Автобус Кубань
Автобусы Кубань производились с 1962 по 2001 год на «Краснодарском автобусном заводе». Построены на шасси грузовых автомобилей ГАЗ-51, 52, 53 и имели вместимость от 17 до 30 пассажиров. Машины были не были очень комфортными и не отличались высокой надежностью, но привлекали дешевизной и доступностью.
Оглавление
Ниже разберемся, как появился и развивался автобус, какие этапы прошел. Выделим технические характеристики и модификации популярной модели. Отдельно поговорим о двигателях, устройстве ходовой и кабине.
История появления автобуса, годы выпуска
Эпоха автобуса Кубань началась в 1958-м, когда в Краснодаре был основан автобусный завод. В первые годы он выпускал автобусы на шасси импортных автомобилей, но уже в 1962-м была разработана собственная модель, получившая название Кубань.
Первая версия автобуса продавалась с деревянным каркасом на шасси ГАЗ-51А. Она вмещала 17 пассажиров и была рассчитана на междугородние перевозки. В 1963-м появилась более совершенная модель с цельнометаллическим кузовом. Автобус имел вместимость 20 пассажиров и был рассчитан на перевозки внутри города.
В дальнейшем стали появляться модификации с более усовершенствованными моторами, улучшенной отделкой салона и новым оформлением. Также разработчики сумели увеличить вместительность и таким способом сделать транспорт более привлекательным для заказчиков. В 1976-м выпущена модель с вместимостью до 25 пассажиров.
В 1978-м автобус прошел модернизацию и получил более современную тормозную систему. Была изменена приборная панель, которая стала более удобной для водителя и получила современные возможности.
В 1993-м завод стал частью концерна Аврон, а в 1994-м получил название «Авто Кубань». В 1997-м производство пришлось ограничить, а спустя год появился последний автомобиль. Полная ликвидация завода пришлась на 19 декабря 2001 года.
Описание автобуса Кубань
Рассматриваемая модель пользовалась спросом в СССР. Автобусы Кубань из Краснодара были недорогими и простыми в эксплуатации, что делало их доступными для многих предприятий и организаций. Они использовались для междугородних, городских и пригородных перевозок.
Автобус имеет классический дизайн для техники того времени. Кузов изготовлен из цельного металла. Передняя часть автобуса оснащена прямоугольной решеткой радиатора, фарами и круглыми указателями поворота. Боковые части оснащены удобными окнами и молдингами. Сзади предусмотрены двери и стоп-сигналы.
Салон автобуса имеет простую отделку. Кресла изготовлены из дерева или пластика. Имеют простую конструкцию и не отличаются особым комфортом. Расположены в два ряда, по 17-25 штук в каждом. Между рядами сидений расположены проходы шириной 50-60 см.
Водительское место оборудовано рулевым колесом, рычагом переключения передач, педалями и приборной панелью. Последняя включает в себя спидометр, тахометр, указатели уровня горючего и температуры антифриза, а также контрольные лампы.В кабине также располагались различные полки и ящики для хранения личных вещей.
Багажное отделение находится в задней части салона. Имеет объем от 1 до 2 кубических метров. Сюда можно загружать ручную кладь и багаж пассажиров. В автобусах зачастую устанавливалось дополнительное оборудование: кондиционер, печка, радио, откидные столики, поручни и багажные полки.
Плюсы:
- доступная цена;
- простота в эксплуатации;
- удобная планировка салона;
- достаточная вместительность.
Минусы:
- невысокая надежность;
- небольшой срок службы;
- посторонние шумы и вибрации.
ВажноВ целом, автобусы Кубань не отличались надежностью и комфортом. Первые модели имели деревянный каркас, который со временем гнил и рассыхался. Кроме того, пользователи жаловались на шумность и вибрации.
Несмотря на эти недостатки, техника сыграла важную роль в развитии пассажирского транспорта в СССР. Кубань считался одним из самых распространенных автобусов в стране, что подтверждалось активными продажами и долгим временем выпуска.
Технические характеристики
При рассмотрении техники стоит выделить технические характеристики автобуса Кубань. К основным стоит отнести следующие:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Год выпуска | 1962 |
Класс | междугородный, городской, пригородный |
Кузов | цельнометаллический, вагонной компоновки |
Шасси | ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53 |
Двигатель, л.с. | от 75 до 125 |
Трансмиссия | механическая, 4 или 5 передач |
Ходовая часть | зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах |
Габариты (ДхШхВ), м | 6,1х2,5х2,8 |
Колесная база, м | 3,3 |
Колея, м | 1,4 |
Вместительность | 30 пассажиров |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Расход топлива, л / 100 км | 23-25 |
Багажное отделение, куб. м | от 1 до 2 |
Двигатель
Первые автобусы Кубань оснащались двигателем ГАЗ-51. Это был 4-цилиндровый бензиновый моторобъемом 3,5 литра и мощностью 75 л.с. ДВС устанавливался на автобусы Кубань в 1962-1963 годах.
Впоследствии появились более мощные бензиновые двигатели автобуса Кубань объемом 4,4 л и мощностью 92 л. с., а потом и 115 «лошадей». На версии Г1А1 устанавливались ДВС ЗМЗ-511и ЗМЗ-53.
В последнем случае речь идет о 8-цилиндровом бензиновом моторе, имеющем объем 4.25 л. Его степень сжатия составляет 6.7 к 1, а мощность — 84.6 л. с. Диаметр цилиндра и поршневой ход составляют 9.2х8 см.
Устройство ходовой
Кузов рассматриваемой машины цельнометаллический, сварной. Состоит из двух частей: несущей рамы и обшивки. Первая сварена из стальных профилей, а вторая выполнена из стальных листов, которые крепятся к несущей раме.
Шасси автобуса Кубань состоит из следующих основных элементов:
- рама: сварная, из стальных профилей;
- двигатель: установлен в передней части рамы.
- трансмиссия;
- ходовая часть: зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах;
- тормозная система: пневматическая, с барабанными тормозами на всех колесах.
Рулевой механизм состоит из рулевого колеса, вала, редуктора и рулевых тяг. Руль соединен с валом, который вращает редуктор. Последний преобразует крутящий момент в поступательное движение тяг, а те поворачивают колеса.
Подвеска автобуса Кубань зависимая, выполнена на продольных полуэллиптических рессорах. Спереди она оснащена телескопическими амортизаторами, а сзади — реактивными штангами. Особенности — простота конструкции, способность работать в различных условиях эксплуатации и плавность хода. Минусы — отсутствие стабилизатора и недостаточная энергоемкость.
Тормозная система пневматическая, с барабанными тормозами на всех колесах. Привод состоит из пневмокомпрессора, ресивера, тормозных цилиндров и колодок. Стояночный тормоз является барабанным и трансмиссионным, построен на механическом приводе. Шины имеют размер от 240 до 508 (8.25-20).
Варианты и модификации автобуса Кубань
Автобус Кубань выпускался в различных вариантах и модификациях, которые отличались друг от друга двигателями, трансмиссиями, ходовой частью и салоном (вместительностью пассажиров).
Наибольший интерес представляют следующие модификации:
- Парикмахерская на базе Г1А12. Внутри было рабочее место для парикмахера, имеющее полный набор оборудования для работы: столик, раковина, инструменты, розетка на 220 В и другое. Планировалось, что автобус будет использоваться для выезда в удаленные регионы и предоставления услуг населению.
- Г1Б1 — передвижная библиотека. Оборудован специальной аппаратурой для хранения и выдачи книг. В салоне располагались стеллажи с книгами, а также столы и стулья для посетителей. Автобус использовался для обслуживания регионов, где не было стационарных библиотек.
- Г1К1 — автоклуб. Внутри находилось специальное оборудование для проведения культурно-массовых мероприятий. В салоне располагались сцена, звуковое и световое оборудование. Машина подходила для организации концертов, спектаклей, кинопоказов и других мероприятий.
- Г1М1 — передвижной краеведческий музей. Оборудован специальной аппаратурой для хранения и демонстрации экспонатов. В салоне предусмотрены витрины, а также столы и стулья для посетителей. Техника активно применялась для проведения экскурсий и выставок.
- Г1Л1 — передвижная книжная лавка. Внутри установлено специальное оборудование для продажи книг, а также стеллажи и касса. Это позволяло использовать технику для продажи книг в сельских и отдаленных районах.
Модификации автобуса Кубань, предназначенные для культурных и образовательных целей, сыграли важную роль в развитии этих сфер СССР.
Они способствовали повышению уровня культуры и образованности населения, а особенно в сельских и отдаленных районах. Кроме рассмотренных выше версий, выпускались экспериментальные автобусы с кузовами вагонного типа, дизельными моторами, газобалонным мотором и стеклопластиковым кузовом.
Заключение
Кубань были достаточно распространенными и популярными автобусами в СССР. Они использовались для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния.Отличались простотой и надежностью, что способствовало их распространению.
Всего было выпущено около 112,5 тысяч автобусов Кубань. Наибольший выпуск пришелся на 1970-е годы. В этот период было произведено около 70 тысяч автобусов, а в 1989-м на свет появилась 100-тысячная модель.
Техника активно использовались в различных регионах СССР. Были распространены в сельской местности, где использовались для перевозки пассажиров на короткие расстояния. После завершения выпуска завод перешел на изготовление микроавтобусов и других специальных машин.
- Где заказать автобус для перевозки детей
- Что удобней - автобус или маршрутная Газель?
- Пассажироперевозки автобусом
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Проблемы перевозчиков южных регионов страны решает Союз транспортников Кубани
- С введением карантина в Краснодарском крае движение регулируется новыми правилами
- Приставы произвели арест пассажирского автобуса прямо на маршруте
- В Сочи приостановлен поток пассажирских автобусов через пост Марги
- Паром Победа разгрузит очереди грузового автотранспорта в Керчи
В детстве ездила на таком автобусе, в плане комфортности он был, конечно, неважным: но в 90-е мало какая компания выпускала очень уж удобный транспорт. А вот ненадежность и короткий срок службы - уже весомые минусы, видимо, из-за них автобус и перестал выпускаться.
Так интересно проследить историю совершенствования этих автобусов. Даже не предпологала, что на автобусе могли быть деревянные каркасы. Это конечно не практично, но зато дешево - в то время это было очень важно. Прям представляю, как ездили на них наши бабушки и мамы.
Мне в девяностых годах на таких автобусах ездить доводилось. Да, они жутко неудобные, но в ту пору вся страна по большей части жила очень бедно, так что мы не жаловались. Пусть плохой транспорт, зато он есть. Это лучше, чем вообще никакого. А если оценивать с точки зрения сегодняшнего дня, то эти автобусы, конечно, давно устарели.
Честно говоря, автобусы Кубань всегда вызывали у меня смешанные чувства. С одной стороны, они были довольно доступными и простыми в эксплуатации, что делало их идеальным выбором для многих предприятий в СССР. Но, с другой стороны, их надежность оставляла желать лучшего. Я помню, как мой отец всегда говорил, что эти автобусы шумели и вибрировали, как старый трактор. Это, конечно, не уровень тех же ЛАЗов или Икарусов, которые были более комфортными и надежными. Однако нельзя не отметить, что Кубань внесла свой вклад в развитие транспортной сети страны. Интересно, что со временем эти автобусы обзавелись множеством модификаций, включая мобильные библиотеки и автоклубы, что делало их крайне полезными в сельской местности. В этом они, конечно, были уникальны и в некоторой степени незаменимы. Несмотря на все их недостатки, эти машины были истинными рабочими лошадками своего времени. Я думаю, что для многих людей, особенно в сельской местности, Кубань была не просто автобусом, а настоящим связующим звеном с миром. Вспоминая те времена, нельзя не отметить, что они действительно сыграли важную роль в транспортной истории СССР. В общем, для своего времени и условий Кубань была вполне достойной техникой, хотя и не без изъянов. Вспоминаю с теплотой, как мы с семьей ездили на таких автобусах в гости к бабушке на выходные. Время летит, а воспоминания остаются.
Кубань, несмотря на свои шумы и вибрации, была настоящим спасением для отдаленных регионов. Мне всегда нравилось, что они использовались в самых разных целях — от библиотек до передвижных музеев. Такие решения были действительно на время впереди, учитывая, что в те времена это было редкостью.
Автобусы Кубань, конечно, были настоящими героями своего времени. Вспоминая их деревянные каркасы, которые часто гнили, можно сказать, что это было нечто вроде испытания для водителей. Но все же, как говорится, дешево и сердито. Интересно, что многие модификации делали их еще более универсальными.