Городской автобус Зил/Лиаз-158 — самый массовый в 60-70 годы
Зил 158— один из наиболее популярных автобусов СССР, представляющий собой модернизированный вариант Зис 155. Главной особенностью стал удлиненный на 77 см кузов и увеличенная до 60 человек вместительность. В сравнении со старой версией разработчики внесли изменения в экстерьер и интерьер транспортного средства, предусмотрели мотор большей мощности и улученную подвеску.
Оглавление
Ниже кратко рассмотрим историю модели, поговорим о ее технических характеристиках, рассмотрим модификации, особенности водительского места и салона. Отдельно поговорим об автобусе, который пришел на смену 158-й модели.
История модели ЗИЛ-158, на базе чего он создавался
В 50-х года Советский Союз нуждался в хороших автобусах, что вынудило производителей того времени активно работать над созданием новых моделей. История автобуса Зил 158 началась в 1956 году, когда был представлен первый образец. Из-за отсутствия ресурсов для создания нового городского транспорта работники завода взяли за основу уже проверенную модель Зис 155.
ВажноПервое время автобус собирался на мощностях завода Зил, а с 1959-го — на ЛиАЗ, где производство осуществлялось вплоть до 1970 года. За время выпуска первоначальная версия претерпела множество модификаций (около 10).
Разработчики оптимизировали сцепление и коробку передач, вносили изменения во внешний вид и тормозную систему, совершенствовали кузов и двигатель.
В столице СССР автобус Зил 158 пользовался наибольшим спросом до 1974 года, а в 1978-м он был снят с эксплуатации. Интересно, что в некоторых регионах эта модель эксплуатировалась до середины 80-х годов прошлого века. Всего было выпущено около 10 тысяч экземпляров на заводе Зил и более 50 тысяч на Лиаз.
Общее описание, назначение автобуса
Зил / Лиаз 158 по праву считается наиболее популярным городским автобусом, у которого в 50-60-х годах XX века почти не было конкурентов. Это особенно удивительно на фоне множества критических отзывов, касающихся отсутствия усилителя руля, слабого двигателя и непродуманного заднего моста.
Из недостатков пассажиры отмечали постоянно текущие люки и низкокачественную обивку на креслах, которая быстро приходила в негодность. Указанные выше минусы были на поверхности и регулярно обсуждались в прессе.
Автобус Зил 158 использовался для перевозок в черте города. Его габаритные размеры составляют 9,03х2,5х3 метра, колесная база 4,858 м, а вес — 10,84 тонны. Клиренса в 26 см вполне достаточно для эксплуатации в городских условиях.
Рассматриваемая модель оборудована 109-сильным двигателем, стандартным салоном с двумя дверьми, рессорной передней / задней подвеской и механической КПП. Автобусы Лиаз 158 были востребованы во всем Советском Союзе, а работники завода едва успевали выпускать с конвейера новую технику.
Главным недостатком стал слабый кузов, из-за которого общий срок службы ограничивался 10 годами. Не удивительно, что с появлением новых моделей Зил 158 постепенно стали снимать с производства. После списания многие машины сразу утилизировались или передавались предприятиям для капремонта и дальнейшего применения.
Внешний вид
Оформление автобуса было характерным для того времени и представляло собой прямоугольный транспорт с двумя дверьми для входа пассажиров и одной для водителя, характерными круглыми фарами главной оптики и неказистой радиаторной решеткой. Сверху спереди предусматрено три окна для указания первой / последней остановки, а также номера маршрута, что характерно для городского автобуса.
По бокам производители предусмотрели большие окна с возможностью открытия в нижней части. В крыше встроено несколько люков для проветривания салона. Лобовое стекло поделено на две части — для водителя и пассажира. При этом с левой и правой стороны предусмотрено свое стекло.
Задняя часть автобуса выглядит наиболее неказисто. Здесь предусмотрено по три круглых лампочки: габаритные огни, тормоза и поворотник. Переход с крыши к стеклам является очень плавным, что считается одной из особенностей Зил 158.
Технические характеристики
Отдельное внимание в обзоре стоит уделить техническим характеристикам Зил 158, по которым можно судить об особенностях автобуса в сравнении с конкурентами того времени.
Базовые параметры | Значения |
---|---|
Габаритные размеры (ДхШхВ), м | 9,03х2,5х3 |
Колея передняя / задняя, м | 2,126 / 1,806 |
Число дверей | 2 пассажирские + 1 водительская |
Количество мест для сидения | 32 |
Общая пассажировместимость | 60 |
Кресла | мягкие двойные с поручнем |
Двигатель, л.с. | 109, бензиновый |
Тормоза | с пневмоприводом |
Емкость бака, л | 150 |
Привод | задний |
Клиренс, см | 26 |
Колесная формула | 4х2 |
Отопительная система | от охлаждения двигателя |
Подвеска | рессорная |
Максимальная скорость, км/ч | 65 |
КПП | механика, пять ступеней |
Расход горючего, л / 100 км | 42,5 |
Двигатель
В Лиаз 158 устанавливался инжекторный бензиновый двигатель Зил 158 с шестью цилиндрами.
Основные параметры двигателя | Значения |
---|---|
Топливо | бензин |
Объем, л | 5,55 |
Степень сжатия | 6,2 |
Мощность, л. с. | 109 при 2800 об./мин. |
Расположение | спереди |
Расход трасса / город, л / 100 км | 37 / 42,5 |
Крутящий момент, Нхм | 333,5 при 1300 об./ мин. |
Главным недостатком многие считали низкую мощность мотора, но для городского режима ее хватало. Кроме того, меньший объем делал мотор более экономичным.
Трансмиссия и ходовая
Лиаз 158 комплектовался механической КПП с 5-ю скоростями для движения вперед и одной для заднего хода. Передаточное число для главной передачи — 7,63. В сравнении с прошлыми моделями автобусов коробка передач не изменилась, поэтому особых претензий к ней не было.
О ней говорили, как о надежном и ремонтопригодном элементе автобуса. Передняя / задняя подвеска — рессорная с рычажными амортизаторами на мостах.
Под конец выпуска (к концу 60-х годов) устанавливались амортизаторы телескопического типа, но это было недолго. Со временем были внесены изменения в карданные валы, а также расположение подвесных подшипников. В целом, ходовая часть автобуса считалась надежной, но особым комфортом для пассажиров не отличалась.
Рабочее место водителя и пассажирский салон
В оформлении водительского места все стандартно. Спереди предусмотрена простая панель с круглыми приборами, указывающими температуру масла, скорость, количеством оборотов и иными параметрами.
На вертикальной стенке панели установлено ряд тумблеров для управления разными опциями и дверьми. С правой стороны предусмотрена ручка подсоса и рукоятка переключения скоростей. В центральной части находится высокий тоннель, после открытия которого можно получить доступ к ремонту двигателя.
Водительское кресло самое простое без каких-либо дополнительных регулировок и амортизации, но этот недостаток характерен почти для всех автобусов того времени. Салон Зил 158 вмещает 60 человек и имеет кресла для размещения 32 пассажиров. Кресла являются сдвоенными и размещены по левую / правую сторону.
Сзади, спереди и в центральной части предусмотрены площадки для размещения пассажиров. Сиденья салона мягкие с верхними дугами и без регулировок. Как отмечалось, покрытие кресел было недолговечным, из-за чего поролон быстро повреждался.
Модификации
За время выпуска автобус пережил множество модификаций, в которых были внесены изменения в техническую часть, кузов и другие элементы транспортного средства. К основным моделям стоит отнести:
- 158А — для перевозки туристов. Изготавливался в 1957 году.Из особенностей — остекление на скатной части крыши, заглушка на задней двери. Общее количество мест для пассажиров — 36. Такие автобусы были специально изготовлены для международного фестиваля студентов / молодежи.
- 158+Аремкуз 2ПН4 — поезд-автобус, в состав которого входит Зил 158 (тягач) и прицеп Аремкуз 2ПН4. машины испытывались в 59-61-е года прошлого века, но большой популярности не получили. Имеется информация, что схожий транспорт использовался в Крыму и Ленинграде.
- 158Д — усовершенствованная версия Лиаз 158 с измененной кузовной частью, 3-рядным размещением кресел и увеличенной площадью площадок для стоячих пассажиров. Годом разработки считается 1959-й, но до серийного выпуска дело так и не дошло.
- 158ВА — оптимизированная версия автобуса, предназначенная для перевозки туристов. Все конструктивные изменения такие же, как в версии 158В. Выпускалась такая модификация в период с 1961 по 1970 года.
- 158 В — усовершенствованная модель с дополнительной балкой между 3-й и 5-й фермами, большим крутящим моментам и улучшенным силовым агрегатом. Улучшения коснулись сцепления, КПП и главной передачи.
- 5Э-676 — 4-дверный сочлененный автобус, который на то время считался первым и единственным в своем роде. Создан на базе модели 158В. Имеет 15,43-метровую длину и увеличенную вместительность на 123 пассажира. В серию этот автобус так и не пошел из-за недостаточной мощности двигателя. Последнего не хватало для заявленной снаряженной массы в 10,8 тонн.
- РА-1 — 2-вагонный рельсовый автобус, созданные на базе 158В и дополнительных кузовов. Был выпущен в 1962-м в одном экземпляре.
За время производства Зил 158 было создано множество модификаций, кроме уже представленных выше. Такие изменения вносились самими предприятиями, где эксплуатировалась техника, с учетом использования транспорта. В частности, автобусы применялись в качестве машин техпомощи, пунктов приема пищи и т. д.
Кто пришел на смену
Сравнительно небольшой ресурс Зил / Лиаз 158 вынудил производителей заняться разработкой более надежной и технически совершенной модели. Так, на смену старому автобусу пришел Лиаз 677, который в конце 70-х годов стал постепенно смещать устаревшую технику. Новый городской автобус с высоким полом производился в течение 27 лет — с 1967-го до 1994-й. К началу 2000 годов стал выводиться из эксплуатации, а всего было выпущено свыше 200 тысяч машин в разных модификациях.
К особенностям Лиаз 677, пришедшего на смену Зил 158, стоит отнести:
- усиленное полунесущее основание кузова;
- мощный бензиновый двигатель Зил 509.10-401 на 175 «лошадей»;
- гидромеханическая трансмиссия с двумя передачами;
- 2-контурная тормозная система с пневмоприводом;
- зависимая подвеска с полуэллиптическими рессорами спереди / сзади;
- рулевой механизм от Урал 377Н.
Новый автобус быстро вытеснил устаревшую модель Лиаз 158 и стал использоваться в качестве основного городского автобуса во многих городах СССР.
Заключение
Зил 158 оставил большой след в истории, как один из самых популярных городских автобусов в период с 1957 до 1970 годов. Несмотря на ряд слабых мест, эта модель активно применялась в Москве и других городах и была заменена только с разработкой / выпуском Лиаз 677. Даже сегодня на вторичном рынке можно купить Зил 158, а единичные автобусы этой серии еще находятся на балансе некоторых предприятий.
- Мичуринские автобусы, дети перестройки
- Лиаз-677 — ностальгия старшего поколения
- Ликинский автобусный завод
- Городской автобус Зил/Лиаз-158 — самый массовый в 60-70 годы
- Автобус ЗИС-155
Очень хорошо, что разработки не стоят на месте и на смену старым моделям приходят новые многофункциональные и усовершенствованные образцы техники без которых не обойтись
«Метровагонмаш» РА1 классифицируются как «рельсовые автобусы». Предназначены для перевозки пассажиров на неэлектрифицированных участках железных дорог и могут быть применены для городского, пригородного и межрегионального сообщения. Очень познавательно)
Я еще помню этот автобус-автобус моего детства. Очень крепкий и добротный. А Лиаз 677 до сих пор еще применяется, в основном по маршруту в пригородные деревни.
Моя бабушка рассказывала про этот автобус, хотела бы я его увидеть сейчас. Но хорошо что время не стоит и есть новые модели автобусов
В данной статье почему-то кабина дана иллюстрацией от ЛАЗ-695Е, а салон от ЗиС-155.
Лиаз 158-прекрасный автобус того времени! Да неказист, да некрасив,зато сидячих мест больше чем стоячих: 32 против 28. А взять современные ПАЗики 18 сидячих 42 стоячих,еще сколько набьются в часы пик. Успел занять сидячее место ты кум королю! Говорю как эксперт, т.к. сам с переферии работаю в Нижнем и приходиться добираться общ. транспортом. Просто мне везет, что у меня на остановках спокойно-как говориться сел-присел,но на других смотрю с содроганием-всетаки ехать 30-40 минут еще то испытание.
Читая про ЗИЛ-158, нельзя не вспомнить, как его приход сравнивали с приходом обновленного Mercedes-Benz O 302 в Европе — оба автобуса стали символами эпохи и модернизации. ЗИЛ-158, как и многие советские разработки, был вынужденным продуктом своего времени, когда ресурсы и технологии были ограничены. Удлиненный кузов и увеличенная вместимость, конечно, были шагом вперед, но отсутствие усилителя руля и слабый двигатель оставляли желать лучшего. Это как если бы в современном мире выпустили смартфон с огромным экраном, но слабым процессором — впечатляет, но не до конца удовлетворяет. Нельзя не отметить и множество модификаций, которые были попытками адаптировать автобус под различные нужды — от туристических до рельсовых поездов. Это напоминает о том, как нынче производители автомобилей выпускают разные версии одной модели, чтобы угодить всем потребителям. Интересно, что на смену ЗИЛ-158 пришел ЛиАЗ 677, который стал настоящим хитом. Это похоже на то, как iPhone 4 сменил iPhone 3GS, привнеся много улучшений и оставив прежнюю модель в тени. Несмотря на все свои недостатки, ЗИЛ-158 оставил след в истории и стал частью культурного кода своего времени. Сегодня трудно представить городскую транспортную систему без таких автобусов, которые стали основой для развития общественного транспорта в СССР и впоследствии в России. Остается лишь надеяться, что современные разработки будут учитывать уроки прошлого и радовать нас не только внешним видом, но и техническими характеристиками.
Забавно, что ЗИЛ-158 в свое время критиковали за слабый двигатель, но ведь именно благодаря этому он был экономичным, а это важно в условиях ограниченных ресурсов. Это как с автомобилями: иногда меньше — значит больше. Хотя кузов и был слабым, его модификации показывают, как можно было адаптировать технику под разные нужды. В этом плане ЗИЛ-158 был как швейцарский нож среди автобусов.
ЗИЛ-158 определенно олицетворяет собой эпоху, когда адаптация и модернизация существующих технологий были ключевыми. Его сравнение с ЗИС-155 напоминает о том, как важно иногда сделать шаг назад, чтобы два вперед. Конечно, без усилителя руля было непросто, но это был стандарт своего времени. Как говорится, "не было бы счастья, да несчастье помогло", это точно про этот автобус.