Автопоезда — виды и область применения

Автопоезд — автомобиль в виде тягача или полноценного грузовика, который перемещается с прицепным или полуприцепным устройством. В сфере пассажирских перевозок это два и более соединенных между собой транспортных средства, к примеру, трамвая или троллейбуса.

Ниже рассмотрим, что подразумевается под этим термином, как классифицируется транспорт, какие ограничения существуют по размеру и весу. Разберемся с особенностями перемещения автомобильного поезда и популярными видами грузовиков.

Что такое автомобильный поезд

Автопоезда

В ПДД, пункте 1.2 сказано, что автомобильный поезд—  механическое ТС, имеющее сцепку с прицепом или полуприцепом. Это общее определение, под которым подразумеваются грузовики, используемые для перевозки больших грузов. В пассажирской сфере к автопоездам относятся сочлененные трамваи или троллейбусы. 

Важно

Отличительная особенность техники — наличие знака «Автопоезд», который включается во время движения ночью или при плохой видимости, а также при остановке / стоянке техники (ПДД, п. 19.8). Устройство представляет собой три фонаря оранжевого цвета, находящиеся на расстоянии 30 см. 

Похожая терминология действует и за границей. К примеру, в США под этот термин подходит седельный тягач, оборудованный полуприцепной, а иногда прицепной конструкцией, предназначенной для перевозки грузов. В Австралии состав автомобильного поезда — тягача с 2-мя или 3-мя прицепами (до 7-ми) с общей длинной до 50 м. Транспорт перевозит до 190 т.

Автопоезда

Автопоезда имеют ряд плюсов:

  • снижение нагрузки на отдельно взятую ось;
  • увеличение производительности на 15-20%;
  • доступность создания единого комплекса оборудования для решения специальных задач;
  • возможность перевозки разных типов грузов.

Классификация автопоездов

При изучении автомобильных поездов стоит знать их классификацию — по виду груза и особенностям соединения элементов. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.

По характеру перевозимого груза

Автопоезда

Условно автопоезда делятся на три группы:

  1. Универсальные. Оборудуются бортами-платформами или фургонами, в которых можно перевозить разные товары. 
  2. Специальные. Применяются для установки оборудования, определяющего сферу применения транспорта. Это может быть электрическая станция на колесах, компрессорная, машина химической защиты и т. д.
  3. Специализированные. Используются для транспортировки конкретных прицепов в виде рефрижераторов, цистерн, зерновозов и т. д. 

По типу соединения автомобиля-тягача со звеньями автопоезда

 Автопоезда

Классификация грузового автопоезда отличается по виду сцепки и распределению тяговых усилий. Выделяются четыре типа соединения:

  1. Прицепной. Представляет собой соединение грузовика с одним или более несамоходным устройством. Передача усилий осуществляется с помощью тяговых соединений.
  2. Седельный. Конструктивно имеет вид тягача, к которому прикреплен полуприцеп с помощью опорно-сцепной связи. Конструкция обеспечивает передачу усилий от грузовика к остальной части автопоезда. Одна из разновидностей таких машин — «верблюд». Особенность — наличие бортовой платформы между кабиной и элементом сцепки.
  3. Роспускной. Состоит из грузовика-тягача, объединяемого с прицепом-роспуском с помощью опорно-тягового или обычного тягового механизма. У такой конструкции вес прицепа на 100% ложится на опорную часть через его колеса, а груза — на колеса всего автопоезда. Прицеп-роспуск представляет собой комбинацию прицепной и полуприцепной конструкции. Применяется для транспортировки длинномерных грузов с круглым сечением.
  4. Седельно-прицепной. Универсальная версия автопоезда, в состав которой входит грузовик-тягач, а также прицепные и полуприцепные устройства. Набор элементов может меняться с учетом конфигурации.

Связь между элементами бывает двух видов по передаваемым усилиям:

  1. тяговая —опорные / тормозные;
  2. опорная — продольные / вертикальные.

По передаваемой тяге автомобильные поезда комплектуются активными и пассивными элементами. Первые предусматривают наличие ведущей оси у прицепного устройства, а вторые — нет.

Максимальные габариты автопоезда

В любом государстве действуют ограничения по максимальной длине автопоезда, закрепленные на законодательном уровне. В РФ правила зафиксированы в Постановлении Правительства №2200 от 21 декабря 2020-го. При измерении длины учитывается расстояние от передней до задней части автомобильного поезда, в том числе сцепка. 

габариты автопоезда

Максимальные габариты для автопоезда следующие:

  • длина — 20 м;
  • ширина — 2,55 м (для рефрижераторов — 2,6 м);
  • высота — 4 м.

Если груз превышает допустимые габариты, то не должен:

  • создавать пыль;
  • издавать громкие звуки;
  • вредить окружающей среде;
  • заслонять знаки опознавания;
  • ухудшать обзорность для шофера;
  • влиять на устойчивость ТС.

Для увеличения грузоподъемности многие используют тягачи бес капотов, позволяющие сэкономить до 1 м на длине. Недостатком техники является меньший уровень комфорта и ограниченное пространство внутри салона. Точную информацию по габаритам можно получить из техпаспорта грузовика. При отсутствии бумажной версии можно найти данные в Сети.

Весовые ограничения для автопоезда

Весовые ограничения для автопоезда

В указанном выше ПП №2200 указывается допустимая масса автопоезда, параметры которой нельзя превышать. Это связано с нагрузкой, которую техника оказывает на дорогу. Максимальный параметр зависит от количества осей седельного / прицепного автомобильного поезда:

  • три — 28 т;
  • четыре — 36 т;
  • пять — 40 т;
  • шесть и больше — 44 т.

При расчете веса используется следующая формула: «Максимально допустимая масса —Вес тягача с прицепом».

Нагрузка на переднюю / заднюю ось грузовика должна распределяться следующим образом:

  • 10,5 т — передняя;
  • 11,5 т — задняя.

Для полуприцепа параметр ограничен 8 т, а допустимая перегрузка— 2%. Если масса автомобильного поезда превышает предельную норму в 44 т, придется идти в ГИБДД для оформления разрешения. В документе прописывается маршрут, отклоняться от которого нельзя.

Для обхода ограничений по весу и длине автопоезда многие используют правило буксировки. Суть в том, что к одному автомобильному поезду с помощью жесткой цепки крепится другой. Таким способом увеличиваются габариты и вес груза, который можно перевезти за один подход. Работники ГИБДД знают от такой хитрости и выявляют нарушителей.

Особенности передвижения автомобильного поезда

 Автопоезда

При управлении автопоездом требуется учесть ряд особенностей, связанных с большей массой и размерами транспортного средства. К основным рискам стоит отнести:

  • больший тормозной путь;
  • отклонение по сторонам в процессе движения, что повышает риск столкновения;
  • увеличенная длина, требующая контроля габаритов;
  • смещение прицепа в сторону центра поворота при изменении траектории движения;
  • худшая маневренность;
  • сложность движения задним ходом из-за стремления прицепной конструкции уйти в сторону.

С учетом упомянутых особенностей водитель автопоезда должен учитывать ряд правил передвижения. К основным стоит отнести:

  • начало движения только на 1-й скорости;
  • работа фонаря автопоезда в темное время суток и при плохой видимости;
  • контроль прицепа через зеркало заднего вида на факт фиксации груза;
  • остановка на прямых участках из-за риска скалывания, заноса или переворачивания;
  • выявление изменений в режиме движения и принятие мер для устранения проблемы;
  • заблаговременное включение скорости перед подъемом во избежание остановки автопоезда до выезда на равнинную местность;
  • плавный спуск с поддержанием определенной скорости: торможение мотором или применение дополнительной тормозной системы (при наличии).

Необходимо понимать, что автопоезд — транспорт повышенной опасности. Его сложно остановить, поэтому режим движения нужно держать под контролем. Важно смотреть вперед на максимальное удаление, чтобы прогнозировать ситуацию и успеть среагировать на появление человека или предмета на дороге.

 Автопоезда

При движении по скользкой или мокрой трассе важно учитывать увеличение тормозного пути. Для автопоезда с барабанными тормозами при 80 км/ч параметр составляет около 60 м. Если на всех колесах дисковая тормозная система — 42 м. Отдельное внимание стоит уделить состоянию передних шин, ведь при торможении нагрузка на них увеличивается до 13 т. Это же касается состояния подвески.

Важный момент — правильность работы тормозной системы. Здесь возможно три варианта:

  1. Одновременное торможение грузовика и прицепа. Оптимальный, но редкий вариант.
  2. Основную функцию берет тягач, а прицепное устройство помогает. В таком случае происходит растяжение техники, что является безопасным вариантом, но требует крепкой сцепки.
  3. Тормозит только тягач. Прицеп налетает на грузовик, что влечет за собой риск складывания. Этот варианта запрещен.

Какие используются тягачи в России и за рубежом

Камаз 5490

При выборе тягачей люди ориентируются на грузоподъемность, габариты, экономичность, технические характеристики и цену. В России наиболее востребованы грузовики отечественного производства:

  • Камаз 5490 — актуальный и недорогой магистральный тягач. Дебютировал в 2011 году, но выпускается с 2013-го. Имеет грузоподъемность 10 тонн и полную массу 18,6 т. Продается с двумя 12-литровыми моторами на 401 и 428 лошадиных сил. 
  • Камаз 5490 NEO. Флагман компании с колесной формулой 4х2 и массой до 44 т. Выпускается с 2017-го, имеет усовершенствованную колесную базу и продуманное распределение веса по осям. Кабинаавтопоезда Камаз отличается повышенным уровнем комфорта. Двигатель имеет объем 12 л и мощность 401 л. с. КПП — 16-ступенчатая «механика».
  • Тонар 7502. Надежный грузовик, презентованный в конце 2018-го. Отличается повышенной грузоподъемностью, 19-литровым и 760-сильным мотором Cummins. Работает в паре с АКПП на 7 ступеней.
  • Урал Некст 6х6. Тягач с улучшенными вездеходными качествами. Предназначен для работы в составе автопоезда, может использоваться на любых дорогах. Имеет 3-местную кабину. Выпускается с 2015-го, а в 2018-м прошел рестайлинг. Максимальный вес — до 38 т. Мотор — 6.65-литровый ЯМЗ с 312 «лошадей».
  • Камаз NEW 65225. 3-осный тягач с колесной формулой 6х6. Имеет доработанный дизайн, 4-точечную подвеску, улучшенную аэродинамику и комфортабельное место отдыха водителя. Комплектуется 11,7-сильным мотором Cummins мощностью 400 л. с и 16-ступенчатой МКПП.

Мерседес-Бенц Актрос 3

Если говорить о тягачах, которые популярны за границей и в России, к ним стоит отнести:

  • Мерседес-Бенц Актрос 3. Выпускается с 2011 года. Имеет линейку двигателей, состоящую из 11 силовых агрегатов мощностью 320-598 лошадиных сил. Надежен, но требователен к обслуживанию.
  • МАН TGX 18.440. Немецкий тягач с мощным 6-цилиндровым 10,5-литровым мотором на 440 лошадиных сил. Имеет снаряженную массу 7,2 т и полный вес в составе автопоезда — 40 т. Отличается богатым техническим оснащением, пневматической подвеской кресла водителя, большим выбором настроек ходовой, продуманным рулевым управлением.
  • Вольво FH. Седельный тягач с формулой 4х2. Относится к категории наиболее надежных, прочных и неприхотливых грузовиков. Полный вес в составе автопоезда достигает 45 т, а грузоподъемность — 30 т. Разгоняет скорость до 90 км/ч. Комплектуется моторами мощностью от 400 до 520 лошадиных сил. Выделяется плавностью хода и хорошей шумоизоляцией.
  • Рено Премиум 420 DCI. Французский магистральный тягач с колесными формулами 6х2 и 4х2. Выпускался до 2013 года, но до сих пор пользуется спросом. Собирается в Европе и в России. Комплектуется дизельным 120-литровым 420-сильным мотором с электронной системой впрыска. Двигатель работает в паре с 16-ступенчатой МКПП. Подвеска пневматическая, что обеспечивает мягкость передвижения.

Наказания за нарушения

Нарушение правил ПДД влечет за собой наказание для водителя. Работники ГИБДД контролируют габаритные и весовые размеры автопоезда, скорость и наличие необходимой документации. Штрафы за нарушения прописаны в КоАП РФ (ст. 12.21.1). 

 Автопоезда

Размеры финансового наказания:

  • Превышение габаритов до 10 см и более — 1000-1500 р водителю, 10000-15000 р ответственному лицу, 100 000-150 000 юрлицу.
  • Увеличение габаритных размеров на 10-20 см: 3000-4000 р, 25000-30000 р и 250000-300000 р соответственно.
  • Превышение габаритов на 20-50 см: 7000-10000 р, 45000-50000 р, 400000-500000р соответственно.

В этом же документе предусмотрен штраф за превышение габаритов, указанных в специальном разрешении, за предоставление некорректной информации о весе / размерах. 

Итог

Автомобильный поезд — транспорт повышенной опасности, требующий высокой квалификации водителя и знания действующих ограничений по весу / габаритам. За рулем такого тягача должен быть профессионал, владеющий необходимыми навыками и соблюдающий правила ПДД.

Рейтинг: 17
Всего оценок: 5 Комментариев: 6 Просмотров: 1690
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 15-08-2022 / Обновлено: 05-02-2023
Поиск запроса "классификация автопоездов" по информационным материалам
Комментарии
Сергей Уфа 29.08.2022

Тут и с одним прицепом иной раз не знаешь как и куда руль выкручивать, а с несколькими прицепами лично я согласен только по прямой ездить. У меня в трудовой записано что я водитель, а не машинист автопоезда.)

0
0
Ответить
Евгений Нижневартовск 29.08.2022

Если смотреть на это в тех смыслах, что бы у тебя был автопоезд и ты лично или же найму водителя смог перевозить грузы с большим количеством веса в разные точки. То с этой целью можно иметь автопоезд. Так же он будет удобен перевозящим груз транспортным компаниям, возить из города в город большой по весу и размеру груз.

0
0
Ответить
Снежана Санкт-Петербург 10.09.2023

Конечно, достоинств у такого автопоезда очень много, в некоторых обстоятельствах такой вид транспорта может быть даже гораздо практичнее обычного поезда. Но здесь есть очень большой риск перевернуться, поэтому водитель должен быть по-настоящему опытным.

0
0
Ответить
Георгий 21.11.2024

Очень интересная статья! В наше время автопоезда стали неотъемлемой частью логистики, и важно понимать их классификацию и особенности передвижения. Например, в США популярны седельные тягачи с полуприцепами, которые обеспечивают высокую гибкость перевозок. Важно отметить, что в Австралии автопоезда могут достигать длины до 50 метров, что позволяет перевозить значительные объемы грузов. Это впечатляюще, но в то же время требует строгих правил и регуляций. В России тоже есть свои особенности, например, ограничение на длину и вес, что продиктовано безопасностью на дорогах. Мне кажется, что статья хорошо подчеркивает важность соблюдения этих норм, чтобы избежать штрафов и обеспечить безопасность движения. Особенно порадовала информация о различных тягачах, используемых в России и за рубежом. КамАЗы, конечно, — это классика, но приятно видеть, что и зарубежные модели, такие как Мерседес и Вольво, находят свое место на наших дорогах. В целом, статья дает хорошее представление о роли и значении автопоездов в современной транспортной системе. Надеюсь, что с развитием технологий мы увидим еще больше улучшений в этой области, как, например, использование автономных систем управления или более экологически чистых двигателей.

0
0
Ответить
Тихон 22.11.2024

Статья напомнила о важности соблюдения весовых и габаритных норм. Это не только безопасности на дорогах, но и сохранности инфраструктуры. Каждый водитель автопоезда должен быть профессионалом, чтобы справляться с такой техникой.

0
0
Ответить
Феофилакт 23.11.2024

Круто узнать, что в России популярны такие тягачи, как Камаз и Урал. Они, конечно, уступают по комфорту европейским моделям, но надежность и простота в обслуживании делают их отличным выбором для наших дорог.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: