Что будет нового в законе «О транспортной безопасности»?
Предоставление услуг на перевозку пассажиров с использованием популярных приложений стало современной и более дешевой альтернативой. Учитывая множество нормативных актов, регулирующих эксплуатацию автотранспорта в целом, возникают вопросы правового характера. Привлекательность использования новых технологий означает, что этот вид деятельности на сегодняшний день выходит за рамки существующих законодательных актов в сфере пассажирских перевозок.
Субъекты права в сфере пассажирских перевозок
Деятельность перевозчика основана на отношениях между тремя объектами: пользователем приложения, провайдером услуг и им самим. Позиция перевозчика, который предлагает транспортные услуги через приложение для своих пользователей имеет важное значение. С помощью приложение он получает задачу на транспортное обслуживание. Далее самостоятельно принимает решение о том, принять или отклонить полученный заказ.
При этом сам поставщик приложений (провайдер) не предоставляет транспортных услуг, а только выступает в качестве посредника между пользователем и перевозчиком. Использование приложения бесплатное, однако, в тарифы на транспортные услуги, заложен процент, получаемый провайдером, который обеспечивает работу приложения. В данной ситуации возникают гражданско-правовые отношения:
- Между пользователем и поставщиком приложения.
- Между провайдером приложений и перевозчиком.
- Между пользователем и перевозчиком.
С точки зрения рассматриваемого вопроса, важное значение будет иметь соглашение между пользователем приложения и оператором связи и его нормативный статус.
Место государства в интернет-приложениях
Безопасность пассажиров и водителей в карпулинге является камнем преткновения в сфере пассажирских перевозок. Во избежание взаимных обвинений в недобросовестном оказании услуг, на уровне министерства были внесены предложения, которые могли бы урегулировать все спорные вопросы, включая проблему безопасности пассажирских перевозок.
Ассоциация «Центр транспортного проектирования» при поддержке Минтранса РФ собрала предложения и инициативы относительно правового регулирования рынка перевозок в свете новых информационных технологий. В поступивших предложениях было отмечено несоответствие действующего федерального законодательства, а также в отсутствие нормативно-правового определения карпулинга и агрегаторов такси. Высказывались требования о запрете такой сферы деятельности.
Другие предлагали ограничить возможность подобного способа заработка за счёт прекращения доступа к сервису при наступлении определённого критерия, например, зафиксированного факта угрозы жизни и здоровья водителя или пассажира.
Для решения проблемы безопасности было предложено внести изменения в 16-ФЗ «О транспортной безопасности», которые бы позволили включить карпулинг в перечень перевозок, при осуществлении которых формируются автоматизированные централизованные базы персональных данных как о пассажирах, так и о водителе.
В защиту новых форм услуг в сфере пассажирских перевозок высказываются основатели современных стартапов. То вознаграждение, которое получает водитель, работающий в партнёрстве с агрегаторами, не покрывает расходов на эксплуатацию личного автотранспорта. Таким образом, не может идти речь о коммерческом использовании автомобиля, поскольку в данном случае неуместно говорить о превышении доходной части над затратами на эксплуатацию машины.
Реакция рынка пассажирских перевозок на изменение законодательства
Все идеи по правовому регулированию «пассажирских перевозок с использованием интернет-приложений можно объединить в следующие группы, каждая из которых, впрочем, имеет свои негативные последствия:
- Полный запрет данного вида деятельности. Следствием станет появление теневого рынка пассажирских перевозок, который останется вне контроля государственных органов власти.
- Ограничение возможности заработка приведёт к транспортной самоорганизации граждан, которые обязательно найдут новые способы оказания и потребления данной услуги.
- Исключение коммерческой составляющей в карпулинге станет следствием роста криминальных случаев.
- Тотальный контроль посредством формирования базы данных о пассажирах и водителе в настоящих условиях невозможно организовать на практике.
Первым шагом нормативно-правового регулирования услуг пассажирских перевозок на современном этапе является требование к водителям размещать в сервисах попутчиков максимально полную информацию об услуге перевозки при условии наличия государственной регистрации, подтверждающей законность ведения предпринимательской деятельности. Кроме того, необходимым документом станет лицензия на перевозку и пакет разрешительных документов.
Важным условием станет введение ответственности владельцев мобильных приложений и операторов сайтов за размещение заведомо ложной информации, а также информации, не отвечающей требованиям транспортной безопасности и правилам пассажирских перевозок.
- Нужна консультация по пассажирским перевозками
- Договор с посредником на перевозку
- Подскажите счего начать делать лицензию на пасажиро перевозки
- Страхование груза на случай если груз пострадает во время перевозки
- Перед Новым Годом снижение цен на перевозки?
- Право на коммерческие перевозки для водителей без российских прав
- Услуги такси для пассажирских перевозок работают по-новому
- Онлайн-такси снижают цены на городские пассажирские перевозки и выигрывают в конкурентной борьбе
- Пленум Верховного Суда вынес особое постановления, касающиеся агрегаторов такси
- Информационные технологии в индустрии грузоперевозок
Радует, что заговорили об таком прекрасном законе. Но он должен быть таким, чтобы не усложнять жизнь грузоперевозчикам, особенно в финансовом аспекте.
Вот опять расплывчатые формулировки в законе, кто эти критерии будет определять? Снова чиновники, опять все скатится к человеческому фактору, а в регионах крупные перевозчики будут травить мелких руками нерадивых чиновников, увы. Мне кажется, что закон очень сырой.
Мне кажется, что данный закон требует более тщательной проработки. Некоторые моменты действительно могут сказаться негативно на всем рынке перевозок, существенно ухудшить положение мелких перевозчиков, в то время как крупные игроки окажутся в более выигрышных условиях. Я считаю, что нужно внимательно изучить эти аспекты и ввести необходимые рычаги регулирования.
Прошло столько лет, а собственно, в пассажирских перевозках ничего такого прям масштабного не поменялось и не поменяется. Как все было так и осталось. Что касаемо влияния государства - скорее, весь и крупный, и средний, и малый бизнес будут полностью национализированы.