JCB Hydradig – экскаватор принципиально новой конструкции. Или не совсем новой?
Если поинтересоваться мнением ведущих специалистов в данной отрасли, то любой из них скажет, что в конструкции колесных экскаваторов не может быть никаких революционных прорывов. По крайней мере, на сегодняшний день. Техника ведущих мировых производителей, к которым «тянутся» и остальные, вобрала в себя практически все достижения передовой научной мысли. В результате, имеем ситуацию, при которой новые модели, во множестве сходящие с конвейеров, разнятся между собой, в основном, габаритными размерами. Да еще, пожалуй, компонентами машин, которые используются при их изготовлении. Отличие по параметрам чаще всего небольшое. У кого-то мощнее мотор, чья-то кабина поворачивается с меньшим радиусом, где-то движок потребляет меньше солярки. Все это не существенно.
Неужели прорыв?
И вот, казалось бы, британская фирма JCB, наконец-то сказала новое слово в конструкции колесных землеройных аппаратов. Их новинка Hydradig под индексом 110W, показанная сравнительно недавно (точнее – на выставке Баума 2016), имела непривычную для данного вида спецтехники компоновку. Дебют получился громким, журналисты добросовестно разнесли весть по всему миру. На самом же деле, если разобраться как следует, то окажется, что имеет место всего лишь очередное подтверждение известной пословицы о том, что все новое – это всего лишь давно забытое старое.
Стандартная компоновка всех колесных экскаваторов предполагает размещение мотора за операторской кабиной или сбоку от нее. На Hydradig 110W инженеры JCB поставили движок вместе с баком для топлива прямо на раму. В итоге, кабина уменьшилась до такой степени, что при повороте перестала выступать за габариты. Т.е., радиус получился минимальный. Если к этому добавить, что крейсерская скорость 110W по паспорту выросла до 40 км / ч, то восторг посетителей выставки вполне объяснимый. Революционное новшество – налицо. Определенно, сказано новое слово в машиностроении.
Komatsu и Mecalac
На самом же деле, ситуация выглядит несколько иначе. В 90-х годах ХХ века на рынке появился японский Komatsu PW128UU-1. У этого колесного экскаватора топливный бак и двигатель были опущены ниже плоскости поворотного круга. В результате, поворотный радиус оказался предельно малым, а скорость движения при переезде на новое место работы почти дошла до невероятных 50 км/ч.
В нулевые годы французская Mecalac занялась проектированием нестандартных колесных экскаваторов. Их компоновка отличалась от машин других компаний. В итоге, к 2016 году появилась серия MWR. В ней было четыре модели, каждая из которых отличалась минимальным радиусом поворота кабины, значительной транспортной скоростью и небольшими габаритными размерами. Правда, в отличие от инженеров Komatsu, французы поставили на шасси машины один лишь топливный бак. Перенести на раму еще и мотор они не решились. Тем не менее, результат оказался настолько превосходным, что Mecalac получил за свою работу награду Bauma Innovation Award 2016.
Описание и технические характеристики
Сравнительные технические характеристики Komatsu PW128UU-1 / Mecalac 11 MWR / JCB Hydradig 110W (прочерк – нет данных):
- Длина, м: 5,92 / 4,84 / 5,899
- Ширина, м: 2,48 / 2,50 / 2,42
- Высота, м: 3,24 / 3,072 / 2,998
- Масса, тн: 11,1 / 11,0 / 11,457
- Мощность, л.с.: 82 / 55 / 81
- Объем ковша, куб. м.: 0,50 / 0,57 / 0,31
- Глубина копания, м.: 4,66 / 3,80 / 4,41
- Высота погрузки, м: - / 8,0 / 8,795
- Радиус копания, м: - / 7,5 / 8,02
- Крейсерская скорость, км/ч: 49,5 / 40,0 / 40,0
Не трудно заметить, что почти по всем параметрам, цифры у этих троих – одного порядка.
На Hydradig 110W поставили 81-сильный мотор EcoMAX. Толщина противовеса не превышает 120 мм. Остекление сделано предельно низко. Благодаря двум последним факторам, оператор хорошо видит зону вокруг машины до уровня земли.
110W обладает и другими преимуществами. Боковая устойчивость – лучшая в этом классе. Так что, при повороте кабины, можно спокойно работать, без риска перевернуться. Есть довольно прочное прицепное устройство. Его тяговая мощность равна 3,5 тонны, чего вполне достаточно для прицепа с дополнительным оборудованием. Наличие тилт-ротатора превратило Hydradig в универсал. Его ковш теперь может вращаться, как запястье человеческой руки. Высокая транспортная скорость делает «сто десятый» незаменимым в тех случаях, когда надо быстро перебрасывать экскаватор с одного объекта на другой. Например, если он задействован для ликвидации аварий.
Заключение
Так что же можно сказать о JCB? Нет, британцы, конечно, молодцы, никто не спорит. Просто, давайте называть вещи своими именами. Их инженеры не создали ничего принципиально нового. Они «всего лишь» на традиционно высоком уровне реализовали идею, которая носилась в воздухе более двух десятков лет. Это, между прочим, тоже немало.
- Нужен экскаватор в аренду.
- Работа экскаватора
- Эксплуатация экскаваторов JCB
- Платформа для перевозки экскаватора
- Экскаватор или траншеекопатель
- JCB Hydradig – экскаватор принципиально новой конструкции. Или не совсем новой?
- Что спрятано в шасси нового колёсного экскаватора Hydradig 110W
Сама инженерная идея прикольная. машина может творить чудеса. Скорее всего будет недооценена нашей строительной отраслью. логика проста-купить 3-ку (она я думаю дешевле раза в два будет) и пусть машинист на ней вы....ывается как умеет.
Для пользователя собой разницы нет, насколько новым является техническое решение. Главное в том, что экскаватор-новинка обладает отличными характеристиками, может обеспечить высокую производительность.
Думаю, что внедрение принципиально новых идей и вправду уже маловероятно, ведь придумано все, что только можно, некоторое из этого на грани фантастики. Но все фантастические новшества требуют доработки, а доработку, судя по всему, инженеры из JCB, выполнили на "ура". И над такими казалось бы, мелочами, как низкое остекление, тоже подумали.
Честно говоря, когда впервые услышал о JCB Hydradig 110W, подумал, что это действительно нечто революционное. Но, как выяснилось, это скорее адаптация давно известных решений, чем что-то по-настоящему инновационное. Вспоминается Komatsu PW128UU-1, который еще в 90-х сделал аналогичные шаги с уменьшением радиуса поворота и увеличением скорости. В то время это выглядело как прыжок в будущее. Тем не менее, нельзя не признать, что JCB удалось создать машину, которая привлекает внимание и предлагает отличные параметры для современных условий. Особенно радует высокая боковая устойчивость и наличие тилт-ротатора, что делает экскаватор более универсальным. Если сравнивать с Mecalac, то французы тоже немало сделали для развития компактности и маневренности. Тем не менее, JCB нашел способ выделиться, даже если это и не прорыв. В любом случае, Hydradig 110W — это шаг в правильном направлении, и такие улучшения всегда полезны для рынка спецтехники.
Интересная информация. Конечно, JCB Hydradig 110W не стал революцией, но все же приятно видеть, что производители продолжают искать пути для улучшения. Это пример того, как старые идеи могут получить второе дыхание. Особенно если учесть, что Hydradig обладает такими преимуществами, как высокая скорость и универсальность.
Отличная статья! На самом деле, я тоже заметил, что JCB Hydradig 110W напоминает старые разработки Komatsu и Mecalac. Однако стоит отдать должное британцам за то, что они смогли адаптировать и улучшить эти идеи. Особенно впечатляет боковая устойчивость и транспортная скорость. Это действительно делает модель уникальной в своем классе.