Российские перевозчики терпят убытки из-за стремительного подорожания дизельного топлива
Отечественные грузоперевозчики столкнулись с новой проблемой – повышением стоимости дизельного топлива, которое наблюдается на всех автозаправочных станциях страны. С 1 ноября топливные компании начали массовую отмену скидок, из-за чего литр дизтоплива уже к концу текущего года может подорожать не менее чем на 10 процентов по сравнению с данными на конец октября.
Оптовая стоимость будет выше, чем цена розничных продаж – такое мнение высказали в ассоциации «Грузтранс». Параллельно с этим возрастут и транспортные тарифы, а это автоматически потянет за собой подорожание всех категорий товаров, включая продукты питания. Однако в Минэнерго уже заявили о том, что они не видят путей решения проблемы и не могут ничем помочь перевозчикам.
Топливные компании предупредили крупных клиентов о том, что они пересматривают стоимость дизтоплива поэтапно, и первыми подорожание ощутят восточные регионы – Кемеровская, Новосибирская и прочие области. Мало того, что им больше не смогут предоставлять никаких скидок – компании из этих регионов будут вынуждены уплачивать сервисные сборы, составляющие не менее, чем 3,6 процента.
Касается новшество предпринимателей, которые в месяц потребляют не более 100 тысяч литров дизеля, а это более половины рынка. Доля крупных компаний находится на уровне не более 10 процентов, это те, чье топливопотребление составляет не больше 3 млн. тонн. Таким предусмотрена 3,6-процентная скидка, но ее «съедает» сервисный сбор. Ранее перевозчики могли воспользоваться скидками в размере 8-12 процентов, и учитывая полную их отмену, нагрузка на рынок может оказаться беспрецедентной.
В конце октября «Грузавтотранс» направил письма в Федеральную антимонопольную службу, а также в соответствующее ведомство при Правительстве РФ, обратив внимание на тот факт, что ранее благодаря программам лояльности крупные игроки рынка могли экономить от 4 до 6 руб. на литре. Теперь с учетом отсутствия скидок и наличия сервисного сбора, составляющего практически полтора рубля с литра, цена повысится на 7 руб./литр.
Средняя стоимость дизтоплива для транспортных компаний составляет примерно 56 руб./литр, значит, оно подорожает не менее чем на 10 процентов. Так как половина итоговой стоимости любой продукции – это расходы на ее доставку, все категории товаров прибавят в цене не менее чем 50 процентов, и случится это в ближайшему будущем.
Более того, рассказывают транспортники: учитывая последний опыт и сложившуюся внешнеполитическую ситуацию, это далеко не последнее подорожание. Когда наступят холода, стоимость зимнего дизеля традиционно устремится вверх. Каким будет это подорожание, пока не известно, но в прошлом году в период с ноября по февраль цены поднялись более чем на 5 руб./литр.
- Какую ответственность несет компания-перевозчик за срыв заказа?
- Перевозчики из Казани
- Почему перевозчики делают ставку с минимальной оплатой за два часа?
- Организации, регламентирующие деятельность перевозчиков?
- Перевезти пластблоки из Екатеринбурга
- Российские перевозчики терпят убытки из-за стремительного подорожания дизельного топлива
Ситуация, конечно, очень неприятная для отечественных грузоперевозчиков. Но о ней было известно многим достаточно давно. Тут важный момент, насколько смогли к ней подготовиться. Далеко не всем это видимо оказалось по силам. И улучшения этой ситуации, на мой взгляд, не предвидится, к сожалению.
Тут очень важно понимать всю экономику. Топливо будет дорожать с каждым разом. Спрос на нефть не уменьшается, а вот предложение закончится через 20 с лишним лет. Поэтому, не стоит ждать понижение цен или стабилизацию. Лучше на газе ездить или электро.
Грустно! Тем более, все мы понимаем, что в нашей стране сырья для производства топлива настолько много, что мы его даже активно экспортируем, несмотря на любые санкции. Но я боюсь, что перемен в сторону снижения цены все равно никогда не будет. Увы, законы рынка устроены иначе: топливо лишь дорожает.
Ситуация с ростом цен на дизельное топливо действительно вызывает беспокойство. Особенно удручает тот факт, что Минэнерго не видит путей решения проблемы. Это напоминает ситуацию на рынке авиаперевозок, где рост цен на авиатопливо всегда влечет за собой увеличение стоимости билетов и, как следствие, снижение пассажиропотока. В грузоперевозках мы можем увидеть аналогичное: повышение тарифов неминуемо скажется на стоимости товаров и, возможно, даже на спросе, если население начнет экономить. Интересно, что изначально скидки были введены как раз для стабилизации рынка, и теперь, когда они отменены, рынок может испытать серьезный стресс. Оптовая цена выше розничной – это тоже тревожный сигнал, так как это может привести к тому, что мелкие перевозчики вынуждены будут работать в убыток или на грани рентабельности. Такие изменения могут подтолкнуть к консолидации рынка, когда мелкие игроки будут вынуждены либо закрываться, либо сливаться с более крупными компаниями. Конечно, есть надежда на то, что антимонопольная служба все-таки обратит внимание на сложившуюся ситуацию и примет меры. Тем более, что история знает примеры, когда вмешательство государства помогало стабилизировать рынок. Однако в условиях внешнеполитической нестабильности и предстоящих зимних холодов, ожидать оперативных решений, к сожалению, не приходится. Будет крайне важно наблюдать за развитием ситуации, чтобы вовремя адаптироваться к изменяющимся условиям.
Видимо, топливные компании решили испытать рынок на прочность. Ситуация напоминает недавние изменения на рынке электроэнергии, где отмена льгот для предприятий привела к существенному росту цен на продукцию. Надеюсь, что в случае с дизелем найдется более мягкое решение.
Очередное повышение цен на дизель – это как дежавю для транспортников. Каждый раз, когда наступают холода, мы видим рост цен. Но в этом году ситуация кажется особенно сложной, учитывая, что скидки отменяются, а сервисные сборы растут. Вопрос только в том, как долго это продлится и что можно сделать для смягчения удара по экономике.