Итоги третьего года системы «Платон»: вопросы остались
По мнению грузоперевозчиков и отраслевых ассоциаций, главным итогом третьего года работы системы «Платон» стал контроль за нарушителями. Система выводит бизнес «на свет» и в будущем ее стоит развивать в интересах всего рынка. Стоит напомнить, что в июле 2018 года по требованию предпринимателей в КоАП были внесены изменения, согласно которым полномочиями по вынесению штрафов был наделен Ространснадзор.
В рамках этих полномочий действует первый в России центр автоматической фиксации административных правонарушений федерального охвата. Важными событиями также стали регистрация миллионной фуры и открытие движения по новым мостам, построенным за счет покилометровой платы, для взимания которой и создан «Платон» на федеральных дорогах.
Более 1 миллиона большегрузов в «Платоне»
По данным оператора системы, за год рост превысил 175 тыс. автомобилей. Рекордные изменения статистических показателей начались в июле, когда за контроль взялся Ространснадзор. В лидерах по регистрации — Санкт-Петербург, Свердловская, Новосибирская, Челябинская, и Московская области. В каждом из регионов рост превысил 2 тыс. транспортных средств только за четыре минувших месяца. В общей сложности перевозчики зарегистрировали уже 1,1 млн большегрузов в «Платоне».
По данным пресс-службы оператора государственной системы компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», 60% пользователей составляют физлица. При этом контролирующий орган отмечает, что с июля текущего года зафиксировано полмиллиона нарушений, общая сумма вынесенных постановлений превысила 4 млрд рублей. Эти средства, как и собранная системой «Платон» плата за использование дорог, перечисляются в Федеральный дорожный фонд.
Как сообщил заместитель руководителя Ространснадзора Асланбек Ахохов, налажено межведомственное электронное взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов по взысканию неоплаченных штрафов и с ФТС для исключения неоплаты штрафов иностранными перевозчиками. Больше всего нарушителей выявлено в Ленинградской, Московской, Новосибирской и Свердловской областях, а также в Башкортостане.
В ассоциации автомобильных перевозчиков отмечают, что после того, как контроль за нарушителями перешел к Ространснадзору, незарегистрированных в системе «Платон» перевозчиков стало намного меньше. Должное усиление контроля делает рынок грузоперевозок равным для всех участников. Ситуация с администрированием стала намного лучше, но эту работу нужно усиливать. Не так давно на рассмотрение рабочей группы при Минтрансе России были вынесены ряд предложений.
В частности это касается ограничений на выставление только одного штрафа в течение суток. Также предлагается оставить маршрутные карты только для случаев поломки бортовых устройств, для госструктур и иностранных перевозчиков. Это будет стимулировать недобросовестных перевозчиков работать честно. Существует два способа внесения платы: установить бортовое устройство, которое автоматически передает данные о маршруте, или оформлять маршрутную карту на каждый конкретный рейс.
Все эксперты сходятся во мнении, что при формировании условий расчета взимания платы, а также штрафов, должны быть обеспечены равные условия всем перевозчикам вне зависимости от размера автопарка и способа владения транспортными средствами. При этом очень важен контроль своевременной оплаты штрафов всеми участниками рынка. Для удобства перевозчиков данные о штрафах публикуются в личном кабинете пользователя на сайте системы «Платон» в течение 1–3 дней с момента фиксации.
Интеграция «Платона»
Специалисты отмечают, что работающая система «Платон» пригодится и для создаваемой государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» до 2024 года на федеральных трассах заработают 387 весовых пунктов. Более 100 из них построят при доработке рамок контроля «Платона». По мнению перевозчиков и экспертов, система весогабаритного контроля повысит безопасность дорожного движения и срок службы дорог.
По словам первого заместителя директора компании «Транспортная интеграция» Светланы Воронцовой, создание системы, интегрированной с инфраструктурой «Платона», обеспечит для государства значительную экономию бюджетных средств. С технической точки зрения такая интеграция возможна и целесообразна. При этом будут решены задачи сохранности автодорог и компенсации нанесенного дорожной сети вреда от проезда тяжелых грузовиков.
Разработка системы идет на основе требований грузоперевозчиков. Противники системы весогабаритного контроля — нарушители давно установленных законодательных норм, как отметил председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию автомобильной грузовой и дорожной отрасли Борис Рыбак. Он считает, что всем честным предпринимателям понятно, АСВГК нужна, но ее работа должна быть логично обоснованной и прозрачной.
Есть вопросы
Впрочем, не все так единодушны в отрасли. По мнению председателя Объединения перевозчиков России (ОПР) Андрея Бажутина, «Платон» - это незаконные поборы с грузоперевозчиков. Власти занимаются пропагандой заведомо несправедливого проекта по дополнительному сбору денежных средств с населения. Также есть вопросы к самой организации обслуживания системы. Эксперты отмечают, что Росавтодор, как государственный орган исполнительной власти, является единым оператором сети федеральных автомобильных дорог и выполняет функции по их строительству, ремонту и содержанию на территории РФ.
Таким образом, передача частной компании «РТИТС» функций по введению системы «Платон» и последующему взиманию платы вызывает недоумение. Тем более что Росавтодор, являясь балансодержателем федеральных автодорог, по которым «Платон» взимает плату, включает в свой состав 36 территориальных управлений с филиалами по всей стране. Логично, что встает вопрос, зачем параллельно организовывать и содержать аналогичную сеть офисов под управлением «РТИТС»? Почему правительство передало функции оператора СВП не профильному государственному учреждению, а частной компании, которой ежегодно выплачивает баснословные комиссионные?
«Противники» системы копают глубже и говорят о нормах права, согласно которым возмещение вреда должно быть соразмерно величине этого вреда. Ни факт нанесения грузовиками общей массой более 12 тонн вреда автодорогам, ни его размеры научно не доказаны. Поэтому взимание платы по «Платону» выглядит, как попытка пополнить бюджет за счет скрытого налога. Важно отметить, что часть дороги грузовики проезжают без груза (65 % времени). В кризисные времена загрузка автотранспорта снижается до 45–50 %. Пустой грузовик имеет «сухую» массу в среднем от 1,5 до 5 тонн и явно не наносит дороге никакого вреда. Получается, что взимание платы за нанесение вреда происходит в двойном размере, в том числе без фактического нанесения этого самого вреда.
По материалам портала грузоперевозок «КарголинкБиржа».
- Влияние Платона на грузоперовозки
- Ребята, помогите с платоном
- Система "Платон"
- Очистка топливной системы от парафина
- Системы пожаротушения для спецтехники
- Система Платон повышает тарифы
- Новые платные услуги от системы «Платон» для перевозчиков
- Система «Платон» не выполняет своих обязательств перед перевозчиками
- Влияние системы «Платон» на сферу грузоперевозок
- Водители сами решат какие дороги ремонтировать на сборы системы «Платон»
Даже спустя длительное время после ввода в действие системы "Платон" нет единого мнения по поводу многих ее аспектов. Впрочем, удивляться не стоит, ведь вопрос касается значительных финансовых потоков.
В статье прозвучала отличная фраза о том, что нанесение вреда дорогам (грузовыми машинами свыше 12т) так и не доказано научно. А ведь это был один из поводов введения системы.
В статье было сказано что возмещение вреда должно быть соразмерно величине этого вреда, полностью солидарен!!!
Система 'Платон' вызывает у меня смешанные чувства. С одной стороны, она явно выровняла правила игры на рынке грузоперевозок и сделала его более прозрачным. Подобные системы контроля с успехом внедряются в других странах, например, в Германии есть система Toll Collect, и она уже давно зарекомендовала себя как эффективный инструмент. Но с другой стороны, я вижу неэффективность в передаче функций частной компании. Почему государство, имея в распоряжении Росавтодор, не берет эти функции на себя? Это было бы логичнее и экономичнее, учитывая, что Росавтодор уже занимается строительством и содержанием дорог. К тому же, возникают вопросы к самому принципу взимания платы, особенно если учитывать, что грузовики не всегда идут загруженными. Важно, чтобы система была не только справедливой, но и обоснованной с точки зрения доказательства ущерба дорогам. В любом случае, если система продолжит развиваться, надеюсь, она будет учитывать не только интересы бюджета, но и грузоперевозчиков, которые иногда просто не могут позволить себе такие издержки.
Создание автоматизированной системы весогабаритного контроля на базе 'Платона' – шаг в правильном направлении. Это не только усилит контроль за соблюдением норм, но и поможет сэкономить средства. Успешные примеры интеграции подобных систем в Европе показывают, что это возможно и эффективно. Важно только, чтобы система была прозрачной и понятной для всех участников рынка.
Интересно, что 'Платон' зарегистрировал уже более миллиона большегрузов. Это показывает, что система стала важной частью инфраструктуры. Однако, как и у многих, у меня есть сомнения по поводу ее прозрачности и справедливости. Особенно настораживает, что функции системы выполняет частная компания, а не государственное учреждение.