Грузоперевозки по рекам России
Логистическая инфраструктура достаточно часто и совершенно заслуженно сравнивается с кровеносной системой организма. Если продолжать аналогию, грузоперевозки представляют собой непосредственно кровь, которая передвигается по сосудам и питает все органы необходимым кислородом.
Стоит ли приводить дополнительная пояснения к теме их крайней важности и актуальности для состояния экономики любой страны, включая Россию? Отдельно стоит выделить речные грузоперевозки, особенно актуальные для РФ в силу нескольких причин.
Оглавление
Начиная с обилия рек и заканчивая далеко не всегда высоким уровнем развития других типов транспорта. Поэтому имеет смысл сделать главной темой статьи речные перевозки в России: их основные плюсы, специфику, виды перевозимых грузов и другие сопутствующие вопросы.
Преимущества перевозок грузов по рекам
При Советском Союзе развитию речного транспорта – как пассажирского, так и грузового – уделялось очень много внимания. Позднее – после распада СССР – перевозки по рекам быстро захирели и очень сильно сократились. Прежде всего – из-за банальной нехватки инвестиций в соответствующую инфраструктуру.
Такую политику государственных властей всех уровней (федерального, регионального и местного) сложно назвать разумной. Хотя бы из-за множества достоинств, присущих грузовым перевозкам речным транспортом. Главными из них выступают:
- Минимальная стоимость транспортировки, намного более низкая, чем для любого другого вида транспорта.
- Большая пропускная способность водных артерий и грузоподъемность транспортных средств (при достойном обеспечении последними).
- Низкий уровень инвестиций на создание и поддержание в работоспособном состоянии инфраструктуры речного транспорта.
- Универсальность, которая выражается в возможность перевозить по воде практически любые виды грузов.
- При рассмотрении плюсов речного транспорта не стоит забывать о достаточно существенных минусах. К числу которых относятся:
- сравнительно невысокая скорость доставки, в том числе – из-за невозможности «срезать» и необходимости двигаться по руслу;
- календарные ограничения на перевозки (распространяются на большую часть страны и холодное время года);
- зависимость от климатических условий;
- ограниченность маршрутов доставки (объясняется отсутствием в некоторых регионах судоходных рек или сообщения между речными магистралями);
- дополнительные сложности для судоходства по рекам, на которых возведены гидроэлектростанции.
Важно отметить, что главный плюс речных грузоперевозок – бюджетная стоимость – с лихвой компенсируется все перечисленные недостатки. Тем более с учетом возможности одновременного развития всех видов транспорта.
При таком подходе к решению вопросов логистики (взятом на вооружение сегодняшними властями страны) удается удачно совместить преимущества различных способов транспортировки и одновременно нивелировать неизбежно присутствующие недостатки каждого.
Технология и организация речных перевозок
Важным плюсом любого водного транспорта становится отсутствие необходимости строить дорогу. В качестве последней используется непосредственно река/вода. Что вовсе не означает, что на инфраструктуру вообще не требуется денег.
- Во-первых, нужны порты, где выполняются погрузочно-разгрузочные работы. Желательно – с удобными подъездными путями, железнодорожными (оптимальный вариант) и/или автомобильными (дополнительный).
- Во-вторых, для беспроблемного прохода судов (особенно крупных) на многих речных магистралях и на регулярной основе требуется проводить углубление и чистку русла. Подобные расходы сложно назвать серьезными, но учитывать их все-таки необходимо.
- В-третьих, заметные затраты необходимы для комплектования портовой инфраструктуры. Применительно к грузовым перевозкам речь идет о грузоподъемных механизмах, ж/д платформах, местах складирования и многом другом. Если потребуется перевозить пассажиров, также нужны соответствующие инфраструктурные объекты.
Отдельной и очень важной частью организации речных грузоперевозок становится работа подразделений Гидрометцентра или Российской метеорологической службы.
ВажноЗависимость речного транспорта от погодных условий намного ниже, чем у авиационного, но она присутствует и должна учитываться в обязательном порядке. Хотя бы для обеспечения требуемого уровня безопасности в процессе доставки грузов.
Стоит выделить вспомогательные суда, которые необходимы для эффективной работы речной транспортной инфраструктуры. К этой категории относятся:
- Толкачи-буксиры, которые перемещают баржи – как по рекам, так и внутри портовой акватории.
- Промерные суда, чьей задачей становится определение фарватера (оптимальной траектории движения с учетом глубины реки).
- Мусоросборщики, функционал которых понятен из названия.
- Плавучие ремонтные мастерские, благодаря которым удается минимизировать расходы на ремонт и обслуживание основного состава речных судов.
- Земельные снаряды (земснаряды), которые используются для углубления и очистки русла судоходных рек.
Структура грузов, перевозимых по рекам
Проще всего перечислить основные грузы, которые перевозятся по рекам, посредством описания основных типов транспортных средств. К ним относятся следующие виды судов:
- Балкер (сухогруз). Перевозит сыпучие (песок, щебень, руда, земля, зерно и многое другое) или мелкоштучные (металлопрокат, строительные конструкции, кирпич и т.д.) грузы. В первом случае имеет специальные выгрузные люки по периметру для быстрой и беспроблемной погрузки/разгрузки.
- Контейнеровоз. Предназначен для транспортировки контейнеров, что очевидно следует из названия. Такой формата перевозок пользуется все большей популярностью и спросом.
- Танкер (наливное судно). Классический вариант водного транспортного средства, особенно актуально применяемый в морях и океанах. Реже – для рек. Используется для перевозки жидких грузов в виде нефти, сжиженного газа, растительного масла, продуктов нефтепереработки и т.п. Важной особенностью становится наличие больших емкостей и специального дополнительного оборудования (например, для пожаротушения).
- Цементовозы. В отличие от обычных балкеров, комплектуются специальными емкостями для защиты цемента от попадания влаги или повышенной влажности.
- Рефрижераторы. Предназначены для транспортировки грузов, требующих для сохранности специального температурного режима. Обычно речь идет о пониженной температуре или даже заморозке.
Важной особенностью речного транспорта и судоходства в целом выступает возможность приспособить или построить судно под любой конкретный груз. Начиная с автомобилей и заканчивая продуктами питания.
Что делает перевозки по рекам по-настоящему универсальными и многофункциональными. Дополнительным плюсом становится возможность использования барж (несамоходных судов). Они подходят для любых типов грузов и приводятся в действие буксирами. Что упрощает транспортировку и делает ее намного более удобной.
Если перейти к статистике по объемам перевозимых грузов, необходимо привести такие цифры (данные за 2019 год, более поздние пока отсутствуют, хотя примерная структура вряд ли сильно изменилась):
- стройматериалы и конструкции – 51,3%;
- нефть и нефтепродукты – 17,7%;
- зерно и мука – 6,1%;
- лесозаготовка – 5,4%;
- кокс и каменный уголь – 2,8%;
- металлы – 2,4%;
- прочие грузы – 14,3%.
Крупнейшие речные системы в РФ, статистика
Россия обладает самыми большим запасами пресной воды в мире. Большая их часть находится в Байкале. Но и по объему речной воды РФ находится на одном из ведущих мест.
Например, общая протяженность внутренних водных путей составляет 102 тыс. км. (больше только в Китае – 128 тыс. км.) Причем практически половина – около 50 тыс. км. имеет достаточную глубину для габаритных перевозок.
Достаточно перечислить несколько самых крупных рек, к числу которых относятся: Обь, Енисей, Лена, Иртыш, Амур, Волга и другие. Важно отметить, что только последняя в списке Волга находится в наиболее развитой в экономическом и инфраструктурном плане европейской части страны. Все остальные лидеры расположены в Сибири или на Дальнем Востоке. Что затрудняет создание транспортной инфраструктуры и одновременно означает меньший спрос на перевозки. Несмотря на это, реки все активнее используются для грузоперевозок, в том числе международных.
ВажноПрактически три четверти (около 73-75%) общего объема грузов перевозится речным транспортом по так называемой ЕГС, что расшифровывается как Единая глубоководная система. Она создана еще при СССР и размещается в европейской части страны.
В состав ЕГС входят пять достаточно крупных рек (Волга, Нева, Свирь, Кама, Дон), два озера (Ладожское и Онежское) и, что особенно важно, 7 каналов (от Беломорско-Балтийского до Волго-Донского). Именно благодаря последним создается единая транспортная магистраль, которая объединяет самые развитые в экономическом плане регионы страны.
Делить грузопоток между реками не совсем корректно, да и вряд ли получится. Важно понимать, что только внутри ЕГС ежегодно перевозится около 80 млн. тонн грузов, что вполне сопоставимо с объемом перевозок автомобильным транспортом в близлежащих федеральных округах.
Вместе с тем становится понятным, что по намного более полноводным рекам Сибири и Дальнего Востока грузоперевозки ведутся менее интенсивно. По уже упомянутым выше причинам: сложность строительства инфраструктуры и низкий спрос на транспортные услуги из-за недостаточного развития экономики.
Статистика объемов грузоперевозок с разбивкой на речные бассейны выглядит следующим образом:
- Волжский (Волга) – 52,2 млн. тонн (здесь и дальше – по итогам 2020 года).
- Московский (Москва) – 15,5 млн. т.
- Обь-Иртышский (Обь и Иртыш) – 13,9 млн. т.
- Волго-Балтийский (канал) – 8,4 млн. т.
- Енисейский (Енисей) – 6,4 млн. т.
Аналитика: нужно ли наращивать объем речных перевозок?
Объем речных перевозок в России кратно ниже аналогичного показателя в Советском Союзе. Причем положительная динамика в последние годы просматривается слабо. Хотя корректной статистики – из-за пандемии и антироссийских санкций – попросту нет.
Несмотря на негативный тренд, на вынесенный в подзаголовок статьи вопрос, можно дать однозначно утвердительный ответ. Хотя бы из-за необходимости развивать все виды отечественной транспортной инфраструктуры. Проблемы с грузоперевозками традиционными видами транспорта – автомобильным и железнодорожным – очевидны.
Поэтому более активное задействование альтернативы в виде речных перевозок видится вполне логичным решением. Тем более – с учетом очевидного богатства России в плане водных ресурсов. Дополнительным плюсом в пользу такого решения становится вполне успешная деятельность, продемонстрированная речным транспортом в рамках Единой глубоководной системы.
Итог
Отрасль речных грузоперевозок России длительное время переживала упадок. Только в последние несколько лет власти обратили внимание на очевидную перспективность этого вида транспорта.
Прежде всего – из-за обилия рек на территории страны и бюджетной стоимости доставки грузов. Начальной задачей на этом пути становится перелом тренда на снижение объема ручных грузоперевозок и переход к положительной динамике. Чего вполне реально добиться уже в ближайшие 2-3 года.
- Долговечность резины по дорогам России
- Типовой договор по грузоперевозкам
- Как открыть компанию по грузоперевозкам?
- Как рекламировать грузоперевозки по России?
- Грузоперевозки из Китая по всей России
- Российские дальнобойщики уже несколько дней не могут выехать из китайского города Хэйхэ
- Строительство Багаевского гидроузла на реке Дон
- Грузовая база на Каспии требует обновления
- Каботажные автомобильные перевозки
- Речные перевозки могут приносить доход
Думаю, в СССР речные перевозки были более популярны, так как было намного меньше машин. А сейчас, когда их огромное количество, плюс, выстроено больше шоссе, перевозчики не хотят терять время: ведь известно, что водные перевозки в разы медленней. Тем не менее, способ транспортировки бюджетен и заслуживает внимания.
Речные грузоперевозки, безусловно, заслуживают внимания, однако беда в том, что судоходные реки есть далеко не везде. Хорошо, когда река судоходна и соответствующие порты есть и в пункте загрузке, и в пункте выгрузки. Если же нет, то в этом случае просто не заморачиваются, отдавая предпочтение автоперевозкам.
Это была отличная идея перемещать грузы в точку А и в точку Б, особенно если есть река и необходимый для этого транспорт, это будет выгодно и быстро, не нужно стоять в пробках, тратить время на светофоры и так далее, плюс меньше затрат по потливо. Это хорошая перспектива.
Речные грузоперевозки имеют свои неоспоримые преимущества: это большая грузоподъемность и низкая стоимость транспортировки. А вот основным недостатком считается долгий срок доставки. Тем не менее многие компании предпочитают перевозку груза водным путём именно из-за низкой стоимости.
Речные грузоперевозки имеют свои неоспоримые преимущества: это большая грузоподъемность и низкая стоимость транспортировки. А вот основным недостатком считается долгий срок доставки. Тем не менее многие компании предпочитают перевозку груза водным путём именно из-за низкой стоимости.
Хотя сейчас речные грузоперевозки не так популярны, как во времена Советского Союза, однако совсем сбрасывать со счетов этот вид транспортировки не стоит. Например, некоторые виды грузов – зерновые, нефтепродукты, древесина – целесообразнее перевозить речными видами транспорта.