Драглайн: экскаватор-тяжеловес
Специализированная техника для выполнения землеройных работ любой сложности была придумана в Италии пять столетий назад, впервые выпущена в Америке двести лет назад, а поставлена на поток — в XX веке в нашей стране.
Оглавление
Что такое экскаватор драглайн
Англоязычное слово dragline не имеет аналогов в русском языке. Оно состоит из двух частей: drag – это глагол «тянуть», а line – «линия». В простонародье эту специальную машину иногда называют «тянуша».
Внешне она представляет собой экскаватор с одним ковшом. Однако конструкция этого вида техники сильно отличается от обычного экскаватора. У драглайна есть стрела, протяженность которой может быть до сотни метров.
Эта техника позволяет выполнять землеройные работы повышенной сложности на увеличенной глубине, выгружать большие объемы грунта из земли на ее поверхность и забрасывать ковш на большие расстояния. Эти показатели у данного вида спецтехники в разы выше, чем те, что имеют прямую лопату, обычный одноковшовый экскаватор, обратная лопата.
Драглайн предоставляет широкие возможности использования.
Его возможности позволяют выполнять работы на отдаленных и труднодоступных территориях. Машина справится с задачами, которые непосильны другой спецтехнике. Но эффективности можно достичь только при наличии у оператора соответствующего опыта.
Тросовый механизм
ВажноОсновное конкурентное преимущество драглайна перед другими экскаваторами в наличии тросового механизма.
Он выступает связующим звеном между стрелой и ковшом. Благодаря ему драглайн выполняет одностороннее копание. У ковша гибкая подвесная система. Стрела отличается легкостью. Это позволяет обрабатывать большие площади.
Область применения: от добычи до строительства
Сначала этот тип экскаваторов использовали в основном при добыче полезных ископаемых. Позже круг применения техники существенно расширился. Сегодня без драглайна невозможно представить широкомасштабные строительные и мелиоративные работы.
Большинство моделей драглайна не подойдет для решения задач в черте города. Проблема в большой рабочей массе. Даже самая легкая модель в разы тяжелее техники с гидроприводом и канатно-блочной системой.
Где применяют одноковшовый экскаватор драглайн:
- рытье грунта, отделение земли от общей массы;
- работы по удалению горных пород;
- рытье карьеров и формирование насыпей большой высоты;
- строительство систем мелиорации;
- перемещение и погрузка/разгрузка тяжелых материалов;
- добыча полезных ископаемых;
- очистка дна водоемов;
- прокладка железнодорожных путей, крупных дорог,
- разработка грунта экскаваторами драглайн возможна на большой площади.
Технические характеристики
С момента запуска массового производства экскаваторов типа драглайн свет увидела не одна модель машин. На рынке представлены варианты с разными техническими характеристиками. Разбег показателей может быть довольно существенным.
В зависимости от модели отличаются:
Показатель | Значение |
Радиус зачерпывания | min— 15 метров |
Вес экскаватора | max — 8 тонн |
Протяженность стрелы | min — 15 метров, max — 110 метров |
Объем ковша | min — 6 кубометров, max — 178 кубометров |
Производительность | min — 57- кубометров в час, max — 1210 кубометров в час |
давление на почву | min — 0,06 Мегапаскалей, max — 2,255 Мегапаскалей |
Классификация драглайнов
По конструкции стрелы драглайны классифицируются на четыре вида:
- фермовые;
- комбинированные;
- вантовые;
- трехгранные (жесткие).
Первый тип стрелы - это фермовая конструкция, которая состоит из уголков. Их обычно устанавливают на технике с ковшами маленького размера.
Комбинированная конструкция представляет собой сочетание двух частей (верх+низ), которые соединены в стреле. Нижняя часть изготовлена из труб, сформированных в пирамиду с тремя гранями, а верхняя представляет собой прямоугольное сечение, сделанное из уголков.
Вантовая стрела включает в себя ванты и трубчатые конструктивные элементы. Последние придают стреле жесткость.
Тяжелее вантовой трехгранная жесткая стрела. Но за счет этого она считается более прочной. Она состоит из трубчатых элементов, стоек и вантовых связей.
Ковши во всех моделях имеют аналогичную конструкцию.
По форме они напоминают накрытый с лицевой стороны, а также сверху совок. Ковши могут быть сварными или смешанными.
По способу передвижения драглайны бывают:
- на колесах;
- на гусеничном ходу;
- шагающие;
- реечные.
В России чаще всего встречаются шагающие драглайны. Если учесть массу техники, то гусеничное шасси, как и колесное, оказывает на площадку очень большую нагрузку. Чтобы этого избежать, площадь опоры техники увеличили, и поставили машину на «шагающий ход». При «ходьбе» масса техники переносится на «башмаки» или «лыжи», делается «шаг», после чего техника встает в исходное положение – на опорную площадку.
За более чем 70-летнюю историю массового производства драглайнов разные производители в нескольких точках мира выпустили целый ряд моделей экскаваторов.
Часть из них не нашла широкого применения, и производство было приостановлено, а часть очень даже популярны. Есть модели, которые на протяжении десятилетий активно используются для работ на территории нашей и других стран.
Японские драглайны
В нашей стране востребована техника производства Hitachi (Япония). Азиатские машины характеризуются высоким качеством и длительностью срока эксплуатации. Конструкция экскаватора считается прочной и выносливой.
Одна из популярных моделей этого японского производителя - ZX330-3. Экскаватор работает на гусеничном ходу. Имеет удлиненную стрелу. Это надежная техника весом 40 тонн зарекомендовала себя при работе в неблагоприятных и особенно сложных природных условиях. Объем ковша у этой модели - 1,4 кубометра, а длина его стрелы - 6,4 метра. У машины дизельный мотор. Экскаватор отличает повышенная маневренность — радиус разворота платформы составляет без малого 3,5 метра, а скорость поворота - 10 оборотов в 7 минут.
Конструкция усилена за счет боковых ступеней, а высокую степень безопасности обеспечивает защита передней секции стрелы и платины на опорах. Удлиненная машина ZX330-3 работает на гусеничном движителе.
«Уралмаш» в списке лидеров
Из популярных в нашей стране производительных драглайнов можно отметить также технику завода “Уралмаш”. Предприятие имеет почетный статус топового производителя шагающих драглайнов. Такие машины маркируют буквенным обозначением “экскаватор шагающий” - ЭШ. Их используют преимущественно при горных разработках. Машина популярна во всем мире и экспортируется в Китай, Индию, Монголию, бывшие страны СНГ, где применяется при добыче угля, руд, бокситов.
Производитель предлагает ЭШ с вместимостью ковша от 11 до сотни кубометров. Можно выбрать длину стрелы — от 65 до сотни метров.
Популярна модель ЭШ 11.75 с минимальным объемом ковша и стрелой в 75 метров. Техника позволяет работать на глубине до 38 метров.
Самая крупногабаритная, высокопроизводительная и мощная машина от “Уралмаша” - ЭШ 40.110. У нее длинная стрела - 100 метров, но самый объемный в модельном ряде ковш - 40 кубометров. У машины самая высокая производительность среди всего модельного ряда «Уралмаша» - более 1700 кубометров в час. Техника позволяет работать на глубине до 47 метров. Вес машины - 3310 тонн.
Стоимость подержанных драглайнов зависит от года выпуска, мощности и моделей, а главное – технического состояния. Если рассматривать объявления по России, то есть предложения от нескольких сотен тысяч рублей до пяти-шести миллионов рублей.
Чем хороши драглайны
Высокую производительность этому виду специальной техники обеспечивает ряд характеристик:
- Использования удлиненной стрелы при ее сравнительно легком весе позволяет выполнять работы на большом расстоянии от места размещения самого экскаватора.
- Основной рабочий элемент легко перемещать в пространстве, что открывает возможности для рытья на большой глубине.
- Радиус захвата расширенный.
- Выдающаяся вместимость ковша при легкости его управления сокращает затраты на содержание и обслуживание техники.
«Слабости» драглайнов
Главный минус таких крупногабаритных экскаваторов в гибкости подвесной системы. Даже при внушительных усилиях техники во время работ, драглайн не всегда дает достаточное первое заглубление.
ВажноЕсли грунт отличается высокой плотностью, предварительно приходится проводить первоначальное рыхление.
Эта машина — не лучший вариант выгружать материал сразу в транспорт для дальнейшей перевозки. Из-за недостаточной точности разгрузки рекомендуется отсыпать землю сначала на специальный отвал, откуда его перенесут погрузчики и самосвалы.
Все зависит от целей
Драглайны – дорогая специализированная техника, поэтому прежде чем выбрать машину, которая вам подойдет, нужно точно составить список работ. С учетом этого подбирать модель, отвечающую задачам - с учетом длины стрелы, типа хода, весу и другим ключевым параметрам.
- Нужен экскаватор в аренду.
- Работа экскаватора
- Эксплуатация экскаваторов JCB
- Платформа для перевозки экскаватора
- Экскаватор или траншеекопатель
- Спецтехника на банкнотах разных стран мира
- Крупнейший в России экскаватор создали на Урале
- История популярности экскаваторов и их видов
- Особенности эксплуатации гусеничного экскаватора
- Правила выбора экскаватора для земельных работ
- На этой машине можно выбирать грунт из котлована аккуратно и точно. Но если справится машинист! Сам работал на таком помощником (Э-100011, Э-4112). Нужны навыки, точность почти что ювелирная. Грузили МАЗЫ, КАМАЗЫ, КРАЗЫ и даже самосвалы, если потребуется. Вместо ковша цепляли на трос монолитную 5тонную клин-бабу, разбивали ею мерзлый грунт и каменистые участки.
Пять лет проработал на драглайне Э-652. Сейчас работаю на Хитачи ZX200, так что могу сравнить. Японец пошустрее. На Э652 у меня стояла стрела во вставкой в 14 метров – с ней удобно было чистить центральные каналы – с одного мог сразу две стороны убирать.
История развития землеройной техники насчитывает уже не одно столетие, дав пользователям образцы машин от разных производителей. Впрочем, главные требования к машинам остаются прежними: надежность и универсальность.
Техника не раз выручала в плохих погодных условиях, шустрая. Конечно нужен хороший опыт и точность.