Беломорско-Балтийский канал, транспортная артерия

Беломорско-Балтийский канал — канал с богатой и в некотором роде трагической историей. Он находится в России и соединяет Белое море с Онежским озером. Длина сооружения составляет около 227 км.

Само оно построено в 1931–1933-х, а в качестве основных строителей выступали заключенные. Сегодня канал используется для доставки грузов и судоходства. Ниже подробно рассмотрим особенности проекта, его слабые и сильные стороны.

Назначение Беломорско-Балтийского канала (Беломорканала, ББК), проекты разных лет

В процессе создания проекта разработчики преследовали ряд задач. При этом многие из них проявились уже после строительства и сдачи объекта в эксплуатацию. Выделим основные назначения Беломорканала:

  1. Соединение Белого моря с Волго-Балтийским водным путем. Дало прямой транспортный маршрут между северными и центральными районами СССР.
  2. Обеспечение вывозки леса, угля, стройматериалов и иных грузов. Развитие торговых отношений и промышленности северных регионов.
  3. Создание кратчайшего пути для переброски флота и военных грузов. Стоит отметить повышение обороноспособности СССР. Это особенно важно в контексте подготовки к возможной войне.
  4. Использование труда заключенных (ГУЛАГ). Рассматривалось как средство «перевоспитания» через труд.

беломорско-балтийский канал

Первые проекты появились в 18-19 веках. Еще при Петре I обсуждалась идея соединения Балтики с Белым морем. Целью была активизация торговли и укрепление государства. В 19 веке российские инженеры создавали разные проекты водных путей между Севером и Балтикой. По факту они остались нереализованными из-за технических сложностей и огромных затрат.

В 1900-х разрабатывались новые схемы, но они также были «свернуты». Причиной стала нехватка финансирования и нестабильная обстановка (революция, войны). Проект канала входил в число предложений по экономическому подъему Севера, но так и остался на «бумаге».

беломорско-балтийский канал

В 1931-м правительство СССР запустило строительство канала в рамках первой пятилетки. Проект был максимально упрощен с целью скорейшего завершения. Минимальная глубина составляла около 3,5 м. Это означало, что канал рассчитан на небольшие грузовые суда и буксиры. Протяженность составляла 227 км, из которых около 37 км были искусственными участками. В 1933-м проект удалось сдать в эксплуатацию.

В 1940–1960-х рассматривался вариант углубления и расширения сооружения для расширения функционала. В 1970–1980-х обсуждалась возможность полной реконструкции. Цель — включение ББК в масштабную систему Северного морского пути. При этом многие из таких задач так и не были реализованы.    

Протяженность и маршрут

Важно

Беломорско-Балтийский канал имени Сталина имеет длину около 227 км. Маршрут сооружения начинается в районе города Беломорск на побережье Белого моря. Далее канал проходит по естественным и искусственным водным участкам Карелии. В их число входит река Вытегра, о. Маткозеро и группа шлюзов. С помощью последних удалось компенсировать перепады высот.

Конечным пунктом стал город Повенец на южном берегу Онежского озера. Всего по маршруту расположено 19 шлюзов. При этом канал связывает северные районы России с центральными и южными водами: Балтийское, Белое и Каспийское моря.

Устройство гидротехнического сооружения

беломорско-балтийский канал

В состав конструкции входит группа элементов, обеспечивающих безопасное и эффективное судоходство. Все сделано так, чтобы обеспечить продуманное регулирование уровня воды и исключить резкие перепады.

При строительстве Беломорско-Балтийского канала были предусмотрено ряд важных элементов. К примеру, шлюзы предусмотрены для подъема или спуска судов на участках с перепадом уровня воды. Камеры этих узлов — ж/б прямоугольные резервуары длиной 135-142 м и шириной 14,3 м. Глубина варьируется около 3,5 м.

беломорско-балтийский канал

Ворота сделаны из металла. Они имеют 2-створчатую и распашную конструкцию. Оборудуются резиновыми уплотнителями для герметичности. Запорно-регулирующие устройства используются для регулирования наполнения камеры водой. Подводящие и отводящие каналы гарантируют подачу и сброс воды.

Для управления применяются электрические или ручные приводы. Они нужны для открытия и закрытия ворот, а также управления затворами. По бокам берега предусмотрены каменные и бетонные откосы для предотвращения размыва. Все шлюзы группируются в два основных каскада — Повенецкий и Пинозерский.

Есть также плотины и водосбросы. Они используются для регулирования уровня воды в канале и защиты от переполнения. В их состав входят гравитационные плотины. Это ж/б сооружения с массивным телом, которое опирается на основание и удерживает напор воды. Водосбросные пролеты оборудованы затворами для контролируемого сброса излишков воды. Есть также секции плотин или решетки, которые задерживают лед.

Каналы (искусственные и естественные) предназначены для создания судоходного маршрута между водоемами. Искусственные каналы прорыты вручную или с использованием техники. Их ширина — до 36 м по зеркалу воды. Большой плюс — бетонные и деревянные конструкции, которые защищают от размыва и оползней. Плавучие навигационные знаки указывают фарватер, безопасную глубину и наличие препятствий.

беломорско-балтийский канал

На маршруте канала используются естественные водоемы. В их число входит Онежское озеро, речки Вытегра, Нюхча, Пинега и другие. В таких объектах углублено дно, построены дамбы и другие элементы конструкции.

Для защиты берегов предусмотрена каменная наброска, ж/б плиты, деревянные шпунтовые стенки. Их функция состоит в защите от размыва и осыпания грунта. Она обеспечивает устойчивость откосов и защиту окружающей инфраструктуры.

В состав конструкции входят навигационные и гидрометеорологические устройства.  Пример — сигнальные мачты и огни для безопасности судоходства. Гидрометеорологические станции применяются для контроля уровня воды, осадков и состояния льда. Также имеются портовые и причальные сооружения. В их состав входят причалы для погрузки-разгрузки судов и склады.

Ход и сроки строительства

Строительство ББК началось весной 1931-го и было завершено в рекордно короткие сроки — менее чем за два года. Официально канал получил «путевку в жизнь» в 1933-м. Это стало возможным, благодаря использованию труда заключенных ГУЛАГ.

Инициаторы реализации проекта — руководство СССР. Оно поставило задачу соединить Белое море с внутренними водными путями. Цели стояли стандартные — реализация экономических и стратегических целей. Строительство проходило в условия первой пятилетки. Не удивительно, что его рассматривали как прорывную стройку социализма.

беломорско-балтийский канал

Для работы была привлечена специальная структура исправительно-трудового лагеря. Численность заключенных работников превышала 100 тысяч человек. В процессе строительства применялся в основном ручной труд и примитивные механизмы. Это легко объяснить, ведь стояла задача минимизировать затраты и максимально использовать трудовые ресурсы.

Строительство проходило в несколько этапов:

  1. Подготовительный — 1931-й. Сначала были проведены изыскательные работы, и организован лагерь для заключенных. Возведена временная инфраструктура в виде бараков, дорог и складов. Начался этап рытья земляных участков. При этом работа проводилась вручную.
  2. Основной —1931–1932-е. На этом этапе проходилось массовое рытье каналов и создание шлюзов. Велось строительство плотин и гидротехнических сооружений. Проводилась большая работа по отводу воды, укреплению берегов и возведению временных мостов. Для ускорения стройки работа велась на нескольких участках одновременно.
  3. Заключительный — начало 1933-го. На этом этапе удалось завершить строительство шлюзовых каскадов.

Проведены гидравлические испытания. Со временем в канал была пущена вода. Также введены в эксплуатацию навигационные системы и портовые сооружения. Официальное открытие ББК состоялось летом 1933-го. В общей сложности строительство заняло 20 месяцев.

Использование канала

беломорско-балтийский канал

После завершения строительства новое сооружение и мосты Беломорканала активно использовались в самых разных сферах. При этом назначение менялось с учетом ситуации, которая складывалась в СССР.

В тридцатые годы (строительство Северного флота)

После ввода ББК в эксплуатацию его стали рассматривать как стратегический объект. В 1930-е СССР занимался строительством и укреплением Северного флота. Последний в тот период базировался на Белом и Баренцевом морях.

беломорско-балтийский канал

Канал гарантировал удобный и защищенный маршрут для переброски кораблей, вооружений и материалов на Север. Это давало возможность наращивать военно-морскую группировку в Арктике.

При этом удалось обойти потенциальные угрозы на Балтийском море. Кроме того, канал использовался для доставки аппаратуры, топлива и стройматериалов для создания инфраструктуры Северного флота и местных портов.

В годы ВОВ

Во время войны ББК имел важное военно-стратегическое значение. Он применялся для решения следующих задач:

  • переброски боевых кораблей и подводных лодок между Балтийским и Северным флотами (цель — обход контролируемых врагом районов Балтики);
  • транспортировка военных грузов, горючего и боеприпасов к северным портам, через которые шли поставки по ленд-лизу из Великобритании и США;
  • эвакуация промышленных предприятий и гражданского населения вглубь страны в первые годы войны.

Несмотря на суровые условия и риск атак, канал активно применялся. Более того, он играл важную роль в снабжении Северного фронта.

В послевоенные годы

беломорско-балтийский канал

После завершения войны Беломорканал продолжал использоваться для транспортировки. Со временем его значение несколько снизилось из-за развития ж/д и автомобильной сети. ББК применялся для вывоза леса и стройматериалов в центральные части СССР.

Сооружение использовалось для судоходства и внутренней торговли. Со временем оно было включено в Единую глубоководную систему европейской части СССР. Это позволило перевозить грузы из центра страны к северным портам.

В послевоенные годы обсуждались проекты модернизации и углубления канала. Цель — увеличение пропускной способности. Все проекты пришлось отложить из-за высоких затрат. 

ББК сегодня

В 21 веке ББК используется для перевозки грузов разного вида: лесоматериалы, стройматериалы и другие товары. Канал обслуживает туристические маршруты и позволяет путешествовать по историческим местам Карелии и северо-запада России. При этом пропускная способность ограничена из-за малых глубин и размеров шлюзов. Это накладывает ограничения на размеры судов.

беломорско-балтийский канал

Еще один плюс ББК — обеспечение транспортной доступности удаленных северных районах. Он способствует развитию местной экономики и поддержанию связей между регионами. Кроме того, канал применяется для внутренних перевозок без выхода в открытое море.

По факту ББК сталкивается с конкуренцией со стороны других видов транспорта. Развитие и модернизация ж/д инфраструктуры и улучшение автодорожной сети дали более дешевые альтернативы для перевозки грузов. Кроме того, ограниченные возможности сделали канал менее полезным. В этом отношении более привлекательным выглядит Волго-Балтийский водный путь.

Количество жертв при строительстве

Точное число смертей при реализации проекта установить сложно. Причина — отсутствиеточных официальных данных и закрытый характер такой информации. При этом историки и исследователи собрали данные воедино и приводят ряд заключений.

В строительстве канала участвовало около 100–300 тысяч заключенных в разное время. По данным некоторых исследований уровень смертности составлял от 8% до 15% в год. Причины — тяжелые условия труда, скудное питание, отсутствие медпомощи и жестокое обращение.

беломорско-балтийский канал

Чаще всего называется число от 25 до 50 тысяч погибших за все время. Некоторые источники приводят более высокие цифры — до 100 тысяч человек. Сюда входят те, кто умер не только на строительстве, но и в результате последствий: болезни, истощение, репрессии и т. д.

Итог

Беломорско-Балтийский канал по праву считается одним из крупнейших гидротехнических сооружений СССР. Он сыграл важную роль в экономике и военной стратегии страны. Объект построен в рекордные сроки ценой тяжелого труда заключенных. Но «игра» стоила «свеч», ведь он связал Белое море с внутренними водными путями.

Сегодня канал продолжает работать, но его значение снизилось из-за небольших возможностей. Появилась конкуренция с ж/д и авто транспортом. Но даже при таких раскладах конструкция остается важной частью инфраструктуры северных регионов России.

Рейтинг: 4
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 36
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 04-04-2025 / Обновлено: 05-04-2025
Поиск запроса "беломорско-балтийский канал, транспортная артерия" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: