Перспективы Северного морского пути России
Разработкой проекта Севморпути занимается специально созданная рабочая группа при Министерстве востокразвития.
Её представитель, руководитель Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексей Чекунков, уверен, что с запуском Северного морского пути России в сфере мировой морской торговли и логистики произойдут революционные изменения.
Ряд экспертов высказывают опасения, что климатические особенности территории не позволят в полной мере воспользоваться прогнозируемыми возможностями торгового пути. Традиционные маршруты в этом отношении более надёжные.
Северный морской путь России разрешит основные проблемы доставки груза
В настоящее время всё активнее проявляются последствия меняющего климата на планете. Площадь ледового покрова в Северном ледовитом океане за последнее десятилетие значительно уменьшилась. Стали увеличиваться объёмы работ по добыче углеводородов и металлов. Арктические территории и акватории осваиваются быстрыми темпами.
Вопрос по транспортировке грузов Северным морским путём России требует незамедлительного решения. Крупные морские перевозчики проявляют повышенный интерес к возможностям СМП, который сокращает транспортное плечо и цену доставки груза из Азии в Европу и обратно.
Перевозчики уверены, что Севморпуть намного выиграет у традиционных логистических маршрутов при условии эффективного управления грузопотоком и обеспечения доступности ледоколов. Кроме того, в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) складывается благоприятная геополитическая ситуация. На данном этапе морские перевозки и мировые товаропотоки имеют избыточную концентрацию в районе Суэцкого и Панамского каналов.
Для увеличения пропускной мощности Египет за один год построил второе русло Суэцкого канала. Однако эта мера не смогла решить территориальные споры вокруг АТР. Северный морской путь России становится запасным двигателем мировой морской торговля. На сегодняшний день он имеет статус полноценного альтернативного маршрута.
Смежные отрасли нового направления сформируют цену доставки груза
Эффект от запуска СВП, по мнению экспертов рабочей группы, сопоставим с коммерческими выгодами, связанными с освоением космоса. Доходы космической отрасли оцениваются в миллиарды долларов. Это направление экономики считается сверхрентабельным.
Запуск Северного морского пути России даст мощный толчок к развитию международной морской торговли, судостроения и высоких технологий. Несомненно, на новый уровень выйдет, например, производство навигационного оборудования. Российские логистические компании уже сегодня активно используют северную трассу.
Их партнёрами являются Норильский никель, Ямал СПГ, Газпром нефть, Роснефть и другие. Более 70% перевозимой продукции сегодня составляют нефтепродукты и углеводородное сырьё. Добывающая отрасль осваивает не только недра российской земли, но и решает новые транспортные задачи. С началом нефтегазовых работ напрямую связана реализация программы развития атомного ледокольного флота России.
Международная кооперация
Основная часть Северного морского пути России пролегает через территорию Дальнего Востока. Ведущие направления грузопотока сходятся на Азиатско-Тихоокеанском регионе, который предназначен для экспорта отечественных товаров и услуг, произведённых на востоке страны. Для организации на базе Северного морского пути России логистического транспортного потока необходимо создание системы контейнерных перевозок.
С этой целью важно привлечь международные бизнес-структуры судовладельцев, грузовладельцев, задействовать авиаперевозчиков и железнодорожный транспорт. От основного маршрута потребуется проложить дополнительные автомагистрали и железнодорожные пути, которые свяжут Северный морской путь России с внутренними транспортными артериями страны. Только в случае наличия таких характеристик, как прогнозируемость, предсказуемость и бесперебойность Севморпуть в полном объёме будет выполнять своё предназначение.
Для достижения оптимального распределения затрат и повышение рентабельности бизнеса, среди крупных перевозчиков сложилась тенденция к созданию операционных альянсов. Коммерциализация такого глобального объекта, как Северный морской путь России, несомненно, потребует объединённых усилий бизнеса и государства.
Первый шаг к такому союзу должны сделать перевозчики, заинтересованные в адекватной цене доставки груза. Минвостокразвития уже ведёт переговоры с крупными портовыми операторами и международными морскими перевозчиками о перспективах перевозки рыбы с Дальнего Востока в Центральную Россию, страны ЕС и Юго-Восточной Азии. Это будет первый груз, не связанный с угледобычей.
Для получения наибольшей отдачи от проекта Северного морского пути России, необходимо достижение полной интеграции новой транспортной артерии в российской экономики. Это касается части создания объектов сопутствующей инфраструктуры, государственных учреждений и ведомств, полномочных решать вопросы жизнедеятельности Северного морского пути России, а также привлечение научно-кадрового потенциала за счёт ресурсов высшей школы. В настоящее время полным ходом ведётся разработка проектов, реализация которых призвана решать вопросы экономического развития русского Севера и Арктики.
- Таможня Россия-ДНР.
- Как рекламировать грузоперевозки по России?
- Можно ли перевозить селекционные растения через границу из России?
- Грузоперевозки из Китая по всей России
- Белорусские права в России
- Новые разработки российского машиностроения применяются в северных широтах
- К 2024 году в России появится новая транспортная система
- Что повлечет за собой ввод в эксплуатацию Северного широтного хода в 2023 году?
- Перспективы Северного морского пути России
- Северный морской путь на пороге больших перемен
Немного не нравится то, что это всего лишь перспектива, а не реалии. Но радует то, что от глобального потепления и таяния ледников есть хоть какая-то польза.
С одной стороны, вопрос о Севморпути необходимо решить оперативно, а с другой стороны, по-моему, его решение пока только на уровне обсуждений происходит.
Думаю, что перспектива морских путей хороша для России. Если взять историю, то такие пути были очень выгодны в экономическом отношении.
Перспективы грабежа ресурсов России впечатляют
Денежку то платить будут? Если нет, то и нах, чище будет.