ЗИЛ-130 – звезда эпохи
К числу самых массовых грузовых автомобилей во всем мире относится ЗИЛ-130. Общее количество выпущенных машин этой модели только в Советском Союзе составило 3,4 млн. штук. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно с этим автомобилем у многих жителей страны до настоящего времени ассоциируются понятие «грузовик».
Оглавление
История модели
Опытный образец грузового автомобиля был выпущен в 1956 году на московском автомобильном заводе имени Лихачева.Задачей разработчиков стала замена устаревшего на тот момент ЗИЛ-164 (по другой маркировке – ЗИС-150). Последующие 8 лет продолжалось совершенствование и доработка. Только в 1963 году грузовик пошел в серию и начал выпускаться массово.
ВажноЧерез 10 лет машина была удостоена Государственного Знака Качества. Уже в середине 1974 года общее количество выпущенных ЗИЛов этой модели достигло миллиона.
Летом 1982 года с конвейера сошел двухмиллионный грузовик. С начала 1986 года обозначение машины было заменено на ЗИЛ-431410. В конце 1994 года завод прекратил массовый выпуск автомобилей. Небольшие партии грузовиков этой модели в разное время выпускались и другими заводами страны – читинским автосборочным, Кутаисским автомобильным,
Чкаловским автобусным и Уральским автомоторным. В настоящее время до сих можно купить ЗИЛ-130 б/у. Хотя встретить подобное предложение достаточно сложно. Все-таки машина не выпускается уже более четверти века.
Технические характеристики автомобиля
Популярность грузовика ЗИЛ-130 объясняется несколькими причинами. Главная из них – оптимальное сочетание технических и эксплуатационных характеристик.
Немалую роль в этом сыграло использование в качестве базовых идей при проектировании машины лучших моделей различных зарубежных брендов, включая Dodge, Ford, GMC, Chevrolet и других, американских и европейских
Двигатель
Грузовик в разные годы комплектовался различными силовыми установками. Базовый двигатель ЗИЛ-130 – это V-образный верхнеклапанный, мощность которого составляла 150 л. с. Его рабочий объем равнялся 5 969 куб. см. Двигатель был рассчитан на самый ходовой в СССР тех лет бензин А-76. Силовая установка оснащалась двухкамерным карбюратором К-88АЕ.
Мощность мотора позволяла развивать скорость до 90 км/ч. Помимо базовой, спустя несколько лет стала применяться комплектация ЗИЛ-130 дизелем. Но такой вариант никогда не был массовым и применялся, скорее, индивидуально.
Коробка передач
Грузовик предусматривал комплектацию 5-ти ступенчатой механической коробкой передач. Ее устройство предполагало использование сухого однодискового сцепления с пружинным гасителем колебаний. Главной передачей была двойная, имеющая пару конических колес. Передаточное число – 6,32.
Тормозная система
Грузовой автомобиль комплектовался тормозами барабанного типа, которые устанавливались на каждом колесе. Их функционирование осуществлялось за счет пневмосистемы. Стояночный тормоз имел аналогичное устройство и блокировал карданный вал.
Электрическая система
Рассчитана на 12 В. Энергия вырабатывается аккумулятором 6СТ-90-ЭМ. В качестве генератора обычно использовался 32.3701, реже – Г108-В. На грузовиках устанавливался стартер типа СТ130-А3, свечи и катушка зажигания А11 и Б114-Б, соответственно.
Кузов
Читайте также: Грузовики с двигателем воздушного охлаждения
Базовая комплектация грузовика предусматривала установку кузова в грузопассажирском варианте, то есть с задним бортом откидного типа. Боковые решетки комплектовались откидными скамейками, рассчитанными на размещение 16 человек.
Еще одна скамейка – съемная – помещала 8 человек дополнительно. Кузов поставлялся вместе с тентом, монтируемым на специальные дуги. Его конструкция предусматривальла быструю и беспроблемную установку.
Кабина
Выступала одним из самых узнаваемых элементов грузовика. Для 60-х годов прошлого века обладала хорошей эргономичностью. Руль изготавливался в виде винта, оснащенного шарообразной гайкой и поршень-рейкой со встроенным гидроусилителем.
ВажноКабина рассчитана на трех человек. Сиденья допускали регулировку по трем параметрам – высоте, длине и углу наклона спинки.
На крыше смонтированы два вентиляционных люка. Для изготовления каркаса кабины использовался цельный металл, что обеспечивало прочность, надежность и долговечность. Особое внимание следует уделить удобное расположение органов и приборов управления.
Габариты
Классические размеры ЗИЛ-130 были равны следующим величинам:
- длина/ширина/высота грузового автомобиля– 6 672/2 500/2 400мм;
- аналогичные значения платформы – 3 752/2 326/575 мм;
- значение клиренса – 275 мм;
- колея задняя/передняя – 1 790/1 800 мм;
- колесная база – 3 800 мм.
Рабочая масса грузовика составляла 4,3 тонны. Грузоподъемность изначально равнялась 4 т, а затем была увеличена до 6 т.
Модификации
Огромное значение в популяризации грузового автомобиля сыграло большое количество модификаций, выпущенных в разные годы. Имеет смысл перечислить наиболее востребованные из них:
- ЗИЛ-130-66. Внедрен в массовое производство в 1966 году. Отличается от базового варианта установкой двигателя мощностью 150 л. с. и несколькими усовершенствованиями. По сути, является самой популярной и массовой модификацией модели, а потому часто обозначается без добавления двух последних цифр;
- ЗИЛ-130-76. Ключевое отличие от первоначального варианта – повышенная до 6 тонн грузоподъемность;
- ЗИЛ-130-80. Оснащен тремя тормозными системами, независимыми друг от друга;
- ЗИЛ-130А. Тягач с бортовой платформой с возможностью использования вместе с прицепом;
- ЗИЛ-130Б. Усовершенствованное шасси, которое предусматривает наличие тормозного крана, электро- и пневмовывода, нескольких других доработок и изменений;
- ЗИЛ-130В. Седельный тягач. Выпускался в двух модификациях. Вторая – 130ВТ – имела усиленный задний мост;
- ЗИЛ-130Г и 130ГУ. Длинно- и особо длиннобазный грузовик (4,5 и 5,6 м соответственно) с бортовым и универсальным шасси;
- ЗИЛ-130Д1 и 130Д2. Шасси, предназначенные для промышленных самосвалов разных модификаций;
- ЗИЛ-136И. Комплектация дизелем «Перкинс-6.345». Его мощность составляла 140 л. с.;
- ЗИЛ-130К. Шасси, предназначенные для промышленных самосвалов с двигателем мощностью 110 л. с.;
- ЗИЛ-138, 138А и 138И. Несколько модификация с двигателем на сжиженном газе.
Отдельного упоминания заслуживают модификации грузового автомобиля, различающиеся по типу кузова и дополнительному оборудованию. К ним относятся:
- бортовой грузовик в базовой комплектации;
- самосвал ЗИЛ-130, который можно назвать вторым по массовости выпуска;
- фургон
- несколько видов автокранов (самый распространенный – КС 2571А);
- пожарная машина, получившая обозначение АЦ30(130)63;
- автоцистерна или бензовоз.
Достоинства и недостатки
Читайте также: Студебеккер— грузовик Победы
Популярность самого массового грузовика Советского Союза базируется на нескольких впечатляющих достоинствах машины. Главными из них выступают такие:
- доступная цена ЗИЛ-130 – ключевое преимущество автомобиля;
- относительно компактные размеры, которые обеспечивали маневренность на городских дорогах;
- отменные показатели ремонтопригодности;
- наличие запасных деталей, узлов и элементов, в некоторых местах сохраняющееся до сих пор – из-за массовости парка грузовиков этой модели;
- первый советский грузовой автомобиль с гидроусилителем руля;
- впечатляющие параметры проходимости, в том числе – за счет высокого клиренса.
Не стоит забывать и о недостатках грузовой машины, некоторые из которых оказываются весьма существенными. Главные из них состоят в следующем:
сравнительно низкая скорость;
- невысокая грузоподъемность;
- большой возраст грузовиков, так как модель давно не выпускается и все действующие ЗИЛ-130 б/у;
- высокий расход горючего;
- частые поломки и неисправности;
- низкий уровень комфорта в кабине, если исходить из сегодняшних требований;
- проблемный запуск автомобиля зимой;
- отсутствие качественной тепло- и шумоизоляции кабины.
В заключение
ЗИЛ-130 заслуженно стал самым массовым грузовиком в мире. Машина удачно сочетает неплохие технические характеристики с надежностью и удобством в работе. Важным дополнительным плюсом становится большое количество модификаций. Поэтому нет ничего удивительного в том, что грузовой автомобиль до сих пор можно встретить на дорогах страны.
- Мусоровозы — спецтехника №1 в коммунальном хозяйстве
- Грузовой автомобиль ЗИЛ-431410
- Грузовики с двигателем воздушного охлаждения
- Новинки спецтехники и оборудования на "Урал-АГРО-2016"
- История автомобилей ЗИЛ
ЗИЛ лично я бы отнес к легендам советского автопрома. Надежная, мощная и функциональная машина, которая доказала свою эффективность десятилетиями целенаправленного использования.
Сравнительно недавно – 5 лет назад – пересел на ЗИЛ-130. Думал, что такая техника уже не используется. Оказался неправ. Машина еще вполне рабочая, хотя сравнивать ее с современными моделями не имеет особого смысла. Понравилась маневренность и, как ни странно, надежность. Из недостатков – недостаточная комфортность кабины, которую пришлось доводить до ума подручными средствами.
Виктор, 56 лет Купил за очень скромные деньги легендарный ЗИЛ-130 для нужд домашнего приусадебного хозяйства Использую машину относительно нечасто. Очень доволен – грузовик практичен, удобен, надежен. Если не перегружать, работает без проблем. Единственная проблема – большой расход топлива, но даже она не смертельна.
Интересная статья ,узнал много об ЗИЛ 130,даа первый грузовой автомобиль СССР!
Для сельского хозяйства самое то. Машина...воспоминания детства, когда дед водил такую.
Читая статью о ЗИЛ-130, невозможно не ощутить ностальгию по временам, когда этот грузовик был королем дорог. Даже сегодня, после более чем четверти века с момента прекращения производства, ЗИЛ-130 остается в памяти многих как эталон надежности и простоты. Это, конечно, не Mercedes-Benz Actros с его передовыми технологиями и комфортом, но в своем времени ЗИЛ-130 был той рабочей лошадкой, на которую можно было положиться в любых условиях. Интересно, что в статье упомянуты модификации, такие как ЗИЛ-130-66 и ЗИЛ-130Г, что показывает, насколько разнообразной и универсальной была эта модель. Это напоминает мне Toyota Hilux, которая также известна своей выносливостью и многофункциональностью. Конечно, у ЗИЛа есть и недостатки, особенно с точки зрения современных стандартов – это и низкая скорость, и высокая прожорливость. Но, учитывая, что он был разработан в середине прошлого века, это не удивительно. Кроме того, его ремонтопригодность – большой плюс, особенно в условиях, где сервисные центры не всегда могли предложить помощь. В конце концов, ЗИЛ-130 – это не просто грузовик, а часть истории и культуры, символ целой эпохи. Удивительно, как он до сих пор встречается на дорогах, служа напоминанием о временах, когда техника создавалась с расчетом на десятилетия службы.
ЗИЛ-130 – это настоящая легенда советского автомобилестроения. В статье интересно описаны разные модификации, и, честно говоря, поражает, насколько продуманно инженеры подходили к созданию каждой из них. Это было время, когда надежность была на первом месте, и ЗИЛ-130 прекрасно это демонстрирует. Конечно, по современным меркам ЗИЛ отстает, но для своего времени это был выдающийся грузовик.
Статья замечательно раскрывает все аспекты ЗИЛ-130, от его истории до технических характеристик. Мне особенно понравилось упоминание о его кабине – в те годы эргономичность была редкостью. Это был грузовик, который служил десятилетиями, и его влияние невозможно переоценить. Хотя сегодня он не конкурент современным моделям, его наследие продолжает жить.
Этот автокран не совсем похож на ЗИЛ 133гя все остальные нормальные зилки если был бы ЗИЛ 130гу то я хочу его а если другие зилки то нет... Зил ммз 4502 вообще бывает в селе! В ссср вообще другие зилки бывают: ЗИЛ 130, 133, 4331 и так далее. У этого ЗИЛа вообще мотор от КАМАЗа... Если он проиграл МАЗ 500 это не значит что МАЗ проиграл а это значит что ЗИЛ проиграл. Зил 131 вообще видно что он сильнее Урала а не маза Но самый худший грузовик это Каз 606 потому что он не нравится шоферам ЗИЛ им точно подойдёт. Но не ЗИЛ 133... А ЗИЛ 130. Американский грузовик Шевролет или Додж совсем похожи на ЗИЛ 130.
Не совсем похожи на ЗИЛы, а так все нормально