Автобус ЗИС-155
Советский автопром добился больших успехов, в том числе – в выпуске различных типов общественного транспорта. Включая самый массовый в виде автобусов. За годы и десятилетия существования СССР на первый план выходили разные модели. Сразу после Великой Отечественной войны был разработан ЗИС-155, который очень массово выпускался в течение 8 лет – с 1949 по 1957 год.
Оглавление
Легендарный статус транспортного средства подчеркивается неоднократным присутствием в различных фильмах и компьютерных играх. Поэтому имеет смысл рассмотреть историю создания, конструктивные особенности и технические характеристики автобуса ЗИС-155 более внимательно.
История появления автобуса, годы выпуска
При разработке ЗИС-155 учитывались основные проблемы предшественника, ЗИС-154. Вместо недоработанного дизельного двигателя использовался обычный бензиновый, а электрическая трансмиссия была заменена на механическую. Фактически, ЗИС-155 стал упрощенной версией ЗИС-154, который попросту опередил свое время и появился слишком рано.
Так как заложенные в нем смелые и оригинальные идеи не смогли быть реализованы на достойном техническом уровне. При этом кузов автобуса в значительной мере сохранился, как и общий дизайн. Что дало на выходе упрощенную версию ЗИС-154 – надежную, простую, долговечную и ремонтопригодную.
Еще одним важным прототипом рассматриваемого автобуса, как ни странно это звучит, грузовик ЗИС-150. Что объясняется переносом сразу нескольких агрегатов, например,двигатель и коробка передач. Работа над созданием нового транспортного средства стартовала сразу после войны. И была ускорена из-за очевидных проблем при эксплуатации ЗИС-154, который выпускался в течение 1946-1950 годов (общее количество составило всего 1 165 единиц).
Именно негативные результаты практического использования предыдущей модели автобуса Завода имени Сталина выступили главной причиной столь быстрого появления новой. Важно отметить, что в 1956 году ЗИС был переименован в ЗИЛ (Завод имени Лихачева), как и автобус – в ЗИЛ-155.
ВажноОбщее количество произведенных автобусов составило очень внушительную по тем временам цифру – 21 741 экземпляр. Многие из них успешно функционировали длительное время после прекращения выпуска, вплоть до середины 1960-х годов и даже позднее.
Известен случай нахождения на маршруте до 1991 года (то есть года распада Советского Союза). 10 автобусом сохранились до настоящего времени, пусть и в разном техническом состоянии.
Большая часть ЗИС-155 эксплуатировалась на территории Советского Союза, причем около 8% от общего числа - непосредственно в Москве. Хотя относительно небольшие партии автобусов были поставлены за границу в следующие страны: Польша, Китай, ГДР, Монголия и Афганистан.
Активная эксплуатация автобуса в течение двух послевоенных десятилетий привела к частому появлению ЗИС-155 в кино. Например, его можно встретить в таких популярных кинофильмах как «Девушка без адреса» (режиссер – Э. Рязанов, 1956 год выпуска), «Человек родился» (В. Ордынский, 1956), «Сын» (Ю. Озеров, 1955) и многих других.
Популярность автобуса стала причиной его присутствия в компьютерной игре жанра транспортная и экономическая стратегия Workers&Resources: SovietRepublic, где ЗИС-155 используется в качестве одного из главных транспортных средств для перевозки пассажиров в своем временном отрезке. Основанием для прекращения производства стало разработка на предприятии более современной и вместительное версии автобуса.
Она вполне логично получила название ЗИЛ-158, так как два предыдущих порядковых числа были заняты другими моделями транспортных средств, выпускаемых на заводе (включая не менее легендарный грузовик ЗИЛ-157, произведенный в количестве 797 934 единиц – вместе со всеми модификациями).
Описание
ЗИС-155 представляет собой городской автобус с цельнометаллическим кузовом, колесной формулой 4 на 2 и двумя пассажирскими дверями. Его вместительность составляла 50 пассажиров при 28 сидячих местах. Автобус можно смело назвать универсальным, так как он активно использовался не только на внутригородских, но и на пригородных маршрутах, особенно – с высоким пассажиропотоком.
Отдельно стоит отметить наличие междугородной модификации, предусматривающей комплектование салона 15 креслами, аналогичными по характеристикам самолетным. Такой формат автобуса использовался, например, для перевозки пассажиров по маршруту Москва-Симферополь, длина которого составляет 1 399 км.
Как было отмечено выше, прототипами ЗИС-155 стали: другой автобус ЗИС-154 и грузовик ЗИС-150, выпущенные на том же заводе. Новая модель транспортного средства вполне логично объединила основные конструктивные решения предшественников, главными из которых выступают такие:
- Вагонная компоновка цельнометаллического кузова, который имел в длину 8,26 метра, что позволяло отнести его к классу больших (по стандартам тем лет).
- Прочная рама (ее роль выполняло мощное стальное основание), на которую монтировался обшитый стальным листом пространственный каркас. Аналогичная или очень похожая конструкция применялась на ЗИС-154, а также на трамвае МТВ-82 и троллейбусе МТБ-82 – она была перенята с небольшим творческим переосмыслением у американских довоенных машин.
- Стильный и узнаваемый дизайн, в значительной степени заимствованный у ЗИС-154 и несколько доработанный в сторону большей яркости и привлекательности (и здесь были использованы западные наработки в виде популярной стилистики YellowCoach, принятой в середине 30-х годов в США).
- Классический вариант с двумя пассажирскими дверьми и дополнительной – третьей – дверью для водителя, расположенной с противоположной стороны автобуса.
- Традиционная для советских автобусов компоновка со смещенным вправо двигателем и расположенным под углом карданным валом (это было необходимо для высвобождения достаточного пространства под водительское место).
- Установка и использование генератора переменного тока, что было сделано в советском автопроме впервые. Перечисленные выше конструктивные и инженерные решения сложно назвать революционными по сегодняшним меркам.
Но для середины прошлого века и страны, которая тратила огромные усилия и ресурсы для восстановления после войны, ЗИС-155 стал отличным способом хотя бы на время решить проблемы с организацией городских пассажирских перевозок. Причем сделать это быстро и с минимальным уровнем сопутствующих издержек.
Технические характеристики ЗИС-155
Немалую роль в успехе автобуса ЗИС-155 сыграли вполне достойные технические характеристики транспортного средства. Машина уступала подавляющему большинству зарубежных аналогов по значительной части показателей (например, комфортности или вместимости), но была вполне конкурентоспособна сразу по нескольким важным параметрам.
Включая надежность, ремонтопригодность, экономичность в эксплуатации и т.д. Ряд наиболее важных технических характеристик транспортного средства приводится ниже в наглядной табличной форме.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Длина салона автобуса ЗИС-155, мм | 8260 |
Колесная база, мм | 4000 |
Мощность бензинового двигателя, л. с. | 95 |
Максимальная скорость, км/ч | 65 |
Полная масса транспортного средства, т | 9,9 |
Вместимость, пассажиров | 50 |
Количество сидячих мест | 28 |
Количество дверей для пассажиров | 2 |
Двигатель
Как было указано ранее, ЗИС-155 комплектовался тем же двигателем, что и грузовой автомобиль ЗИС-150. Речь идет о 6-цилиндровом бензиновом силовой агрегате объемом 5,56 литров, расположенном в передней части транспортного средства. Он обозначался как ЗИС-124 и выпускался в Ярославле. Его прототипом, что характерно для большей части продукции советского автопрома тех лет, выступил американский двигатель Hercules, выпуск которого стартовал еще в конце 1920-х годов.
Силовой агрегат неоднократно дорабатывался с учетом специфики и потребностей автопроизводителей СССР. Что дало на выходе появление ЗИС-124 и нескольких других модификаций. Причем каждая следующая из них все меньше походила на исходный вариант бензинового карбюраторного двигателя.
Мощность силовой установки автобуса сложно назвать очень высокой, так как она составляла всего 95 л. с. Хотя этого вполне хватало, чтобы развивать скорость в пределах 65 км/ч и обеспечивать вращение рабочего вала на уровне 2 800 об/мин.
Устройство ходовой
Основу ЗИС-155 составлял несущий цельнометаллический кузов. К нему крепились все остальные узлы и конструктивные элементы транспортного средства, включая образующие ходовую часть. Колесная формула автобуса была самой традиционной на тот момент времени – две оси и четыре колеса с одним ведущим мостом.
ЗИС-155 комплектовался пневматической тормозной системой. На автобус устанавливалась пятиступенчатая коробка передач, полностью позаимствованная у ЗИС-150. Все остальные решения в части устройства ходовой части транспортного средства были самыми традиционными для того времени. Поэтому не заслуживают отдельного описания.
Варианты и модификации
Характерной особенностью ЗИС-155 выступает отсутствие большого количества модификация, что является обычным явлением для настолько массовых моделей автотранспорта. Подавляющее большинство произведенных автобусов можно отнести к базовому варианту.
Одна из модификаций – для междугородних пассажирских перевозок – была описана ранее. Ее главным отличием от типовой выступает установка 15 сидячих мест самолетного типа.
Стоит отметить еще две модификации рассматриваемого автобуса. Одна представляет собой автопоезда из ЗИС-155 с прицепами, которые использовались в Москве. Другая – ПТС или передвижные телевизионные станции, которые также использовали в качестве базы данную модель автобуса.
Заключение
ЗИС-155 – самый массовый советский автобус в течение двух десятилетий после войны, то есть вплоть до второй половины 1960-х годов. Общее количество выпущенных единиц техники составило 21 741 штук.
Среди главных достоинств автобуса необходимо выделить: надежность, простоту конструкции, долговечность, экономичность и ремонтопригодность. Из недостатков: сравнительно невысокий комфорт (и водителя, и пассажиров), необходимость частого переключения передач, слабое отопление салона и т.д. Некоторые из машин сохранились в относительно исправном состоянии до настоящего времени. Хотя купить автобус ЗИС-155 вряд ли получится, так как практически все они находятся в различных коллекциях.
- Где заказать автобус для перевозки детей
- Что удобней - автобус или маршрутная Газель?
- Пассажироперевозки автобусом
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Городской автобус Зил/Лиаз-158 — самый массовый в 60-70 годы
- Автобус ЗИС-155
В те времена автобус ЗИС-155 считался техническим прорывом, так как альтернатив для перевозки людей в сравнительно комфортных условиях не было на территории СССР. Эти автобусы ставили на рейсы в больших городах и так решали проблемы с пассажиропотоком. Сейчас же нам все кажется в диковинку.
Мне в силу возраста автобус ЗИС застать не довелось. Но из описания могу легко предположить, что это транспортное средство было надёжным, выносливым и удобным. Что неудивительно! В Советском Союзе всё делалось на совесть и качественно.
Да уж, это сейчас такие автобусы вызывают улыбку и умиление. А для своего времени это было отличное транспортное средство: крепкое и функциональное. И совершенно закономерно, что по прошествии многих лет, отслужив свой срок, такие машины становятся объектом внимания коллекционеров.
Автобус как говорится с душой, посчастливилось в 2022 году покататься на таком в качестве пассажира в Питера, была ретро-выставка и катали некоторых участников) Запах в салоне, звук двигателя, некий кайф в общем) Хоть и пишут, что он некомфортный, но мне было неплохо, возможно из-за того, что поездка длилась недолго)
Конечно, у советского автобуса ЗИС-155 не было того комфорта и шика, к которому привыкли современные пассажиры, но тем не менее это был вполне себе добротный и качественный транспорт. Автобус использовался как для городских, так и для пригородных пассажирских перевозок, и надо заметить, со своей задачей справлялся весьма успешно.
Хорошая статья. Вот могли же производить по-настоящему стоящую автотехнику. Автобус смотрится отлично, прямо конфетка. Почему же сейчас выпуск хороших машин так буксует?