Автобус КАВЗ-3976
Автобус Кавз-3976 — пассажирский транспорт средней вместительности, предназначенный для транспортировки пассажиров внутри города и между населенными пунктами.
Оглавление
За 29 лет выпуска прошел множество модернизаций и имеет свыше десятка модификаций, отличающихся кузовом, двигателем, ходовой частью и другими особенностями. Использовался во многих регионах РФ и странах СНГ, отличался высокой надежностью и оптимальными характеристиками
История создания автобуса КАвЗ – 3976
В конце 1980-х специалисты завода Кавз приступили к созданию обновленной версии уже устаревшей на тот период модели «3270». В результате проделанной работы в 1989-м появился автобус «397620» с карбюраторным 120-сильным силовым агрегатом. Впоследствии мощность была увеличена до 125 лошадиных сил.
ВажноЗа годы производства было выпущено множеств модификаций, в том числе удлиненная версия, вариант для перевозки детей, полноприводный автобус и т. д. С позиции двигателя на транспорт устанавливались дизельные, бензиновые и газовые версии отечественных и зарубежных производителей.
В последние годы автобусы Кавз имели множество отличий от первых вариантов. Так, после внесения изменений в действующие нормы были запрещены стоячие пассажиры, а спереди предусматривалось не больше четырех мест для сидения.
Это сделано для того, чтобы открыть свободный доступ к аварийной дверце сзади. По этой причине в меньшую сторону пришлось изменить вместительность.В завершение выпуска стали выпускаться модели 4х4, отличающиеся улученной проходимостью и индивидуальной маркировкой.
Полное прекращение изготовления датируется январем 2008-го. Причиной стал тот факт, что КАВЗ-3976 стал уступать новым моделям автобусов с более современными технологиями и экологическими характеристиками. Общее количество выпущенных машин составляет около 450 000 единиц.
Класс автобуса, область использования
На момент выпуска автобус обладал современными для того времени техническими характеристиками, такими как комфортабельный салон, удобство для водителя и пассажиров, надежность и экономичность. Вместимость автобуса составляла около 20 пассажиров, включая сидячие и стоячие места.
Сфера применения автобуса Кавз-3976:
- Городские маршруты. Перевозка пассажиров в пределах города или на пригородных маршрутах.
- Междугородние маршруты. Благодаря характеристикам, автобусы активно использовались для перемещения на средние расстояния.
- Школьные и корпоративные перевозки. Транспорт активно применялся для перевозки школьников, студентов и сотрудников предприятий на мероприятия или в учебные заведения.
- Машина для организаций. Модель использовалась государственными и коммерческими организациями для организации транспортной инфраструктуры или перевозки сотрудников.
Характеристики автобуса Кавз-3976 обеспечивают универсальность техники и возможность ее использования в различных сферах, связанных с пассажирскими перевозками.
Распространенные модификации Кавз-3976
За время выпуска Курганским автозаводом было создано множество модификаций, которые отличались конструкцией, вместительностью, двигателем и т. д. К основным версиям стоит отнести:
- 39761 — работает на газе;
- 39762 — оптимизированная версия с мотором ЗМЗ-513.10;
- 39763 — автобусс дизелем, выпущен в 1996-м на базе Газ-3309;
- 39765 — вариант с более длинной колесной базой (4.55 м), вместительность пассажиров сначала 28, а потом — 22;
- 39766 — версия 4х4 на базе Газ-3308, годы выпуска — 2004-2005;
- 39767 — ТС с базой 4.55 м, комплектуется дизелем ММЗ-245.7;
- 39768 — модель с японским 138-сильным мотором HINO-W04CT, производилась под заказ;
- 39769 — версия автобуса Кавз с размерами,которые превышают стандартные. Колесная база до 5.44 м, выпускалась с начала 1990-х. Вмещала 34 человека. В серию автобус не вышел из-за проблем с шасси;
- 3976-01 — автобус для эксплуатации в условия Севера, имеет улучшенное остекление и утепление, дополнительные нагревательные установки;
- 3976-012 — модель для эксплуатации в условиях гор, комплектуется тормозом-замедлителем, работающим в комплексе с карданом. Пассажирские кресла имеют ремни безопасности, а подвеска — две пары амортизаторов телескопического типа;
- 3976-014 — модель для 4 пассажиров и 2000 кг груза;
- 3976-016 — модификация с улучшенным салоном, отличается большим комфортом за счет установки кресел с приподнятными подголовниками;
- 3976-018 — версия для эксплуатации в условиях теплого климата, имеет улучшенную защиту от попадания внутрь тепла, а также тонировку на стеклах;
- 397653 — школьный автобус.
Выше приведен лишь небольшой список модификаций автобуса, который на практике намного шире. Причиной такой активности разработчиков была популярность модели и ее активное применение в РФ и странах СНГ.
Технические характеристики
Перед изучением мотора и подвески кратко рассмотрим технические характеристики автобуса Кавз-3976:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Полный вес, т | 5,87 |
Размеры (ДхШхВ), м | 6.915х2.38х2.38 |
Колесная база, м | 3,77 |
Вместительность | 28 человек |
Передняя / задняя колея, м | 1,63 / 1,69 |
Кресел для сидения | 20+1 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Класс экологичности | Евро-2 |
Мотор | ЗМЗ-513.10, 125 л. с |
Двигатель
Основная версия КАВЗ-3976 оснащалась ДВС типа ЗМЗ-513.10, производимого Заволжским Моторным Заводом. Дизельный силовой агрегат имеет V-образную компоновку с 8-ю цилиндрами и рабочим объемом 4,25 л. Развивает мощность около 125 лошадиных сил и крутящий момент порядка 294 Н*м.
ЗМЗ-513.10 обладает надежностью и экономичностью. Благодаря этим характеристикам, двигатель использовался на автобусах, используемых для городских и пригородных маршрутов. Расход топлива на 100 км при движении со скоростью 60 км/ч составляет около 22.8 л.
На различных модификациях устанавливались и другие модели ДВС, такие как ММЗ Д-245.7 Е2, Газ-5441, Д-245.7Е2, Хино W04 и т. д. При выборе мотора производитель учитывал количество пассажиров и сферу применения.
Трансмиссия и ходовая
Автобус КАВЗ-3976 использовал механическую трансмиссию от ГАЗ-3307, обеспечивающую передачу крутящего момента от двигателя к колесам. Она представляла собой пятиступенчатую МКПП с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой. Это позволяло водителю осуществлять плавное и точное переключение передач при движении автобуса.
Ходовая часть адаптирована для использования в условиях пассажирских перевозок. Автобус имеет рамную конструкцию и колесную формулу 4x2, что обеспечивало хорошую управляемость и устойчивость на дороге. В некоторых версиях предусматривалась формула 4х4 с лучшей проходимостью.
Передняя подвеска представляет собой независимую систему с продольными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя выполнена на базе висячих полуэллиптических рессор и амортизаторов, что обеспечивает комфортное движение по различным дорожным условиям. Тормозная система автобуса включала в себя гидравлические тормоза с пневмоприводом и вакуумным усилителем.
Число дверей и пассажировместимость
КАВЗ-3976 имеет одну пассажирскую дверь, которая располагается справа от водительского места и служит для входа и выхода. Такая конфигурация характерна для многих среднеразмерных автобусов, предназначенных для городских и пригородных маршрутов.
Пассажировместимость автобуса КАВЗ-3976 составляет 28 человек, включая сидячие и стоячие места. Количество кресел может варьироваться в зависимости от конкретной модификации автобуса, но обычно составляет порядка 20. Как уже отмечалось, в некоторых версиях вместительность пассажиров была увеличена до 32 кресел.
Рабочее место водителя КАВЗ – 3976
Место водителя разработано с учетом эргономики и комфорта. Базовые элементы:
- Сиденье. Эргономичное, регулируемое, позволяет водителю подобрать оптимальную позицию для управления автобусом, снижает усталость во время долгих поездок.
- Приборная панель. Имеет необходимые индикаторы и контрольные лампы, которые информируют о состоянии автобуса и его систем. Среди них спидометр, тахометр, индикаторы уровня топлива и температуры двигателя автобуса Кавз, контрольные лампы зарядки аккумулятора, сигнализаторы тормозной системы и т.д.
- Контрольные элементы. На рабочем месте доступны переключатели и кнопки для управления системами, такими как свет, стеклоочистители, обогрев зеркал, пневматические двери и т.д.
- Зеркала заднего вида. Обеспечивают хороший обзор водителю, позволяют безопасно маневрировать и парковать автобус.
- Вентиляция и обогрев. Позволяет поддерживать комфортную температуру в салоне и предотвращать запотевание стекол.
Рабочее место разработано с акцентом на безопасность и комфорт, что делает модель автобуса удобной для эксплуатации.
Комфорт в салоне
Внутренняя часть разрабатывалась с учетом комфорта пассажиров, но по наполнению, конечно, уступает современным автобусам. Главные моменты:
- сиденья имеют мягкую обивку и подлокотники, что обеспечивает относительный комфорт во время поездки;
- вентиляция и отопление салона позволяют поддерживать комфортную температуру и предотвращать запотевание стекол в холодную погоду;
- достаточное количество светильников обеспечивают хорошее освещение, что улучшает видимость внутри автобуса;
- прозрачные окна гарантируют хороший обзор и позволяют пассажирам наслаждаться видами по пути следования;
- широкий проход между рядами упрощает перемещение пассажиров внутри салона, облегчает посадку и высадку;
- ручки и поручни, установленные над сидениями и вдоль прохода, дают дополнительную безопасность для пассажиров.
Автобус не может сравниться по уровню комфорта с современными автобусами, но его салон предоставляет оптимальный уровень комфорта для пассажиров при движении по городским и пригородным маршрутам.
Итоги
Кавз-3976 был популярным и надежным транспортным средством на российских дорогах в 1990-х и 2000-х годах. Он обеспечивал достаточный уровень комфорта и функциональности для эксплуатации на небольших маршрутах. При этом цена автобусов Кавз позволяла закупать машины десятками и обеспечивать стабильный пассажиропоток.
- Где заказать автобус для перевозки детей
- Что удобней - автобус или маршрутная Газель?
- Пассажироперевозки автобусом
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Автобус КАВЗ-3976
По комфорту этот автобус, навряд ли очень удобный, но вот в надёжности его я не сомневаюсь. Нужно всего лишь следить за его техническим состоянием и своевременно менять жидкости. Дизайн автобуса, как по мне, практически вечный и не устаревающий. Мне нравится.
Автобус моего детства. Думала, что их сняли с производства, так как давно не видела на дорогах. А оказывается, нет, еще производят. Конечно, модели усовершенствуются и дополняются новыми техническими возможностями, дабы соответствовать нынешним требованиям, поэтому и не узнала даже если и видела.
О, здесь каждый читающий детство вспомнил) Сама ездила на таком к бабушке в деревню на каникулы лет 10 подряд, а потом еще лет 10 после. Сейчас уже почти нет тех - самых первых моделей и скоро они станут раритетом. Но не нужно грустить о прогрессе. Я за комфорт и удобство, а старенький КАВЗ-3976 пусть нам в кино показывают.
Знаменитый КАВЗ не сдает позиции, проходит очередную модернизацию. Вот что значит надежность, качество сборки, ремонтопригодность. Техника универсальная, где только не использовалась. Помню времена, когда на КАВЗиках возили пассажиров, школьников, бригады строителей. Есть машины комфортнее, но по цене отечественный транспорт не имеет конкурентов.
КАВЗ накрылся медным тазом,как и тысячи других заводов по России.
Мне доводилось видеть такие автобусы лишь на улицах небольших провинциальных городов. И было все это, наверное, лет двадцать назад. Кажется, с тех пор даже в провинции их вытеснили более современные модели автобусов. Или все-таки они еще где-то ездят?
Действительно, пассажирский автобус Кавз-3976 был популярным и надежным транспортным средством в Советском Союзе. Сборка и все детали производились в стране на высоком качественно уровне. И даже сейчас в некоторых регионах России можно встретить Кавз-3976.
Очень крутая тачка! По комфорту, конечно, не сравнится с современными, НО зато какая уютная! Вот сидишь в ней и погружаешься в ту самую атмосферу СССР, вспоминаешь тот самый квас... Эх, вот бы сейчас на такой прокатиться!
Интересно было причитать историю развития такого автобуса КАВЗ. Много раз видел его на улицах своего города. Даже ездил на нем в качестве пассажира на междугородном рейсе. Конструктора хорошо постарались сделав такую хорошую машину. Она может стать легендой автопрома.