Беспилотные самосвалы для работы в карьерах

Беспилотные самосвалы— сравнительно новый вид техники, подразумевающий роботизированное управление транспортом при выполнении разных видов работ. Такие грузовики способны решать разные задачи без участия человека или управляться дистанционно с кабины, которая находится в другом месте.

Ниже рассмотрим, в чем особенности такой техники, приведем особенности наиболее популярных моделей Белаз-7513R, Caterpillar 793F, Komatsu IAHV, Scania AXL. Отдельное внимание уделим потенциальной выгоде и перспективам такого направления.

Для чего нужны беспилотные самосвалы

В отличие от обычной техники, управляемой водителем, роботизированные самосвалы движутся по определенной траектории и не требуют участия человека.

В процессе программирования учитываются разные варианты движения транспорта — подъезд к месту работы и отъезд, погрузочные и разгрузочные мероприятия, движение по определенному участку и т. д.

Беспилотное управление становится возможным благодаря применению спутниковой навигации, а также замене механических связей электрическими. В таких машинах появились интеллектуальные системы управления и проверки, а весь процесс проводится в общем информационном пространстве.

Функционально беспилотный самосвал полезен в следующих случаях:

  • работа на шахтах;
  • выполнение задач на закрытых стройплощадках;
  • перевозка грузов в карьерах и т. д. 

В роботизированных самосвалах вместо кабины для водителя установлен интеллектуальный модуль. Благодаря такой компьютеризации, можно использовать транспорт в круглосуточном режиме и тем самым повысить его эффективность.

Принципы автоматизации автомобиля

Читайте также: Электрические карьерные самосвалы

Беспилотный БелАЗ

С ростом спроса на роботизированные системы появляется все больше техники, способной работать без участия водителя.В список входит Белаз-7513R, Caterpillar 793F, Komatsu IAHV, Scania AXL, Volvo HX2, Камаз Neo 5490, и он продолжает пополняться.

Во всех случаях принципы управления имеют много общего, но есть и ряд особенностей, на которых хотелось бы остановиться подробнее, каждая компания идет своим путем. Ниже рассмотрим особенности нескольких основных моделей.

Белаз-7513R

Беспилотные карьерные самосвалы Белаз— инновационная техника, предназначенная для перевозки горной массы по разным типам дорожных покрытий. В зависимости от типа работают дистанционно или полностью в автономном режиме. Первые разработки техники началась в 2010 году, когда компания Белаз совместно с «ВИСТ Групп» создала первый самосвал с дистанционным управлением, электрическим приводом и грузоподъемностью в 130 тонн.
Первые модели ориентировались на поверхности с помощью следующих средств:

  • Технологии GPS. Связь со спутниками осуществлялась с помощью антенн, установленных с двух сторон автомобиля.
  • Лидары. Система определения дальности и обнаружения света, предназначенная для анализа расстояния.

Непосредственно управление беспилотным самосвалом осуществлялось в дистанционном режиме с помощью пульта. Спустя несколько лет, в 2018-м, появился Белаз-7513R. В нем осталась водительская кабина и функция дистанционного управления.

Важно

Главной особенностью стала возможность эксплуатации без участия человека. Принцип беспилотной технологии лежит в задании определенного маршрута, по которому должно перемещаться транспортное средство.

Разработчики задали основные этапы:

  • загрузка;
  • движение по определенному участку;
  • разгрузка;
  • повторение процесса.

Особенностью Белаз-7513R является возможность движения по «челночному» принципу. Это позволяет снизить расходы на износ и на 12% уменьшить время маршрута. Сегодня тестируется следующий вариант беспилотного карьерного самосвала модели «75319» с обновленным двигателем. Здесь установлен мотор с 12 цилиндрами, увеличенным сроком службы и большей экономичности. 
Работа роботизированной техники построена на базе применения следующих технологий:

  • GPS и Глонасс;
  • ультразвуковые датчики;
  • лидары и радары;
  • оптическая электронная система.

В комплексе все эти устройства гарантируют максимальную точность работы транспорта. Средняя погрешность не превышает 10 мм. При этом данные о ситуации отправляются к оператору, который сидит в отдельном помещении и контролирует процесс. При этом под контролем одного человека может находиться три-четыре таких машины.

Caterpillar 793F

Не менее популярным является беспилотный карьерный самосвал Caterpillar 793F. Компания отметилась выпуском шестью роботизированных машин еще в 2013-м, а сегодня их число увеличилось до полутора сотен. Как и в рассмотренной выше технике, ориентация на рабочем пространстве происходит за счет лидарной и радарной установок, работающих совместно с GPS системой. Совмещение таких устройств дает общую картину по скорости, расположению и возможным ограничениям для движения.

Данные о перемещении роботизированной техники поступают на главный компьютер в главном офисе предприятия. При программировании создаются четки планы движения техники с определением мест погрузки, перемещения и разгрузки. После запуска программы самосвалы движутся по заданным маршрутам и выполняют определенную работу.

Бортовая система машины контролирует функционирование самосвала, а при выявлении сбоев в работе отправляет авариный сигнал. Если две грузовые машины находится в непосредственной близости друг от друга, выполняется расчет вероятности столкновения автономного транспорта.

При наличии такого риска одна из машин замедляется или останавливается. Главной особенностью системы является возможность точного определения приближения к человеку, что исключает случайный трагический случай. 

Komatsu IAHV

Komatsu IAHV

Первые варианты беспилотных самосвалов компании Комацу были опробованы еще в 2005 году на медных рудниках в Чили, а уже спустя год официально появилась системаAHS. Все роботизированные машины комплектовались контроллерами высокой точности, GPS-системой, а также функцией выявления препятствий.
В 2016-м была представлена новая разработка —Komatsu IAHV, которую можно купить вместе с AHS-системой. К главным особенностям машины стоит отнести:

  • Полноприводное шасси, в котором все колеса являются управляемыми.
  • Возможность перемещения челночным ходом с идентичной скорость, что уменьшает необходимость часто делать развороты. Также экономится время на загрузке и разгрузке.
  • Отказ от применения кабины, что позволил использовать все 15 метров самосвала для выполнения работы.
  • Применение дизельного мотора Камминз QSK 70 с мощность 2700 «лошадей».
  • Трансмиссия с четырьмя электрическими моторами GE 150 AC, а также генератором GE 240.
  • Отдельное управление каждого колеса по развороту или вращению. Благодаря этой особенности, удалось свести к минимуму радиус поворота до 15,9 м.

В машине Komatsu IAHV дополнительно предусмотрены сенсоры, установленные на всех беспилотных самосвалах производителя. Функция контроля дорожной ситуации возлагается на функцию слежения, позволяющую сканировать пространство со 100-герцовой частотой. При этом максимальная скорость техники достигает 64 км/ч.

Применение системы AHS позволяет связать между собой беспилотные и обычные самосвалы, которые управляются людьми. Такая совместимость позволяет контролировать рабочий процесс, а также сравнивать параметры работы разного оборудования.

Судя по заявлениям представителей Комацу, применение роботизированной техники существенно повышает безопасность, уменьшает эксплуатационные затраты и расход топлива. Также снижается объем вредных выбросов и растет производительность техники.

Scania AXL

Не меньший интерес представляет беспилотный грузовик Scania AXL. К особенностям этой техники стоит отнести отсутствие кабины, что позволяет на 100% задействовать имеющуюся рабочую площадь транспортного средства. Также в основе техники положен модульный принцип, который уже доказал свою эффективность.
Управление осуществляется, благодаря взаимной работе следующих элементов:

  • видеокамеры;
  • лидары и радары;
  • приемники GPS.

При выполнении заданий грузовой автомобиль Scania AXL получает команду от главного блока. В дальнейшем между системами происходит взаимный обмен информации, что позволяет корректировать движение в случае необходимости.

Особенность Scania AXL— работа на биотопливе, что сводит к минимуму негативные воздействия на природу. При этом по техническим характеристикам беспилотный грузовик не уступает стандартной технике, применяемой в горнодобывающем секторе и строительстве.

Выгода от использования беспилотников

Беспилотные самосвалы предлагают крупным корпорациям, работающим в горнодобывающей сфере, множество преимуществ. К основным можно отнести:

  • Более высокая точность работы.
  • Отсутствие проблем с плохой видимостью.
  • Возможность работы 24/7 без усталости и перерывов на обед.
  • Исключение человеческого фактора, который нередко становится причиной ошибок и аварий.
  • Способность точно повторять траекторию движения, вплоть до 10 мм.
  • Отсутствие страха при выполнении работ на горных развязках в условиях снега и дождя, где любая ошибка может привести к трагедии.
  • Снижение количества несчастных случаев и т. д.

Не удивительно, что многие компании внедряют беспилотную технику и стараются заменить ей хотя бы часть своего автопарка. При этом результаты видны в первые месяцы работы. Владельцы отмечают экономию на топливе и оплате труда, а также реальное повышение эффективности работы. Также снижается время окупаемости техники.

Scania AXL
Опыт применения показал, что применение беспилотных самосвалов позволяет добиться следующих результатов:

  • Рост производительности — 10-20 процентов.
  • Снижение потребления горючего — 10-15 процентов.
  • Уменьшение затрат на техобслуживание — около 8 процентов.
  • Меньший износ резины — от 5 до 15 процентов.

При этом коэффициент применения транспорта повышается на 10-20%.
Но нельзя забывать и о ряде проблем, связанных с внедрением роботизированной техники.

Сюда относится необходимость обучения персонала для контроля и обслуживания таких грузовиков, переоборудование рабочего пространства, а также правовые вопросы, связанные с безопасностью выполнения работ. Вот почему при оценке эффективности нужно учитывать все нюансы, а не только потенциальную выгоду от внедрения беспилотных самосвалов.

Заключение

Несмотря на ряд трудностей, роботизированные грузовые автомобили — уже настоящее и будущее во многих сферах. Это особенно актуально для горнодобывающей промышленности и работы в карьерах, где имеют место большие риски для человека, и имеет место много факторов, мешающих применению классических грузовиков. Вопрос лишь в том, сколько времени займет переход.

Рейтинг: 10
Всего оценок: 4 Комментариев: 8 Просмотров: 3165
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 21-04-2021 / Обновлено: 21-04-2021
Поиск запроса "беспилотные самосвалы" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Игорь Копейск 21.04.2021

Для таких гигантов карьерной техники и монотонной работы водителя беспилотный вариант очень неплохая альтернатива организации перевозки породы.

0
0
Ответить
Артем Москва 21.04.2021

С каждым разом машины все более футуристичнее становятся. Если честно, то меня немного пугает эта тенденция. Сколько рабочих мест будет потеряно с хорошей ЗП. Надеюсь, Белаз не потеряется на фоне остальных марок.

1
0
Ответить
Мария Москва 21.04.2021

Считаю, что на шахтах беспилотные самосвалы особенно нужны. Для людей работа там невероятно вредна, и если хоть ее часть можно переложить на машины, надо это сделать. Что касается фирм, предпочла бы Сканиа и Комацу, они очень надежны.

0
0
Ответить
Александр Дергачи 22.04.2021

Мне кажется, что за беспилотными самосвалами будущее. При этом необязательно использовать их во всех сферах. Можно облегчить человеческий труд в наиболее опасных местах, к примеру, горнодобывающей сфере. Мне приходилось работать на карьере, поэтому знаю все риски. Лучше посидеть в кабине управления, чем за рулем грузовика с риском для здоровья.

1
0
Ответить
Степан Фролово 22.04.2021

Плохая тенденция, ведь так можно многих квалифицированных водителей оставить без работы. Радует только то, что пока переход движется медленно из-за высокой цены техники и сложности ее внедрения.

0
1
Ответить
Лариса Белгород 13.05.2021

Действительно, многие водители могут лишиться работы, но технический прогресс неизбежен и в таких ситуациях появляются более квалифицированные профессии.

0
0
Ответить
Антон 09.12.2024

Честно говоря, статья отлично раскрывает тему беспилотных самосвалов и их значимость в сегодняшнем мире. Интересно, как они могут работать на шахтах и стройплощадках без участия водителя. Это напоминает мне о развитии дронов в доставке грузов, где также происходит автоматизация процессов. Главное преимущество, как я понял, в способности таких машин работать круглосуточно, что значительно повышает их эффективность. Использование технологий GPS и лидаров для навигации — это уже стандарт в подобных системах, но впечатляет, как они адаптированы под специфические задачи. Особенно запомнился принцип челночного движения у Белаза-7513R, который снижает время маршрута. Это как в логистике, когда оптимизация маршрутов позволяет экономить ресурсы. Конечно, внедрение такой техники требует переоборудования и обучения, но это неизбежные шаги на пути к технологическому будущему. Интересно было бы узнать, как быстро компании смогут адаптироваться к таким изменениям и какие еще инновации нас ждут в ближайшие годы.

0
0
Ответить
Рашад 10.12.2024

Отличная статья! Беспилотные самосвалы, как Scania AXL, впечатляют своей инновационностью. Особенно понравилось, что они работают на биотопливе, что минимизирует вред природе. Это делает их не только эффективными, но и экологически безопасными. Важно учитывать такие аспекты в современном мире.

0
0
Ответить
Дональд 11.12.2024

После прочтения статьи у меня возникло чувство, что будущее уже наступило. Эти беспилотные самосвалы, как Komatsu IAHV, с системой AHS, действительно меняют правила игры в горнодобывающей промышленности. Их способность работать без остановок и с высокой точностью — это просто фантастика!

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: