Ликинский автобусный завод

ЛиАЗ с полным основанием можно отнести к легендарным советским брендам автопрома. Аббревиатура расшифровывается как Ликинский автобусный завод. Предприятие находится в Ликино–Дулев – небольшом городке Московской области с численностью жителей менее 40 тыс. человек.

Что вовсе не помешало торговой марке ЛиАЗ стать широко известной по всему Советскому Союзу. Рассмотрим более внимательно историю создания и становления автобусного завода, наиболее популярные модели выпускаемой техники и текущее положение дел на предприятии.

Основание завода

Годом создания завода стал 1937-й. Изначально основной сферой деятельности стал выпуск прессованной древесины и изоляционных плит. В результате предприятие получило название Лесохимического опытного завода облагораживания древесины.

Основной причиной создания завода в Московской области недалеко – всего в 78 км – от Москвы стала комбинация двух экономических факторов. Первый – сравнительная близость сырья для производства в виде древесины. Второй – возможность поставки технологического оборудования непосредственно с московских предприятий. 

История развития предприятия

Основание завода

В 1944 году – еще до окончания Великой Отечественной войны – оно было изменено на Ликинский машиностроительный завод. Что стало следствием перехода на производство электропил, передвижных электростанций и другого подобного оборудования, предназначенного для лесозаготовительной промышленности.

Данная специализация сохранялась сравнительно недолго – всего полтора десятка лет. По истечении указанного времени было принято решение о перепрофилировании предприятия. Оно совпало с очередной реорганизацией одного из крупных советских автомобилестроительных советских заводов – ЗИЛа.

Начало производства автобусов

Основание завода

Изготовление автобусов с нуля и под ключ налажено с 1959 года. Что объясняется упомянутым выше переносом соответствующего производства с ЗИЛа. Тогда же произошла окончательная смена наименования на Ликинский автобусный завод или ЛиАЗ.

Важно

Во время Советского Союза было запущено в серийное производство несколько очень популярных и распространенных моделей автобусов. Включая самые массовый – ЛиАЗ-677, выпущенный в количестве 194 183 единиц.

Постепенно увеличивались мощности предприятия. Что позволило в 1975 году выйти на указанные в проектной документации завода показатель производства, который составил 10 тыс. автобусов в год.

В последние годы СССР, вплоть до распада государства на отдельные республики и создания России, предприятие вполне логично испытывало заметные трудности. Как и экономика страны в целом. В первые годы существования РФ ситуация стала еще хуже. Результатом выступила полная остановка производства в 1996 году. Она была вызвана не только финансовыми проблемами предприятия, но и пожаром, который произошел на КамАЗе, поставлявшем двигатели для комплектования автобусом ЛиАЗ.

Ликинский автобусный завод

Логичным следствием стала потеря платежеспособности и финансовая несостоятельность завода. ЛиАЗ был объявлен банкротом в 1997 году. На предприятии была введена процедура конкурсного производства.

После распродажи активов и списания накопившихся долгов предпринималось несколько попыток реанимировать производство. Сначала – в 2000 году - ЛиАЗ стал подразделением группы компаний «Русские автобусы», которая до 2004 года называлась концерном «РусПромАвто». Еще через 5 лет – в 2005 году – предприятие перешло под контроль «Группы ГАЗ».

За это время на заводе было запущено в серийное производство несколько моделей автобусов (ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-5296, ЛиАЗ-6212 и ЛиАЗ-6213). В течение 2003-2006 года предприятие занималось изготовлением троллейбусов.

В планах руководства стояла задача довести их производство до тысячи единиц в год. Но она не была решена, что в сочетании с невыгодностью производства привело к остановке проекта. Причем общее количество выпущенных троллейбусов оказалось невелико и составило примерно две сотни. Благодаря финансовой поддержке головного предприятия «Группы ГАЗ», в течение 2010-2011 годов произведен ребрендинг линейки выпускаемой продукции.

Он сопровождался обновлением и модернизацией технологического оборудования, что позволило повысить качество производимых автобусов. Сегодня ЛиАЗ выступает важной составной частью крупного автомобилестроительного холдинга страны. О чем более подробно рассказано в одном из следующих разделов.

Популярные модели

Ликинский завод работает как автобусный уже 65 лет. За прошедшее время выпущено немало автобусов, получивших широкое распространение и в Советском Союзе, и в России. Поэтому имеет смысл немного подробнее остановиться на некоторых из них.

ЗИЛ-158

ЗИЛ-158

Первый автобус, выпущенный на заводе. Производился под двумя маркировками – ЗИЛ-158 и ЛиАЗ-158 – с течение 13 лет (с 1957 по 1970 годы). Сначала выпускался непосредственно на ЗИЛе, затем – после переноса производства в Ликино-Дулево – на ЛиАЗе.

Модель являлась базовой в СССР для городских пассажирских перевозок на стыке 60-х и 70-х годов. Только ЛиАЗ выпустил свыше 62,3 тыс. автобусов такого типа. Улучшение модели привело к появлению следующей разработки конструкторов завода.

ЛиАЗ-677

Высокопольный автобус, который стал результатом доработки и усовершенствования ЗИЛ-158. Запущен в производство в 1967 году. Высокие технические и эксплуатационные характеристики ЛиАЗ-677 стали главной причиной длительного (вплоть до 1994 года, штучно – до 2002) и массового (более 194 тысяч единиц) выпуска автобуса.

ЛиАЗ-677

Основные технические характеристики модели выглядят следующим образом:

Технические характеристики Значения
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 10 565х2 500х3 033
Снаряженная масса, кг 8 363
Полная масса, кг 16133
Колесная база, мм 5150
Клиренс, мм 350
Количество пассажирских дверей, шт 2
Расход бензина л / 100 км,  (при скорости 60 км/ч) 50

Важными достоинствами транспортного средства выступали надежность, бюджетная стоимость и экономичность в эксплуатации. Его номинальная/полная вместимость составляет 80/110 пассажиров. Предельная скорость – 70 км/ч. Именно ЛиАЗ-677 до сих пор считается символов и своеобразной визитной карточкой Ликинского автобусного завода.

ЛиАЗ-5256

ЛиАЗ-5256

Как и описанный выше предшественник, автобус выпускался и в СССР, и в России. Серийное производство ЛиАЗ-5256 продолжалось с 1986 по 2021 год. Общее количество выпущенных автобусов составило примерно 26 тысяч.

Транспортное средство имеет высокопольную конструкцию и вмещает до 117 пассажиров при 23/44 сидячих местах. Максимальная скорость установлена на уровне 100 км/ч. Что обеспечивает эффективное использование автобуса на городских и пригородных маршрутах.

ЛиАЗ-5292

ЛиАЗ-5292

Низкопольный автобус, сменивший ЛиАЗ-5256. Выпускается с 2004 года и до настоящего времени. Общее количество произведенных автобусов уже превысило 13 тысяч.
Вместимость ЛиАЗ-5292 составляет до 112 пассажиров. В салоне установлено – в зависимости от модификации – 20, 32 или 42 сидячих места. Первый два варианта используются для внутригородских перевозок. Последний – для пригородных.

Важной особенностью ЛиАЗ-5292 выступает использование в качестве прототипа для разработки нескольких моделей электротранспорта. Включая два троллейбуса (ТМЗ-5235 и ЛиАЗ-52802), гибрид (ЛиАЗ-5292Х) и электробус (ЛиАЗ-6274).

ЛиАЗ-6212

ЛиАЗ-6212

Высокопольный автобус для внутригородских пассажирских перевозок на интенсивных маршрутах. Выпускался с 2002 по 2014 году. Общее количество произведенных транспортных средств составляет 1332 единиц.

Отличается от большей части других моделей сочлененной конструкцией салона (первая подобная модель в России). Автобус рассчитан на транспортировку до 154/178 (номинальная и полная вместимость) пассажиров (при 33 сидячих местах). Скорость передвижения – до 90 км/ч.

Троллейбус ЛиАЗ-5280

Троллейбус ЛиАЗ-5280

Первый троллейбус в модельной линейке Ликинского автобусного завода. Имеет высокопольную конструкцию, так как спроектирован на базе ЛиАЗ-5256. Производился с 2005 по 2012 годы. Общее количество выпущенных за это время троллейбусов составило 265 (включая все модификации).

Транспортное средство рассчитано на перевозку до 116 пассажиров, из которых для 23 в салоне предусмотрены сидячие места. Габариты троллейбуса – 11,8х2,5х3,47 метров. Масса составляет 17,78 (с пассажирами) и 10,3 тонны (без). Максимально допустимая скорость передвижения равняется 65 км/ч. Мощность силовой установки троллейбуса – 115 кВт.

Положение дел на предприятии сегодня

Вхождение Ликинского автобусного завода в состав «Группы ГАЗ» позволило предприятию не только решить многочисленные финансовые проблемы. Но и получить мощную конструкторскую, дизайнерскую и организационную поддержку со стороны машиностроительного холдинга. Инициатива по проведению модернизации предприятия принадлежала основному владельцу «Группы ГАЗ» – Олегу Дерипаске.

Результатом стало полное обновление линейки выпускаемой продукции. Уже в 2015 году в серийное производство запущен ЛиАЗ-4292. Еще через три года – в 2018 году – начато изготовление первой модели электробуса ЛиАЗ-6274. Параллельно – с 2014 года – ведется производство туристических и междугородних автобусов «Вояж» и «Круиз» на базе шасси Scania.

«Круиз»

Автобусы под брендом ЛиАЗ и ГАЗ активно используются для проведения на территории России масштабных спортивных соревнований, включая Олимпиаду-2014 в Сочи и Чемпиона мира по футболу-2018.

В настоящее время предприятие продолжает выпуск электробусов ЛиАЗ-6274, оснащенных двумя асинхронными двигателями общей мощностью до 125 кВт. Транспортное средство способно передвигаться со скоростью в пределах 70 км/ч и рассчитано на 87 пассажиров, причем для 27 предусмотрены сидячие места.
В планах завода запуск в серийное производство в 2024 году нового электробуса большого класса E-CITYMAX 12. Концептуальная модель была представлена еще в 2021 году.

Одновременно планируется начать изготовление ее модификации на водородном топливе, имеющей название CITYMAX 12 Hydrogen. Параллельно продолжается выпуск классических городских автобусов с дизельным двигателем ЛиАЗ CITYMAX 12.

ЛиАЗ CITYMAX 12

Итог

Ликинский автобусный завод (или ЛиАЗ) занимает заметно место в истории советского и российского автопрома. Предприятие основано в 1937 году. Производство автобусов стартовало в 1959 году. Самым массовой моделью завода стал ЛиАЗ-677. Всего было выпущено более 194,1 тыс. единиц транспортного средства.

Длительное время – в последние годы и после распада СССР, а также первые годы после образования РФ – завод испытывал серьезные проблемы. Финансовые сложности привели к банкротству предприятия. Что не привело к его закрытию.

Вхождение сначала в компанию «Русские автобусы», а затем – в «Группу ГАЗ» (в 2005 году) привело к возрождению ЛиАЗ. Предприятие провело модернизацию, рестайлинг и ребрендинг, а также существенно обновило линейку производимой продукции. Сегодня Завод выпускает несколько моделей дизельных автобусов, современные электробусы и планирует производство автобусов на водородном топливе.

Рейтинг: 19
Всего оценок: 6 Комментариев: 8 Просмотров: 64
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 02-07-2024 / Обновлено: 02-07-2024
Поиск запроса "ликинский автобусный завод" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Мария Москва 03.07.2024

Мне запомнилась модель ЛиАЗ-677, в 90-е эти автобусы часто курсировали по Москве. Правда, в жару мы старались там не ездить - было невыносимо душно и сильно пахло бензином. В новых моделях все эти минусы доработаны, и стали плюсами: работает кондиционер, а о бензине ничто не напоминает.

0
1
Ответить
Сергей Николаевич Дзержинск 03.07.2024

Старый добрый Лиаз, аж ностальгией повеяло! Невероятно столько лет прошло, а все ровно запомнил именно его, да роскошью как Rolls Roys он не обладал это явно, но все равно приятно было на нем кататься, если бы его доработать по уму, уверенно было бы очень даже неплохо.

0
0
Ответить
Ирина Владивосток 03.07.2024

Замечательно, что легендарный завод удалось возродить и буквально вдохнуть в него новую жизнь. Современные модели автобусов уже по-другому выглядят и в техническом смысле оснащены всем самым инновационным. Вот такие предприятия заставляют меня верить в отечественный автопром.

0
0
Ответить
Михаил Оренбург 03.07.2024

ЛиАЗ является одним из крупнейших предприятий по выпуску автобусов в России. На сегодняшний день завод успешно функционирует, создавая новые и модернизируя произведенные ранее модели. Кстати, хочется отметить, что предприятие изготавливливает автобусы, которые полностью соответствют современным стандартам.

0
0
Ответить
Марина Вологда 04.07.2024

Конечно, современные автобусы ЛиАЗ не имеют ничего общего с теми тесными, неудобными и плохо пахнущими автобусами прошлого. Для меня всегда всегда было невыносимой пыткой ездить на таком транспорте. С автобусами нового поколения это чувство дискомфорта уже и подзабылось.

0
0
Ответить
Фока 14.11.2024

Читая о ЛиАЗ, сразу вспоминаются времена, когда почти каждый автобус в нашем городе был именно этой марки. Интересно, как предприятие прошло через столько трансформаций и осталась на плаву. Смена профиля с лесохимии на машиностроение напоминает историю «Тойоты», которая начинала с текстильных станков перед тем, как стать автогигантом. Конечно, перенос производства с ЗИЛа сыграл ключевую роль в становлении ЛиАЗ как автобусного завода. Особенно впечатляет массовость производства ЛиАЗ-677 – более 194 тысяч единиц. Это сопоставимо с некоторыми успехами международных брендов в их начальные годы. Однако банкротство в 90-е годы и последующее возрождение благодаря «Группе ГАЗ» стали настоящим испытанием для завода. Это напоминает историю с «Фольксвагеном», который после войны тоже пережил трудные времена, прежде чем восстать из пепла. Сейчас, когда ЛиАЗ выпускает электробусы, это выглядит как шаг в будущее – так же, как и у многих европейских компаний, которые делают ставку на экологичность. Интересно будет увидеть, как они реализуют проект с водородным автобусом в 2024 году. Это направление уже стало трендом в мировой практике, и здорово, что ЛиАЗ не отстаёт. В целом, история ЛиАЗ – это пример того, как адаптация и стратегическое партнёрство могут вернуть былую славу и открыть новые горизонты.

0
0
Ответить
Кузьма 15.11.2024

Интересно наблюдать за тем, как ЛиАЗ прошёл путь от банкротства до одного из лидеров в производстве современных автобусов в России. Всегда считал их продукцию надёжной, а теперь, когда они делают ставку на электробусы, это вызывает ещё больше уважения. Надеюсь, что планы по выпуску водородных моделей также увенчаются успехом.

0
0
Ответить
Билял 16.11.2024

ЛиАЗ всегда удивлял своей способностью адаптироваться к изменениям рынка. Особенно приятно видеть, что после всех трудностей 90-х годов, предприятие смогло не только выжить, но и активно развиваться. Производство электробусов сегодня – это большой шаг вперёд для российского автопрома. Важно, чтобы и дальше не снижали темп и шли в ногу с мировыми трендами.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: