Автотранспортная отрасль как драйвер экономики. Мнения экспертов
Эксперты не исключают, что автотранспортная отрасль может стать одним из драйверов российской экономики. Но для этого необходимо предпринять определенные меры. Подробнее о ситуации на рынке и шагах, которые позволят сделать технологический рывок в качестве развития отрасли, говорили участники профильного комитета на заседании в Аналитическом центре при Правительстве РФ.
Дорожная карта как усилитель нацпроектов
Заседание подгруппы по кластерной политике и территориально-отраслевым проектам «Транспортное и автомобилестроение, логистические и транспортные компании», открыл первый заместитель руководителя Аналитического центра Глеб Покатович. Он высказал мнение о том, что развитие отрасли способно оказать существенное влияние на экономику страны. При этом проекты по стимулированию сектора не отражены ни в одной национальной программе. Таким документом должна стать дорожная карта по обеспечению устойчивого экономического роста несырьевого сектора экономики РФ.
Глеб Покатович отметил, что нацпроекты носят ярко выраженный социальный характер. Есть инициативы, направленные на развитие инфраструктуры, цифровизацию, развитие экспорта и повышение производительности труда, но нет никаких промышленных проектов. Назрела необходимость найти сквозные решения и закрыть промежутки, которые возникают между разными нацпроектами. Результатом этой коллективной работы станет дорожная карта, которая будет иметь ценность сама по себе и в то же время усилит нацпроекты.
Участники заседания также отметили, что в настоящее время сектору не хватает качественного регулирования и управления со стороны контролирующих органов. В ходе обсуждения игроки рынка указали основные проблемы и предложили пути их решения. Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта Владимир Матягин отметил, что в настоящее время отсутствует система контроля за исполнением законодательства и развитием внутреннего грузового транспорта. Получается, что не с кого спросить, почему внутренний транспорт в таком состоянии, почему высокая аварийность, а перевозчики нарушают законодательство.
Что касается системы «Платон», то сегодня она работает только на 30%, а контроля за тахографами нет вообще. Это основная проблема, без решения которой невозможно двигаться дальше. Еще одна системная проблема, препятствующая развитию грузовых перевозок в стране, касается права региональных и муниципальных властей закрывать автомобильные дороги в связи с климатическими условиями. Эта проблема актуальна как для перевозчиков, так и для заказчиков, ведь до многих промышленных объектов можно добраться только по дорогам регионального и межмуниципального значения.
Ключевые проблемы отрасли
Участники заседания также предложили включить в дорожную карту принцип апробации новых систем и законопроектов. Эту инициативу уже поддержали в Минтрансе, Минэкономразвития и аппарате омбудсмена. Предполагается, что перед внедрением сложные инфраструктурные проекты, которые окажут влияние на широкий спектр вопросов экономической повестки, будут проходить через тестирование участниками рынка. В этот период за нарушение новых норм и правил будут устанавливаться лишь нулевые штрафы.
В свою очередь, руководитель Аппарата Общественного омбудсмена по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей в сфере транспорта, Юрий Свешников назвал одну из ключевых проблем отрасли - сильный износ технопарка. Перевозчики боятся инвестировать в покупку нового транспорта из-за несовершенной системы госконтрактов. Естественно, ни один бизнес не захочет покупать новые автомобили, если через год он может не получить новый контракт. Если мы хотим привлечь инвестиции в эту отрасль, то необходимо гарантировать их возврат.
Кроме того, предприниматели испытывают финансово-организационное давление. С учетом требований всех нормативно-правовых актов, на некоторые транспортные средства требуется устанавливать до 5 систем ГЛОНАСС. Руководитель Экспертного центра Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович напомнила, что на базе Аналитического центра функционирует Проектный офис по цифровой экономике, задача которого упростить и гармонизировать переход бизнеса и государства к цифровизации.
Подводя итоги заседания, Анастасия Алехнович сообщила, что при разработке дорожной карты будут проанализированы и оценены все сдерживающие факторы. В итоговый документ попадут крупнейшие кластерные и кооперационные проекты, которые позволят сделать технологический рывок в качестве развития и управления отраслью.
В статье использованы материалы биржи грузоперевозок АвтоТрансИнфо
- Я китайский экспедитор, и я хочу знать, как обстоят дела в этой отрасли в России.
- Таможня Россия-ДНР.
- Как рекламировать грузоперевозки по России?
- Можно ли перевозить селекционные растения через границу из России?
- Грузоперевозки из Китая по всей России
- Грузовладельцы ищут «новых» перевозчиков
- Проблемы крепления груза
- Проблемы перевозок в автотранспортной отрасли
- Качество прицепной техники, самосвальных установок и автобусов НЕФАЗ
- Обзор рынка грузоперевозок в России
Надо сначала обустроить абсолютно все дороги и дать компаниям- перевозчикам "развернуться", а уже потом вводить "Платон", ну и прочие сборы. А то построили 100км. дороги и давай налоги придумывать!
Гарантировать перевозчикам возврат вложенных в модернизацию, в обновление автопарка денег? То есть госконтракты должны быть не короче определённого срока и не меньше определённой суммы? Так ведь у нас госконтракты в частности часто предполагают откаты чиновникам. Почему же не была озвучена проблема коррупции? Ах да, в заседании ведь тоже чиновники участвовали, а им о коррупции говорить - себя подставлять.
Готовится в Европе новый пакет санкций и там скорее всего будет запрет на грузоперевозки российскими компаниями через страны ЕС. Придется развивать внутренний транспорт.