Особенности российской логистики в 2022 году: освоение новых маршрутов на восток и юг
Вследствие полномасштабного российского вторжения на территорию соседнего независимого государства и последовавших после этого санкций на логистическом рынке РФ произошли серьезнейшие изменения. В их результате специализированным компаниям пришлось в спешном порядке перестраиваться на освоение новых транспортных коридоров.
Вполне предсказуемо это повлекло за собой целый ряд сложностей, в том числе и инфраструктурных. Однако представители действующей власти авторитетно заявляют о том, что многие из указанных сложностей уже успешно преодолеваются.
Ушедший год ознаменовался для отечественной логистики целой массой проблем. Шутка ли: десятилетиями отлаживаемые маршруты перестали функционировать, доставка грузов по многим направлениям перестала работать вовсе, банковские операции заморозились, стоимость услуг подскочила многократно.
По словам господина Латинского, являющегося коммерческим директором одной из крупнейших логистических компаний РФ, февральские события перевернули рынок буквально с ног на голову.
Его представителям пришлось приложить массу усилий, чтобы стабилизировать ситуацию, изменить коридоры поставки и наладить новые маршруты. В течение всего минувшего года повсеместно наблюдалась сумасшедшая волатильность тарифов, на границах собирались многокилометровые очереди, при проведении валютных операций возникали серьезные трудности и задержки, что в общем и целом привело к формированию в данном рыночном сегменте панических настроений.
Когда весной цивилизованный мир ввел санкции против Российской Федерации, объемы импорта и экспорта рухнули вдвое. Однако постепенно ситуация началась выравниваться, и уже к середине осени общее сокращение внешнего товарооборота оценивалось в 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К концу декабря указанный показатель достиг отметки в 20 процентов.
Международные поставки восстанавливаются благодаря тому, что логистические маршруты перестраиваются с завидной оперативностью. Если ранее доминирующим было северо-западное направление, то сегодня оно уступает позиции логистике в дружественные государства либо в страны, занявшие нейтральную позицию. Речь идет во многом о транспортном коридоре «Север-Юг».
Меняется не только географическая составляющая, но и сама структура логистики: вследствие того, что крупнейшие в мире контейнерные перевозчики также присоединились к санкциям, мультимодальные перевозки стали куда более актуальными и востребованными, и сейчас наибольшим спросом пользуется доставка с использованием морского транспорта с дальнейшей перегрузкой на фуры или ж/д-вагоны.
- Поднимутся ли цены на бензин к Новому году?
- Какой уровень зарплаты в логистике?
- Время пришло менять АКБ, что нового в не дорогом сегменте?
- Что нового для перевозчиков ждать в Новом году?
- Перед Новым Годом снижение цен на перевозки?
- Особенности российской логистики в 2022 году: освоение новых маршрутов на восток и юг
Никто не ожидал, что после серии таких жестких санкций объем грузоперевозок сможет так быстро начать восстанавливаться! Сейчас просадки по перевозам грузов, наверное, вообще нет или она от силы составляет 5-10%. И такое замещение произошло почти в каждой сфере.
Специфика работы обязывает следить за изменениями в логистике внутри страны и международной. Хочу отметить,что, к сожалению, все гораздо сложнее… действительно контейнерный флот почти ‚всё‘,а это мощнейший удар по нашему экспорту-нужны альтернативы срочно,и пока,их нет и не предвидится…
Это было вполне предсказуемо и очевидно. Тем временем импорт практически восстановился, значит и логистика проходит период восстановления. Большие игроки 22 год пережили легче, а вот мелким компаниям не так повезло. Скорее всего в будущем будет больше монополий и картельного сговора, потому что выживать перевозчикам станет сложнее.
Интересно, как быстро рынок логистики в России адаптировался к новым условиям. Конечно, первоначально это был шок: многолетние маршруты оказались заблокированы, и компании столкнулись с необходимостью срочно искать альтернативные пути. Это напоминает ситуацию в 2014 году, когда санкции привели к резкому изменению в торговых отношениях. Но на этот раз масштабы и скорость изменений были куда более значительными. Что впечатляет, так это скорость, с которой компании начали перестраиваться на новые транспортные коридоры, такие как Север-Юг. Это показывает, насколько гибкими могут быть бизнесы в условиях кризиса. Удивительно также, как быстро нарастает популярность мультимодальных перевозок. Отчасти это обусловлено тем, что такие перевозки позволяют более гибко подходить к изменяющимся условиям рынка. Вспоминается пример Китая, который активно развивает мультимодальные маршруты для увеличения своей торговой активности. В общем, несмотря на все сложности, наблюдается тенденция к стабилизации. Хотя объемы импорта и экспорта упали, но снижение уже не столь драматичное. Важно следить за тем, как будут развиваться события дальше, ведь логистика играет ключевую роль в экономике. Особенно интересно, как это скажется на малом и среднем бизнесе, который, как правило, более уязвим к подобным изменениям. В общем, остается надеяться, что текущие тренды будут способствовать дальнейшему восстановлению сектора.
Сложно представить, как быстро все изменилось для логистических компаний. Многокилометровые очереди и волатильность тарифов – это серьезные испытания для отрасли. Похожая ситуация была в Европе, когда из-за пандемии многие маршруты пришлось экстренно пересматривать. Но адаптация происходит, и это вселяет уверенность.
Мультимодальные перевозки сейчас действительно на пике популярности. Это неудивительно, учитывая, что они позволяют комбинировать разные виды транспорта и находить более гибкие решения. Подобный подход уже давно используется в Азии, где логистика всегда была на высоте. Так что, возможно, это даже к лучшему, что рынку приходится искать новые решения.