Бронетранспортер БТР-80
БТР-80— бронетранспортер, выпускаемый с 1984 года и заменивший устаревшую 70-ю версию. За время производства машина много раз модернизировалась в вопросах подвески, надежности двигателя и экономичности. Находится на вооружении армии РФ и других стран постсоветского пространства, оборудуется пушками ПКТ и КПВТ.
Оглавление
Ниже рассмотрим историю создания военного транспорта, приведем его технические характеристики. Выделим основные модификации и их назначение. Поговорим об особенностях передвижения по воде. Перечислим государства, в которых бронетранспортер стоял на вооружении.
История создания БТР-80
В начале 80-х годов прошлого века в качестве основного бронетранспортера применялся БТР-70. Создавая замену БТР-60, разработчики внесли много изменений, но этого оказалось недостаточно. Практика применения показала, что основные недостатки прошлых версий остались.
Главная проблема скрывалась в двигателе, который не отличался простотой исполнения и надежностью. Жалобы касались вопроса посадки / высадки людей, а также надежности самого кузова. Война в Афганистане показала слабые места в броне, которые требовали доработки.
В список недостатков входил непродуманный движитель, который забивался при преодолении водных препятствий. В начале 80-х годов XX века был создан Газ 5903, в котором разработчики смогли устранить имеющиеся слабые места.
В машине появился двигатель большей мощности, были увеличены отверстия для загрузки / выгрузки пассажиров, оптимизирован движитель. Несмотря на незначительное повышение массы, маневренность машины осталась на высоком уровне. Машина прошла все проверки, и лишь после этого была дана команда на выпуск бронетранспортера БТР-80.
Описание бронетранспортера БТР-80, технические характеристики
ВажноГлавная функция военной машины — перевозка пехоты и огневая поддержка на поле боя. С учетом этого она получила широкую популярность в сухопутных войсках.
При изготовлении корпуса используются бронированные стальные листы. Они укладываются особым способом для создания максимально обтекаемой формы.
Такая особенность упрощает передвижение транспорта по воде и увеличивает защищенность техники. При этом толщина брони не превышает одного сантиметра и находится в диапазоне 5-10 мм.
Конструктивно машина делится на три отделения:
- Для управления. Здесь находится водитель и командир. Для выполнения боевых задач установлены приборы для наблюдения (в том числе в ночное время), приборы для измерения, рация и другое оборудование.
- Боевая часть. Здесь размещается непосредственно личный персонал, а именно оператор-наводчик и еще семь человек-десантников. Возле кресла наводчика сидит еще один военный, а по бокам расположено по три кресла, которые «смотрят» друг на друга. В боевой части БТР-80 предусмотрен люк для выхода, состоящий из 2-х секций для большего удобства входа и выхода.
- Силовое. Это отделение находится в задней части. Именно здесь находится силовой агрегат с КПП, емкости для горючего и смазки, генераторы и остальная техническая составляющая.
В состав силовой части бронетранспортера входит двигатель, трансмиссия, рулевая и тормозная системы, ходовая, электрика и спецоборудование. Защиту обеспечивает бронированный корпус, а оружие установлено в башне. Дополнительно имеются приборы для наблюдения и оборудование для связи.
Для наглядности приведем технические характеристики БТР-80:
Характеристики | Значения |
---|---|
Вес, т | 13,6 |
Общее количество человек | 10 |
Годы производства | с 1984 до сегодняшних дней |
Габариты (ДхШхВ), м | 7,65х2.9х2,35-2,46 |
Колесная база, м | 4,4 |
Колея, м | 2,41 |
Клиренс, см | 47,5 |
Материал брони | сталь |
Толщина брони, мм | 10 лобовая часть, 7-9 борта, 7 корма, 2,5 крыша |
Двигатель | ЯМЗ 236Н, ЯМЗ 238М2, Камаз-7403 |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |
Запас хода, км | 600 по асфальту и до 500 по грунту |
Колесная формула | 8х8 / 4 |
Угол подъема / крена, град | 30 / 25 |
Глубина преодолеваемого рва, м | 2 |
Радиус разворота, м | 13 |
Бронекорпус и рама
При изготовлении рамы БТР-80 использовались стальные листы разной толщины. Лучше всего защищена лобовая часть техники, которая имеет 10-миллиметровую защиту. Бортовая и кормовая часть корпуса имеет 7-9 мм, а крыша всего 2,5 мм. Такие характеристики не позволяют бронетранспортеру выдерживать удар реактивной ракеты или ПТРК. Для уничтожения техники могут использоваться зенитные установки типа ЗУ-23 или 2А42, а также 120-миллиметровые минометы.
При этом имеющейся толщины достаточно для защиты от 7,62-миллиметровых пуль и осколков снарядов. Лобовой стальной лист выдерживает 12,7-миллиметовый калибр. Отдельное внимание уделено шинам, которые также устойчивы к пулям. В случае повреждения резины и отсутствии в ней воздуха можно проехать еще до 200 км.
За башней бронетранспортера предусмотрены 2-секцинные прямоугольные люки для высадки военных. Конструкция позволяет осуществлять посадку и высадку пехоты без остановки транспорта. Для водителя и командира, которые находятся в передней части, предусмотрены персональные выходы. Нижняя секция надежно защищена от ударной волны при срабатывании мины.
Это обусловлено наличием V-образной формы, обеспечивающей распределение волны. В случае подрыва шин машина могла продолжить движения. Для сравнения плоские версии днища хуже справлялись со взрывной волной и выходили из строя.
Башня и вооружение
Башня имеет небольшие размеры и находится вверху по центру автомобиля. Предназначена для установки вооружения БТР-80. В его состав входит 14,5-миллиметровый КПВТ и 7,62-миллиметровый ПКТ. Пулеметы представляют собой совмещенную конструкцию, установлены в передней части башни. Обеспечивают возможность наведения под углом от -4 до +60 градусов Цельсия. Для точной наводки применяется прицел с 1,2-х или 4-кратаным увеличением (1ПЗ-2).
КПВТ способен поражать воздушные / наземные цели на расстоянии до 1 и 2 км соответственно, а ПКТ используется только на земле (радиус поражения не превышает 1,5 км). Первое оружие эффективно при поражении обычной техники или машин с легкой броней, а также низколетящих объектов. Второй пулемет используется для уничтожения живой силы. Боекомплект составляет 500 выстрелов / 2000 патронов.
Эффективность работы оружия повышается за счет качественного освещения. Для стрельбы в темное время суток предусмотрен специальный прожектор типа ОУ-3ГА2М. Дополнительно на башенной части могут стоять дымовые гранатометы, обеспечивающие маскировку техники за счет задымления.
Двигатель
Основной двигатель БТР-80—Камаз-7403 мощностью 260 лошадиных сил. Это турбированный дизель с 8-ю цилиндрами и экологическим классом Евро-1. Частота вращения коленчатого вала составляет 2600 об/мин, а максимальный крутящий момент — 785 Н*м. Двигатель имеет высокий удельный расход топлива — 211 г/кВт*.
Дополнительные особенности:
- диаметр цилиндра / ход поршня — 12 см;
- объем — 10,85 л;
- вес мотора в комплекте — 800 л;
- степень сжатия — 17 к 1;
- размеры — 85х90х95 см;
- количество цилиндров — 8;
- расположение — V-образное;
- угол развала — 90 градусов.
В модификациях бронетранспортера могут использоваться другие виды двигателей. К примеру, на машине БТР-80М устанавливается ЯМЗ-238М2. Это дизельный 8-цилиндровый мотор с V-образным позиционированием цилиндров. Имеет диаметр цилиндра и ход поршня размером 13 и 14 см соответственно и степень сжатия 16,5 к 1. Мощность — 240 л. с, а удельный расход топлива БТР-80 М — 214 г/кВт*ч при максимальной нагрузке.
КПП и ходовая
Применение двигателя Камаз-7403 повлекло за собой внесение изменений в трансмиссию бронетранспортера. Усилие от силового агрегата передается через сухое 2-дисковое сцепление на 5-ступенчатую и 3-ходовую КПП. Момент с коробки передач идет на 2-ступенчатую раздатку, распределяющую момент на 1-й и 3-й, а также 2-й и 4-й мосты. Преимуществом машины является наличие принудительной блокировки дифференциала для преодоления наиболее сложных участков.
Ходовая часть представлена двумя парами ведущих мостов. При этом передние при необходимости можно отключить и таким способом снизить расход топлива. Для управления используется ГУР, который упрощает поворот руля и обеспечивает вращение влево и вправо четырех колес передней оси. Маневренность и надежность машины обусловлена наличием подвеской-торсионом, увеличенным дорожным просветом и центральной системой контроля давления в колесах.
Благодаря продуманной конструкции, бронетранспортер отличается высокой проходимостью в любых регионах применения. Колесная формула классическая для таких машин — 8х8. Шины имеют повышенную стойкость к пулям. В случае снижения давления в колесах запускается центральная система, которая мгновенно компенсирует имеющийся дефицит.
Модификации и выполняемые ими боевые задачи
За время выпуска БТР-80 было выпущено множество модификацией. Во времена СССР и России были выпущены следующие варианты БТР-80 «Х», где «Х» может иметь следующее обозначение:
- «К» — командирская версия, имеет дополнительные средства связи со штабом.
- «А» — выпускается с 1984-го, имеет на вооружении 7,62-миллиметровый ПКТ и 30-миллиметровую пушку 2А72.
- «С» — модификация, предназначенная для Нацгвардии РФ, оборудуется 7,62-миллиметровым ПКТ и 14,5-миллиметровым КПВТ.
- «М» — имеет 240-литровый силовой агрегат и покрышки КИ-126, отличается улучшенной стойкостью к пулям, имеет увеличенную длину корпуса.
Много модификаций был разработано и в Венгрии, где машина обозначалась BTR-80, а индекс мог быть следующим:
- VSF — версия без химической, биологической и радиоразведки.
- SKJ — бронетранспортер для медицинских целей, не имеет оружия.
- MVJ — транспорт для ремонта и эвакуации.
- MPFJ — инженерная модификация;
- MPAEJ — автомобиль для технического обслуживания и ремонтных работ.
Много модификаций техники было изготовлено и на территории Украины. Здесь можно выделить следующие типы:
- «УП» — бронетранспортер для Ирака, является совместной разработкой Украины и Польши. Имеет более мощную броню, 300-сильный двигатель, улучшенные покрышки, новую электронику и пневматику.
- «КБА-2» — украинская версия машины без башни, который заменил специальный модуль с оружием КБА-2.
- «УМ» — бронетранспортер с улучшенной башней, 300-сильным дизельным мотором. Впервые был представлен в 1998-м.
- «80М Гром» — версия без башни с установленным на ее месте модулем «Гром». Впервые техника была представлена на параде в 2015-м.
- «80Т» — модернизированная версия с 303-сильным силовым агрегатом и 8-ступенчатой КПП. Имеет увеличенный километраж на одной заправке (до 750 км) и оружие в виде БМ-23-2.
Кроме того, на базе БТР-80 было изготовлено много других машин военного назначения. К наиболее популярным стоит отнести 1В152 (командно-наблюдательная машина), Газ 59037, БПДМ «Тайфун», 2С23-«Нона» и другие.
Передвижение по воде
Одной из особенностей БТР-80 является способность машины преодолевать водные преграды на скорости до 9 км/ч. Это возможно, благодаря наличию пары водометных движителей, установленных в технической части возле двигателя. Проемы для забора воды находятся в нижней части кузова за группой последних колес сзади. Для защиты от попадания посторонних предметов предусмотрена специальная решетка.
В сравнении с 70-й версией на БТР-80 появился дополнительный водомет, что улучшило характеристики машины, повысило ее маневренность и способность преодолевать более глубокие водные препятствия.
Государства, в армиях которых БТР-80 стоял на вооружении
В 1984 году начался выпуск бронетранспортера 80-й версии, который сразу стал на вооружении СССР. После распада Советского Союза его продолжает использовать Россия, Украина, Чехия, Беларусь и другие страны, но с измененными модификациями.
Кроме того, автомобиль активно применяется в государствах Латинской Америки, Африки и Азии. Такая популярность обусловлена надежностью техники, отличной маневренностью и способностью преодолевать преграды разной степени сложности.
Заключение
Желание многих стран купить БТР-80 обусловлено рядом преимуществ техники. Бронетранспортер выгодно выделяется отличной обзорностью, легкость посадки и высадки десанта, отличной проходимостью и способностью преодоления окопов глубиной до 200 см.
Кроме того, машина отличается отличными вездеходными качествами, способностью сохранять функциональность при взрыве на минах и плавучестью. Многие недостатки машин, связанные с надежностью и вооружением, были устранены в ходе доработок путем выпуска новых модификаций.
- Вездеход МТЛБ для армии
- Бронетранспортер БТР-60
- Бронетранспортер БТР-40
- БТР-70: технические характеристики
- Бронетранспортер БТР-80
Российская военная техника всегда была на высоте, и БТР-80 - очередное подтверждение этому. А этот бронетранспортер вообще универсален, ведь он даже по воде передвигается, пускай и небыстро. Думаю, его еще много десятилетий будут выпускать.
Все равно защищенность оставляет желать лучшего, многим современными вооружениями с кумулятивным эффектом эта броня пробивается. Ну а так да, движок заметно усилили.
Бронетранспортеры - один из основных распространённых видов боевой техники. Машины хорошие, проходимость хорошая, но тяжёлые и не комфортные.
БТР-80 отличная армейская машина. Ездить снаружи комфортней, чем внутри. Кроме духоты при закрытых люках есть большая вероятность промокнуть во время дождя, находясь внутри.
Техника впечатляет, но очень надеюсь, что она не понадобится для ведения военных действий, и будет использоваться только для проведения учений и усиления обороноспособности армии.
Вот она - гордость нашей славной армии. Смотрится такая машина весьма впечатляюще, да и мощность и надежность внушают уважение. Кстати, было любопытно увидеть эту технику изнутри.
Вот по проходимости данная техника очень неплохая для лесов, даже для горной местности, возможно и через реку перейдет. А вот топлива на нее не напасешься.
Хороший бронетранспортер, но требует тщательного ухода. Правда, с запчастями на него проблем нет. По комфорту, конечно, слабоват, но его конек в проходимости.
Очень хорошая статья! имеется история создания машины, его описания и выполнение боевых задач. интересные картинки. текст оформлен в понятной форме
Честно говоря, всегда считал БТР-80 отличным примером эволюции бронетранспортеров. Если вспомнить, как всё начиналось с БТР-60 и БТР-70, то очевидно, что разработчики учли немало ошибок и провели серьёзную работу над улучшением конструкции. Особенно впечатляет модернизация подвески и двигателя — это ключевые моменты, которые напрямую влияют на производительность и надёжность машины. Обратите внимание на тот же американский Stryker: в нём тоже много внимания уделено комфорту для экипажа и маневренности. Однако, в отличие от Stryker, БТР-80 имеет более классический подход к броне и вооружению, что делает его более универсальным в условиях постсоветского пространства. Особенно стоит отметить возможность передвижения по воде — это сильная сторона БТР-80, которая далеко не всегда присутствует в западных аналогах. Но, конечно, не всё идеально: толщина брони не позволяет противостоять серьёзным угрозам, что оставляет машину уязвимой перед современными противотанковыми средствами. Тем не менее, для своих задач, особенно при поддержке пехоты, БТР-80 остаётся актуальной и востребованной машиной. Наличие множества модификаций, в том числе для медицинских и инженерных целей, подчёркивает его универсальность и способность адаптироваться под разные боевые задачи.
БТР-80 — это, конечно, классика. Помню, как в 90-х он был на пике популярности. Много где использовался, и по сей день на него есть спрос. Конечно, в сравнении с современными моделями он уже не так актуален, но свою нишу он всё-таки занимает. Особенно впечатляет его проходимость и возможность быстро высаживать десант.
Интересно, как БТР-80 до сих пор востребован в разных странах. Это говорит о его надёжности и адаптивности. Конечно, броня могла бы быть и толще, но для своей эпохи он был великолепным решением. В условиях ограниченного финансирования выбор в пользу БТР-80 вполне оправдан.