Введенные российским правительством контрсанкции привели к обратному эффекту
Сразу после введения правительством РФ контрсанкций по отношению к европейским игрокам логистического рынка стоимость доставки европейских товаров подскочила более чем на 10 процентов. Причем, произошло это в первый же день после подписания соответствующих документов. Как сообщает «КоммерсантЪ», с 10 октября текущего года грузовики из целого ряда государств-членов ЕС, не могут попасть на территорию Российской Федерации.
Кроме того, с проблемами столкнулись компании, выполняющие доставку товаров из Ирландии, Норвегии, Великобритании. Чтобы доставить продукцию, на российской границе ее приходится перегружать в наши машины, а это влечет за собой дополнительные расходы.
Отечественные политики, настаивающие на введении контрсанкций, аргументировали свою позицию высокими ценами. Дело в том, что иностранные перевозчики подняли их не менее чем в 5-6 раз, поэтому чиновники решили перенять опыт белорусских коллег и перегружать товар на российские фуры, которые и должны заниматься дальнейшей доставкой в пункт назначения. Планировалось, что такое решение позволит снизить тарифы, однако де-факто получилось с точностью до наоборот.
Одним из немногих экспертов, изначально предупреждавших о сомнительной пользе контрсанкций, стал глава компании SOTA Logistic. Он предсказывал рост стоимости логистических услуг и оказался прав. Как отмечает господин Латинский, кроме отечественных перевозчиков грузы в нашу страну доставляли также иностранные компании, прокладывающие маршруты через Финляндию, Эстонию, Латвию.
И хотя список разрешенных к ввозу в РФ товарных позиций довольно большой, присутствующие в нем товары везут в Россию неохотно. Скорее всего, компании еще не приспособились окончательно к новым условиям работы, им пока сложно разобраться с тем, что можно везти, а что нет, поэтому при возникновении малейших сомнений они отказываются от доставки спорной продукции. По словам специалистов, уже в первый день работы контрсанкций рост стоимости доставки, например, из Испании в РФ составил 18 процентов.
Некоторые игроки рынка считают, что повышение тарифов – явление временное, они полагают, что со временем наступит так называемый «период охлаждения», игроки адаптируются к новым реалиям, количество заказов увеличится, и стоимость услуг упадет.
- Приглашаем к сотрудничеству владельцев рефрижераторов (20 тонн, аренда)
- Как работает постановление правительства.
- Экологические требования к дизельному двигателю
- Поднимутся ли цены на бензин к Новому году?
- Давайте обсудим Постановление Правительства РФ от 28 ИЮНЯ 2017 N 761 (о перевозке Детей)
- Введенные российским правительством контрсанкции привели к обратному эффекту
Для того чтобы компании приспособились к новым ценам и новым правилам нужно время, возможно не один месяц или даже год. Сейчас с этими санкциями с обеих сторон ничего хорошего ждать не приходится. И, в конечном итоге, все расходы, как всегда, лягут на потребителя.
Знаете, тут реализуется такое правило - что посеешь, что и пожнешь. Сами европейцы несут серьёзный ущерб ото этого усложнения транспортной логистики. Но все же рано или поздно европейцам придётся приспособиться к таким условиям перевозок и заложить в свои расходы на логистику дополнительный процент. А жителям Европы - раскошеливаться чуть больше, так как совсем без российского сырья Европе не потянуть
Понятно, что многие товары у нас не производятся или производятся в малом количестве, так что их вынужденно приходится ввозить из других стран. И тут санкции в любом случае приведут к росту их цен. Но надо развивать производство внутри страны, искать для этого возможности.
На мой взгляд, ситуация с введением контрсанкций напоминает попытку управлять сложной системой с помощью грубых механизмов. Представьте, что вы стараетесь починить часы молотком – результат может быть далеко не тем, что ожидалось. Рост стоимости доставки на 10% в первый же день – это звоночек о том, что рынок не готов к таким резким переменам. Опыт европейских стран, таких как Финляндия и Эстония, показывает, что логистика – это тонкая настройка взаимодействий, где любые изменения должны быть продуманы и согласованы с участниками процесса. Перегрузка товаров на границе – это не только дополнительные расходы, но и увеличение времени доставки, что в условиях глобальной конкуренции может сыграть не на руку отечественным компаниям. Да, белорусский опыт может быть интересен, но не стоит забывать, что у каждой страны свои условия и возможности. Именно поэтому многие компании из ЕС еще не готовы везти товары в Россию, не уверенные в стабильности новых правил игры. Кстати, этот пример с Испанией, где доставка выросла на 18% – это явный индикатор того, что не все так просто, как хотелось бы. Пока что надежда остается на адаптацию и так называемый "период охлаждения", когда игроки рынка смогут привыкнуть к новым условиям. Но это время может затянуться, и вопрос в том, успеют ли компании адаптироваться до того, как будут потеряны конкурентные преимущества.
Честно говоря, введение контрсанкций выглядит как палка о двух концах. С одной стороны, защита отечественных интересов, а с другой – рост цен и логистические проблемы. Вспоминается опыт других стран, которые после подобных мер сталкивались с временными трудностями. Надеюсь, что это всё же временное явление.
Я считаю, что перегрузка товаров на границе – это временная мера, которая требует доработки. Это напоминает мне ситуацию с Брекзитом, когда компании долгое время не могли адаптироваться к новым условиям торговли. Главное, чтобы все участники рынка смогли быстро найти компромисс и снизить издержки.