ЗИЛ-130 – звезда эпохи
К числу самых массовых грузовых автомобилей во всем мире относится ЗИЛ-130. Общее количество выпущенных машин этой модели только в Советском Союзе составило 3,4 млн. штук. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно с этим автомобилем у многих жителей страны до настоящего времени ассоциируются понятие «грузовик».
Оглавление
История модели
Опытный образец грузового автомобиля был выпущен в 1956 году на московском автомобильном заводе имени Лихачева.Задачей разработчиков стала замена устаревшего на тот момент ЗИЛ-164 (по другой маркировке – ЗИС-150). Последующие 8 лет продолжалось совершенствование и доработка. Только в 1963 году грузовик пошел в серию и начал выпускаться массово.
ВажноЧерез 10 лет машина была удостоена Государственного Знака Качества. Уже в середине 1974 года общее количество выпущенных ЗИЛов этой модели достигло миллиона.
Летом 1982 года с конвейера сошел двухмиллионный грузовик. С начала 1986 года обозначение машины было заменено на ЗИЛ-431410. В конце 1994 года завод прекратил массовый выпуск автомобилей. Небольшие партии грузовиков этой модели в разное время выпускались и другими заводами страны – читинским автосборочным, Кутаисским автомобильным,
Чкаловским автобусным и Уральским автомоторным. В настоящее время до сих можно купить ЗИЛ-130 б/у. Хотя встретить подобное предложение достаточно сложно. Все-таки машина не выпускается уже более четверти века.
Технические характеристики автомобиля
Популярность грузовика ЗИЛ-130 объясняется несколькими причинами. Главная из них – оптимальное сочетание технических и эксплуатационных характеристик.
Немалую роль в этом сыграло использование в качестве базовых идей при проектировании машины лучших моделей различных зарубежных брендов, включая Dodge, Ford, GMC, Chevrolet и других, американских и европейских
Двигатель
Грузовик в разные годы комплектовался различными силовыми установками. Базовый двигатель ЗИЛ-130 – это V-образный верхнеклапанный, мощность которого составляла 150 л. с. Его рабочий объем равнялся 5 969 куб. см. Двигатель был рассчитан на самый ходовой в СССР тех лет бензин А-76. Силовая установка оснащалась двухкамерным карбюратором К-88АЕ.
Мощность мотора позволяла развивать скорость до 90 км/ч. Помимо базовой, спустя несколько лет стала применяться комплектация ЗИЛ-130 дизелем. Но такой вариант никогда не был массовым и применялся, скорее, индивидуально.
Коробка передач
Грузовик предусматривал комплектацию 5-ти ступенчатой механической коробкой передач. Ее устройство предполагало использование сухого однодискового сцепления с пружинным гасителем колебаний. Главной передачей была двойная, имеющая пару конических колес. Передаточное число – 6,32.
Тормозная система
Грузовой автомобиль комплектовался тормозами барабанного типа, которые устанавливались на каждом колесе. Их функционирование осуществлялось за счет пневмосистемы. Стояночный тормоз имел аналогичное устройство и блокировал карданный вал.
Электрическая система
Рассчитана на 12 В. Энергия вырабатывается аккумулятором 6СТ-90-ЭМ. В качестве генератора обычно использовался 32.3701, реже – Г108-В. На грузовиках устанавливался стартер типа СТ130-А3, свечи и катушка зажигания А11 и Б114-Б, соответственно.
Кузов
Читайте также: Грузовики с двигателем воздушного охлаждения
Базовая комплектация грузовика предусматривала установку кузова в грузопассажирском варианте, то есть с задним бортом откидного типа. Боковые решетки комплектовались откидными скамейками, рассчитанными на размещение 16 человек.
Еще одна скамейка – съемная – помещала 8 человек дополнительно. Кузов поставлялся вместе с тентом, монтируемым на специальные дуги. Его конструкция предусматривальла быструю и беспроблемную установку.
Кабина
Выступала одним из самых узнаваемых элементов грузовика. Для 60-х годов прошлого века обладала хорошей эргономичностью. Руль изготавливался в виде винта, оснащенного шарообразной гайкой и поршень-рейкой со встроенным гидроусилителем.
ВажноКабина рассчитана на трех человек. Сиденья допускали регулировку по трем параметрам – высоте, длине и углу наклона спинки.
На крыше смонтированы два вентиляционных люка. Для изготовления каркаса кабины использовался цельный металл, что обеспечивало прочность, надежность и долговечность. Особое внимание следует уделить удобное расположение органов и приборов управления.
Габариты
Классические размеры ЗИЛ-130 были равны следующим величинам:
- длина/ширина/высота грузового автомобиля– 6 672/2 500/2 400мм;
- аналогичные значения платформы – 3 752/2 326/575 мм;
- значение клиренса – 275 мм;
- колея задняя/передняя – 1 790/1 800 мм;
- колесная база – 3 800 мм.
Рабочая масса грузовика составляла 4,3 тонны. Грузоподъемность изначально равнялась 4 т, а затем была увеличена до 6 т.
Модификации
Огромное значение в популяризации грузового автомобиля сыграло большое количество модификаций, выпущенных в разные годы. Имеет смысл перечислить наиболее востребованные из них:
- ЗИЛ-130-66. Внедрен в массовое производство в 1966 году. Отличается от базового варианта установкой двигателя мощностью 150 л. с. и несколькими усовершенствованиями. По сути, является самой популярной и массовой модификацией модели, а потому часто обозначается без добавления двух последних цифр;
- ЗИЛ-130-76. Ключевое отличие от первоначального варианта – повышенная до 6 тонн грузоподъемность;
- ЗИЛ-130-80. Оснащен тремя тормозными системами, независимыми друг от друга;
- ЗИЛ-130А. Тягач с бортовой платформой с возможностью использования вместе с прицепом;
- ЗИЛ-130Б. Усовершенствованное шасси, которое предусматривает наличие тормозного крана, электро- и пневмовывода, нескольких других доработок и изменений;
- ЗИЛ-130В. Седельный тягач. Выпускался в двух модификациях. Вторая – 130ВТ – имела усиленный задний мост;
- ЗИЛ-130Г и 130ГУ. Длинно- и особо длиннобазный грузовик (4,5 и 5,6 м соответственно) с бортовым и универсальным шасси;
- ЗИЛ-130Д1 и 130Д2. Шасси, предназначенные для промышленных самосвалов разных модификаций;
- ЗИЛ-136И. Комплектация дизелем «Перкинс-6.345». Его мощность составляла 140 л. с.;
- ЗИЛ-130К. Шасси, предназначенные для промышленных самосвалов с двигателем мощностью 110 л. с.;
- ЗИЛ-138, 138А и 138И. Несколько модификация с двигателем на сжиженном газе.
Отдельного упоминания заслуживают модификации грузового автомобиля, различающиеся по типу кузова и дополнительному оборудованию. К ним относятся:
- бортовой грузовик в базовой комплектации;
- самосвал ЗИЛ-130, который можно назвать вторым по массовости выпуска;
- фургон
- несколько видов автокранов (самый распространенный – КС 2571А);
- пожарная машина, получившая обозначение АЦ30(130)63;
- автоцистерна или бензовоз.
Достоинства и недостатки
Читайте также: Студебеккер— грузовик Победы
Популярность самого массового грузовика Советского Союза базируется на нескольких впечатляющих достоинствах машины. Главными из них выступают такие:
- доступная цена ЗИЛ-130 – ключевое преимущество автомобиля;
- относительно компактные размеры, которые обеспечивали маневренность на городских дорогах;
- отменные показатели ремонтопригодности;
- наличие запасных деталей, узлов и элементов, в некоторых местах сохраняющееся до сих пор – из-за массовости парка грузовиков этой модели;
- первый советский грузовой автомобиль с гидроусилителем руля;
- впечатляющие параметры проходимости, в том числе – за счет высокого клиренса.
Не стоит забывать и о недостатках грузовой машины, некоторые из которых оказываются весьма существенными. Главные из них состоят в следующем:
сравнительно низкая скорость;
- невысокая грузоподъемность;
- большой возраст грузовиков, так как модель давно не выпускается и все действующие ЗИЛ-130 б/у;
- высокий расход горючего;
- частые поломки и неисправности;
- низкий уровень комфорта в кабине, если исходить из сегодняшних требований;
- проблемный запуск автомобиля зимой;
- отсутствие качественной тепло- и шумоизоляции кабины.
В заключение
ЗИЛ-130 заслуженно стал самым массовым грузовиком в мире. Машина удачно сочетает неплохие технические характеристики с надежностью и удобством в работе. Важным дополнительным плюсом становится большое количество модификаций. Поэтому нет ничего удивительного в том, что грузовой автомобиль до сих пор можно встретить на дорогах страны.
- Мусоровозы — спецтехника №1 в коммунальном хозяйстве
- Грузовой автомобиль ЗИЛ-431410
- Грузовики с двигателем воздушного охлаждения
- Новинки спецтехники и оборудования на "Урал-АГРО-2016"
- История автомобилей ЗИЛ
ЗИЛ лично я бы отнес к легендам советского автопрома. Надежная, мощная и функциональная машина, которая доказала свою эффективность десятилетиями целенаправленного использования.
Сравнительно недавно – 5 лет назад – пересел на ЗИЛ-130. Думал, что такая техника уже не используется. Оказался неправ. Машина еще вполне рабочая, хотя сравнивать ее с современными моделями не имеет особого смысла. Понравилась маневренность и, как ни странно, надежность. Из недостатков – недостаточная комфортность кабины, которую пришлось доводить до ума подручными средствами.
Виктор, 56 лет Купил за очень скромные деньги легендарный ЗИЛ-130 для нужд домашнего приусадебного хозяйства Использую машину относительно нечасто. Очень доволен – грузовик практичен, удобен, надежен. Если не перегружать, работает без проблем. Единственная проблема – большой расход топлива, но даже она не смертельна.
Интересная статья ,узнал много об ЗИЛ 130,даа первый грузовой автомобиль СССР!
Для сельского хозяйства самое то. Машина...воспоминания детства, когда дед водил такую.