Что делать при отказе тормозов грузовика
Тормозная система заслуженно считается одной из самых важных для любого транспортного средства. Тем более – если речь идет о грузовике, так как ДТП с его участием способно привести к множеству малоприятных последствий. Поэтому крайне важно тщательно проверять работоспособность тормозов и поддерживать их в оптимальном техническом состоянии.
Оглавление
Но даже самые надежные системы способны выходить из строя. Что ставит перед водителем очень актуальный вопрос о том, как быть, если произошел отказ тормозов. Стать дает максимально подробный ответ, который наверняка окажется полезным начинающим водителя грузового автотранспорта.
Причины отказа тормозов
В подавляющем большинстве случаев на современных грузовых автомобилях установлена пневматическая тормозная система. Она выделяется сочетанием надежности и безопасности.
ВажноПринцип действия пневматических тормозов предусматривает использование сжатого воздуха, имеющего перед жидкостью гидравлических систем важное преимущество. Оно заключается в отсутствии риска возникновения воздушных пробок, которые нередко приводят к отказу или низкой эффективности работы тормозной системы.
Дополнительным плюсом становится отсутствие необходимости возить с собой тормозную жидкость, что называется, «про запас». Дело в том, что пневматические тормоза при необходимости забирают воздух прямо из атмосферы.
Как было отмечено выше, даже самые надежные механизмы способны выходить из строя. Наиболее частыми неисправностями пневматической тормозной системы на грузовиках становятся такие:
- обрыв трубопровода или шланга;
- поломка энергетического накопителя или скоростного клапана;
- засорение шлангов и трубопроводов;
- утечка воздуха, которая происходит из-за дефектов деталей и комплектующих или некачественного соединения между ними;
- выход из строя отдельных приборов и устройств, например, защитного клапана, регулятора давления и т.д.
- Важно помнить, что любая из перечисленных поломок способна привести к ДТП и разбитию машины при торможении. Вместе с угрозой жизни или здоровья водителя, а также риском лишиться самого автомобиля и перевозимого им груза.
Признаки надвигающегося отказа тормозов
Опытный водитель способен определить неисправность тормозной системы на самом ранее этапе, то есть до возникновения серьезных проблем. Основными признаками скорого выхода тормозов из строя выступают:
- увеличение времени нажатия на тормозную педаль для достижения аналогичного результата в виде остановки или снижения скорости;
- отсроченная реакция тормозной системы, когда в первые мгновения после нажатия на тормоз ничего не происходит;
- возникновение посторонних шумов при срабатывании тормозов (например, скрипа или скрежета);
- снижение эффективности работы тормозной системы в любых проявлениях (медленное падение скорости, срабатывание с запозданием и любые другие нештатные ситуации);
- появление или усиление вибрации в ходе торможения;
- изменение мягкости движения педали тормоза (обычно становится следствием снижения давления в тормозной системе из-за потери герметичности).
Действия для водителей фур при отказе тормозов
Управление фурой – непростая задача, требующая не только высокого уровня профессиональной подготовки, но и спокойствия вместе с уверенностью в собственных силах. Поэтому главным правилом любого водителя становится сохранение способности трезво и объективно мыслить даже в самых сложных ситуациях, включая чрезвычайные и нештатные.
Можно выделить несколько наиболее важных рекомендаций, которым имеет смысл следовать в случае возникновения проблем с тормозной системой грузового автомобиля. К ним относятся:
- Уже упомянутое ранее сохранение спокойствия. Лихорадочные действия не только не помогут, а с высокой вероятностью навредят и только усугубят и ситуацию.
- Включение аварийных сигналов. Оповещает о проблемах и потенциальной опасности других участников движения. Что минимизирует риски большой аварии с участием множества автомобилей.
- Продолжение нажатия педали тормоза. Помогает в том случае, если из строя вышел один контур тормозной системы (обычно двухконтурной). В подобной ситуации тормоза срабатывают хуже и с замедлением по времени, но вполне могут дать нужный результат в виде остановки или снижения скорости.
- Замедление скорости движения двигателем. Альтернативный вариант торможения, намного менее эффективный, чем пневматические тормоза, но действующий практически всегда. Предусматривает переключение на низкую передачу с осторожным отпусканием сцепления.
- Использование ручного тормоза. Другое его название – стояночный. Представляет собой весьма действенное средство снизить скорость до нуля. При отказе тормозов необходимо аккуратно потянуть рычаг ручника, что позволит избежать блокировки колес. Важно не делать это на высокой скорости, так как подобные действия чреваты потерей устойчивости и опрокидыванием грузовика. Поэтому лучше и правильнее всего применять ручной тормоз после торможения двигателем. Если ручник не держит, нужно переходить к следующему пункту списка.
- Задействование особенностей рельефа. Особенно подходит для решения задачи подъем в гору, с помощью которого удается заметно снизить скорость без использования механических инструментов. Еще один способ – барьер безопасности.
- Вызов аварийной службы. Квалифицированная помощь специалистов практически всегда оказывается весьма кстати. Причем как для минимизации полученного ущерба, так и для быстрого восстановления работоспособности грузовой машины. В том числе – после доставки эвакуатором на станцию ТО или в автосервис.
Если авария неизбежна или только что произошла
При худшем сценарии развития событий, когда перечисленные выше меры не привели к нужному результату, необходимо приготовиться к аварии. Прежде всего – с целью минимизировать негативные последствия.
В обязательном порядке требуется проверить, пристегнут ли водитель и его пассажиры (при наличии) ремнями безопасности. После чего постараться направить автомобиль в место, исключающее наезд на людей и другие автотранспортные средства.
После ДПТ следует проверить состояние пострадавших, а затем сразу –в случае необходимости - вызвать экстренные службы. Включая скорую помощь и ГАИ. Оптимальный вариант доказать невиновность – видео регистратор. Причем имеет смысл взять данные не только с собственного устройства, но и у других участников дорожно-транспортного происшествия.
Заключение
Современный грузовые машины оснащаются преимущественно двухконтурными пневматическими тормозными системами, которые удачно сочетают высокую эффективность, надежность и безопасность. Самый простой и очевидный способ избежать выхода тормозов из строя – регулярный уход, осмотр и техническое обслуживание.
Если возникла нештатная ситуация с отказом тормозной системы, требуется сохранять спокойствие и постараться снизить скорость несколькими способами. Начиная с продолжения нажатия на педаль тормоза до торможения двигателем, ручником и посредством естественного рельефа местности. Главное – не паниковать и следовать рекомендациям, приведенным в данной статье.
- Зависает горный тормоз
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Перспектива появления беспилотных грузовиков
- Электрический транспорт наносит непоправимый вред окружающий среде
- Реально ли беспилотное вождение грузовиков и автомобилей
- Мусоровоз ISUZU FORWARD – с заботой о чистоте
- Почему произошла страшная авария на трассе М-5?
Только тормозить передачей, очень часто бывают отказывают тормоза, это реальные случаи, особенно когда летишь с горки полностью загруженный, нужно ухаживать за техникой, чтобы не было подобных казусов, но все равно как говорится везде солому не постелешь.
У меня была подобная ситуация. Я ехал 120 км и нужно было повернуть на съезд с кольца, и порвался тормозной шланг, ручника не было, тормозил только по передачей, главное не паниковать и держать себя в руках, то есть психологически было устойчивым, в дороге может произойти все что угодно.
Когда видишь фотографии, на которых изображены аварии с грузовиками, это всегда шокирует гораздо больше, чем аварии с легковыми автомобилями. Наверное, просто из-за масштабов. Чтобы такого не происходило, считаю, что проверять все системы нужно тщательным образом перед любой поездкой. Ведь безопасность, как говорится, обязана быть превыше всего.
Статья действительно полезная, особенно для тех, кто только начинает свою карьеру в сфере грузоперевозок. Из личного опыта могу сказать, что понимание принципа работы пневматической тормозной системы – это основа безопасного вождения. Вспоминаю, как на одном из семинаров нам рассказывали о преимуществах пневматики перед гидравликой: обсуждали, как отсутствие риска воздушных пробок делает систему более надежной. Особенно ценно, что в статье подробно разобраны не только причины отказов, но и признаки, которые могут предупредить о надвигающейся проблеме. Это как в медицине: ранняя диагностика – залог успешного лечения. Понравилось, что автор не оставил без внимания и практические советы для водителей. Включение аварийных сигналов и использование рельефа местности – это действительно работающие методы, которые могут спасти жизнь и груз. Конечно, вызов аварийной службы – это уже крайняя мера, но лучше быть осведомленным о всех доступных вариантах. В статье удачно сочетается теория и практика, так что рекомендую к прочтению не только новичкам, но и опытным водителям, для освежения знаний.
Хорошая статья, особенно для начинающих водителей. Напомнила мне один случай, когда система дала сбой из-за засорения труб. Упомянутые в статье способы снижения скорости действительно помогли избежать серьёзных последствий. Важно, что есть акцент на регулярное техобслуживание – это ключ к долгой и безопасной эксплуатации.
Читал много материалов на эту тему, но здесь всё разложено по полочкам. Особенно полезно для тех, кто привык работать с гидравлическими системами и только переходит на пневматику. Отдельно понравилось, как описаны действия в случае отказа тормозов – многие забывают о важности сохранения спокойствия и простых мер предосторожности.
Статья, безусловно, поднимает важную тему, касающуюся безопасности на дороге. Однако, как водитель с многолетним стажем, я считаю, что некоторые моменты изложены недостаточно практично для реальных ситуаций. В дополнение, я бы рекомендовал: • Пройти специализированные курсы по вождению грузовых автомобилей, где подробно рассматриваются вопросы безопасности и действий в экстренных ситуациях. • Изучить инструкцию по эксплуатации своего грузовика, где подробно описана тормозная система и порядок действий при ее отказе. • Регулярно практиковать навыки экстренного торможения на закрытой площадке под руководством опытного инструктора. Безопасность на дороге – это ответственность каждого водителя. Надеюсь, мой комментарий поможет сделать информацию о действиях при отказе тормозов более полной и полезной.