Грузоперевозки по рекам России
Логистическая инфраструктура достаточно часто и совершенно заслуженно сравнивается с кровеносной системой организма. Если продолжать аналогию, грузоперевозки представляют собой непосредственно кровь, которая передвигается по сосудам и питает все органы необходимым кислородом.
Стоит ли приводить дополнительная пояснения к теме их крайней важности и актуальности для состояния экономики любой страны, включая Россию? Отдельно стоит выделить речные грузоперевозки, особенно актуальные для РФ в силу нескольких причин.
Оглавление
Начиная с обилия рек и заканчивая далеко не всегда высоким уровнем развития других типов транспорта. Поэтому имеет смысл сделать главной темой статьи речные перевозки в России: их основные плюсы, специфику, виды перевозимых грузов и другие сопутствующие вопросы.
Преимущества перевозок грузов по рекам
При Советском Союзе развитию речного транспорта – как пассажирского, так и грузового – уделялось очень много внимания. Позднее – после распада СССР – перевозки по рекам быстро захирели и очень сильно сократились. Прежде всего – из-за банальной нехватки инвестиций в соответствующую инфраструктуру.
Такую политику государственных властей всех уровней (федерального, регионального и местного) сложно назвать разумной. Хотя бы из-за множества достоинств, присущих грузовым перевозкам речным транспортом. Главными из них выступают:
- Минимальная стоимость транспортировки, намного более низкая, чем для любого другого вида транспорта.
- Большая пропускная способность водных артерий и грузоподъемность транспортных средств (при достойном обеспечении последними).
- Низкий уровень инвестиций на создание и поддержание в работоспособном состоянии инфраструктуры речного транспорта.
- Универсальность, которая выражается в возможность перевозить по воде практически любые виды грузов.
- При рассмотрении плюсов речного транспорта не стоит забывать о достаточно существенных минусах. К числу которых относятся:
- сравнительно невысокая скорость доставки, в том числе – из-за невозможности «срезать» и необходимости двигаться по руслу;
- календарные ограничения на перевозки (распространяются на большую часть страны и холодное время года);
- зависимость от климатических условий;
- ограниченность маршрутов доставки (объясняется отсутствием в некоторых регионах судоходных рек или сообщения между речными магистралями);
- дополнительные сложности для судоходства по рекам, на которых возведены гидроэлектростанции.
Важно отметить, что главный плюс речных грузоперевозок – бюджетная стоимость – с лихвой компенсируется все перечисленные недостатки. Тем более с учетом возможности одновременного развития всех видов транспорта.
При таком подходе к решению вопросов логистики (взятом на вооружение сегодняшними властями страны) удается удачно совместить преимущества различных способов транспортировки и одновременно нивелировать неизбежно присутствующие недостатки каждого.
Технология и организация речных перевозок
Важным плюсом любого водного транспорта становится отсутствие необходимости строить дорогу. В качестве последней используется непосредственно река/вода. Что вовсе не означает, что на инфраструктуру вообще не требуется денег.
- Во-первых, нужны порты, где выполняются погрузочно-разгрузочные работы. Желательно – с удобными подъездными путями, железнодорожными (оптимальный вариант) и/или автомобильными (дополнительный).
- Во-вторых, для беспроблемного прохода судов (особенно крупных) на многих речных магистралях и на регулярной основе требуется проводить углубление и чистку русла. Подобные расходы сложно назвать серьезными, но учитывать их все-таки необходимо.
- В-третьих, заметные затраты необходимы для комплектования портовой инфраструктуры. Применительно к грузовым перевозкам речь идет о грузоподъемных механизмах, ж/д платформах, местах складирования и многом другом. Если потребуется перевозить пассажиров, также нужны соответствующие инфраструктурные объекты.
Отдельной и очень важной частью организации речных грузоперевозок становится работа подразделений Гидрометцентра или Российской метеорологической службы.
ВажноЗависимость речного транспорта от погодных условий намного ниже, чем у авиационного, но она присутствует и должна учитываться в обязательном порядке. Хотя бы для обеспечения требуемого уровня безопасности в процессе доставки грузов.
Стоит выделить вспомогательные суда, которые необходимы для эффективной работы речной транспортной инфраструктуры. К этой категории относятся:
- Толкачи-буксиры, которые перемещают баржи – как по рекам, так и внутри портовой акватории.
- Промерные суда, чьей задачей становится определение фарватера (оптимальной траектории движения с учетом глубины реки).
- Мусоросборщики, функционал которых понятен из названия.
- Плавучие ремонтные мастерские, благодаря которым удается минимизировать расходы на ремонт и обслуживание основного состава речных судов.
- Земельные снаряды (земснаряды), которые используются для углубления и очистки русла судоходных рек.
Структура грузов, перевозимых по рекам
Проще всего перечислить основные грузы, которые перевозятся по рекам, посредством описания основных типов транспортных средств. К ним относятся следующие виды судов:
- Балкер (сухогруз). Перевозит сыпучие (песок, щебень, руда, земля, зерно и многое другое) или мелкоштучные (металлопрокат, строительные конструкции, кирпич и т.д.) грузы. В первом случае имеет специальные выгрузные люки по периметру для быстрой и беспроблемной погрузки/разгрузки.
- Контейнеровоз. Предназначен для транспортировки контейнеров, что очевидно следует из названия. Такой формата перевозок пользуется все большей популярностью и спросом.
- Танкер (наливное судно). Классический вариант водного транспортного средства, особенно актуально применяемый в морях и океанах. Реже – для рек. Используется для перевозки жидких грузов в виде нефти, сжиженного газа, растительного масла, продуктов нефтепереработки и т.п. Важной особенностью становится наличие больших емкостей и специального дополнительного оборудования (например, для пожаротушения).
- Цементовозы. В отличие от обычных балкеров, комплектуются специальными емкостями для защиты цемента от попадания влаги или повышенной влажности.
- Рефрижераторы. Предназначены для транспортировки грузов, требующих для сохранности специального температурного режима. Обычно речь идет о пониженной температуре или даже заморозке.
Важной особенностью речного транспорта и судоходства в целом выступает возможность приспособить или построить судно под любой конкретный груз. Начиная с автомобилей и заканчивая продуктами питания.
Что делает перевозки по рекам по-настоящему универсальными и многофункциональными. Дополнительным плюсом становится возможность использования барж (несамоходных судов). Они подходят для любых типов грузов и приводятся в действие буксирами. Что упрощает транспортировку и делает ее намного более удобной.
Если перейти к статистике по объемам перевозимых грузов, необходимо привести такие цифры (данные за 2019 год, более поздние пока отсутствуют, хотя примерная структура вряд ли сильно изменилась):
- стройматериалы и конструкции – 51,3%;
- нефть и нефтепродукты – 17,7%;
- зерно и мука – 6,1%;
- лесозаготовка – 5,4%;
- кокс и каменный уголь – 2,8%;
- металлы – 2,4%;
- прочие грузы – 14,3%.
Крупнейшие речные системы в РФ, статистика
Россия обладает самыми большим запасами пресной воды в мире. Большая их часть находится в Байкале. Но и по объему речной воды РФ находится на одном из ведущих мест.
Например, общая протяженность внутренних водных путей составляет 102 тыс. км. (больше только в Китае – 128 тыс. км.) Причем практически половина – около 50 тыс. км. имеет достаточную глубину для габаритных перевозок.
Достаточно перечислить несколько самых крупных рек, к числу которых относятся: Обь, Енисей, Лена, Иртыш, Амур, Волга и другие. Важно отметить, что только последняя в списке Волга находится в наиболее развитой в экономическом и инфраструктурном плане европейской части страны. Все остальные лидеры расположены в Сибири или на Дальнем Востоке. Что затрудняет создание транспортной инфраструктуры и одновременно означает меньший спрос на перевозки. Несмотря на это, реки все активнее используются для грузоперевозок, в том числе международных.
ВажноПрактически три четверти (около 73-75%) общего объема грузов перевозится речным транспортом по так называемой ЕГС, что расшифровывается как Единая глубоководная система. Она создана еще при СССР и размещается в европейской части страны.
В состав ЕГС входят пять достаточно крупных рек (Волга, Нева, Свирь, Кама, Дон), два озера (Ладожское и Онежское) и, что особенно важно, 7 каналов (от Беломорско-Балтийского до Волго-Донского). Именно благодаря последним создается единая транспортная магистраль, которая объединяет самые развитые в экономическом плане регионы страны.
Делить грузопоток между реками не совсем корректно, да и вряд ли получится. Важно понимать, что только внутри ЕГС ежегодно перевозится около 80 млн. тонн грузов, что вполне сопоставимо с объемом перевозок автомобильным транспортом в близлежащих федеральных округах.
Вместе с тем становится понятным, что по намного более полноводным рекам Сибири и Дальнего Востока грузоперевозки ведутся менее интенсивно. По уже упомянутым выше причинам: сложность строительства инфраструктуры и низкий спрос на транспортные услуги из-за недостаточного развития экономики.
Статистика объемов грузоперевозок с разбивкой на речные бассейны выглядит следующим образом:
- Волжский (Волга) – 52,2 млн. тонн (здесь и дальше – по итогам 2020 года).
- Московский (Москва) – 15,5 млн. т.
- Обь-Иртышский (Обь и Иртыш) – 13,9 млн. т.
- Волго-Балтийский (канал) – 8,4 млн. т.
- Енисейский (Енисей) – 6,4 млн. т.
Аналитика: нужно ли наращивать объем речных перевозок?
Объем речных перевозок в России кратно ниже аналогичного показателя в Советском Союзе. Причем положительная динамика в последние годы просматривается слабо. Хотя корректной статистики – из-за пандемии и антироссийских санкций – попросту нет.
Несмотря на негативный тренд, на вынесенный в подзаголовок статьи вопрос, можно дать однозначно утвердительный ответ. Хотя бы из-за необходимости развивать все виды отечественной транспортной инфраструктуры. Проблемы с грузоперевозками традиционными видами транспорта – автомобильным и железнодорожным – очевидны.
Поэтому более активное задействование альтернативы в виде речных перевозок видится вполне логичным решением. Тем более – с учетом очевидного богатства России в плане водных ресурсов. Дополнительным плюсом в пользу такого решения становится вполне успешная деятельность, продемонстрированная речным транспортом в рамках Единой глубоководной системы.
Итог
Отрасль речных грузоперевозок России длительное время переживала упадок. Только в последние несколько лет власти обратили внимание на очевидную перспективность этого вида транспорта.
Прежде всего – из-за обилия рек на территории страны и бюджетной стоимости доставки грузов. Начальной задачей на этом пути становится перелом тренда на снижение объема ручных грузоперевозок и переход к положительной динамике. Чего вполне реально добиться уже в ближайшие 2-3 года.
- Долговечность резины по дорогам России
- Типовой договор по грузоперевозкам
- Как открыть компанию по грузоперевозкам?
- Как рекламировать грузоперевозки по России?
- Грузоперевозки из Китая по всей России
- Российские дальнобойщики уже несколько дней не могут выехать из китайского города Хэйхэ
- Строительство Багаевского гидроузла на реке Дон
- Грузовая база на Каспии требует обновления
- Каботажные автомобильные перевозки
- Речные перевозки могут приносить доход
Думаю, в СССР речные перевозки были более популярны, так как было намного меньше машин. А сейчас, когда их огромное количество, плюс, выстроено больше шоссе, перевозчики не хотят терять время: ведь известно, что водные перевозки в разы медленней. Тем не менее, способ транспортировки бюджетен и заслуживает внимания.
Речные грузоперевозки, безусловно, заслуживают внимания, однако беда в том, что судоходные реки есть далеко не везде. Хорошо, когда река судоходна и соответствующие порты есть и в пункте загрузке, и в пункте выгрузки. Если же нет, то в этом случае просто не заморачиваются, отдавая предпочтение автоперевозкам.
Это была отличная идея перемещать грузы в точку А и в точку Б, особенно если есть река и необходимый для этого транспорт, это будет выгодно и быстро, не нужно стоять в пробках, тратить время на светофоры и так далее, плюс меньше затрат по потливо. Это хорошая перспектива.
Речные грузоперевозки имеют свои неоспоримые преимущества: это большая грузоподъемность и низкая стоимость транспортировки. А вот основным недостатком считается долгий срок доставки. Тем не менее многие компании предпочитают перевозку груза водным путём именно из-за низкой стоимости.
Речные грузоперевозки имеют свои неоспоримые преимущества: это большая грузоподъемность и низкая стоимость транспортировки. А вот основным недостатком считается долгий срок доставки. Тем не менее многие компании предпочитают перевозку груза водным путём именно из-за низкой стоимости.
Хотя сейчас речные грузоперевозки не так популярны, как во времена Советского Союза, однако совсем сбрасывать со счетов этот вид транспортировки не стоит. Например, некоторые виды грузов – зерновые, нефтепродукты, древесина – целесообразнее перевозить речными видами транспорта.
Очень интересная статья, которая подчеркивает важность речного транспорта для России. Прямо как в примере с кровеносной системой: без судоходных артерий экономика страны может чувствовать себя вялой. Несмотря на все сложности, такие как климатические ограничения или необходимость в инфраструктуре, речные грузоперевозки имеют огромный потенциал. Сравнивая с другими видами транспорта, это как если бы мы говорили о велосипедах и автомобилях: первые медленнее, но намного дешевле и экологичнее. В статье также упоминается недостаток инвестиций, что напоминает мне о ситуации с железными дорогами в некоторых странах, где инфраструктура тоже требует внимания. С учетом того, что Россия обладает огромными запасами пресной воды, развитие этой отрасли кажется логичным и даже необходимым шагом. Тем более, что в условиях санкций и экономических ограничений, поиск альтернативных путей развития становится стратегически важной задачей. Надеюсь, что в ближайшие годы правительство обратит внимание на речные грузоперевозки, и мы увидим положительную динамику в этой сфере.
Очень хочу отметить, что речные грузоперевозки — это недооцененный ресурс. В отличие от автомобильных и железнодорожных транспортов, они требуют меньше затрат на инфраструктуру. В статье хорошо раскрыт потенциал рек, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Да, есть некоторые минусы, но плюсы перевешивают. Это как найти дешевую, но надежную альтернативу дорогим решениям.
Интересно, что несмотря на все недостатки, речные перевозки продолжают оставаться актуальными. Это как старый добрый способ, который все еще работает и приносит пользу. Особенно учитывая низкую стоимость и возможность перевозки большого объема грузов. Надеюсь, что в будущем эта отрасль получит больше внимания и инвестиций.