Лиаз-677 — ностальгия старшего поколения

Автобус Лиаз 677 —транспорт для перевозки пассажиров в пригородных и городских условиях, до сих пор эксплуатируемый в некоторых регионах России. Первая модель выпущена в 1963-м, а массовое производство пришлось на период с 1967 по 1994 года. При этом некоторые компании собирали автобус до 2002 года.

Почти за полстолетия было выпущено около 200 000 единиц техники разных модификаций, отличающихся внешним видом, конструкцией и параметрами. Ниже рассмотрим историю появления эпохального автобуса, его особенности и технические характеристики.

История модели

Читайте также: Электробусы, популярные модели в России

В 1958 году автомобильный завод Лихачева перевели на производство грузового транспорта. По этой причине изготовление автобусов было переведено на Ликинский автозавод, что привело к изменению марки с Зил на Лиаз. Спустя год после перевода производства вышли первые автобусы Лиаз-158, а в 1962-м стартовала работа по созданию нового транспорта для городских перевозок. При проектировании Лиаз 677 были задействованы лучшие специалисты двух заводов, имеющие наибольший опыт в конструировании такой техники. Уже в ноябре1962 года новый прототип был представлен в Ликино-Дулево.

Важно

В 1963-м автобуса Лиаз-677 одобрили представители Государственной комиссии, а в середине 1964 года две первых машины прошли тестирование в районе Сочи.

В дальнейшем испытания были проведены в виде большого маршрута через Москву, Харьков, Тбилиси и другие города с параллельными испытаниями в лабораторных условиях. Официальное завершение работ по проверке нового автобуса завершилось в 1965-м, а уже спустя год транспорт появился в столице в качестве опытного образца.

За разработку многие работники получили множество медалей, а сам автобус привлек заслуженное внимание публики. Полноценный серийный выпуск стартовал в 1968-м, а спустя три года началось массовое изготовления автобусов и их распределение по всей территории СССР. В 1975 году было выпущено уже 10 000 единиц транспорта, а в 1978-м конструкторы завода усовершенствовали автобус и добавили к названию модели букву «М» в конце.

Лиаз-677

Лиаз-677М получил улучшенный салон и более стильный дизайн. Конструкторы оптимизировали световые приборы, добавили люки на потолочную часть, бампера и новые источники головного света. В первые годы 80-х годов прошлого века автобусы стали окрашивать в желтый цвет, после чего каких-то серьезных изменений в конструкцию не вносилось.

Автобус производился на заводе в Ликино до августа 1994-го, а общее количество выпущенного транспорта превысило отметку в 200 000 единиц. Из них более 7000 было продано за границу. Серийное производство было остановлено из-за демонтажа конвейера, но еще в течение 10 лет транспорт собирался на других предприятиях по ремонту автомобильной техники. Так, Лиаз 677 долгое время выпускался в Яхроме под Москвой, в городе Бор и ряде других населенных пунктах страны. Также в Тосно выпускался дизельный вариант техники, имеющий немного измененную марку ТоАЗ-677Д.

Несмотря на остановку производства, «лупоглазые» автобусы все еще встречаются в Нижненовгородском, Омском, Иркутском, Пермском и других регионах страны. Как правило, транспорт не применяется для регулярных перевозок, а используется для перевозки туристов.

Базовые характеристики

На тот период автобус Лиаз-677 был по-настоящему инновационной техникой. Транспорт легко вмещал в себя 110 человек, благодаря просторному салону и удобной планировке площадок. Он имел уникальные для того времени характеристики — пневматическую подвеску, автоматическую коробку-автомат, гидроусилитель рулевого колеса. В автомобильных парках часто говорили, что появление нового автобуса значительно упростило жизнь водителям, ведь руль вращался намного легче.

Удобным нововведением стало размещение двигателя в передней части автобуса, что позволило выполнять ремонт прямо из кабины. Это было большим преимуществом для северных регионов страны, где из-за сильных морозов проводить какие-то работы на холоде невозможно.

Лиаз-677

Автобус Лиаз-677 мог похвастаться не только хорошей вместительностью, но и теплым салоном. Отопительная труба проходила по левой стороне, поэтому пассажиры с этой части автобуса ощущали максимальный комфорт, а вот справа, наоборот, было холодней. При наступлении тепла водители должны были перевести заслонку и закрыть подачу теплого воздуха, но из-за неудобного ее расположения многие игнорировали это требование, а пассажиры дополнительно обогревались в летний зной.

В осветительную систему автобуса входило шесть светильников, расположенных на потолке и укомплектованных люминесцентными лампами. В каждом окне предусмотрены открывающиеся форточки, что обеспечивает полноценное проветривание салона без применения кондиционера.

Как отмечалось, всего автобус вмещал 110 человек, но общее число посадочных мест ограничивалось 25. Благодаря этой особенности, удалось обеспечить широкий проход между сидениями. Обшивка салона сделана из многослойного пластика, отличающегося стойкостью к механическим воздействиям. Над ветровым стеклом устанавливался специальный экран-аншлаг с отображением номер маршрута, названия первой и последней остановки.

Базовые характеристики:

 Характеристики  Значения
 Размеры (ДхШхВ), м  10,53х3,033х2,1
 Полная масса, т  14,033
 Нагрузка на переднюю / заднюю ось, т  4,265/4,098
 Максимальная скорость, км/ч  70
 время разгона до 60 км/ч, с  46,5
 Максимальная вместимость, чел   110
 Количество сидячих мест  25
 Максимальный угол подъема, %  20
 Расход горючего на 100 км, л  35
 Разворот по наружному колесу / габаритный, м  9,6/11
 Тормозной путь со скорости 60 км/ч, м  32,1
 Топливный бак, л  300

Технические данные

Особый интерес представляют технические характеристики Лиаз модели 677, ведь многие из них были инновационными на тот период. Не обошлось и без определенных недостатков, на которых остановимся подробнее.

Двигатель

Автобус укомплектован V-образным мотором типа ЗиЛ-509.10-401. Он отличается наличием восьми цилиндров, объемом 7 литров и мощностью 175 «лошадей» при 3200 оборотах в минуту. По сути, этот тот же силовой агрегат, что устанавливался на Урал-375, но с увеличенным объемом и степень сжатия. 

Главным недостатком двигателя считалась его прожорливость, из-за чего многие водители называли автобус «слоном». Несмотря на наличие 300-литрового бака, его редко хватала на две смены, что вынуждало производить дозаправку транспорта. Но в тот период большой расход не был препятствием, ведь дефицит на топливо не было.

После модернизации удалось перевести двигатель Лиаз на Аи-76 и уменьшить расход до 40-50 литров на «сотню». Также стоит отметить, что двигатель автобуса с трудом преодолевал подъемы, а выхлопная система проходила под дном и часто пропускала газы. Как результат, они поднимались в салон и травили пассажиров.

Трансмиссия

Автобус комплектовался гидромеханической КПП с двумя ступенями с парой карданных передач: от мотора к ГМП, а далее от ГМП до заднего моста. Отметим, что Лиаз 677 стал первым автобусом, оборудованным такой коробкой передач. Эта особенность сразу понравилась водителям, которым не нужно было постоянно работать со сцеплением, да и пассажиры ощущали больший комфорт из-за отсутствия рывков.
Трансмиссия Лиаз 677 отличается надежностью и простотой исполнения, а возникшие неисправности можно было легко отремонтировать.

Главным недостатком является наличие только двух ступеней, но с учетом ограничения скорости в 70 км/ч этого вполне достаточно. Из дополнительных минусов выделяется громкий звук, который можно сравнить со стуком по пустым бутылкам.

Шасси

Лиаз-677

Одним из новшеств автобусов Лиаз стала пневматическая подвеска, построенная на полуэллиптических рессорах спереди и сзади, двух / четырех амортизаторах и двух / четырех пневматических баллонах на передней и задней оси соответственно. Водители в один голос отмечали надежность заднего моста, сделанного в Венгрии. Многие из этих узлов в дальнейшей перекочевали на Зил-30. 
Из дополнительных особенностей, касающихся характеристик Лиаз, стоит выделить:

  • двухконтурную тормозную систему с пневмоприводом;
  • гидроусилитель рулевого колеса;
  • напряжение АКБ — 12 Вольт;
  • ручник — на задние колеса.

Модификации

За время выпуска было произведено множество модификаций Лиаз:

  • 677А — транспорт для регионов с холодным климатом. Отличается меньшей вместимостью (до 66 человек), улучшенной теплоизоляцией и 4-рядной установкой кресел. Впервые выпущен в 1967-м. 
  • 677МС — модернизированная версия рассмотренной выше модели. Имеет двойные стекла, вместимость на 74 человека, из которых 29 могут сидеть. Предельное число пассажиров — 101.
  • 677Б — для пригородных перевозок, без накопительной площадки, с одноуровневым полом и вентиляционными люками. Предусмотрена запаска под полом или на задней площадке. Года выпуска — 1973-1978. 
  • 677В — для проведения экскурсий, с одной дверью в салон и запаской на задней части автобуса. Отличается отдельным сидением для экскурсовода и более комфортабельными креслами с подголовниками. Общее число сидений — 37.
  • 677Г — транспорт с возможностью поездок на сжиженном газовом топливе. Выделяется наличием баллонов, которые устанавливаются сверху автобуса. Первые модели выпущены в 1974-м, а серийное производство началось с 1983-го.
  • 677П — перронный вариант с двумя дверьми. Имеет 10 сидений для пассажиров, рассчитан на 110 человек. Выпущено только три экземпляра.
  • 5930 — телевизионная станция со специальной техникой. Имеет дополнительную термоизоляцию, цельный кузов, две двери. Окон всего два и те можно полностью закрывать. Выпускался в двух версиях — для ч/б и цветных передач.

Также существует много самодельных версий, которые создавались на базе списанных экземпляров.

Заключительная оценка

Лиаз-677 — автобус, который захватил несколько поколений и официально выпускался 37 лет. В те времена это был инновационный транспорт для перевозки пассажиров с пневматической подвеской, комфортабельным и вместительным салоном, автоматической 2-ступенчатой КПП.

Популярность транспорта подтверждает выпуск множества модификаций, а также использование транспорта для туристов до сегодняшнего дня. Цена Лиаз на вторичном рынке около 100 000 рублей.

Рейтинг: 18
Всего оценок: 7 Комментариев: 7 Просмотров: 3779
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 18-03-2021 / Обновлено: 04-05-2021
Поиск запроса "лиаз-677 характеристики автобуса" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Алексей Самара 18.03.2021

Сколько людей они перевезли, вряд ли кто сможет посчитать за годы эксплуатации. Городской транспорт в советские годы радовал своим видом всех на остановках, а Лиазы ходили чаще других.

1
0
Ответить
Мария Москва 18.03.2021

Помню такие автобусы, в 90-х их часто можно было наблюдать на московских улицах. Правда, ездить в них я не любила, и предпочитала подождать троллейбуса: в автобусе неприятно пахло бензином, и он сильно трясся при езде. Но для той эпохи он, конечно, был весьма неплох.

0
0
Ответить
Надежда Москва 18.03.2021

Автобус из юности, спустя много лет уже и забываться стал его вид и запах салона с примесью выхлопных газов которые почему то всегда чувствовались в поездках.

0
0
Ответить
Антон Курск 18.03.2021

Старый, добрый Лиаз эхххх. Мне приходилось быть за рулем этого автобуса. К моему удивлению управлять им оказалось не сложно, ремонтировать Лиаз вообще не составляет труда. Эххх молодость....

0
0
Ответить
Роман Москва 18.03.2021

Эти автобусы одно из лучших воспоминаний нашего детства. Мягкие сиденья и ручки обитые поролоном с коричневым дермантином. Уплотнительные резинки между дверей, лампы под помутневшим пластиком. Компостер или аппарат с щелью, в которую клали монеты или банкноты и прокручивали билет, отрывая об игольчатую железку. И надпись,- совесть лучший контроллер.

1
0
Ответить
Анна Иваново 18.03.2021

Ликинский автозавод выпускал, можно сказать, легендарный автобус ЛИАЗ-677. Удобный просторный салон для пассажиров, прекрасные по тем временам условия для водителя: наличие гидроусилителя руля, мотор спереди в салоне, пневмоподвеска. Жаль, что теперь их практически нет на дорогах.

0
0
Ответить
Лариса Белгород 21.03.2021

Интересный материал, сколько же изъезжено на этом автобусе... В ЛИАЗах было всегда тепло и уютнее, чем в икарусах. Только в гору переполненный автобус иногда еле-еле заползал и бывали поломки. Но в хороших руках это была отличная машина.

1
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: