Причины низкой рентабельности транспортного сектора экономики
Только за последнее десятилетие транспортный сектор национальной экономики подвергался неоднократному реформированию. Значительная доля транспортных предприятий представлена частными компаниями. Доля частного бизнеса в сфере грузовых перевозок автотранспортом по разным источникам составляет от 73% до 95,8%.
Пассажирские автоперевозки потянет только государство
Несколько иначе обстоят дела с пассажирскими перевозками автотранспортом. Согласно данным Росстата, за 2018 год, в данной сфере услуг в основном работают предприятия государственной и муниципальной формы собственности. В пассажирских перевозках доля таких организаций составляет:
- на автомобильном транспорте - 86%,
- воздушном - 26%,
- внутреннем водном - 17%,
- морском - 8%.
Господство предприятий с государственной формой собственностью в сфере пассажирских перевозок автотранспортом объясняется довольно просто. Автобусы – это самый дешёвый вид транспорта в России. С учётом всех пассажирских льгот, требованиям к маршруту и расписанию, предприятие не может рассчитывать на высокие прибыли. Сносную рентабельность обеспечивает лишь государственное софинансирование. Поэтому для коммерческой деятельности существенный приоритет имеет грузовой транспорт.
Спрос на услуги грузоперевозок обеспечивает только промышленность
Прибыль от услуг грузоперевозки всеми видами транспорта, включая трубопроводный, почти в 5 раз превышает выручку от услуг пассажирского транспорта. Транспортная наценка для большинства товаров составляет значительную часть конечной стоимости и играет существенную роль в ценообразовании в каждом отдельном российском регионе. Сфера грузоперевозок тесно связана с национальной экономикой. Основная доля услуг перевозки грузов осуществляется тремя видами транспорта:
- железнодорожный,
- трубопроводный,
- автотранспорт.
Потребительский спрос на услуги грузового транспорта определяется потребностями промышленного производства и его отраслевыми структурами. Рентабельность перевозок отдельных грузов распределены следующим образом:
- природный газ - 27%;
- строительные материалы -16%;
- нефть - 8%;
- нефтепродукты - 6%;
- уголь - 5%;
- продукция пищевой промышленности - 5%;
- машиностроение -4%;
- продукция химической и нефтехимической промышленности - 4%;
- лес - 4%;
- сельскохозяйственная продукция - менее 3%.
По этим показателям можно смело судить о состоянии отраслей экономики в России.
Разные секторы промышленности оказывают существенное влияние на развитие отдельных видов грузового транспорта:
- Трубопроводный предназначен для перекачки топлива, 70% которого составляет природный газ.
- Наиболее весомую часть прибыли железнодорожных грузоперевозок составляют перевозки нефтепродуктов и угля, стройматериалов, продукции черной металлургии и машиностроения, а также химической и пищевой промышленности. Перевозка лесных грузов также осуществляется преимущественно РЖД.
- Строительные материалы являются наиболее выгодным грузом для перевозки его автомобильным транспортом. Доля заказов на перевозку стройматериалов грузовиками составляет 38%. Гораздо менее прибыльными, но играющими существенную роль в формировании спроса на услуги перевозки автотранспортом является продукция пищевой и лёгкой промышленности, а также лесоперерабатывающего комплекса. Именно грузовой автотранспорт выполняет основную долю услуг перевозки грузов для населения.
- Более 50% грузов, перевозимых речным транспортом, составляют строительные, в основном насыпные, грузы. Немаловажное значение для лесной отрасли имеет перевозка разных видов топлива: нефти, нефтепродуктов и угля.
- Морской транспорт на одну треть загружен перевозкой топлива, черных металлов и металлургического сырья.
- Авиационный транспорт на 44% выполняет услуги перевозки грузов легкой промышленности и продуктов питания.
Снижается спрос – падает рентабельность перевозки грузов
Транспортная система страны, несмотря на кризисные явления в экономике, развивается высокими темпами по сравнению с другими отраслями. На сегодняшний день полностью удовлетворён растущий спрос на перевозки грузов и пассажиров. Впрочем, темпы роста спроса по-прежнему не превышают предложение. А это оказывает негативное влияние на динамику роста, приводит к застою цен, относительно инфляции.
Транспортные предприятия оказались неготовыми к очередному витку роста цен на топливо, запчасти и комплектующие, сервисное и техническое обслуживание автотранспорта. Компаниям, чтобы удержать сотрудников, необходимо повышать уровень зарплат водителей. В результате как возникает низкая рентабельность предпринимательской деятельности в сфере грузовых перевозок автотранспортом.
При этом нельзя не учитывать дополнительную нагрузку, которое создаёт само государство путём увеличения налоговой базы. Грузоперевозчики, буквально, балансирующие на грани рентабельности, оплачивают увеличенный с 18% до 20% НДС, сбор системы «ПЛАТОН».
За последние 10 лет на рынке транспортных услуг по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также в сфере междугородных перевозок автотранспортом, индексация цен на услуги не превысила 10 %. Таким образом рост цен на услуги перевозок грузов составил всего 1 % роста цен в год. Это объективный показатель падения рентабельности предпринимательской деятельности в сфере грузоперевозок.
- Может ли водитель со своим авто, занимающийся перевозкой грузов, быть самозанятым? Хочу оформиться официально.
- Совместная перевозка груза
- Перевозка груза Москва-Воронеж
- Продажа морских контейнеров из Украины для перевозки грузов
- Перевозка грузов из украины
- Как снизить себестоимость автомобильной перевозки
- 32 тонны груза для электрического тягача
- Как повысить рентабельность автомобильных грузоперевозок?
- Перевозка наливных грузов различными видами танкеров
- Особенности перевозки опасных грузов автотранспортом
Транспортная система развивается и конечно увеличивается спрос на перевозки. Груз перевозят разными методами и могу сказать что статья интересная и ее стоит прочесть.
На мой взгляд - человека, уже не один десяток лет крутящего баранку - снижение рентабельности напрямую связано с непостоянством законов, налогов, тарифов и т. п. Чуть ли не каждый квартал новые изменения. Нет стабильности и отсюда штормит всю систему, причём, это не только в транспортном секторе экономики. Раньше, при Союзе, была стабильность и, как следствие, рентабельность только увеличивалась (сужу по своей автобазе). А сейчас...
Как мне кажется, одной из причин низкой рентабельности транспортного сектора является плохое качество машин. Так же можно добавить сюда еще высокую стоимость запчастей и ремонта. А так же повышение цен на топливо.
Эти причины надо учитывать не только обыкновенным грузоперевозчикам, а и чиновникам, ведь грузоперевозки достаточно объемная отрасль экономики страны.