БМП-3, боевая машина пехоты
Советское и российское вооружение хорошо известно во всем мире. Многие образцы заслуженно входят в число самых многочисленных и распространенных. В качестве одного из наглядных примеров можно привести БМП-3. Эта боевая машина пехоты на гусеничном ходу разработана и запущена в серию еще в СССР. Она активно применяется до настоящего времени и имеет больше полутора десятков модификаций.
В 1997 году лицензию на легальное изготовление важной части БМП-3 – боевого отделения - приобрел Китай, результатом чего стало появление китайской БМП с лаконичным названием Тип-97. В сегодняшних условиях разговор о боевой машине пехоты-3 становится особенно актуальным, так как техника активно применяется в рамках СВО.
Оглавление
Поэтому имеет смысл рассмотреть ее наиболее важные характеристики, специфику вооружения и броневой защиты более внимательно.Тем более – с учетом далеко не однозначного отношения к БМП-3 –со стороны как экспертов, так и представителей Российской Армии.
История создания БМП-3
Старт созданию БМП-3 был дан в 1977 году. Машина проектировалась на СКБМ (Специальное КБ машиностроения) в Кургане. В том же городе, но уже на Курганском машиностроительном заводе (сегодня – Курганмашзавод) несколько позднее налажено производство данной военной техники. Испытания опытных образцов прошли в 1983-1986 гг. В следующем 1987 году принято решение о принятии машинына вооружение тогда еще Советской армии.
Оно стало вполне логичным, если учесть результаты полевых испытаний техники. Двум БМП-3 была поставлена задача в плавучем положении нанести поражение танку Т-55 с дистанции в пределах полукилометра. Итогом стрельбы экипажей боевой машины пехоты выступил выход изстроя пушки и основных приборов танка, а также серьезные повреждения его лобовой брони.
Первая публичная демонстрация новой техники произошла 9 Мая 1990 года – во время парада, посвященного Дню Победы. В дальнейшем БМП-3 производилась массовыми сериями, в том числе – для поставок вооружения за границу. Совсем недавно – в 2018 году заключен контракт на поставку в ВС РФ очередной модификации БМП-3.
Речь идет об оснащении техники новым боевым модулем с характерным названием «Эпоха». Нет никаких оснований считать, что эта модификация окажется последней. Тем более – с учетом далеко не самой простой политической и военной ситуации в мире.
Описание и назначение БМП-3
БМП-3 представляет собой бронированную машину на гусеничном ходу. Она применяется для быстрого и защищенного перемещения личного состава армейских подразделений в любых направлениях, например, на передний край. В том числе – в условиях огневого воздействия противника или в случае ядерного удара.
ВажноВажной функцией машины выступают поддержка танков на поле боя. В результате оснащения воинских частей БМП существенно повышается мобильность личного состава, уровень его вооруженности и степень защищенности, что позволяет сделать вывод об очевидной пользе рассматриваемой военной техники.
БМП-3 заметно отличается от других представителей данного класса вооружений. Первым и очень характерным различием становится использование специального сплава высококачественной стали с алюминием. Что позволило снизить вес техники без потери степени защищенности. В результате броня машины способна выдержать огонь 30 мм пушки. Вообще, в процессе разработки БМП-3 было специально изобретено/создано и запатентовано 111 деталей и узлов.
Компоновка боевой машины предусматривает размещение в передней части механика-водителя и двух десантников, которые располагаются по обеим сторонам от него. Они вооружены как необходимыми приборами для наблюдения, так и двумя 7,62-мм пулеметами.
В центре корпуса размещается башня, рассчитанная на двух членов экипажа – командира и наводчика. В ней находится боевое отделение БМП и основное вооружение, детально описанное ниже.
Непосредственно позади башни размещается отделение для 5 десантников, который располагаются внутри вместе с личным оружием. Оно имеет бортовые амбразуры, позволяющие вести огонь из стрелкового оружия. Десантирование производится через 2 двери на корме и 2 дополнительных прохода, расположенные на силовым блоком машины.
Характерной особенностью БМП-3 выступает универсальность. Боевая техника с равным успехом перемещается автономно, переплывает водные преграды, транспортируется самолетами и десантируется любым из двух способов – парашютным или с надводного корабля.
Технические характеристики
Наиболее значимые технические характеристики БМП-3:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Полная масса в боевом снаряжении, кг | 18 700 / 22 700 с доп. бронеэкранами |
Уровень бронирования | противопульное |
Численность экипажа | 3 человека |
Численность десанта | 7 человек |
Размеры (длина/длина с пушкой/ширина/высота по крыше башни), мм | 7 140 / 7 200 / 3 300 / 2 300 |
Двигатель | УТД-29М / УТД-32Т (500/660 л. с.) |
Предельная скорость по автомобильному шоссе, км/ч | 70 / 75 |
Предельная скорость по пересеченной местности/на плаву, км/ч | 10 |
Запас хода (по автомобильному шоссе), км | 650 |
Предельный преодолеваемый подъем, град. | 30 |
Предельная высота преодолеваемой стены / рва, м | 0,7 / 2,2 |
Схема компоновки | заднемоторная |
Подвеска | торсионная |
Важно отметить, что приведены базовые и усредненные характеристики техники. Дело в том, что они заметно варьируются для разных модификаций БМП-3, количество которых, как было отмечено ранее, давно превысило полутора десятка.
Основное вооружение машины
Главное огневое поражение БМП-3 наносит с помощью двух пушек – 2А70 (100 мм)и 2А72 (30 мм). В первом случае речь идет о нарезной полуавтоматическом орудии-пусковой установке, во втором – об автоматической пушке. В боекомплект машины входят:
- 40*100-мм;
- 8 ПТУР;
- 500*30-мм.
Предельная дальность стрельбы ПТУР составляет 4 км. Пушки комплектуются комбинированным дневным/ночным пассивным прицелом, оснащенным лазерным дальномером. Дополнительное вооружение состоит из трех пулеметов ПКТ (2 спаренных и 1 курсового), а также ПТУР 9М117.
Броневая защита БМП-3
Защиту боевой машины обеспечивает разнесенная алюминиевая броня из катаных листов, для ряда модификаций – усиленная стальными экранами. Лобовое бронирование позволяет выдержать огонь 30-мм пушки, причем с короткой дистанции, равной 300 метрам. Броня остальных участков защищает от выстрелов бронебойных пуль калибра 12,7 мм с близкого расстояния – 100-200 метров.
Модификации БМП дополнительно оснащаются активной защитой одного из двух типов –«Арена» и «Штора». На последних вариантах боевой машины пехоты устанавливается еще более эффективная динамическая защита «Кактус».
Важное значение для уровня защищенности экипажа и десантников имеет компоновка и конфигурация корпуса. Самая толстая броня – лобовая – имеет двухслойную конструкцию и располагается под углом к направлению потенциального вражеского огня. Аналогичный принцип задействуется для бортов и кормы корпуса, а также для башни.
Важно отметить что бронирование БМП предусматривает наличие системы коллективной защиты, обеспечивающей защищенность экипажа и десантников от различных угроз, включая ядерное, химическое и биологическое оружие. Отдельного упоминания заслуживает двойное днище отделения, где располагается водитель и два десантника, предназначенное для защиты от мин.
Недостатки БМП
Большая часть приведенных выше описаний БМП-3 можно назвать комплементарными. Но далеко не все эксперты считают машину удачной разработкой. Наиболее часто в критических оценках фигурируют следующие ее недостатки:
- Размещение двигателя в задней части, что затрудняет выход десантников из машины, так как им приходится фактически перешагивать его.
- Расположение топливного бака в передней части машины, что увеличивает риск его поражения.
- Малое число мотострелков. Спереди их только двое, а боковые амбразуры обеспечивают очень ограниченный угол обстрела.
- Слабое бронирование при недостаточной огневой мощи.
- Сравнительная сложность конструкции и высокая цена производства.
Все перечисленные минусы можно в той или иной степени назвать очень спорными. Например, назвать бронирование БМП-3 слабым можно только с очень большой натяжкой.
По каким-то отдельным характеристикам боевая машина пехоты уступает прямым конкурентам, но по всему комплексу показателей она занимает вполне достойное место, что подтверждают поставки техники в такие «небедные» страны, как Кувейт и ОАЭ, которые могут себе позволить покупать лучшее.
Модификации БМП-3
БМП-3 серийно выпускается с 1987 года, то есть находится на вооружении сначала Советской, а затем и Российской Армии более 35 лет. Логичным следствием стало появление большого количества модификаций, самыми распространенными из которых выступают такие:
- БМП-3К – командирская. По сравнению с базовой моделью, дополнительно оснащается средствами связи и аппаратурой для навигации, которые позволяют эффективно управлять боеми координировать действия с другими частями армии.
- БМП-3Ф – для морской пехоты (Ф-флотская). Модифицирована для десантирования с моря. Обладает повышенной плавучестью и соответствующей оснасткой.
- БМП-3М – модифицированная. Обладает более мощным двигателем (УТД-32Т), более совершенными системами управления огнем, дополнительным бронированием и рядом других новшеств, заметно повысивших технико-эксплуатационные и боевые характеристики техники.
Несколько модификаций БМП-3 связано с установкой отдельных систем вооружения или защиты. Некоторые из них – «Кактус», «Штора», «Арена» - уже упомянуты выше.
Также необходимо отметить три боевых модуля – «Бахча-У», «Эпоха» и «Бережок». Каждый обладает собственным набором усовершенствований и преимуществ. Стоит выделить еще несколько машин, выполненных на базе БМП-3. Самой известной из них выступает БРМ-3К «Рысь», которая предназначена для подразделений войсковой разведки.
Итог
БМП-3 можно назвать одной из последних советских военных разработок, которые «по наследству» получила Россия.
Это одна из самых массовых боевых машин пехоты, которая служит отечественной армии 35 лет. Постоянное появление новых модификаций позволяет стабильно улучшать и без того неплохие характеристики техники. Поэтому можно смело утверждать, что история БМП-3 далеко не закончена.
- Машина просто перестала ехать
- Ведет машину в сторону
- Сроки заказа машины
- Услуги Ас-машины. Документация.
- Кто должен определять количество машин на маршруте?
- М2 Брэдли — основная БМП американской армии
- БМП-3, боевая машина пехоты
- САУ 2С35 Коалиция-СВ
- Шведская CV90 Стридсфордон, продвинутая БМП
- БМПТ Терминатор, машина поддержки танков
То, что у этого БМП бак находится спереди-это конструктивная особенность этой машины, так как такое положение бака для топлива более безопасно. Передняя часть машины более защищена от прямого попадания из не большого калибра или гранатомета. Плюс десантная группа быстрее выйдет из горящей машины чем когда бак находится в задней части.
Когда проходил службу в мотострелковых войсках, у нас были БМП-2. Эх и жесткая она... В плане того, что сидеть очень неудобно, постоянно обо что-то ударяешься. Я не представляю, как при движение из него стрелять. А броня довольно тонкая, 7.62 спокойно пробьют ее... Думаю, БМП-3 не намного лучше.
БМП-3 по своим общим характеристикам вполне достойная машина. Но из минусов стоит учесть что она совершенно не защищает экипаж и десант от подрыва на мине. Защита бортов недостаточна, она не пробивается только 12,7-мм пулями. Общего серьезного повышения бронезащиты так и не добились. Проводились испытания динамической защиты "Кактус", в серии его не видно, максимум решетчатые экраны. Чтобы разместить пушку в корпусе пришлось сократить количество десанта на 2 человек, в итоге десант должен вылезать через верхние люки, что менее безопасно, чем кормовой выход.
Я всегда восхищался БМП-3 за ее выдающиеся характеристики, особенно учитывая, что она была разработана еще в 70-х годах. Интересно, как она остается актуальной и сегодня, несмотря на все технологические изменения. Это напоминает мне историю с американским A-10 Warthog, который тоже продолжает использоваться благодаря своей уникальной функциональности. Однако, как и в случае с Warthog, модернизация и адаптация к современным условиям играют ключевую роль в успехе БМП-3. Например, модуль "Эпоха" — это шаг в правильном направлении, улучшая огневую мощь и защиту. Конечно, нельзя обойти стороной критику, связанную с компоновкой и бронированием. Размещение двигателя в задней части — это спорный момент, который действительно может создавать проблемы в боевых условиях. Но, как показывает практика, даже такие недостатки не мешают БМП-3 оставаться востребованной на международной арене. То, что страны, как Кувейт и ОАЭ, продолжают ее закупать, свидетельствует о том, что машина соответствует их требованиям. В конце концов, любая техника имеет свои плюсы и минусы, но БМП-3, безусловно, заслуживает того, чтобы быть одной из самых уважаемых боевых машин в мире. Надеюсь, что дальнейшие модификации только укрепят ее позиции.
Интересная статья! БМП-3 действительно впечатляет своей универсальностью. Мне понравилось, как она может не только передвигаться по суше, но и переплывать водные преграды. Напоминает амфибийные машины, как в фильмах. Удивительно, что она до сих пор остается актуальной, несмотря на возраст.
БМП-3 — это классика! Особенно впечатляют её модификации, такие как БМП-3Ф для морской пехоты. Это показывает, как советские разработки могут адаптироваться под современные нужды. Однако расположение двигателя в задней части — это действительно спорный момент, который стоит учесть.
Не вращается конвейер. Причины?