Автобус Кубань
Автобусы Кубань производились с 1962 по 2001 год на «Краснодарском автобусном заводе». Построены на шасси грузовых автомобилей ГАЗ-51, 52, 53 и имели вместимость от 17 до 30 пассажиров. Машины были не были очень комфортными и не отличались высокой надежностью, но привлекали дешевизной и доступностью.
Оглавление
Ниже разберемся, как появился и развивался автобус, какие этапы прошел. Выделим технические характеристики и модификации популярной модели. Отдельно поговорим о двигателях, устройстве ходовой и кабине.
История появления автобуса, годы выпуска
Эпоха автобуса Кубань началась в 1958-м, когда в Краснодаре был основан автобусный завод. В первые годы он выпускал автобусы на шасси импортных автомобилей, но уже в 1962-м была разработана собственная модель, получившая название Кубань.
Первая версия автобуса продавалась с деревянным каркасом на шасси ГАЗ-51А. Она вмещала 17 пассажиров и была рассчитана на междугородние перевозки. В 1963-м появилась более совершенная модель с цельнометаллическим кузовом. Автобус имел вместимость 20 пассажиров и был рассчитан на перевозки внутри города.
В дальнейшем стали появляться модификации с более усовершенствованными моторами, улучшенной отделкой салона и новым оформлением. Также разработчики сумели увеличить вместительность и таким способом сделать транспорт более привлекательным для заказчиков. В 1976-м выпущена модель с вместимостью до 25 пассажиров.
В 1978-м автобус прошел модернизацию и получил более современную тормозную систему. Была изменена приборная панель, которая стала более удобной для водителя и получила современные возможности.
В 1993-м завод стал частью концерна Аврон, а в 1994-м получил название «Авто Кубань». В 1997-м производство пришлось ограничить, а спустя год появился последний автомобиль. Полная ликвидация завода пришлась на 19 декабря 2001 года.
Описание автобуса Кубань
Рассматриваемая модель пользовалась спросом в СССР. Автобусы Кубань из Краснодара были недорогими и простыми в эксплуатации, что делало их доступными для многих предприятий и организаций. Они использовались для междугородних, городских и пригородных перевозок.
Автобус имеет классический дизайн для техники того времени. Кузов изготовлен из цельного металла. Передняя часть автобуса оснащена прямоугольной решеткой радиатора, фарами и круглыми указателями поворота. Боковые части оснащены удобными окнами и молдингами. Сзади предусмотрены двери и стоп-сигналы.
Салон автобуса имеет простую отделку. Кресла изготовлены из дерева или пластика. Имеют простую конструкцию и не отличаются особым комфортом. Расположены в два ряда, по 17-25 штук в каждом. Между рядами сидений расположены проходы шириной 50-60 см.
Водительское место оборудовано рулевым колесом, рычагом переключения передач, педалями и приборной панелью. Последняя включает в себя спидометр, тахометр, указатели уровня горючего и температуры антифриза, а также контрольные лампы.В кабине также располагались различные полки и ящики для хранения личных вещей.
Багажное отделение находится в задней части салона. Имеет объем от 1 до 2 кубических метров. Сюда можно загружать ручную кладь и багаж пассажиров. В автобусах зачастую устанавливалось дополнительное оборудование: кондиционер, печка, радио, откидные столики, поручни и багажные полки.
Плюсы:
- доступная цена;
- простота в эксплуатации;
- удобная планировка салона;
- достаточная вместительность.
Минусы:
- невысокая надежность;
- небольшой срок службы;
- посторонние шумы и вибрации.
ВажноВ целом, автобусы Кубань не отличались надежностью и комфортом. Первые модели имели деревянный каркас, который со временем гнил и рассыхался. Кроме того, пользователи жаловались на шумность и вибрации.
Несмотря на эти недостатки, техника сыграла важную роль в развитии пассажирского транспорта в СССР. Кубань считался одним из самых распространенных автобусов в стране, что подтверждалось активными продажами и долгим временем выпуска.
Технические характеристики
При рассмотрении техники стоит выделить технические характеристики автобуса Кубань. К основным стоит отнести следующие:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Год выпуска | 1962 |
Класс | междугородный, городской, пригородный |
Кузов | цельнометаллический, вагонной компоновки |
Шасси | ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53 |
Двигатель, л.с. | от 75 до 125 |
Трансмиссия | механическая, 4 или 5 передач |
Ходовая часть | зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах |
Габариты (ДхШхВ), м | 6,1х2,5х2,8 |
Колесная база, м | 3,3 |
Колея, м | 1,4 |
Вместительность | 30 пассажиров |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Расход топлива, л / 100 км | 23-25 |
Багажное отделение, куб. м | от 1 до 2 |
Двигатель
Первые автобусы Кубань оснащались двигателем ГАЗ-51. Это был 4-цилиндровый бензиновый моторобъемом 3,5 литра и мощностью 75 л.с. ДВС устанавливался на автобусы Кубань в 1962-1963 годах.
Впоследствии появились более мощные бензиновые двигатели автобуса Кубань объемом 4,4 л и мощностью 92 л. с., а потом и 115 «лошадей». На версии Г1А1 устанавливались ДВС ЗМЗ-511и ЗМЗ-53.
В последнем случае речь идет о 8-цилиндровом бензиновом моторе, имеющем объем 4.25 л. Его степень сжатия составляет 6.7 к 1, а мощность — 84.6 л. с. Диаметр цилиндра и поршневой ход составляют 9.2х8 см.
Устройство ходовой
Кузов рассматриваемой машины цельнометаллический, сварной. Состоит из двух частей: несущей рамы и обшивки. Первая сварена из стальных профилей, а вторая выполнена из стальных листов, которые крепятся к несущей раме.
Шасси автобуса Кубань состоит из следующих основных элементов:
- рама: сварная, из стальных профилей;
- двигатель: установлен в передней части рамы.
- трансмиссия;
- ходовая часть: зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах;
- тормозная система: пневматическая, с барабанными тормозами на всех колесах.
Рулевой механизм состоит из рулевого колеса, вала, редуктора и рулевых тяг. Руль соединен с валом, который вращает редуктор. Последний преобразует крутящий момент в поступательное движение тяг, а те поворачивают колеса.
Подвеска автобуса Кубань зависимая, выполнена на продольных полуэллиптических рессорах. Спереди она оснащена телескопическими амортизаторами, а сзади — реактивными штангами. Особенности — простота конструкции, способность работать в различных условиях эксплуатации и плавность хода. Минусы — отсутствие стабилизатора и недостаточная энергоемкость.
Тормозная система пневматическая, с барабанными тормозами на всех колесах. Привод состоит из пневмокомпрессора, ресивера, тормозных цилиндров и колодок. Стояночный тормоз является барабанным и трансмиссионным, построен на механическом приводе. Шины имеют размер от 240 до 508 (8.25-20).
Варианты и модификации автобуса Кубань
Автобус Кубань выпускался в различных вариантах и модификациях, которые отличались друг от друга двигателями, трансмиссиями, ходовой частью и салоном (вместительностью пассажиров).
Наибольший интерес представляют следующие модификации:
- Парикмахерская на базе Г1А12. Внутри было рабочее место для парикмахера, имеющее полный набор оборудования для работы: столик, раковина, инструменты, розетка на 220 В и другое. Планировалось, что автобус будет использоваться для выезда в удаленные регионы и предоставления услуг населению.
- Г1Б1 — передвижная библиотека. Оборудован специальной аппаратурой для хранения и выдачи книг. В салоне располагались стеллажи с книгами, а также столы и стулья для посетителей. Автобус использовался для обслуживания регионов, где не было стационарных библиотек.
- Г1К1 — автоклуб. Внутри находилось специальное оборудование для проведения культурно-массовых мероприятий. В салоне располагались сцена, звуковое и световое оборудование. Машина подходила для организации концертов, спектаклей, кинопоказов и других мероприятий.
- Г1М1 — передвижной краеведческий музей. Оборудован специальной аппаратурой для хранения и демонстрации экспонатов. В салоне предусмотрены витрины, а также столы и стулья для посетителей. Техника активно применялась для проведения экскурсий и выставок.
- Г1Л1 — передвижная книжная лавка. Внутри установлено специальное оборудование для продажи книг, а также стеллажи и касса. Это позволяло использовать технику для продажи книг в сельских и отдаленных районах.
Модификации автобуса Кубань, предназначенные для культурных и образовательных целей, сыграли важную роль в развитии этих сфер СССР.
Они способствовали повышению уровня культуры и образованности населения, а особенно в сельских и отдаленных районах. Кроме рассмотренных выше версий, выпускались экспериментальные автобусы с кузовами вагонного типа, дизельными моторами, газобалонным мотором и стеклопластиковым кузовом.
Заключение
Кубань были достаточно распространенными и популярными автобусами в СССР. Они использовались для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния.Отличались простотой и надежностью, что способствовало их распространению.
Всего было выпущено около 112,5 тысяч автобусов Кубань. Наибольший выпуск пришелся на 1970-е годы. В этот период было произведено около 70 тысяч автобусов, а в 1989-м на свет появилась 100-тысячная модель.
Техника активно использовались в различных регионах СССР. Были распространены в сельской местности, где использовались для перевозки пассажиров на короткие расстояния. После завершения выпуска завод перешел на изготовление микроавтобусов и других специальных машин.
- Где заказать автобус для перевозки детей
- Что удобней - автобус или маршрутная Газель?
- Пассажироперевозки автобусом
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Проблемы перевозчиков южных регионов страны решает Союз транспортников Кубани
- С введением карантина в Краснодарском крае движение регулируется новыми правилами
- Приставы произвели арест пассажирского автобуса прямо на маршруте
- В Сочи приостановлен поток пассажирских автобусов через пост Марги
- Паром Победа разгрузит очереди грузового автотранспорта в Керчи
В детстве ездила на таком автобусе, в плане комфортности он был, конечно, неважным: но в 90-е мало какая компания выпускала очень уж удобный транспорт. А вот ненадежность и короткий срок службы - уже весомые минусы, видимо, из-за них автобус и перестал выпускаться.
Так интересно проследить историю совершенствования этих автобусов. Даже не предпологала, что на автобусе могли быть деревянные каркасы. Это конечно не практично, но зато дешево - в то время это было очень важно. Прям представляю, как ездили на них наши бабушки и мамы.
Мне в девяностых годах на таких автобусах ездить доводилось. Да, они жутко неудобные, но в ту пору вся страна по большей части жила очень бедно, так что мы не жаловались. Пусть плохой транспорт, зато он есть. Это лучше, чем вообще никакого. А если оценивать с точки зрения сегодняшнего дня, то эти автобусы, конечно, давно устарели.