Городской автобус Зил/Лиаз-158 — самый массовый в 60-70 годы
Зил 158— один из наиболее популярных автобусов СССР, представляющий собой модернизированный вариант Зис 155. Главной особенностью стал удлиненный на 77 см кузов и увеличенная до 60 человек вместительность. В сравнении со старой версией разработчики внесли изменения в экстерьер и интерьер транспортного средства, предусмотрели мотор большей мощности и улученную подвеску.
Оглавление
Ниже кратко рассмотрим историю модели, поговорим о ее технических характеристиках, рассмотрим модификации, особенности водительского места и салона. Отдельно поговорим об автобусе, который пришел на смену 158-й модели.
История модели ЗИЛ-158, на базе чего он создавался
В 50-х года Советский Союз нуждался в хороших автобусах, что вынудило производителей того времени активно работать над созданием новых моделей. История автобуса Зил 158 началась в 1956 году, когда был представлен первый образец. Из-за отсутствия ресурсов для создания нового городского транспорта работники завода взяли за основу уже проверенную модель Зис 155.
ВажноПервое время автобус собирался на мощностях завода Зил, а с 1959-го — на ЛиАЗ, где производство осуществлялось вплоть до 1970 года. За время выпуска первоначальная версия претерпела множество модификаций (около 10).
Разработчики оптимизировали сцепление и коробку передач, вносили изменения во внешний вид и тормозную систему, совершенствовали кузов и двигатель.
В столице СССР автобус Зил 158 пользовался наибольшим спросом до 1974 года, а в 1978-м он был снят с эксплуатации. Интересно, что в некоторых регионах эта модель эксплуатировалась до середины 80-х годов прошлого века. Всего было выпущено около 10 тысяч экземпляров на заводе Зил и более 50 тысяч на Лиаз.
Общее описание, назначение автобуса
Зил / Лиаз 158 по праву считается наиболее популярным городским автобусом, у которого в 50-60-х годах XX века почти не было конкурентов. Это особенно удивительно на фоне множества критических отзывов, касающихся отсутствия усилителя руля, слабого двигателя и непродуманного заднего моста.
Из недостатков пассажиры отмечали постоянно текущие люки и низкокачественную обивку на креслах, которая быстро приходила в негодность. Указанные выше минусы были на поверхности и регулярно обсуждались в прессе.
Автобус Зил 158 использовался для перевозок в черте города. Его габаритные размеры составляют 9,03х2,5х3 метра, колесная база 4,858 м, а вес — 10,84 тонны. Клиренса в 26 см вполне достаточно для эксплуатации в городских условиях.
Рассматриваемая модель оборудована 109-сильным двигателем, стандартным салоном с двумя дверьми, рессорной передней / задней подвеской и механической КПП. Автобусы Лиаз 158 были востребованы во всем Советском Союзе, а работники завода едва успевали выпускать с конвейера новую технику.
Главным недостатком стал слабый кузов, из-за которого общий срок службы ограничивался 10 годами. Не удивительно, что с появлением новых моделей Зил 158 постепенно стали снимать с производства. После списания многие машины сразу утилизировались или передавались предприятиям для капремонта и дальнейшего применения.
Внешний вид
Оформление автобуса было характерным для того времени и представляло собой прямоугольный транспорт с двумя дверьми для входа пассажиров и одной для водителя, характерными круглыми фарами главной оптики и неказистой радиаторной решеткой. Сверху спереди предусматрено три окна для указания первой / последней остановки, а также номера маршрута, что характерно для городского автобуса.
По бокам производители предусмотрели большие окна с возможностью открытия в нижней части. В крыше встроено несколько люков для проветривания салона. Лобовое стекло поделено на две части — для водителя и пассажира. При этом с левой и правой стороны предусмотрено свое стекло.
Задняя часть автобуса выглядит наиболее неказисто. Здесь предусмотрено по три круглых лампочки: габаритные огни, тормоза и поворотник. Переход с крыши к стеклам является очень плавным, что считается одной из особенностей Зил 158.
Технические характеристики
Отдельное внимание в обзоре стоит уделить техническим характеристикам Зил 158, по которым можно судить об особенностях автобуса в сравнении с конкурентами того времени.
Базовые параметры | Значения |
---|---|
Габаритные размеры (ДхШхВ), м | 9,03х2,5х3 |
Колея передняя / задняя, м | 2,126 / 1,806 |
Число дверей | 2 пассажирские + 1 водительская |
Количество мест для сидения | 32 |
Общая пассажировместимость | 60 |
Кресла | мягкие двойные с поручнем |
Двигатель, л.с. | 109, бензиновый |
Тормоза | с пневмоприводом |
Емкость бака, л | 150 |
Привод | задний |
Клиренс, см | 26 |
Колесная формула | 4х2 |
Отопительная система | от охлаждения двигателя |
Подвеска | рессорная |
Максимальная скорость, км/ч | 65 |
КПП | механика, пять ступеней |
Расход горючего, л / 100 км | 42,5 |
Двигатель
В Лиаз 158 устанавливался инжекторный бензиновый двигатель Зил 158 с шестью цилиндрами.
Основные параметры двигателя | Значения |
---|---|
Топливо | бензин |
Объем, л | 5,55 |
Степень сжатия | 6,2 |
Мощность, л. с. | 109 при 2800 об./мин. |
Расположение | спереди |
Расход трасса / город, л / 100 км | 37 / 42,5 |
Крутящий момент, Нхм | 333,5 при 1300 об./ мин. |
Главным недостатком многие считали низкую мощность мотора, но для городского режима ее хватало. Кроме того, меньший объем делал мотор более экономичным.
Трансмиссия и ходовая
Лиаз 158 комплектовался механической КПП с 5-ю скоростями для движения вперед и одной для заднего хода. Передаточное число для главной передачи — 7,63. В сравнении с прошлыми моделями автобусов коробка передач не изменилась, поэтому особых претензий к ней не было.
О ней говорили, как о надежном и ремонтопригодном элементе автобуса. Передняя / задняя подвеска — рессорная с рычажными амортизаторами на мостах.
Под конец выпуска (к концу 60-х годов) устанавливались амортизаторы телескопического типа, но это было недолго. Со временем были внесены изменения в карданные валы, а также расположение подвесных подшипников. В целом, ходовая часть автобуса считалась надежной, но особым комфортом для пассажиров не отличалась.
Рабочее место водителя и пассажирский салон
В оформлении водительского места все стандартно. Спереди предусмотрена простая панель с круглыми приборами, указывающими температуру масла, скорость, количеством оборотов и иными параметрами.
На вертикальной стенке панели установлено ряд тумблеров для управления разными опциями и дверьми. С правой стороны предусмотрена ручка подсоса и рукоятка переключения скоростей. В центральной части находится высокий тоннель, после открытия которого можно получить доступ к ремонту двигателя.
Водительское кресло самое простое без каких-либо дополнительных регулировок и амортизации, но этот недостаток характерен почти для всех автобусов того времени. Салон Зил 158 вмещает 60 человек и имеет кресла для размещения 32 пассажиров. Кресла являются сдвоенными и размещены по левую / правую сторону.
Сзади, спереди и в центральной части предусмотрены площадки для размещения пассажиров. Сиденья салона мягкие с верхними дугами и без регулировок. Как отмечалось, покрытие кресел было недолговечным, из-за чего поролон быстро повреждался.
Модификации
За время выпуска автобус пережил множество модификаций, в которых были внесены изменения в техническую часть, кузов и другие элементы транспортного средства. К основным моделям стоит отнести:
- 158А — для перевозки туристов. Изготавливался в 1957 году.Из особенностей — остекление на скатной части крыши, заглушка на задней двери. Общее количество мест для пассажиров — 36. Такие автобусы были специально изготовлены для международного фестиваля студентов / молодежи.
- 158+Аремкуз 2ПН4 — поезд-автобус, в состав которого входит Зил 158 (тягач) и прицеп Аремкуз 2ПН4. машины испытывались в 59-61-е года прошлого века, но большой популярности не получили. Имеется информация, что схожий транспорт использовался в Крыму и Ленинграде.
- 158Д — усовершенствованная версия Лиаз 158 с измененной кузовной частью, 3-рядным размещением кресел и увеличенной площадью площадок для стоячих пассажиров. Годом разработки считается 1959-й, но до серийного выпуска дело так и не дошло.
- 158ВА — оптимизированная версия автобуса, предназначенная для перевозки туристов. Все конструктивные изменения такие же, как в версии 158В. Выпускалась такая модификация в период с 1961 по 1970 года.
- 158 В — усовершенствованная модель с дополнительной балкой между 3-й и 5-й фермами, большим крутящим моментам и улучшенным силовым агрегатом. Улучшения коснулись сцепления, КПП и главной передачи.
- 5Э-676 — 4-дверный сочлененный автобус, который на то время считался первым и единственным в своем роде. Создан на базе модели 158В. Имеет 15,43-метровую длину и увеличенную вместительность на 123 пассажира. В серию этот автобус так и не пошел из-за недостаточной мощности двигателя. Последнего не хватало для заявленной снаряженной массы в 10,8 тонн.
- РА-1 — 2-вагонный рельсовый автобус, созданные на базе 158В и дополнительных кузовов. Был выпущен в 1962-м в одном экземпляре.
За время производства Зил 158 было создано множество модификаций, кроме уже представленных выше. Такие изменения вносились самими предприятиями, где эксплуатировалась техника, с учетом использования транспорта. В частности, автобусы применялись в качестве машин техпомощи, пунктов приема пищи и т. д.
Кто пришел на смену
Сравнительно небольшой ресурс Зил / Лиаз 158 вынудил производителей заняться разработкой более надежной и технически совершенной модели. Так, на смену старому автобусу пришел Лиаз 677, который в конце 70-х годов стал постепенно смещать устаревшую технику. Новый городской автобус с высоким полом производился в течение 27 лет — с 1967-го до 1994-й. К началу 2000 годов стал выводиться из эксплуатации, а всего было выпущено свыше 200 тысяч машин в разных модификациях.
К особенностям Лиаз 677, пришедшего на смену Зил 158, стоит отнести:
- усиленное полунесущее основание кузова;
- мощный бензиновый двигатель Зил 509.10-401 на 175 «лошадей»;
- гидромеханическая трансмиссия с двумя передачами;
- 2-контурная тормозная система с пневмоприводом;
- зависимая подвеска с полуэллиптическими рессорами спереди / сзади;
- рулевой механизм от Урал 377Н.
Новый автобус быстро вытеснил устаревшую модель Лиаз 158 и стал использоваться в качестве основного городского автобуса во многих городах СССР.
Заключение
Зил 158 оставил большой след в истории, как один из самых популярных городских автобусов в период с 1957 до 1970 годов. Несмотря на ряд слабых мест, эта модель активно применялась в Москве и других городах и была заменена только с разработкой / выпуском Лиаз 677. Даже сегодня на вторичном рынке можно купить Зил 158, а единичные автобусы этой серии еще находятся на балансе некоторых предприятий.
- Мичуринские автобусы, дети перестройки
- Лиаз-677 — ностальгия старшего поколения
- Ликинский автобусный завод
- Городской автобус Зил/Лиаз-158 — самый массовый в 60-70 годы
Очень хорошо, что разработки не стоят на месте и на смену старым моделям приходят новые многофункциональные и усовершенствованные образцы техники без которых не обойтись
«Метровагонмаш» РА1 классифицируются как «рельсовые автобусы». Предназначены для перевозки пассажиров на неэлектрифицированных участках железных дорог и могут быть применены для городского, пригородного и межрегионального сообщения. Очень познавательно)
Я еще помню этот автобус-автобус моего детства. Очень крепкий и добротный. А Лиаз 677 до сих пор еще применяется, в основном по маршруту в пригородные деревни.
Моя бабушка рассказывала про этот автобус, хотела бы я его увидеть сейчас. Но хорошо что время не стоит и есть новые модели автобусов
В данной статье почему-то кабина дана иллюстрацией от ЛАЗ-695Е, а салон от ЗиС-155.
Лиаз 158-прекрасный автобус того времени! Да неказист, да некрасив,зато сидячих мест больше чем стоячих: 32 против 28. А взять современные ПАЗики 18 сидячих 42 стоячих,еще сколько набьются в часы пик. Успел занять сидячее место ты кум королю! Говорю как эксперт, т.к. сам с переферии работаю в Нижнем и приходиться добираться общ. транспортом. Просто мне везет, что у меня на остановках спокойно-как говориться сел-присел,но на других смотрю с содроганием-всетаки ехать 30-40 минут еще то испытание.