переплачивать концессионеру. Тем самым «Автодор» берет на себя инфляционный риск, если фактическая инфляция ее превысит, то платить нужно будет больше запланированного».
Как видим, эта проблема очень серьезная. И поэтому она требует конкретных решений. Ведь секции 3 и 4 ЦКАД составляют больше половины будущего кольца вокруг нашей столицы – 202 км из 340, грузоперевозки не ждут промедления в этом вопросе.
- Центральная кольцевая дорога в Москве примет очертания современной автострады
- Как проехать по платной дороге бесплатно?
- «Автодор» хочет платить инвесторам ЦКАД по фактической инфляции
- Вполне возможно, что строительство ЦКАД будет приостановлено
- Федеральная сеть автодорог становится частью Нового Шёлкового пути
Концессионер в прибыли от инфляции не теряет т.к. все заложено и рассчитано заранее по срокам выполнения и обслуживания. Есть значение упущенная прибыль, которую определить невозможно, которая в цифрах всегда завышена. Государство тоже ни чего не теряет, т.к. в систему финансирования скорее всего заложена система Платон, тогда теряет только перевозчик.
Если кризис усугубится, то найти ни частных инвесторов не получится, ни привлечь государственные средства тоже не выйдет. А все из-за того, что инфляцию надо снижать. Даже 4% в спокойное время было много...
Сомнительная мера в условиях подорожания продуктов питания, стройматериалов и услуг по грузоперевозкам. Может что-то да выгорит. Будем оптимистами. Но без особых надежд.
Судя по тому, что инфляция продолжает нарастать и даже не с каждым годом, а с каждым месяцем, то предложение "Автодора" бесполезно в ближайшее время. При такой высокой и нарастающей инфляции ни один инвестор не станет рисковать и втягивать себя добровольно в эту авантюру.
Честно говоря, идея плавающей ставки финансирования вызывает у меня смешанные чувства. С одной стороны, это может помочь привлечь инвесторов, особенно с учетом текущей экономической нестабильности. Но с другой стороны, как отметил Дмитрий Ковалев, это может усложнить привлечение банков, ведь у них нет таких инструментов для работы с инфляцией. Сравнивая с другими инфраструктурными проектами, можно вспомнить, как в Европе такие схемы работали, но там чаще использовали фиксированные ставки с защитой от инфляции. Например, в проекте Crossrail в Лондоне применялись другие методы распределения рисков, что позволило избежать подобных сложностей. Кроме того, в условиях, когда рубль обесценивается, такая модель кажется рискованной и может привести к значительным переплатам со стороны государства. Вопрос в том, готово ли государство нести такие риски и есть ли у него план действий на случай, если инфляция окажется выше ожидаемой. Мне кажется, более устойчивым решением было бы рассмотреть варианты с фиксированными ставками или гибридными схемами, которые позволят минимизировать риски для обеих сторон. В любом случае, важно, чтобы проект не затягивался, ведь от него зависит значительная часть транспортной инфраструктуры вокруг Москвы, и промедление здесь недопустимо.
Новый подход к финансированию ЦКАД вызывает много вопросов. В теории, привязка к инфляции кажется логичной, но на практике это может оттолкнуть банки. Простой пример: в США часто применяют комбинацию фиксированных и переменных ставок, что позволяет избегать таких проблем. Может, и нам стоит взять на заметку их опыт?
Идея 'инфляция плюс премия' звучит интересно, но, как показывает практика, такие модели не всегда работают в условиях высокой волатильности. Вспомнить хотя бы опыт строительства дорог в других странах СНГ, где подобные схемы иногда приводили к задержкам и перерасходам. Лучше бы сосредоточиться на стабильных ставках.