«Донавтовокзал» опять стал фигурантом нового судебного дела
Антимонопольная служба смогла доказать картельный сговор между ПАО «Донавтовокзал» и ООО «Транс Сервис». Теперь предприятиям предстоит выплатить крупный штраф (десять миллионов рублей). В ходе проверок выяснилось, что сотрудники публичного акционерного общества направляли пассажиров приобретать билеты в кассах «Транс Сервиса». Учитывая тот факт, что цены и маршруты у других перевозчиков могли бы быть гораздо выгоднее, потребителю приходилось переплачивать и соответственно терпеть неудобства. Суд решил, что от действий названных предприятий пострадали другие фирмы, которые занимались пассажирскими перевозками, а также и сами пассажиры, и оштрафовал предприятия на кругленькую сумму. Только вот кто вернет пассажирам их убытки?
После утихания громкого скандала, «Донавтовокзал» опять стал фигурантом нового судебного дела. Согласно решению Областного арбитражного суда, предприятие обязано вернуть одному из перевозчиков несколько сотен тысяч рублей за незаконную инкассацию. Исходя из данных Ассоциации работников транспорта и туризма России, которая была на стороне пострадавшего, компания с 2015 года незаконно удерживала с перевозчика деньги за услугу, которую в действительности не оказывала.
По договору перевозчик должен был возмещать партнеру затраты на обработку банковских документов и инкассацию своих же денег. Однако документального подтверждения фактического оказания услуги инкассации не было. Поэтому она не могла оказываться на законной основе, так как такие операции могут осуществляться только на основании лицензии, выданной Банком России. Теперь компании придется вернуть еще и проценты за пользования чужими деньгами за время существования договора.
Стоит отметить, что в Ростовской области в сфере пассажирских перевозок постоянно выявляются какие-нибудь нарушения. Ранее на автовокзалах Ростова-на-Дону и Каменска-Шахтинского незаконно взимали комиссию за предварительную продажу билетов. Так было до вмешательства антимонопольной службы, и пассажиры после этого перестали переплачивать за билеты. Когда же будут наконец перевозчики в Ростове-на-Дону соблюдать закон?
- Нужна консультация по пассажирским перевозками
- Пассажирские перевозки в эпоху пандемии
- Пассажирские перевозки. Документы на лицензию
- Пассажирские перевозки из Украины в Крым
- Перевозка инвалидов
- «Донавтовокзал» опять стал фигурантом нового судебного дела
Да, предприятия оштрафованы, но что толку? Пассажиры, переплатившие за билеты, уже не получат деньги назад. И такие картельные сговоры встречаются повсеместно, что в сфере перевозок, что в медицине, что в госучреждениях.
Автовокзалы всегда притягивали к себе нечистых на руку дельцов, будем ожидать, что проведенные проверки и солидные штрафы помогут навести порядок и защитить права пассажиров.
Если нарушения действительно есть, то надо обязательно предпринять меры. Но со штрафани надо быть осторожным, в современных условиях, они не должны быть такими, что повлияют на работу и стабильность предприятий.
Честно говоря, не удивлен, что вскрылся картельный сговор между "Донавтовокзалом" и "Транс Сервисом". Подобные схемы, к сожалению, не редкость в сфере пассажирских перевозок, и это не только проблема Ростовской области. Вспоминается случай с "Российскими железными дорогами", когда в 2019 году они тоже были обвинены в создании искусственных барьеров для конкурентов. Антимонопольная служба, конечно, проделала большую работу, но почему такие вещи происходят систематически? Система контроля за подобными нарушениями явно нуждается в реформировании. И ещё вопрос: как быть с потерями пассажиров? Штрафы предприятиям, конечно, важны, но ведь обычные люди, которые переплачивали за билеты, остались ни с чем. Может, стоит внедрить систему компенсаций для пострадавших пассажиров? Это могло бы стать хорошей практикой и стимулом для компаний соблюдать закон. В конце концов, конкуренция должна приносить пользу как бизнесу, так и конечным пользователям, а не обогащать лишь отдельных игроков на рынке.
Меня больше всего удивляет, что подобные нарушения в пассажирских перевозках стали обычным делом в Ростовской области. Сколько еще нужно скандалов, чтобы перевозчики начали действовать в рамках закона? Хотелось бы, чтобы в будущем антимонопольная служба работала на опережение, а не по факту нарушений.
Ситуация с "Донавтовокзалом" напоминает мне случай с "Яндекс.Такси" в 2020 году, когда их тоже обвиняли в картельных сговорах. Вывод один: без сильной антимонопольной политики такие ситуации будут повторяться. Надеюсь, что штрафы заставят перевозчиков задуматься.