Автопоезда — виды и область применения
Автопоезд — автомобиль в виде тягача или полноценного грузовика, который перемещается с прицепным или полуприцепным устройством. В сфере пассажирских перевозок это два и более соединенных между собой транспортных средства, к примеру, трамвая или троллейбуса.
Оглавление
Ниже рассмотрим, что подразумевается под этим термином, как классифицируется транспорт, какие ограничения существуют по размеру и весу. Разберемся с особенностями перемещения автомобильного поезда и популярными видами грузовиков.
Что такое автомобильный поезд
В ПДД, пункте 1.2 сказано, что автомобильный поезд— механическое ТС, имеющее сцепку с прицепом или полуприцепом. Это общее определение, под которым подразумеваются грузовики, используемые для перевозки больших грузов. В пассажирской сфере к автопоездам относятся сочлененные трамваи или троллейбусы.
ВажноОтличительная особенность техники — наличие знака «Автопоезд», который включается во время движения ночью или при плохой видимости, а также при остановке / стоянке техники (ПДД, п. 19.8). Устройство представляет собой три фонаря оранжевого цвета, находящиеся на расстоянии 30 см.
Похожая терминология действует и за границей. К примеру, в США под этот термин подходит седельный тягач, оборудованный полуприцепной, а иногда прицепной конструкцией, предназначенной для перевозки грузов. В Австралии состав автомобильного поезда — тягача с 2-мя или 3-мя прицепами (до 7-ми) с общей длинной до 50 м. Транспорт перевозит до 190 т.
Автопоезда имеют ряд плюсов:
- снижение нагрузки на отдельно взятую ось;
- увеличение производительности на 15-20%;
- доступность создания единого комплекса оборудования для решения специальных задач;
- возможность перевозки разных типов грузов.
Классификация автопоездов
При изучении автомобильных поездов стоит знать их классификацию — по виду груза и особенностям соединения элементов. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
По характеру перевозимого груза
Условно автопоезда делятся на три группы:
- Универсальные. Оборудуются бортами-платформами или фургонами, в которых можно перевозить разные товары.
- Специальные. Применяются для установки оборудования, определяющего сферу применения транспорта. Это может быть электрическая станция на колесах, компрессорная, машина химической защиты и т. д.
- Специализированные. Используются для транспортировки конкретных прицепов в виде рефрижераторов, цистерн, зерновозов и т. д.
По типу соединения автомобиля-тягача со звеньями автопоезда
Классификация грузового автопоезда отличается по виду сцепки и распределению тяговых усилий. Выделяются четыре типа соединения:
- Прицепной. Представляет собой соединение грузовика с одним или более несамоходным устройством. Передача усилий осуществляется с помощью тяговых соединений.
- Седельный. Конструктивно имеет вид тягача, к которому прикреплен полуприцеп с помощью опорно-сцепной связи. Конструкция обеспечивает передачу усилий от грузовика к остальной части автопоезда. Одна из разновидностей таких машин — «верблюд». Особенность — наличие бортовой платформы между кабиной и элементом сцепки.
- Роспускной. Состоит из грузовика-тягача, объединяемого с прицепом-роспуском с помощью опорно-тягового или обычного тягового механизма. У такой конструкции вес прицепа на 100% ложится на опорную часть через его колеса, а груза — на колеса всего автопоезда. Прицеп-роспуск представляет собой комбинацию прицепной и полуприцепной конструкции. Применяется для транспортировки длинномерных грузов с круглым сечением.
- Седельно-прицепной. Универсальная версия автопоезда, в состав которой входит грузовик-тягач, а также прицепные и полуприцепные устройства. Набор элементов может меняться с учетом конфигурации.
Связь между элементами бывает двух видов по передаваемым усилиям:
- тяговая —опорные / тормозные;
- опорная — продольные / вертикальные.
По передаваемой тяге автомобильные поезда комплектуются активными и пассивными элементами. Первые предусматривают наличие ведущей оси у прицепного устройства, а вторые — нет.
Максимальные габариты автопоезда
В любом государстве действуют ограничения по максимальной длине автопоезда, закрепленные на законодательном уровне. В РФ правила зафиксированы в Постановлении Правительства №2200 от 21 декабря 2020-го. При измерении длины учитывается расстояние от передней до задней части автомобильного поезда, в том числе сцепка.
Максимальные габариты для автопоезда следующие:
- длина — 20 м;
- ширина — 2,55 м (для рефрижераторов — 2,6 м);
- высота — 4 м.
Если груз превышает допустимые габариты, то не должен:
- создавать пыль;
- издавать громкие звуки;
- вредить окружающей среде;
- заслонять знаки опознавания;
- ухудшать обзорность для шофера;
- влиять на устойчивость ТС.
Для увеличения грузоподъемности многие используют тягачи бес капотов, позволяющие сэкономить до 1 м на длине. Недостатком техники является меньший уровень комфорта и ограниченное пространство внутри салона. Точную информацию по габаритам можно получить из техпаспорта грузовика. При отсутствии бумажной версии можно найти данные в Сети.
Весовые ограничения для автопоезда
В указанном выше ПП №2200 указывается допустимая масса автопоезда, параметры которой нельзя превышать. Это связано с нагрузкой, которую техника оказывает на дорогу. Максимальный параметр зависит от количества осей седельного / прицепного автомобильного поезда:
- три — 28 т;
- четыре — 36 т;
- пять — 40 т;
- шесть и больше — 44 т.
При расчете веса используется следующая формула: «Максимально допустимая масса —Вес тягача с прицепом».
Нагрузка на переднюю / заднюю ось грузовика должна распределяться следующим образом:
- 10,5 т — передняя;
- 11,5 т — задняя.
Для полуприцепа параметр ограничен 8 т, а допустимая перегрузка— 2%. Если масса автомобильного поезда превышает предельную норму в 44 т, придется идти в ГИБДД для оформления разрешения. В документе прописывается маршрут, отклоняться от которого нельзя.
Для обхода ограничений по весу и длине автопоезда многие используют правило буксировки. Суть в том, что к одному автомобильному поезду с помощью жесткой цепки крепится другой. Таким способом увеличиваются габариты и вес груза, который можно перевезти за один подход. Работники ГИБДД знают от такой хитрости и выявляют нарушителей.
Особенности передвижения автомобильного поезда
При управлении автопоездом требуется учесть ряд особенностей, связанных с большей массой и размерами транспортного средства. К основным рискам стоит отнести:
- больший тормозной путь;
- отклонение по сторонам в процессе движения, что повышает риск столкновения;
- увеличенная длина, требующая контроля габаритов;
- смещение прицепа в сторону центра поворота при изменении траектории движения;
- худшая маневренность;
- сложность движения задним ходом из-за стремления прицепной конструкции уйти в сторону.
С учетом упомянутых особенностей водитель автопоезда должен учитывать ряд правил передвижения. К основным стоит отнести:
- начало движения только на 1-й скорости;
- работа фонаря автопоезда в темное время суток и при плохой видимости;
- контроль прицепа через зеркало заднего вида на факт фиксации груза;
- остановка на прямых участках из-за риска скалывания, заноса или переворачивания;
- выявление изменений в режиме движения и принятие мер для устранения проблемы;
- заблаговременное включение скорости перед подъемом во избежание остановки автопоезда до выезда на равнинную местность;
- плавный спуск с поддержанием определенной скорости: торможение мотором или применение дополнительной тормозной системы (при наличии).
Необходимо понимать, что автопоезд — транспорт повышенной опасности. Его сложно остановить, поэтому режим движения нужно держать под контролем. Важно смотреть вперед на максимальное удаление, чтобы прогнозировать ситуацию и успеть среагировать на появление человека или предмета на дороге.
При движении по скользкой или мокрой трассе важно учитывать увеличение тормозного пути. Для автопоезда с барабанными тормозами при 80 км/ч параметр составляет около 60 м. Если на всех колесах дисковая тормозная система — 42 м. Отдельное внимание стоит уделить состоянию передних шин, ведь при торможении нагрузка на них увеличивается до 13 т. Это же касается состояния подвески.
Важный момент — правильность работы тормозной системы. Здесь возможно три варианта:
- Одновременное торможение грузовика и прицепа. Оптимальный, но редкий вариант.
- Основную функцию берет тягач, а прицепное устройство помогает. В таком случае происходит растяжение техники, что является безопасным вариантом, но требует крепкой сцепки.
- Тормозит только тягач. Прицеп налетает на грузовик, что влечет за собой риск складывания. Этот варианта запрещен.
Какие используются тягачи в России и за рубежом
При выборе тягачей люди ориентируются на грузоподъемность, габариты, экономичность, технические характеристики и цену. В России наиболее востребованы грузовики отечественного производства:
- Камаз 5490 — актуальный и недорогой магистральный тягач. Дебютировал в 2011 году, но выпускается с 2013-го. Имеет грузоподъемность 10 тонн и полную массу 18,6 т. Продается с двумя 12-литровыми моторами на 401 и 428 лошадиных сил.
- Камаз 5490 NEO. Флагман компании с колесной формулой 4х2 и массой до 44 т. Выпускается с 2017-го, имеет усовершенствованную колесную базу и продуманное распределение веса по осям. Кабинаавтопоезда Камаз отличается повышенным уровнем комфорта. Двигатель имеет объем 12 л и мощность 401 л. с. КПП — 16-ступенчатая «механика».
- Тонар 7502. Надежный грузовик, презентованный в конце 2018-го. Отличается повышенной грузоподъемностью, 19-литровым и 760-сильным мотором Cummins. Работает в паре с АКПП на 7 ступеней.
- Урал Некст 6х6. Тягач с улучшенными вездеходными качествами. Предназначен для работы в составе автопоезда, может использоваться на любых дорогах. Имеет 3-местную кабину. Выпускается с 2015-го, а в 2018-м прошел рестайлинг. Максимальный вес — до 38 т. Мотор — 6.65-литровый ЯМЗ с 312 «лошадей».
- Камаз NEW 65225. 3-осный тягач с колесной формулой 6х6. Имеет доработанный дизайн, 4-точечную подвеску, улучшенную аэродинамику и комфортабельное место отдыха водителя. Комплектуется 11,7-сильным мотором Cummins мощностью 400 л. с и 16-ступенчатой МКПП.
Если говорить о тягачах, которые популярны за границей и в России, к ним стоит отнести:
- Мерседес-Бенц Актрос 3. Выпускается с 2011 года. Имеет линейку двигателей, состоящую из 11 силовых агрегатов мощностью 320-598 лошадиных сил. Надежен, но требователен к обслуживанию.
- МАН TGX 18.440. Немецкий тягач с мощным 6-цилиндровым 10,5-литровым мотором на 440 лошадиных сил. Имеет снаряженную массу 7,2 т и полный вес в составе автопоезда — 40 т. Отличается богатым техническим оснащением, пневматической подвеской кресла водителя, большим выбором настроек ходовой, продуманным рулевым управлением.
- Вольво FH. Седельный тягач с формулой 4х2. Относится к категории наиболее надежных, прочных и неприхотливых грузовиков. Полный вес в составе автопоезда достигает 45 т, а грузоподъемность — 30 т. Разгоняет скорость до 90 км/ч. Комплектуется моторами мощностью от 400 до 520 лошадиных сил. Выделяется плавностью хода и хорошей шумоизоляцией.
- Рено Премиум 420 DCI. Французский магистральный тягач с колесными формулами 6х2 и 4х2. Выпускался до 2013 года, но до сих пор пользуется спросом. Собирается в Европе и в России. Комплектуется дизельным 120-литровым 420-сильным мотором с электронной системой впрыска. Двигатель работает в паре с 16-ступенчатой МКПП. Подвеска пневматическая, что обеспечивает мягкость передвижения.
Наказания за нарушения
Нарушение правил ПДД влечет за собой наказание для водителя. Работники ГИБДД контролируют габаритные и весовые размеры автопоезда, скорость и наличие необходимой документации. Штрафы за нарушения прописаны в КоАП РФ (ст. 12.21.1).
Размеры финансового наказания:
- Превышение габаритов до 10 см и более — 1000-1500 р водителю, 10000-15000 р ответственному лицу, 100 000-150 000 юрлицу.
- Увеличение габаритных размеров на 10-20 см: 3000-4000 р, 25000-30000 р и 250000-300000 р соответственно.
- Превышение габаритов на 20-50 см: 7000-10000 р, 45000-50000 р, 400000-500000р соответственно.
В этом же документе предусмотрен штраф за превышение габаритов, указанных в специальном разрешении, за предоставление некорректной информации о весе / размерах.
Итог
Автомобильный поезд — транспорт повышенной опасности, требующий высокой квалификации водителя и знания действующих ограничений по весу / габаритам. За рулем такого тягача должен быть профессионал, владеющий необходимыми навыками и соблюдающий правила ПДД.
- Перевозка буровых установок автотранспортом
- Классификация перевозимых грузов по степени опасности
- Официальная градация беспилотников. Active Drive Assist на серийном Mercedes-Benz Actros
- Какой выбрать эвакуатор для перевозки авто
- К перевозке ценного груза – особое отношение
Тут и с одним прицепом иной раз не знаешь как и куда руль выкручивать, а с несколькими прицепами лично я согласен только по прямой ездить. У меня в трудовой записано что я водитель, а не машинист автопоезда.)
Если смотреть на это в тех смыслах, что бы у тебя был автопоезд и ты лично или же найму водителя смог перевозить грузы с большим количеством веса в разные точки. То с этой целью можно иметь автопоезд. Так же он будет удобен перевозящим груз транспортным компаниям, возить из города в город большой по весу и размеру груз.
Конечно, достоинств у такого автопоезда очень много, в некоторых обстоятельствах такой вид транспорта может быть даже гораздо практичнее обычного поезда. Но здесь есть очень большой риск перевернуться, поэтому водитель должен быть по-настоящему опытным.
Очень интересная статья! В наше время автопоезда стали неотъемлемой частью логистики, и важно понимать их классификацию и особенности передвижения. Например, в США популярны седельные тягачи с полуприцепами, которые обеспечивают высокую гибкость перевозок. Важно отметить, что в Австралии автопоезда могут достигать длины до 50 метров, что позволяет перевозить значительные объемы грузов. Это впечатляюще, но в то же время требует строгих правил и регуляций. В России тоже есть свои особенности, например, ограничение на длину и вес, что продиктовано безопасностью на дорогах. Мне кажется, что статья хорошо подчеркивает важность соблюдения этих норм, чтобы избежать штрафов и обеспечить безопасность движения. Особенно порадовала информация о различных тягачах, используемых в России и за рубежом. КамАЗы, конечно, — это классика, но приятно видеть, что и зарубежные модели, такие как Мерседес и Вольво, находят свое место на наших дорогах. В целом, статья дает хорошее представление о роли и значении автопоездов в современной транспортной системе. Надеюсь, что с развитием технологий мы увидим еще больше улучшений в этой области, как, например, использование автономных систем управления или более экологически чистых двигателей.
Статья напомнила о важности соблюдения весовых и габаритных норм. Это не только безопасности на дорогах, но и сохранности инфраструктуры. Каждый водитель автопоезда должен быть профессионалом, чтобы справляться с такой техникой.
Круто узнать, что в России популярны такие тягачи, как Камаз и Урал. Они, конечно, уступают по комфорту европейским моделям, но надежность и простота в обслуживании делают их отличным выбором для наших дорог.