Рынок транспортировки нефти и нефтепродуктов в России – перспективы развития
Согласно прогнозам отраслевых экспертов, спрос на нефть в перспективе до 2040 года будет значительно выше сегодняшнего уровня. В России рынок транспортировки нефти и нефтепродуктов идет в развитии нескольких направлений. Основное направление – инвестпроект трубопроводного транспорта. На данный момент у «Транснефти» остался один незавершенный проект – расширение пропускной способности ВСТО-1 до 80 миллионов тонн.
На сегодня завершены следующие основные проекты: строительство магистральных нефтепроводов (МН) "Заполярье - Пурпе" и "Куюмба-Тайшет", реконструкция МН "Куйбышев-Тихорецк" и "Жирновск - Волгоград" для подачи нефти на Волгоградский НПЗ. Также реализованы проекты для обеспечения поставок дизтоплива в порты Балтики и Черного моря, авиакеросина в Московский регион.
Стоит отметить, что при расширении трубопроводных мощностей, железнодорожные перевозки нефти остаются на устойчивом уровне. За три месяца железнодорожные перевозки перевезли 39,5 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов. В прошлом году объемы перевозок выросли на 0,4 процента, составив 236,4 миллиона тонн. Однако к 2019 году намечается падение объемов железнодорожных перевозок. Конкуренция между трубопроводчиками и железнодорожниками может только усилится. Сбалансировать конкуренцию можно при инициативе правительства, предоставив скидку к тарифу на транспортировку железнодорожным транспортном.
На сегодня нефтеналивные грузы занимают 18 процентов железнодорожных перевозок грузов. На станциях удалось снизить погрузку-выгрузку до 7 часов. Престольное внимание уделяется маршрутизации вагонопотоков со станции отправления. В 2018 году уровень маршрутизации перевозок нефти и нефтепродуктов составил 44 процента.
Однако после 2040 года на сети РЖД начнется массовое списание цистерн для СУГ. По словам руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимира Савчука, до 2025 года будет списано около 13 процентов парка. Возникает вопрос, хватит ли средств для замещения списанных цистерн или придётся переходить на танк-контейнер? Эксперты советуют все же рассмотреть вариант с танк-контейнерами и подробнее изучить их возможности.
Как заявил эксперт центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода, сейчас перевозки нефти в танк-контейнерах в России растут быстрыми темпами по отношению к общим перевозкам в контейнерах. Главный плюс в развитии перевозок танк-контейнерах заключается в дальнейшей работе со сроками доставки, а также инфраструктурой, экспортно-импортными операциями.
- Перевозка катера
- Перевозка инвалидов
- Действует ли "Перевозка 24" по всей России?
- Как повлияет падение цен на нефть на грузоперевозки?
- Перевозка гаража
- В Минтрансе прошло заседание, где были запланированы пути развития отрасли
- Перевозка негабаритных грузов морским транспортом
- Перспективы Северного морского пути России
- Рынок транспортировки нефти и нефтепродуктов в России – перспективы развития
- Причины низкой рентабельности транспортного сектора экономики
Расширение возможностей транспортировки нефти и нефтепродуктов создаст дополнительные возможности для их переработки в регионах, что даст рабочие места и бюджетные поступления.
Транспортировка нефтепродуктов очень важно, но и о качестве сырья не стоит забывать. Особенно на фоне последних скандалов с качеством экспортной нефти, ведь это принесло ни чуть не меньшие убытки для всей отрасли и государства в целом.
Безусловно, использование танк-контейнеров может существенно снизить себестоимость перевозки нефти. Кроме того, таможенные расходы при использовании морских путей доставки значительно меньше, чем при использовании железнодорожной транспортировки нефти.
Честно говоря, прогнозы на увеличение спроса на нефть до 2040 года вызывают у меня смешанные чувства. С одной стороны, это открывает новые возможности для развития трубопроводного и других сегментов транспортировки. Но с другой стороны, это может затормозить переход на более экологически чистые источники энергии. Проекты 'Заполярье - Пурпе' и 'Куюмба-Тайшет' действительно впечатляют, и их завершение - это огромный шаг вперед для России. Однако конкуренция между трубопроводами и железными дорогами, скорее всего, усилится. Возможно, стоит обратить внимание на опыт Китая, где успешно сочетаются оба вида перевозок, и правительство активно поддерживает баланс между ними. Учитывая, что железнодорожные перевозки нефти составляют 18% от общего объема, и это немаленькая цифра, важно продолжать развивать эту сферу, несмотря на прогнозируемое снижение объемов перевозок. Идея субсидирования железнодорожных тарифов могла бы помочь в этом вопросе, хотя на практике её реализация может быть сложной. Интересно, что после 2040 года ожидается массовое списание цистерн для СУГ, и уже сейчас нужно думать о замене. Танк-контейнеры могут стать хорошей альтернативой, хотя это тоже требует отдельного анализа. Кстати, в Европе танк-контейнеры уже активно используются, и это показывает их эффективность. В общем, будущее нефтяного транспорта в России кажется насыщенным вызовами, но и возможностями для инноваций.
Меня удивляет, как быстро растет перевозка нефти в танк-контейнерах. Это действительно может стать прорывом для России. Интересно, как это скажется на сроках доставки и инфраструктуре в целом. Пожалуй, стоит обратить внимание на этот сегмент, особенно если учесть возможные проблемы с цистернами в будущем.
Проекты 'Заполярье - Пурпе' и 'Куюмба-Тайшет' - это действительно серьезный вклад в инфраструктуру России. Но что будет с железнодорожными перевозками, когда начнется списание цистерн? Надеюсь, танк-контейнеры действительно смогут решить эту проблему. В Европе это работает, почему бы не попробовать и у нас?