Рост цен на топливо создает угрозу экономической безопасности России
На прошлой неделе цены на автозаправках снова начали бить рекорды. Бизнес обеспокоен повышением стоимости дизельного топлива, которое преодолело отметку 60 рублей за литр. И это в условиях, когда большинство грузового автотранспорта и вся крупнотоннажная гусеничная техника ездит на данном виде топлива. Об этом говорит профессор Мировой экономики Государственного университета управления Галина Сорокина.
Конец лета – самый сложный период, когда потребность в дизельном топливе особенно высокая, ведь именно сейчас проходит уборочная кампания, а перевозчики переделывают маршруты в связи c увеличением трафика. В целом каждый год в конце августа объем перевозок по стране увеличивается. В непростых условиях, когда инфляция разгоняется, санкции со стороны Запада ужесточаются, а стоимость национальной валюты падает, подорожание топлива может стать для бизнеса не просто ударом, а нокаутом. За текущий год дизтопливо подорожало на 11 процентов, а это огромная цифра.
Галина Сорокина говорит, что оправдания власти, которая называет причиной повышения переориентацию производителей на мировые рынки, в текущей ситуации выглядят нелепо. «На мировом рынке цены на дизельное топливо упали почти на треть, и это точно не заслуга производителей. Почему-то даже в те периоды, когда рубль укреплялся по отношению к доллару, в России стоимость топлива все равно шла вверх», – говорит Сорокина.
Профессор считает, что в период беспрецедентных санкций против России со стороны западных стран надеяться на какую-то «невидимую руку» рынка нелепо и преступно, особенно сейчас. Галина Сорокина обеспокоена тем, что рост цен происходит в самый ответственный период, когда идет сбор урожая. По ее мнению, это большая угроза продовольственной безопасности страны и всей экономики в целом. Уже сейчас в юго-западных регионах России сильно ощущается рост цен на дизельное топливо.
Экономиcт полностью солидарна с представителями бизнеса, которые уже обратились к правительству РФ с требованием бросить все силы на то, чтобы заморозить рост дизельного топлива хотя бы на текущей отметке. Причем, в условиях санкций и обесценивания национальной валюты перевозчики получают прибыль в рублях, в отличие от нефтяных компаний, которые торгуют в долларах или евро. Поэтому Сорокина считает, что будет справедливым в этот раз защитить интересы перевозчиков, а не нефтяных компаний-монополистов.
- Поднимутся ли цены на бензин к Новому году?
- Что будет с ценой на бензин?
- Подорожание топлива на начало года
- Перед Новым Годом снижение цен на перевозки?
- Рост цен в Новый Год
- Рост цен на топливо создает угрозу экономической безопасности России
А вы не замечаете. что каждую осень в течении примерно 20 лет цены на все поднимаются. В том числе и на топливо. Ничего. бизнес как то живет. Правда кто то и закроет свой бизнес, но это скорее всего временщики. А при повышении горючки поднимается цена на услугу перевозок. Это законы экономики.
Понятное дело, что проще отправлять на экспорт сырую нефть, никто не хочет заморачиваться с её переработкой внутри страны. Реально работающих НПЗ в РФ очень мало, поэтому перед каждой посевной образуется дефицит солярки и растут на неё цены. Так-то даже у нас в области есть НПЗ, но он используется тупо как перевалочная база сырой нефти. В строительство и оборудование для этого завода вложена непомерная сумма, но он ничего не производит, используются только его емкости.
Нефтяные компании кормят всю страну, поэтому перевозчикам на этом поле ничего не светит. Производителям бензина государство режет субсидирование, а без него они продают бензин себе в убыток, плюс не стоит забывать, что большая часть дизеля сейчас расходуется на военную технику. Повышение цены закономерно, но в этом нет вины ни перевозчиков, ни нефтяников.
Честно говоря, ситуация с ценами на дизельное топливо начинает меня серьезно беспокоить. Я понимаю, что в конце лета всегда есть определенное напряжение на рынке из-за уборочной кампании и роста объема перевозок, но 60 рублей за литр - это уже слишком. Интересно, как такое возможно, что мировые цены падают, а у нас все наоборот? Это как если бы в мире цена на золото упала, а у нас украшения из него стали дороже. Профессор Сорокина права, это больше похоже на нокаут для бизнеса, особенно в условиях, когда инфляция и так растет, а рубль обесценивается. Я поддерживаю мысль о том, что необходимо заморозить цены на топливо. Иначе малый и средний бизнес просто не выдержит такой нагрузки. Помню, как в прошлом году уже были проблемы с поставками из-за роста цен, и многие компании просто не могли позволить себе транспортировку. Это как замкнутый круг: чем дороже топливо, тем выше цены на товары, а это снова бьет по покупательской способности. Надеюсь, правительство прислушается к требованиям перевозчиков, ведь в отличие от крупных нефтяных компаний, они зарабатывают в рублях и не могут себе позволить такие потери.
Ситуация действительно тревожная. Вспоминается, как несколько лет назад, в другой стране, была похожая ситуация, когда цены на топливо резко выросли, и это привело к массовым протестам. Надеюсь, у нас до этого не дойдет. Надо что-то срочно делать, иначе это ударит по всей экономике.
Цены на дизель в последнее время действительно зашкаливают. Кажется, это еще одно напоминание о том, насколько уязвима наша экономика перед внешними факторами. Пока что не видно света в конце тоннеля, и это пугает. Думаю, нужно искать альтернативные решения, чтобы снизить зависимость от таких колебаний.