Грузоперевозки по рекам России

Логистическая инфраструктура достаточно часто и совершенно заслуженно сравнивается с кровеносной системой организма. Если продолжать аналогию, грузоперевозки представляют собой непосредственно кровь, которая передвигается по сосудам и питает все органы необходимым кислородом.

Стоит ли приводить дополнительная пояснения к теме их крайней важности и актуальности для состояния экономики любой страны, включая Россию? Отдельно стоит выделить речные грузоперевозки, особенно актуальные для РФ в силу нескольких причин.

Начиная с обилия рек и заканчивая далеко не всегда высоким уровнем развития других типов транспорта. Поэтому имеет смысл сделать главной темой статьи речные перевозки в России: их основные плюсы, специфику, виды перевозимых грузов и другие сопутствующие вопросы.

Преимущества перевозок грузов по рекам

При Советском Союзе развитию речного транспорта – как пассажирского, так и грузового – уделялось очень много внимания. Позднее – после распада СССР – перевозки по рекам быстро захирели и очень сильно сократились. Прежде всего – из-за банальной нехватки инвестиций в соответствующую инфраструктуру.

Грузоперевозки по рекам России

Такую политику государственных властей всех уровней (федерального, регионального и местного) сложно назвать разумной. Хотя бы из-за множества достоинств, присущих грузовым перевозкам речным транспортом. Главными из них выступают:

  • Минимальная стоимость транспортировки, намного более низкая, чем для любого другого вида транспорта.
  • Большая пропускная способность водных артерий и грузоподъемность транспортных средств (при достойном обеспечении последними).
  • Низкий уровень инвестиций на создание и поддержание в работоспособном состоянии инфраструктуры речного транспорта.
  • Универсальность, которая выражается в возможность перевозить по воде практически любые виды грузов.
  • При рассмотрении плюсов речного транспорта не стоит забывать о достаточно существенных минусах. К числу которых относятся:
  • сравнительно невысокая скорость доставки, в том числе – из-за невозможности «срезать» и необходимости двигаться по руслу;
  • календарные ограничения на перевозки (распространяются на большую часть страны и холодное время года);
  • зависимость от климатических условий;
  • ограниченность маршрутов доставки (объясняется отсутствием в некоторых регионах судоходных рек или сообщения между речными магистралями);
  • дополнительные сложности для судоходства по рекам, на которых возведены гидроэлектростанции.

Важно отметить, что главный плюс речных грузоперевозок – бюджетная стоимость – с лихвой компенсируется все перечисленные недостатки. Тем более с учетом возможности одновременного развития всех видов транспорта.

При таком подходе к решению вопросов логистики (взятом на вооружение сегодняшними властями страны) удается удачно совместить преимущества различных способов транспортировки и одновременно нивелировать неизбежно присутствующие недостатки каждого.

Технология и организация речных перевозок

Грузоперевозки по рекам России

Важным плюсом любого водного транспорта становится отсутствие необходимости строить дорогу. В качестве последней используется непосредственно река/вода. Что вовсе не означает, что на инфраструктуру вообще не требуется денег.

  1. Во-первых, нужны порты, где выполняются погрузочно-разгрузочные работы. Желательно – с удобными подъездными путями, железнодорожными (оптимальный вариант) и/или автомобильными (дополнительный).
  2. Во-вторых, для беспроблемного прохода судов (особенно крупных) на многих речных магистралях и на регулярной основе требуется проводить углубление и чистку русла. Подобные расходы сложно назвать серьезными, но учитывать их все-таки необходимо.
  3. В-третьих, заметные затраты необходимы для комплектования портовой инфраструктуры. Применительно к грузовым перевозкам речь идет о грузоподъемных механизмах, ж/д платформах, местах складирования и многом другом. Если потребуется перевозить пассажиров, также нужны соответствующие инфраструктурные объекты.

Отдельной и очень важной частью организации речных грузоперевозок становится работа подразделений Гидрометцентра или Российской метеорологической службы.

Важно

Зависимость речного транспорта от погодных условий намного ниже, чем у авиационного, но она присутствует и должна учитываться в обязательном порядке. Хотя бы для обеспечения требуемого уровня безопасности в процессе доставки грузов.

Стоит выделить вспомогательные суда, которые необходимы для эффективной работы речной транспортной инфраструктуры. К этой категории относятся:

  • Толкачи-буксиры, которые перемещают баржи – как по рекам, так и внутри портовой акватории.
  • Промерные суда, чьей задачей становится определение фарватера (оптимальной траектории движения с учетом глубины реки).
  • Мусоросборщики, функционал которых понятен из названия.
  • Плавучие ремонтные мастерские, благодаря которым удается минимизировать расходы на ремонт и обслуживание основного состава речных судов.
  • Земельные снаряды (земснаряды), которые используются для углубления и очистки русла судоходных рек.

Структура грузов, перевозимых по рекам

Проще всего перечислить основные грузы, которые перевозятся по рекам, посредством описания основных типов транспортных средств. К ним относятся следующие виды судов:

  • Балкер (сухогруз). Перевозит сыпучие (песок, щебень, руда, земля, зерно и многое другое) или мелкоштучные (металлопрокат, строительные конструкции, кирпич и т.д.) грузы. В первом случае имеет специальные выгрузные люки по периметру для быстрой и беспроблемной погрузки/разгрузки.
  • Контейнеровоз. Предназначен для транспортировки контейнеров, что очевидно следует из названия. Такой формата перевозок пользуется все большей популярностью и спросом.
  • Танкер (наливное судно). Классический вариант водного транспортного средства, особенно актуально применяемый в морях и океанах. Реже – для рек. Используется для перевозки жидких грузов в виде нефти, сжиженного газа, растительного масла, продуктов нефтепереработки и т.п. Важной особенностью становится наличие больших емкостей и специального дополнительного оборудования (например, для пожаротушения).
  • Цементовозы. В отличие от обычных балкеров, комплектуются специальными емкостями для защиты цемента от попадания влаги или повышенной влажности.
  • Рефрижераторы. Предназначены для транспортировки грузов, требующих для сохранности специального температурного режима. Обычно речь идет о пониженной температуре или даже заморозке.

Грузоперевозки по рекам России

Важной особенностью речного транспорта и судоходства в целом выступает возможность приспособить или построить судно под любой конкретный груз. Начиная с автомобилей и заканчивая продуктами питания.

Что делает перевозки по рекам по-настоящему универсальными и многофункциональными. Дополнительным плюсом становится возможность использования барж (несамоходных судов). Они подходят для любых типов грузов и приводятся в действие буксирами. Что упрощает транспортировку и делает ее намного более удобной.

Если перейти к статистике по объемам перевозимых грузов, необходимо привести такие цифры (данные за 2019 год, более поздние пока отсутствуют, хотя примерная структура вряд ли сильно изменилась):

  • стройматериалы и конструкции – 51,3%;
  • нефть и нефтепродукты – 17,7%;
  • зерно и мука – 6,1%;
  • лесозаготовка – 5,4%;
  • кокс и каменный уголь – 2,8%;
  • металлы – 2,4%;
  • прочие грузы – 14,3%.

Крупнейшие речные системы в РФ, статистика

Россия обладает самыми большим запасами пресной воды в мире. Большая их часть находится в Байкале. Но и по объему речной воды РФ находится на одном из ведущих мест.

Грузоперевозки по рекам России

Например, общая протяженность внутренних водных путей составляет 102 тыс. км. (больше только в Китае – 128 тыс. км.) Причем практически половина – около 50 тыс. км. имеет достаточную глубину для габаритных перевозок.

Достаточно перечислить несколько самых крупных рек, к числу которых относятся: Обь, Енисей, Лена, Иртыш, Амур, Волга и другие. Важно отметить, что только последняя в списке Волга находится в наиболее развитой в экономическом и инфраструктурном плане европейской части страны. Все остальные лидеры расположены в Сибири или на Дальнем Востоке. Что затрудняет создание транспортной инфраструктуры и одновременно означает меньший спрос на перевозки. Несмотря на это, реки все активнее используются для грузоперевозок, в том числе международных.

Важно

Практически три четверти (около 73-75%) общего объема грузов перевозится речным транспортом по так называемой ЕГС, что расшифровывается как Единая глубоководная система. Она создана еще при СССР и размещается в европейской части страны.

В состав ЕГС входят пять достаточно крупных рек (Волга, Нева, Свирь, Кама, Дон), два озера (Ладожское и Онежское) и, что особенно важно, 7 каналов (от Беломорско-Балтийского до Волго-Донского). Именно благодаря последним создается единая транспортная магистраль, которая объединяет самые развитые в экономическом плане регионы страны. 

Делить грузопоток между реками не совсем корректно, да и вряд ли получится. Важно понимать, что только внутри ЕГС ежегодно перевозится около 80 млн. тонн грузов, что вполне сопоставимо с объемом перевозок автомобильным транспортом в близлежащих федеральных округах.

речная система Волги

Вместе с тем становится понятным, что по намного более полноводным рекам Сибири и Дальнего Востока грузоперевозки ведутся менее интенсивно. По уже упомянутым выше причинам: сложность строительства инфраструктуры и низкий спрос на транспортные услуги из-за недостаточного развития экономики.

Статистика объемов грузоперевозок с разбивкой на речные бассейны выглядит следующим образом:

  1. Волжский (Волга) – 52,2 млн. тонн (здесь и дальше – по итогам 2020 года).
  2. Московский (Москва) – 15,5 млн. т.
  3. Обь-Иртышский (Обь и Иртыш) – 13,9 млн. т.
  4. Волго-Балтийский (канал) – 8,4 млн. т.
  5. Енисейский (Енисей) – 6,4 млн. т.

Аналитика: нужно ли наращивать объем речных перевозок?

Объем речных перевозок в России кратно ниже аналогичного показателя в Советском Союзе. Причем положительная динамика в последние годы просматривается слабо. Хотя корректной статистики – из-за пандемии и антироссийских санкций – попросту нет.

объем речных перевозок

Несмотря на негативный тренд, на вынесенный в подзаголовок статьи вопрос, можно дать однозначно утвердительный ответ. Хотя бы из-за необходимости развивать все виды отечественной транспортной инфраструктуры. Проблемы с грузоперевозками традиционными видами транспорта – автомобильным и железнодорожным – очевидны.

Поэтому более активное задействование альтернативы в виде речных перевозок видится вполне логичным решением. Тем более – с учетом очевидного богатства России в плане водных ресурсов. Дополнительным плюсом в пользу такого решения становится вполне успешная деятельность, продемонстрированная речным транспортом в рамках Единой глубоководной системы.

Итог

Отрасль речных грузоперевозок России длительное время переживала упадок. Только в последние несколько лет власти обратили внимание на очевидную перспективность этого вида транспорта.

Прежде всего – из-за обилия рек на территории страны и бюджетной стоимости доставки грузов. Начальной задачей на этом пути становится перелом тренда на снижение объема ручных грузоперевозок и переход к положительной динамике. Чего вполне реально добиться уже в ближайшие 2-3 года.

Рейтинг: 21
Всего оценок: 7 Комментариев: 9 Просмотров: 74
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 21-04-2024 / Обновлено: 28-04-2024
Поиск запроса "грузоперевозки по рекам россии" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Мария Москва 22.04.2024

Думаю, в СССР речные перевозки были более популярны, так как было намного меньше машин. А сейчас, когда их огромное количество, плюс, выстроено больше шоссе, перевозчики не хотят терять время: ведь известно, что водные перевозки в разы медленней. Тем не менее, способ транспортировки бюджетен и заслуживает внимания.

0
0
Ответить
Влад Казань 22.04.2024

Речные грузоперевозки, безусловно, заслуживают внимания, однако беда в том, что судоходные реки есть далеко не везде. Хорошо, когда река судоходна и соответствующие порты есть и в пункте загрузке, и в пункте выгрузки. Если же нет, то в этом случае просто не заморачиваются, отдавая предпочтение автоперевозкам.

0
0
Ответить
Сергей Тверь 22.04.2024

Это была отличная идея перемещать грузы в точку А и в точку Б, особенно если есть река и необходимый для этого транспорт, это будет выгодно и быстро, не нужно стоять в пробках, тратить время на светофоры и так далее, плюс меньше затрат по потливо. Это хорошая перспектива.

0
0
Ответить
Марат Краснодар 27.04.2024

Речные грузоперевозки имеют свои неоспоримые преимущества: это большая грузоподъемность и низкая стоимость транспортировки. А вот основным недостатком считается долгий срок доставки. Тем не менее многие компании предпочитают перевозку груза водным путём именно из-за низкой стоимости.

0
0
Ответить
Марат Краснодар 28.04.2024

Речные грузоперевозки имеют свои неоспоримые преимущества: это большая грузоподъемность и низкая стоимость транспортировки. А вот основным недостатком считается долгий срок доставки. Тем не менее многие компании предпочитают перевозку груза водным путём именно из-за низкой стоимости.

0
0
Ответить
Денис Нефтекамск 28.04.2024

Хотя сейчас речные грузоперевозки не так популярны, как во времена Советского Союза, однако совсем сбрасывать со счетов этот вид транспортировки не стоит. Например, некоторые виды грузов – зерновые, нефтепродукты, древесина – целесообразнее перевозить речными видами транспорта.

0
0
Ответить
Кузьма 19.11.2024

Очень интересная статья, которая подчеркивает важность речного транспорта для России. Прямо как в примере с кровеносной системой: без судоходных артерий экономика страны может чувствовать себя вялой. Несмотря на все сложности, такие как климатические ограничения или необходимость в инфраструктуре, речные грузоперевозки имеют огромный потенциал. Сравнивая с другими видами транспорта, это как если бы мы говорили о велосипедах и автомобилях: первые медленнее, но намного дешевле и экологичнее. В статье также упоминается недостаток инвестиций, что напоминает мне о ситуации с железными дорогами в некоторых странах, где инфраструктура тоже требует внимания. С учетом того, что Россия обладает огромными запасами пресной воды, развитие этой отрасли кажется логичным и даже необходимым шагом. Тем более, что в условиях санкций и экономических ограничений, поиск альтернативных путей развития становится стратегически важной задачей. Надеюсь, что в ближайшие годы правительство обратит внимание на речные грузоперевозки, и мы увидим положительную динамику в этой сфере.

0
0
Ответить
Агафон 20.11.2024

Очень хочу отметить, что речные грузоперевозки — это недооцененный ресурс. В отличие от автомобильных и железнодорожных транспортов, они требуют меньше затрат на инфраструктуру. В статье хорошо раскрыт потенциал рек, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Да, есть некоторые минусы, но плюсы перевешивают. Это как найти дешевую, но надежную альтернативу дорогим решениям.

0
0
Ответить
Ноа 21.11.2024

Интересно, что несмотря на все недостатки, речные перевозки продолжают оставаться актуальными. Это как старый добрый способ, который все еще работает и приносит пользу. Особенно учитывая низкую стоимость и возможность перевозки большого объема грузов. Надеюсь, что в будущем эта отрасль получит больше внимания и инвестиций.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: