Увеличение мощности российских портов под вопросом
На официальном сайте «Росморпорта» появилось сообщение о намерении увеличить до конца 2021 года производственную мощность российских морских портов на 50 миллионов тонн. За первые 10 месяцев прошлого 2020 года грузооборот отечественных морских портов составил почти 682 млн тонн. Это меньше на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
В начале 2020 года также прогнозировался рост производственных мощностей. В итоге выполнить намеченное удалось лишь на 67%. В «Росморпорте» не отрицают, что на фоне пандемии и международных санкций российская сторона столкнулась с непредвиденными сложностями. Однако государственная компания не теряет надежды почти в два раза нарастить производственные мощности. Для этого были подготовлены следующие проекты:
- Реконструкция причалов в морском Певек Чукотского автономного округа позволит повысить транспортную доступность удаленных районов и обеспечить северный завоз.
- Комплексная реализация сразу нескольких проектов по увеличению мощности портов Дальневосточного бассейна: завершение строительства угольного перегрузочного комплекса в районе мыса Открытый в Приморье, строительство нового специализированного порта в бухте Суходол.
- Реконструкция зернового терминала в Новороссийске совместно со строительством терминала минеральных удобрений «Ультрамар».
В Комитете инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры считают, что в текущем году отсутствует особая необходимость опережающего развития портовой инфраструктуры. Руководитель Комитета, Дмитрий Морозов уверен, что в России не существует проблемы перевалить груз. А вот процесс доставки груза в порт с применением инновационных информационных систем до сих пор не отлажен.
В настоящее время зафиксирован существенный профицит мощностей портовых предприятий. В 2019 году грузооборот составил 820 млн тонн. Для сравнения – объём перевалочных мощностей превышает 1 млрд тонн. Таким образом превышение составляет более 30%.
Однако, это не значит, что на достигнутом можно останавливаться. В 2021 году будет реализован проект перевалки минеральных удобрений в порту Усть-Луга, а также продолжится развитие в Азово-Черноморском бассейне навалочного терминала в порту Тамань. Впрочем, эксперты делают очень осторожные прогнозы относительно поведения рынков соответствующих грузов в текущем или в следующем году.
- Новая программа стратегии развития портовой инфраструктуры до 2030г
- Минтранс объявил об увеличении пассажиропотока и грузооборота
- Транспортный комплекс в России развивается динамично
- Приморье становиться частью пути грузоперевозок для Китая
- По итогам прошлого года порты Дальневосточного бассейна превысили рост грузооборота всего лишь на 3,4 процента
В настоящее время Министерство транспорта Российской Федерации делает весьма оптимистичный прогноз, касающийся развития портовой инфраструктуры. Так к 2035 году мощности морских портов страны должны увеличиться на 70%. Чтобы достичь данного показателя планируется существенно подкорректировать законодательные нормы. Это позволит привлечь инвесторов для модернизации уже имеющихся портов и строительства новых.
Грузовые перевозки с каждым годом увеличиваются во всех странах мира, несмотря на пандемию. Обязательно надо совершенствовать доставки грузов порты и применять новые информационные системы заранее.
Радует наличие амбициозных планов по развитию мощности отечественных портов, но всегда стоит учитывать целесообразность вложений в столь масштабные проекты и перспективы окупаемости.
На сегодняшний момент, действительно, назрела необходимость в наращивании производственных мощностей морских портов. Будем надеяться, что намеченные проекты удастся воплотить в жизнь.
Переориентация грузовых потоков от наших соседей может дать дополнительный эффект в увеличении объёмов груза, первый шаг Белоруссии это уже показал.
Морские перевозки всегда спасали Россию в сложные времена. Но для этого надо модернизировать вся отрасль и привести все морские порты в надлежащий вид, учитывая современные требования.
Честно говоря, заявление о намерении увеличить производственные мощности на 50 миллионов тонн вызывает смешанные чувства. С одной стороны, это амбициозный и нужный шаг, учитывая стратегическое значение морских портов для экономики страны. Но, с другой стороны, возникает вопрос: насколько реально достичь таких темпов роста в условиях, когда грузооборот в прошлом году снизился на 3%? Пандемия и санкции действительно создали большие трудности, и это неоспоримо. Однако, может быть, стоит более внимательно подойти к инновациям в логистике, как предлагает Дмитрий Морозов? Ведь уже сейчас существует профицит перевалочных мощностей, и, возможно, стоит фокусироваться на улучшении процессов доставки и переработки грузов. Подобные проблемы не новы и для других стран: например, в Германии активно внедряют цифровые технологии для оптимизации портовых операций. Да, безусловно, проекты, такие как реконструкция причалов в Певеке или строительство новых портов на Дальнем Востоке, могут значительно улучшить ситуацию. Но, если говорить откровенно, без модернизации всей цепочки поставок, включая логистику и информационные системы, сложно будет реализовать все амбиции. В мире, где все больше внимания уделяется эффективности и скорости доставки, мы не можем оставить эти аспекты без внимания. В целом, я считаю, что нужно не только расширять мощности, но и улучшать качество процессов, чтобы мы могли действительно конкурировать на международной арене.
Интересная инициатива по увеличению мощностей, но, как мне кажется, важно также учитывать и профицит, который уже есть. Не лучше ли сосредоточиться на оптимизации уже существующих процессов? Ведь порой эффективность важнее количественного роста.
Кажется, что фокус на реконструкцию и строительство новых объектов в морских портах — это шаг в правильном направлении, особенно в регионах с ограниченной транспортной доступностью. Однако интересно, как будет решаться проблема с логистикой и информационными системами, о которой говорит Морозов. Ведь это тоже ключевая составляющая успеха.