Перспективы Северного морского пути России

Разработкой проекта Севморпути занимается специально созданная рабочая группа при Министерстве востокразвития.

Её представитель, руководитель Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексей Чекунков, уверен, что с запуском Северного морского пути России в сфере мировой морской торговли и логистики произойдут революционные изменения.

Ряд экспертов высказывают опасения, что климатические особенности территории не позволят в полной мере воспользоваться прогнозируемыми возможностями торгового пути. Традиционные маршруты в этом отношении более надёжные.

Северный морской путь России разрешит основные проблемы доставки груза

северный морской путь россии

В настоящее время всё активнее проявляются последствия меняющего климата на планете. Площадь ледового покрова в Северном ледовитом океане за последнее десятилетие значительно уменьшилась. Стали увеличиваться объёмы работ по добыче углеводородов и металлов. Арктические территории и акватории осваиваются быстрыми темпами.

Вопрос по транспортировке грузов Северным морским путём России требует незамедлительного решения. Крупные морские перевозчики проявляют повышенный интерес к возможностям СМП, который сокращает транспортное плечо и цену доставки груза из Азии в Европу и обратно.

Перевозчики уверены, что Севморпуть намного выиграет у традиционных логистических маршрутов при условии эффективного управления грузопотоком и обеспечения доступности ледоколов. Кроме того, в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) складывается благоприятная геополитическая ситуация. На данном этапе морские перевозки и мировые товаропотоки имеют избыточную концентрацию в районе Суэцкого и Панамского каналов.

Для увеличения пропускной мощности Египет за один год построил второе русло Суэцкого канала. Однако эта мера не смогла решить территориальные споры вокруг АТР. Северный морской путь России становится запасным двигателем мировой морской торговля. На сегодняшний день он имеет статус полноценного альтернативного маршрута.

Смежные отрасли нового направления сформируют цену доставки груза

Эффект от запуска СВП, по мнению экспертов рабочей группы, сопоставим с коммерческими выгодами, связанными с освоением космоса. Доходы космической отрасли оцениваются в миллиарды долларов. Это направление экономики считается сверхрентабельным.

Запуск Северного морского пути России даст мощный толчок к развитию международной морской торговли, судостроения и высоких технологий. Несомненно, на новый уровень выйдет, например, производство навигационного оборудования. Российские логистические компании уже сегодня активно используют северную трассу.

Их партнёрами являются Норильский никель, Ямал СПГ, Газпром нефть, Роснефть и другие. Более 70% перевозимой продукции сегодня составляют нефтепродукты и углеводородное сырьё. Добывающая отрасль осваивает не только недра российской земли, но и решает новые транспортные задачи. С началом нефтегазовых работ напрямую связана реализация программы развития атомного ледокольного флота России.

Международная кооперация

Основная часть Северного морского пути России пролегает через территорию Дальнего Востока. Ведущие направления грузопотока сходятся на Азиатско-Тихоокеанском регионе, который предназначен для экспорта отечественных товаров и услуг, произведённых на востоке страны. Для организации на базе Северного морского пути России логистического транспортного потока необходимо создание системы контейнерных перевозок.

С этой целью важно привлечь международные бизнес-структуры судовладельцев, грузовладельцев, задействовать авиаперевозчиков и железнодорожный транспорт. От основного маршрута потребуется проложить дополнительные автомагистрали и железнодорожные пути, которые свяжут Северный морской путь России с внутренними транспортными артериями страны. Только в случае наличия таких характеристик, как прогнозируемость, предсказуемость и бесперебойность Севморпуть в полном объёме будет выполнять своё предназначение.

Для достижения оптимального распределения затрат и повышение рентабельности бизнеса, среди крупных перевозчиков сложилась тенденция к созданию операционных альянсов. Коммерциализация такого глобального объекта, как Северный морской путь России, несомненно, потребует объединённых усилий бизнеса и государства.

Первый шаг к такому союзу должны сделать перевозчики, заинтересованные в адекватной цене доставки груза. Минвостокразвития уже ведёт переговоры с крупными портовыми операторами и международными морскими перевозчиками о перспективах перевозки рыбы с Дальнего Востока в Центральную Россию, страны ЕС и Юго-Восточной Азии. Это будет первый груз, не связанный с угледобычей.

Для получения наибольшей отдачи от проекта Северного морского пути России, необходимо достижение полной интеграции новой транспортной артерии в российской экономики. Это касается части создания объектов сопутствующей инфраструктуры, государственных учреждений и ведомств, полномочных решать вопросы жизнедеятельности Северного морского пути России, а также привлечение научно-кадрового потенциала за счёт ресурсов высшей школы. В настоящее время полным ходом ведётся разработка проектов, реализация которых призвана решать вопросы экономического развития русского Севера и Арктики.

Рейтинг: 5
Всего оценок: 1 Комментариев: 8 Просмотров: 1089
Автор статьи: / Дата публикации: 13-10-2015
Поиск запроса "северный морской путь россии" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Андрей Оренбург 14.10.2015

Немного не нравится то, что это всего лишь перспектива, а не реалии. Но радует то, что от глобального потепления и таяния ледников есть хоть какая-то польза.

0
0
Ответить
Михаил Рязань 15.10.2015

С одной стороны, вопрос о Севморпути необходимо решить оперативно, а с другой стороны, по-моему, его решение пока только на уровне обсуждений происходит.

0
0
Ответить
Андрей Норильск 17.10.2015

Думаю, что перспектива морских путей хороша для России. Если взять историю, то такие пути были очень выгодны в экономическом отношении.

0
0
Ответить
Андрей Тюмень 14.03.2016

Перспективы грабежа ресурсов России впечатляют

0
0
Ответить
Александр Фрязино 22.04.2016

Денежку то платить будут? Если нет, то и нах, чище будет.

0
0
Ответить
Дональд 11.12.2024

Честно говоря, перспектива развития Северного морского пути (СМП) вызывает у меня смешанные чувства. С одной стороны, очевидно, что уменьшение ледового покрова действительно открывает новые возможности для транспортировки грузов. Это может быть настоящим прорывом, сравнимым с освоением космоса. Особенно, если учесть, что в нынешних условиях, когда Суэцкий и Панамский каналы перегружены, такой альтернативный маршрут может стать более чем востребованным. Однако, с другой стороны, нельзя игнорировать климатические риски и инфраструктурные вызовы. Ледоколы, конечно, помогут, но насколько эффективно они смогут работать в условиях быстро меняющегося климата? Тут хочется вспомнить опыт Норвегии, которая уже давно активно использует свои арктические воды для транспортировки и имеет достаточно развитую инфраструктуру. Но и у них есть свои проблемы. Интересно будет увидеть, как российские компании справятся с задачей интеграции СМП в мировую торговую систему. Особенно учитывая, что для этого потребуется не только развитие морской инфраструктуры, но и создание соответствующих железнодорожных и автомобильных связей. В общем, проект амбициозный, но его успех будет зависеть от множества факторов, включая международное сотрудничество и инвестиции. Надеюсь, что все сложится удачно, и это действительно станет новым двигателем мировой морской торговли.

0
0
Ответить
Таврион 12.12.2024

Интересно, как СМП повлияет на логистику. Если все получится, то мы получим новый маршрут, который может изменить правила игры. Похоже на то, как интернет изменил коммуникации. Главное, чтобы все шло по плану и не забыли про экологические аспекты.

0
0
Ответить
Еврит 13.12.2024

Севморпуть — это как новый космический проект для России. Он может стать настоящей альтернативой перегруженным традиционным маршрутам. Но важно помнить, что требуется серьезная работа над инфраструктурой и ледоколами. Без этого никак.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: